Проект "Маленький финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Курасова Зулейха Исмагиловна

 

Проект поможет детям старшей группы сформировать представление об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, реклама, цена в соответствии с ихз возрастными особенностями

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Маленький финансист"35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6 – центр развития ребенка»

Проект по финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

«Маленький финансист»

Выполнила воспитатель

Курасова З.И.

Сергиев Посад, 2019 г.

1.1. Пояснительная записка Программа «Путешествие в страну Предпринимательства» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на обучение детей азам экономики, финансовой грамотности и предпринимательства, формирование у них экономических представлений.

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр.         Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

   Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку. 

Новизна материала

Новизна исследования в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольников старшего возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

        Постановка проблемы

     Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

Цель: формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием;

Задачи проекта

1.Образовательные: закрепить представления детей об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; полезные экономические навыки и привычки в быту; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2.Развивающие: развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3. Воспитательные: воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Принципы:

- доступность, познавательность и наглядность

- учёт возрастных особенностей

- сочетание теоретических и практических форм деятельности

Планируемые результаты: 

У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.

• Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

• Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.

• Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

• Педагоги получили систему работы по формированию финансового опыта детей.

       

Вид проекта: информационно-познавательный

Направления деятельности: познавательно-исследовательское, социокультурное, художественно – эстетическое, коммуникативное.

Срок реализации проекта: октябрь 2019 г. -  январь 2020 г.

 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)

Педагогические технологии:

Технологии экономического воспитания дошкольников;

Технология познавательно- исследовательской деятельности;

Технология игровой деятельности;

Технология ИКТ.

              Этапы проекта

Подготовительный этап (октябрь 2019 г)

Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,

  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  •  Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями
  • Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
  • Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.

 Основной этап (ноябрь-декабрь 2019 г)

Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей.

  Заключительный этап (январь 2020 г)

Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Хочу быть фермером»;

Сотрудничество с родителями

 Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.

  • Анкетирование «Нужна ли финансовая грамотность ребенку?»
  • Деловая игра с родителями «Азбука финансов»
  • Родительское собрание "Уроки финансовой грамотности в семье"
  • Оформить альбом реклама по мультфильмам
  • Картотека дидактических игр по формированию основ финансовой грамоты:
  • Стендовые консультации для родителей (В течение всего времени реализации проекта; стенгазета «Маленький финансист», памятка, папки-передвижки, консультации, рекомендации по теме «Финансовая грамотность детей.  Дайте ребенку знания о деньгах»)
  • Участие родителей в изготовлении лэпбука «Маленький финансист», в изготовлении пособий для занятий и атрибутов для игры «Хочу быть фермером»
  • Совместные мероприятия с детьми

Основные формы реализации проекта:

  •  Беседы;
  • Чтение художественной литературы;
  • Интегрированная НОД;
  • увлекательные ситуационные задачи;
  • загадки, пословицы и поговорки;
  • Просмотр презентаций;
  • Дидактические игры;
  • Викторины;
  • Сочинение сказок, рассказов;
  • Деловые игры;
  • Сюжетно-ролевая игра «Хочу быть фермером»
  • Игры- путешествия;
  • Настольные игры;

Тематическое планирование

  • Блок № 1. «Труд – продукт».

Педагогические задачи:

  • формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых

и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы

детского сада;

  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью,

помогать взрослым;

  • стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
  • Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.
  • Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата; рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля; деньги.

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда!»

Октябрь

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя будущая профессия», «Как я помогаю близким», «Мои добрые дела».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Игрушка своими руками», «Мой товар на ярмарку».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Труд», «Профессии».

2) Труд в уголке природы.

3) Помощь в сервировании стола, уборке со стола после приема пищи

. 4) Привлечение детей к наведению порядка в уголке игрушек

. 5) Работа на участке дошкольной образовательной организации

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа о труде

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о труде и лени, познакомить с профессиями взрослых;

1. Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга»

Цель: познакомить детей с данной сказкой, формировать понятие о пользе труда;

1. Загадки о труде и профессиях

Цель: расширять знания дошкольников о труде и профессиях, воспитывать положительное отношение к труду;

1. Игры: «Какие ошибки допустил художник», «Выбор профессии»

Цель: продолжать расширять знания детей о профессиях взрослых.

  • Блок № 2. «Деньги, цена».
  • Педагогические задачи:

познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение

  • к деньгам как к части культуры каждой страны;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,
  • связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание
  • разумного финансового поведения);
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты
  • труда людей, деньги являются средством и условием материального
  • благополучия, достатка в жизни людей.
  • Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня
  • Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле;

покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно,

не выгодно, обмен.

«Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит»

Ноябрь

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Монеты моей страны», «Деньги разных стран», «Места торговли: ярмарка, магазин, рынок», «Мой вклад в бюджет семьи», «Добрые дела нашей семьи».

2) Поделки, оригами, аппликации, конструирование на темы: «Необычные формы денег», «Копилка для монет», «Обмен продуктами труда».

3) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Деньги», «Бюджет семьи», «Покупки в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Доходы и расходы моей семьи», «Мы ходим за покупками», «Что значит быть бережливым».

