Финансовый гений
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации Ханты-Мансийского района
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»
п. Горноправдинск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФИНАНСОВЫЙ ГЕНИЙ»
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Норкова Юлия Михайловна
воспитатель 1 категории
Горноправдинск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
I.Целевой раздел..............................................................................................................................3-13
1.1Пояснительная записка.................................................................................................................3-7
1.2.Цель, принципы, структура Программы.......................................................................................7
1.3.Планируемые результаты освоения Программы..........................................................................8
1.4.Возрастные особенности детей 5-7лет.....................................................................................8-13
II. Содержательный раздел..........................................................................................................13-23
2.1.Содержание программы....................................................................................................................................13-15
2.2. Формы, методы, средства реализации Программы............................................................15-16
2.3. Перспективное планирование образовательной деятельности по Программе.....................................................................................................................................16-23
III. Организационный раздел.......................................................................................................24-27
3.1.Материально-техническое обеспечение реализации Программы...................................................................................................................................24-25
3.2.Распорядок или режим дня...................................................................................................25-26
3.3.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания....................................................................................................................................26-27
Рекомендуемая литература………………………………………………………………….....28-29
Библиографический список……………………………………………………………………..30
Программа «Финансовый гений» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детский сад «Сказка». Содержание Программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса МКДОУ «Детский сад «Сказка». Цель программы - помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие». Программа отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет, разработанной Банком России, с учетом Методических рекомендаций для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, Москва 2019г.
Целевой раздел
- Пояснительная записка
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Для реализации программы «Финансовая грамотность» в старших и подготовительных группах создается зона «экономического игрового пространства» с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации. Обязательно оборудуются контейнеры или ящики с выносным материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне экономического игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия (альбомы, фотографии, тренировочные диаграммы, фотографии).
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.
Актуальность
Написание данной программы актуально, так как соответствует запросам современности и потребностям родителей нашего города. Человек, который уверен в своём будущем, чувствует себя гораздо лучше. Наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами. Мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить о том, что выполняя любой каприз ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Дети должны знать и чем раньше, тем лучше, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатываешь. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Программа предусматривает усвоение финансовых понятий на конкретном жизненном материале, а это дает возможность показать ребёнку, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на занятиях, служат практике и родились из потребности жизни.
Новизна программы заключается в том, что многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Педагогическая целесообразность программы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.
Внедрение в образовательную деятельность экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания.
Возраст детей: программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Методы и приемы, используемые на занятиях
Для реализации данной программы используются такие методы и приёмы:
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, дискуссия;
- наглядные: наблюдение, иллюстрация, демонстрация;
- практические: опыт, эксперимент, исследовании, упражнение, работа по образцу;
- работа с книгой: чтение, изучение, изложение, рассказ.
1.2.Цель, принципы, структура Программы
Цель программы: программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры. Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника(связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному развитию детей.
Оздоровительные технологии
Организация образовательной деятельности направлена на здоровьесберегающие технологии. Педагогам проводятся физкультурные минутки, пальчиковые игры, беседы, спортивные и подвижные игры на переменах.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы 2 года.
1.3. Планируемые результаты от реализации программы
Уровни усвоения программы
Высокий: Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.
Средний: Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.
Низкий: Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.
1.4. Возрастные особенности воспитанников группы
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Подготовительная группа (6 – 7 лет):
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложныевзаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
II. Содержательный раздел
2.1.Содержание программы
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
Материал программы представлен в четырех разделах-блоках: «Труд-продукт», «Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»; в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ – игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Занятия по данной программе включают:
1. Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2. Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
3. Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4. Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит, Лунапарк).
5. Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
6. Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях. Предлагаются следующие произведения: Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л. , Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Для закрепления сложных экономических понятий автор предлагает использовать сказочных персонажей. Например, «поселить» в группе игрушечного мальчика Эконома. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995), исходя из основных, наиболее адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора развивающей предметной среды.
В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:
- совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Согласно предложенной модели, в основном составляющее блоке образовательного процесса — «партнерском» — в рамках совместной непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:
- развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического мышления);
- развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата; освоение ребенком мироустройства в его природных рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).
Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающие образовательные задачи, дают взаимоусиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.
Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям, соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности.
Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию
ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим формам.
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность открыта для перепроектирования в соответствии с интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.
2.3..Календарно – тематическое планирование
Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Первый год обучения. Старшая группа.
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии |
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей» | |||
1 | Труд – основа жизни | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра-соревнование папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде |
2 | Домашний труд. | Виды домашнего труда. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. | Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности |
3 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почетно» |
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус (1) | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» |
5 | Все работы хороши, выбирай на вкус (2) | Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» |
6 | Трудиться - всегда пригодиться | Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться | Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем, рисуем |
7 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать. | Интерактивный мини-спектакль |
8 | Труд во благо | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме |
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны» | |||
9 | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ |
10 | Какие бывают деньги | Виды денег (монеты, банкноты). | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» |
11 | Как выглядят деньги и откуда берутся | Изготовление денег: печать, чеканка. | Беседа, исследование, чтение,– придумываем деньги для группы. Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали» |
12 | Как деньги попадают к нам в дом. | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд. | Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь» |
13 | Трудовая денежка всегда крепка | Заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом. | Сказка «Трудовые деньги». Рассказ «Отец и сын» |
14 | Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом» | Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы». | Веб-квест «Путешествие с Гномом по Денежному городу» |
15 | Откуда берутся деньги и зачем они нужны? | Закрепление материала. | Итоговое мероприятие по теме |
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем» | |||
16 | Потребности и желания (1) | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. | Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное» |
17 | Потребности и желания (2) | Соотносим потребности, желания и возможности. | Ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение |
18 | Мини-спектакль «История про заек Мазаек» | Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить. | Интерактивный мини-спектакль |
19 | Где покупают и продают разные товары? (1) | Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, папка-передвижка «Мы идем за покупками» |
20 | Где покупают и продают разные товары? (2) | Торговые предприятия: базары, рынки, ярмарки, торговые центры. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд. |
21 | Наша мастерская (1) | Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность |
22 | Наша мастер - класс (2) | Изготавливаются товары для города мастеров: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. | Технология моделирования. Творческо-трудовая деятельность |
23 | Стоимость и цена товара | Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену. | Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение |
24 | Реклама вокруг нас: хорошо или плохо? | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем собственные поделки. |
25 | Создаем рекламу | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). Рекламируем книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей |
26 | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно». |
27 | Обмен – подарок | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение |
28 | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. | Обсуждение, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. |
29 | Сюжетно-ролевая игра «Торговый Центр» | Закрепление материала по темам: труд, деньги, товар, реклама. | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). |
30 | Сюжетно-ролевая игра «Развлекательный Центр» | Закрепление материала. Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно ролевая игра (работа в подгруппах). |
Второй год обучения, подготовительная группа
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим» | |||||
№ п/п | Тема | Содержание образовательного мероприятия | Педагогические технологии | ||
1 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную» | ||
2 | Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» | В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства. | Интерактивный мини-спектакль | ||
3 | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» | ||
4 | Мини-спектакль «Копилка» | Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами | Интерактивный мини-спектакль | ||
5 | Творческое занятие «Наша мастерская» (1) | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Дети занимаются посильным ремонтом игрушек, в том числе принесенных из дома. | ||
6 | Творческое занятие «Наша мастерская» (2) | Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. | Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр. | ||
7 | Мини-спектакль «День рождения» | Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить. | Интерактивный мини-спектакль | ||
8 | Экскурсия в магазин «Продукты» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. | Игра «Покупаем продукты к празднику» | ||
9 | Экскурсия в магазин «Игрушки» | Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. | Игра «Покупаем подарки на день рождения» | ||
10 | Досуг «Сберегаем и экономим» | Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам (поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно). | Итоговое мероприятие по теме | ||
Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги» | |||||
11 | Занимаем и одалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. | Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем». | ||
12 | Долги | Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку | ||
13 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). | Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. | ||
14 | Мини-спектакль «Долг» | Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник». | Интерактивный мини-спектакль | ||
15 | Досуг «Долг и ответственность» | Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. | Итоговое мероприятие по теме | ||
Тема 6. «Учимся планировать» | |||||
16 | Учимся планировать | Знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. | Технология «Клубный час». Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа. | ||
17 | Планируем свои расходы | Учимся решать несложные экономические задачи. | Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. | ||
18 | Творим добро | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. | Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах) | ||
19 | Сделал дело – гуляй смело | Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. | Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки | ||
20 | Мини-спектакль «План лисенка Рыжика» | Закрепляем понятия: цель, план, планировать. | Интерактивный мини-спектакль | ||
21 | Ставлю цель и планирую | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Технология «Ситуация месяца». | ||
22 | Планируем свои дела | Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. | Итоговое мероприятие | ||
Тема 7. «Что такое богатство?» | |||||
23 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. | Социо-игровая технология (работа в малых группах). Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» | ||
24 | Наше богатство (1) | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. | Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». | ||
25 | Наше богатство (2) | Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство». Конкурс проектов «Наше богатство» | ||
26 | Щедрость и жадность (1) | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы | ||
27 | Щедрость и жадность (2) | Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. | Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы | ||
28 | Бережливость | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. | Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки» | ||
29 | Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» | Закрепление материала по теме | Сюжетно – ролевая игра | ||
30 | Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр» | Праздник в рамках «Финансовой недели». | Сюжетно – ролевая игра |
III. Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:
-осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
-организовывать участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации,
а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
- обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
-обеспечивать эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
-обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов, информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:
- возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
- выполнение организацией требований:
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- пожарной безопасности и электробезопасности;
-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;
- возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.
Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2.Распорядок или режим дня
Программа реализуется как в течение одного года в подготовительной к школе группе. Оптимальный режим работы с детьми по Программе — два раза в месяц.
