Рекомендации родителям по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников.
консультация по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал можно использовать в работе с родителями дошкольников на родителтьских собраниях, оформления папок-передвижек, при проведении консультаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по формированию основ пожарной безопасности.
Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. По данным пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара – дети, ¾ из них – дошкольники. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности.
Одной из причин является:
во-первых, то, что родители, пользуясь прямыми запретами, мало обучают детей правилам пожарной безопасности;
во-вторых, дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома.
Когда учить детей пожарной безопасности?
Дети воспринимают информацию лучше в возрасте 3-6 лет. В этом возрасте нужно научить ребенка правилам безопасности и объяснить, насколько опасен, может быть огонь. Придет время, и ребенок начнет проявлять особой интерес к огню. Не упустите этот момент - настало время познакомить малыша с огнем и рассказать о правилах безопасности.
Яркое пламя – это очень интересный для ребенка предмет. Подобные ситуации откладываются в детской памяти на всю жизнь, и, взрослея, ребенок будет знать насколько оно опасно.
Что важно рассказать детям о пожарной безопасности.
Основные причины пожаров в быту:
- неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов;
- использование теле -, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных;
- проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах;
- детские шалости с огнем.
Пожарная безопасность в квартире:
- Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из главных причин пожаров.
- Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
- Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
- Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
- Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.
Пожарная безопасность в деревне, на даче:
- В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выпасть раскаленный уголек или выскочить искра и это может стать причиной пожара.
- Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.
- Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.
Пожарная безопасность в лесу:
- Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.
- Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре.
Пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы.
А что может быть интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь. Поэтому родителям следует научить своих детей самостоятельно действовать в сложной ситуации. Детские впечатления останутся с человеком на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
На первом же этапе детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в обращении с любым проявлением огня.
Дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых, отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам, электроприборам и предметам.
Первое.
Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости, спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует убирать в такие места, откуда он не сможет их достать самостоятельно. Причём прятать это нужно так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом.
Особо следует обратить внимание на недопустимость учить детей считать с помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их, специально ищут, а, найдя, устраивают игры, опасные для их жизни.
Второе. Чем старше становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
Третье. К семи годам ребёнок уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо сделать, часто отвечает: «Я сам». Теперь уже не следует полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню, следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми запретами и угрозами можно добиться только обратного эффекта. Предупреждая использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Что ребенок должен знать и делать, что если он видит пламя? О чем вы должны ему рассказать?
Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
- Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону «01» или попроси об этом соседей.
- Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
- Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить, пригнувшись или ползком.
- Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
- Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.
- При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
- Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
Дети всегда запоминают информацию в виде рисунков легче, поэтому можно учить их правилам противопожарной безопасности и поведению во время пожара, рисуя эти ситуации и планы эвакуации.
Этапы работы по формированию основ пожарной безопасности :
1 этап. Формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого нужно создавать предметную среду, включающую яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры, изобразительную деятельность и др. При этом целесообразно использовать показ открыток, картин, плакатов, рассказы о «добрых» и «злых» делах огня.
2 этап. Формировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!»
Здесь следует помнить, что запретами невозможно избежать несчастных случаев. Нужно стремиться не запрещать, а помогать детям в их «исследованиях», дать им исчерпывающие знания. Для этого можно познакомить о детей с трудом, связанным с использование огня и высоких температур, например повара. Дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности.
Важно познакомить детей с правилами эксплуатации электроприборов и телевизоров.
В работе используются проблемные ситуации, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Для проведения игр хорошо использовать игрушки-модели: утюги, плиты и т.п.
3 этап. Детей 6-7 лет знакомят с причинами возникновения пожара, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарных. Рассказать, как погасить маленький огонь песком, водой или ковриком; как вывести из горящего помещения других детей; как набрать номер телефона пожарной части, правильно назвать адрес и свое имя. Знание этого номера следует закреплять в ходе игры, когда дети, пользуясь игрушечным телефоном, учатся вызывать пожарную команду.
Очень важно!
Ребёнок должен знать свой адрес, Ф.И.О. и номер телефона! Выучите вместе с ребенком его Ф.И.О., домашний адрес, по возможности номер телефона родителей или родственников.
В настоящее время имеется огромное количество обучающих мультфильмов, которые необходимо смотреть вместе с детьми и проводить их обсуждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организационно - педагогические подходы в формировании основ пожарной безопасности у дошкольников"
Статья Бриленко Н. Ю. о пожарной безопасности, из сборника "Методические материалы из опыта работы педагогов НДОУ"...
Работа с дошкольниками по формированию основ пожарной безопасности
Материал для включения в образовательную деятельность по ознакомлению с ППБ (для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста)...
Методическая разработка "Организация работы по формированию основ пожарной безопасности у дошкольников"
В данной работе представлена актуальность формирования основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста, определены задачи, этапы, формы и методы работы с детьми по данному направлению. Также ...
Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников
Консультация для педагогов "Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ -ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ....
Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»
Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...
Инновационная тема "Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников"
План работы по иновационной теме в подготовительной группе на 2022-2023 учебный год....