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа «В общем о деньгах»

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»

Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?» 

Цель: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего нужны человеку деньги. Развивать логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду, бережливость.

Игра – эстафета «От Каменного века, до возникновения банков в НОВОЕ ВРЕМЯ» Цели: Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием.

1. Кукольный спектакль «Как Зайчика бережливости научили»

Цель: раскрыть детям смысл бережливости и рациональной траты денег

1. Обсуждение сказки Б. В. Минина «Доверчивый Зайчик», Т. В. Грековой «Клад» или Б. В. Минина «Муравьи и старый горшочек» (на выбор воспитателя)

Цель: продолжать формировать у детей представления о деньгах, бережливости и рациональной трате денег

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь»

Цель: напомнить детям сказки, в которых присутствуют товарно-денежные отношения, учить детей анализировать поступки героев

1. Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей страны.

  • Блок №3 Тема: «Реклама вокруг нас».
  • Педагогические задачи:
  • дать представление о рекламе, ее назначении;
  • поощрять объективное отношение детей к рекламе;
  • развивать у детей способность различать рекламные уловки;
  • учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
  • учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде
  • чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
  • Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»

Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.

Декабрь

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно-эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Моя любимая реклама», «Фантастическая реклама», «Спецэффекты в рекламе», «Реклама: правда и вымысел», «Реклама на плакатах».

2) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Работа в книжном уголке: просмотр альбомов, карточек по темам «Реклама для детей», «Красочная реклама», «Сравним товар в рекламе и в магазине».

2) Составление рассказов на темы: «Рекламные уловки», «Почему мне нравится реклама для детей по телевизору», «Почему нельзя верить рекламе».

3) Конкурс рекламных слоганов на тему «Я рекламирую…».

Непосредственно образовательная деятельность

 
. Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»

     Цель: Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев.
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

 Цель: дать представление о рекламе; формирование интереса к миру экономики. Развитие смекалки, сообразительности.

1. Беседа о рекламе.

Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

1. Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Цель: обнаружение присутствия рекламы в известных детям сказках

1. Сюжетно-ролевая игра «Хочу быть фермером»

Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о содержании и значение деятельности работников сельскохозяйственного сектора.     

  • Блок № 4. «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

Январь

  • Педагогические задачи:
  • формировать представление о том, что к вещам надо относиться
  • с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд,
  • старание, любовь;
  • воспитывать у детей навыки и привычки культурного взаимодействия
  • с окружающим вещным миром, бережного отношения к вещам;
  •  воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между
  • удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных,
  • эгоистических и альтруистических потребностей;
  • дать детям представление о творческом поиске лучшего решения (либо

компромисса) в спорных ситуациях, в ситуациях трудного нравственного

выбора и др.

  • Основные понятия: бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный,

щедрый, добрый, честный, запасливый и др.

«Без хозяина деньги – черепки»

Свободная самостоятельная деятельность детей

Художественно–эстетическое развитие

1) Рисование на темы: «Игрушки моих родителей», «Моя любимая игрушка», «Моя копилка».

2) Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или принесенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребятам склеить, «отремонтировать».

3) Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки». Принесенные из дома игрушки, требующие небольшого ремонта, ребята чинят, чистят, украшают (например, надевают бант кукле, поправляют колеса машинке) и обмениваются с ребятами из группы на другие игрушки.

4) Собирание тематических паззлов.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности

1) Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая посуда и т. д.).

2) Приобщение к сортировке мусора в группе и на площадке.

3) Составление рассказов на темы: «Я уважаю чужой труд», «Что будет, если я испорчу игрушку?», «Хороший хозяин — это тот, кто…», «Почему жадничать — это плохо?», «Вещи, сделанные своими руками», «Что значит быть экономным?».

Непосредственно образовательная деятельность

1. Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту

1. Игра-эстафета «Хорошо – плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помощью подвижных игр.

1. Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

Цель: воспитывать бережное отношение к своим вещам, желание приобретать навыки хозяйственно-бытового труда

1. Обсуждение сказки К. И Чуковского «Федорино горе»

Цель: формировать в детях желание содержать в порядке свои вещи

Выразительное чтение стихов о бережливости и труде  

Цель: Формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности. Воспитывать уважение к людям труда.

1. Праздник «Мы – бережливые»

Цель: сформировать у детей понимание целесообразности бережливости.

4. Обсуждение смысла пословиц и поговорок

5.. Обсуждение сказки Г. Х. Андерсена «Новое платье короля»
6. Беседа о рекламе

Информационное обеспечение

  • Сборник демонстрационных материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Банк России
  • Сборник методических материалов. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Банк России

Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  •  Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). URL: http//fgosreestr.ru.

Дополнительная литература

  •  Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование
  • как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова;
  • М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005 28 с.
  •  Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012 104 с.
  •  Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016 336 с.
  • Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017 № 8
  • С. 349–351.
  •  Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса
  • в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995 № 9
  •  Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях
  • детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII
  • Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015 С. 39–41.
  • 7 Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015 176 с.
  • 8 Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015 48 с.
  • 9 Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005 256 с.
  • Интернет-ресурсы
  • www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
  • fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
  • минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности
  • граждан «Дружи с финансами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...