проект "Финансовая грамотность каждому дошкольнику"
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

проект по финансовой грамотности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

Информационная карта проекта

 «Финансовую грамотность каждому дошкольнику»

Для детей 6-7лет

Подготовила:

                                               Норкова Ю.М.

Тип проекта: образовательный  проект по формированию основ финансовой грамотности, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6-7лет

Актуальность проблемы: Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое  образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми  приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но,  вместе с воспитателями и родителями,  путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о деньгах; научить детей правильному отношению к деньгам и разумному их использованию; разъяснить, что такое труд, товар, торговля, цена.

2. Развивать словарь, связную речь, приобщать детей к русскому народному фольклору.

3. Воспитывать у детей умение: правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.); бережливости, честности.

Ожидаемые результаты.

 Планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом разумно тратим, экономим.

3. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине; деньги, которые они могут потратить в магазине).

4. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

Этапы проекта:

1 этап –подготовительный, организационный

  • «Модель трёх вопросов»;
  • определение цели и задач проекта;
  • подбор иллюстраций, книг, раскрасок, настольных игр, художественной литературы; подбор стихов, загадок, пословиц о труде; создание картотеки дидактических игр, презентаций, интерактивных игр;
  • разработка плана мероприятий с воспитанниками и родителями.

2 этап –основной:

  • Сюжетно – ролевые игры: «Магазин игрушек», «На почте», «Булочная», «Покупаем овощи и фрукты», «Семейный бюджет», «Работа инкассаторов», «Сбербанк», «Поездка в автобусе».
  • Беседы по теме: «Что такое деньги?», «Какие бывают деньги?», «Деньги разных стран», «История денег», «Что такое реклама?», «Береги деньги».
  • Чтение художественной литературы: «История о рублике и его друзьях», «Откуда берутся деньги».
  • Просмотр и обсуждение презентаций: «Семейный бюджет», «Доходы и расходы», «Товар и торговля», «Ярмарочные гуляния», «Вот, какая ярмарка!».
  • Загадывание загадок и решение ситуационных задач, способствующие формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей «Выгодно – невыгодно», «Потребности и желания», «Как деньги попадают к нам в дом».
  • Создание лэпбуков: «Юный экономист», «Экономика для дошкольников».
  • Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде; песен «Ах, ярмарка», «Ой, вставала я ранёшенько».
  • Театрализованная деятельность: мини постановки«Хочу и могу», «Зайкина находка», «Семечки», «Задорные коробейники»; танцев «Весёлые платочки», «Удалые ложкари», «Русская плясовая».
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Муха – цокотуха», «Жирафа и очки», «Как старик корову продавал», «Пятачок», «Золотая антилопа», «Золотой ключик», «Али баба и сорок разбойников», «Уроки тётушки Совы.  Финансовая грамотность», «Смешарики. Финансовая грамотность», «Семья Барбоскиных»: серия 78  «Как дедушка собирался на море?».
  • Продуктивная деятельность: рисование и лепка по теме «Моя семья», «Семейный бюджет», «Вот, какие деньки!», «Всей семьёй за покупками», «Купи билет», «Все профессии важны, все профессии нужны».
  • Изготовление коллажей, книжек-малышек по теме «Профессии», «Пословицы и поговорки о труде», «Моя реклама».
  • Проведение итогового мероприятия  «Ах, какая ярмарка!»

3этап -заключительный:

  • анализ результатов работы;
  • систематизация материала;
  • презентация проекта.

                           

Краткое содержание проекта

Наименование мероприятия

Исполнитель

Сроки реализации

Подготовительный этап

Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современных научных разработок в области развивающей среды для детей старшего  дошкольного возраста, материала по развитию финансовой грамотности в подготовительной к школе группе .

воспитатели

сентябрь

Анализ условий, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами: ООП дошкольного учреждения, ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

воспитатели

октябрь

Разработка проекта. Составление рабочего плана, реализации проекта

воспитатели

ноябрь

Прогнозирование ожидаемых  результатов, возможных рисков  проекта.

 Организации группового пространства, отвечающего современным ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде

воспитатели

ноябрь

Отбор лучших разработок для внедрения проекта

воспитатели

декабрь

Деятельностный этап

Консультация  для родителей  по теме «Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста»

Воспитатели

январь

Чтение художественной литературы:

«Муха-Цокотуха», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке»

Дидактические игры:

«Кому и что нужно для работы»

«Кто как работает», «Где это можно купить?»

Разгадывание ребусов.

Сюжетно-ролевые игры:

«Банк», «Супермаркет»

Экскурсия:

«Почта-Банк»

Исследовательская деятельность

«Монета. Банкнота. Банковская карта»

Настольно-печатные игры:

«Белая ворона», «Маленький финансист»

Воспитатели

февраль-март

Беседы:

«Профессии наших родителей»

Воспитатели

апрель

Художественно – творческая деятельность:

рисование «Банкноты», нетрадиционная техника рисования «Фроттаж» -монеты

просмотр мультфильмов: «История денег», «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама»

«Уроки тетушки Совы», просмотр теневого театра по сказке «Как мужик корову продавал»

Рисование

Воспитатели

апрель

Заключительный этап

Итоговое мероприятие: викторина «Я финансист»

Воспитатели

май

Презентация проекта: «Финансовую грамотность каждому дошкольнику»

Воспитатели

План мероприятий с родителями

Содержание работы

Ответственные

Сроки

1.

Познакомить родителей с предстоящей работой над проектом. Письмо родителям.

Воспитатели

В ходе  реализации проекта

2.

Принимают участие в изготовлении дидактических игр по финансовой грамотности своими руками

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

3.

Участвуют в подборе художественной, энциклопедической литературы по теме проекта.

Воспитатели, родители

В ходе реализации проекта

4.

Изготовление игр по теме проекта  «Банкомат».

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

5.

Консультация для родителей

«Экономическое воспитание в семье»

Воспитатели

В ходе реализации проекта

6.

Консультация для родителей

 «Дети и деньги»

Воспитатели

В ходе реализации проекта

7.

Выставка фотографии в соответствии с тематикой проекта: «Покупки в магазине», «Мы и банкомат» и т. д.

Родители, воспитатели

В ходе реализации проекта

8.

Изготовление макета банкомат

Совместная деятельность родителей и воспитанников

В ходе реализации проекта

В результате проделанной работы, мы уверены, что у воспитанников сформировалось первичное понимание финансово-экономических терминов; понимание взаимосвязи между деньгами и трудом, умения правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, что трудиться, помогать старшим – хорошо, а лениться – плохо. Мы смогли заложить основы разумного финансового поведения, заложили важные для жизни качества, как трудолюбие, уважение к себе, другим людям, своему и чужому труду, веру в себя, настойчивость, терпение и оптимизм. Все эти качества во многом предопределяют финансовое благополучие человека во взрослой жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п. Горноправдинск » проект по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Финансовую грамотность каждому дошкольнику» Воспитатель: Норкова Ю.М.

Слайд 2

Актуальность проекта Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Слайд 3

Цель Проекта: Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Задачи : 1. Формировать первичные представления о деньгах; научить детей правильному отношению к деньгам и разумному их использованию; разъяснить, что такое труд, товар, торговля, цена. 2. Развивать словарь, связную речь, приобщать детей к русскому народному фольклору. 3. Воспитывать у детей умение: правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.); бережливости, честности.

Слайд 5

Мониторинг Оценка сформированности финансовой грамотности у группы детей в начале реализации проекта

Слайд 6

Изучение методического пособия.

Слайд 7

Литература для чтения

Слайд 8

Методы и приёмы реализации проекта

Слайд 9

Лэпбук «Детям о деньгах»

Слайд 13

Дидактическая игра «Кому и что нужно для работы»

Слайд 14

Дидактическая игра «Где это можно купить?

Слайд 15

Дидактическая игра «Размен»

Слайд 16

Беседа «Профессии наших родителей»

Слайд 17

Сюжетно – ролевая игра «Кафе»

Слайд 18

Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»

Слайд 20

Образовательная деятельность «Какими они были – первые деньги?»

Слайд 21

Исследовательская деятельность(экспериментирование) «Монета. Банкнота. Банковская карта»

Слайд 22

Мини – музей «Деньги разного времени»

Слайд 25

Игра –викторина «Я – финансист»

Слайд 26

Использование художественной литературы

Слайд 27

Теневой театр. Сказка «Как мужик корову продавал»

Слайд 28

Игры, сделанные руками родителей

Слайд 29

Банкомат от родителей

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развлечение День правовой грамотности «Каждый ребёнок имеет право» в рамках «Всемирного дня прав человека»

обобщение знаний детей по правовой культуре у всех участников образовательного процесса...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

«Финансовую грамотность каждому дошкольнику»

Тип проекта: образовательный  проект по формированию основ финансовой грамотности, групповой.Продолжительность проекта: долгосрочныйУчастники проекта: Дети, воспитатели, родители.Возраст детей:6-...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....