Режим занятий - 2раза в месяц по 30минут
Количество занятий - 16
Группа -17 воспитанников
Режим дня подготовительной группы № 3 «Непоседы»
Прием детей, самостоятельная деятельность7.00 - 8.15
Утренняя гимнастика 8.15 - 8.25
Подготовка к завтраку 8.25 - 8.35
Завтрак 8.35 - 8.50
Подготовка к занятиям 8.50 - 9.00
Организованная образовательная деятельность 9.00 - 9.30
9.40 - 10.10
10.20 - 10.50
Подготовка к прогулке 10.50 - 11.00
Прогулка 11.00 - 12.20
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.20 - 12.30
Обед 12.30 - 12.50
Подготовка ко сну 12.50 - 13.00
Дневной сон 13.00 - 15.00
Постепенный подъем, гигиенические, воздушные,
водные процедуры 15.00 - 15.15
Полдник 15.15 - 15.30
Игры, самостоятельная деятельность,
индивидуальная работа с детьми 15.30 - 16.25
Подготовка к ужину 16.30 - 16.40
Ужин 16.45 - 17.00
Чтение художественной литературы
Подготовка к прогулке 17.00 - 17.30
Прогулка 17.30 - 18.30
Возвращение с прогулки 18.30 -18.45
Самостоятельная деятельность, уход детей домой 18.45 - 19.00
При этом необходимо в процессе повседневной деятельности группы закрепляются экономические знания детей, полученные во время занятий (например, собираясь с детьми на прогулку, обратить их внимание на необходимость выключать свет в помещении и показать при этом, что колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее), в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду после мытья рук, не оставлять пищу в тарелке и куски хлеба на столах и т. п.).
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие детей 5–7 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, от простого к сложному, прочности овладения знаниями и умениями.
Занятия проводятся по группам, индивидуально. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Большую часть программы занимает практическая часть. Она проходит в форме упражнений, творческих заданий и практических работ.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
Учебный кабинет для занятий.
Доска рабочая;
Рабочие столы, стулья;
Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для занятия: демонстрационный материал, касса цифр, наборное полотно. Картинки, игрушки, таблицы, набор геометрических фигур. Модель часов, календарь, счетные палочки, весы. Мерки для измерения длины. Цветные карандаши.
Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
5. Карта «Путешествие денежки»
6. Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Рекомендуемая литература:
- Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
- Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
- Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
336 с.
- Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №
8.С. 349–351.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.
- Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условияхдетского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIМеждунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.
- Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.
Интернет-ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»
Электронные ресурсы для педагогов:
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. festival.1september.ru, свободный. - Загл. с экрана.
- Дети и деньги [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. - Загл. с экрана.
- Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://worldofchildren.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
- Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.klubkontakt.net/ , свободный. - Загл. с экрана.
- Подготовка к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://vscolu.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
Библиографический список
1.Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой. М.- 1989.-159с.
2. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.- 65с.
3. Меньшикова, О.И., Попова, Т.Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157с.
4. . Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь.М.- 1997.- 78с.
5. Сасова, И.А. Экономическое воспитание детей в семье. М.- 1989.-137с.
6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.
7. Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2006.-88с.
8. Смоленцева, А.А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А.А. Смоленцева, М.А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с.12-16.
9. Шатова, А.Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А.Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с.21-23.
10.Шатова, А.Д. Экономика для взрослых и детей. Сборник.-М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-240с.
11.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.
12. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.
13.Эльконинова,Л.Л. Роль сказки в психическом развитии дошкольников/ Л.Л. Эльконинова // Мир психологии.- 1998.-№3.- с.42-51
14. Якобсон, С.Г. Дошкольник, какой он?/ С.Г. Якобсон, Е.В Соловьева -М.- 2002.-78с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БЫТЬ ГЕНИЕМ»
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группах детского сада....
Презентация к проекту "Быть гением"
Краткое описание проекта в презентации...
Гены застенчивости
Американский психолог Филипп Зимбардо, посвятивший застенчивости серьезное исследование, считает, что эта черта свойственна каждому третьему ребенку. Застенчивость проявляется уже в раннем возр...
Статья " Гениями не рождаются, гениями становятся!"
Статья посвящена родителям детей дошкольного возраста, в которой популярно объясняется полезность шахмат для ребенка....
Квест - игра для педагогов ДОУ по финансовой грамотности «Финансовый гений»
Деловая квест - игра для педагогов «Финансовый гений» была разработана и проведена в целях совершенствования знаний педагогов ДОУ по формированию финансовой грамотности у дошкольников. В п...
Педагогическое сообщество "Финансовые гении"
Данный материал представляет собой стендовый доклад о работе педагогического сообщества "Финансовые гении" дошкольников г. Орска за 2022-2023 уч. год...
Конспект занятия по развитию финансовой грамотности в средней группе в рамках проекта «Финансовый гений». Тема: «Приключение кота Белобока»
Данный конспект НОД по финансовой грамотности разработан для детей средней группы. На занятии дети в непринуждённой форме, посредством сказки "Приключение кота Белобока", закрепляют счёт мон...
- Мне нравится (1)