Финансовая грамотность у дошкольников. Консультация для воспитателей и родителей.
консультация по основам финансовой грамотности

Богданова Марина Александровна

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности. Роль воспитателей детского сада и родителей в воспитании финансово грамотного ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkiy_finansist.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Финансовая грамотность у дошкольников.

«Маленький финансист»

Экономическое воспитание — актуальное направление в современной дошкольной педагогике. И это не дань моде, а возможность с раннего детства приобщить детей к миру финансов и его закономерностям. Задача педагога — на доступном уровне рассказать ребёнку о сложных понятиях, проявить творческий и индивидуальный подход. Для этого воспитатель выбирает интересные и эффективные формы занятий, включающие игровой компонент и разные виды деятельности.

Цель: Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи: расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета; укрепление семейных связей; получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Формы работы с детьми:

Чтение художественной литературы:

Многие народные сказки воспитывают в дошкольниках такие черты характера, как хозяйственность, трудолюбие и бережливость, практичность и расчётливость. «Лисичка со скалочкой»;

«Каша из топора»; «Мена»; «Выгодное дело», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок».

Авторские сказки: В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;

Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;

Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»; Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»; Михалков С. «Как старик корову продавал»; Аксаков С. Т. «Аленький цветочек». Стихотворения: Михалков С. «А что у вас?»;

Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»; Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».

Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад».

Беседы родителей с детьми: «В чем нам деньги помогают», «Не все покупается и продается». Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.

Экскурсии: в продуктовый магазин, к банкомату, на почту, в библиотеку.

Дидактические игры: «Что быстрее купят?», «Кто что делает?», Игра «Хочу - надо», Игра «Купи другу подарок», «Угадай, где продаются».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Аптека», «Банк», «Аукцион».

Знакомство с профессиями, которые имеют связь с экономикой и бизнесом: предприниматель, менеджер, маркетолог, рекламодатель, рекламный агент.

Экономический словарик:

Ассортимент – набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг.

Бартер – прямой обмен товаров и услуг на другие без использования денег.

Валюта – денежная единица какой – либо страны.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена. (товар – деньги – товар).

Дефицит – недостаток, нехватка чего – либо.

Доходы – деньги, которые получила семья или отдельный человек.

Заработная плата – форма оплаты труда наемных работников, цнеа работы по производству товаров и услуг.

Затраты – средства, вложенные в какое – либо дело или в производство того или иного товара.

Затоваривание – преобладание одного и того же товара в магазине.

Оптовая торговля – покупка и продажа средств производства и продуктов потребления большими партиями с целью их дальнейшего использования в производственном процессе или для продажи.

Покупатель – человек, который приобретает (покупает) товар.

Потребление – использование чего – либо для удовлетворения потребностей.

Продавец – человек, который продает разные товары.

Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.

Расходы – деньги, которые необходимо потратить на приобретение нужных товаров.

Реклама – целенаправленное распределение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи.

Рынок – обмен товарами и услугами между продавцом и покупателем, чтобы каждый мог получить желаемое.

Товар – продукт труда, производимый для продажи.

Цена – денежное выражение стоимости товаров или услуги.

При продаже определяется спросом и предложением.

Пословицы о труде:

- Каков работник, такова ему и плата.

- Дело мастера боится.

- Маленькое дело лучше большого безделья.

- Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

- Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.

- Труд кормит, а лень портит.

- Терпенье и труд все перетрут.

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

- Кто не работает, тот не ест.

- Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

Игры с экономическим содержанием:

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.

ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

Примеры проблемных ситуаций:

- Представьте, что в городе пропала наука экономика. Поэтому на хлебозаводе вместо хлеба по желанию детей стали изготавливать игрушки. К каким последствиям это приведёт?

- На молочном комбинате не знают точное количество детей, проживающих в городе. И для детского праздника изготовили так много мороженого, что на каждого ребёнка пришлось по 10 кг. Хорошо ли это и к чему может привести?

- Что случится, если все взрослые перестанут трудиться? (Интересно, что на этот вопрос многие дошкольники отвечают, что будет плохо, так как не будет денег. Однако педагог должен донести до детского понимания то, что в этом случае людям станет нечего есть — все продукты закончатся, одежду сносят и жить со временем будет негде).

- Однажды Мальвина встретила Буратино, который сидел на пенёчке, разглядывая монеты. Он признался, что у него не хватает денег на покупку букваря. Мальвина сообщила Буратино, что неподалёку есть интересный дом, где можно вложить свои денежки, а через некоторое время забрать уже большую сумму. Вопросы к детям:

О каком доме идёт речь?

Что такое сберегательный банк?

- Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид — где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал ход: зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине же появилось объявление о скидках. Скоро все товары раскупили. Вопросы:

Что придумал Карабас-Барабас?

Выгодно ли продавать товар со скидкой?

- Три поросёнка заспорили, из чего можно выстроить самый прочный домик. Ниф-Ниф утверждает, что из соломы — это самый дешёвый материал. Нуф-Нуф хочет строить из прутьев — они подороже, но прочнее. А Наф-Наф выбирает кирпич, хотя он и самый дорогостоящий. Вопросы:

Какой материал самый дешёвый?

Какой самый прочный?

Из чего можно было бы ещё построить дом, если бы герои жили на севере, юге?

- Семеро козлят захотели помочь своей маме управиться по хозяйству. Они решили сварить суп из капусты, картофеля, орехов и яблок — всё сложили в кастрюлю, добавили воды и поставили на плиту. Чтобы почистить ковёр, они стали по нему бегать, прыгать и кувыркаться. Конечно же, мама Коза не обрадовалась, когда увидела такую «помощь», ведь козлята не знали правил ведения домашнего хозяйства. Вопросы:

Почему Коза огорчилась?

Какие вы знаете секреты домашнего хозяйства?

- Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены. Вопросы:

Как жители королевства узнали о новом салоне? Что такое реклама?

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулирования людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

¬ Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

¬ Возьмите ребенка в банк.

¬ Поговорите с детьми о вложении денег.

¬ Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

¬ Научите детей зарабатывать деньги.

¬ Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

¬ Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

¬ Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

¬ Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

¬ Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

Список литературы

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей.

quot;Значение театрализованных игр в развитии творческих способностей дошкольников" Консультация для воспитателей и родителей....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников. Рекомендации для воспитателей.

Краткая характеристика современных технологий, которые можно использовать при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.1. Проектная деятельность позволяет детям ...

Консультации для воспитателей "Основы финансовой грамотности у дошкольников".

Проблема  воспитания  финансовой грамотности стала предметом исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффекти...

Консультация для воспитателей «Формирование предпосылок финансовой грамотности у дошкольников»

Консультация для воспитателей«Формирование предпосылок финансовой грамотностиу дошкольников»Актуальность темы.В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного...

Консультация для воспитателей «Основы воспитания финансовой грамотности у дошкольников»

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста - новоенаправление в дошкольной педагогике, является глобальной социальнойпроблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни....