Методическая разработка для средней и старшей группы по ПДД
консультация по обж (средняя группа)
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:
- нарушение правил перехода проезжей части;
- неподчинение сигналам светофора;
- неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
- игра на проезжей части или около неё.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных задач ДОУ. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребёнка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Психологи установили, что дети в силу своих возрастныхпсихологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития такими, как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и сотрудники ГИБДД, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Цель: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd.docx | 34.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:
- нарушение правил перехода проезжей части;
- неподчинение сигналам светофора;
- неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
- игра на проезжей части или около неё.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных задач ДОУ. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребёнка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Психологи установили, что дети в силу своих возрастныхпсихологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития такими, как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и сотрудники ГИБДД, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Цель: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
- Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
- Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Принципы:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия (дорожно-транспортное происшествие). Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Программа предлагает:
- регулярное планирование и проведение организованной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дороге (не менее 2 раз в месяц), бесед (не менее 1 раза в неделю);
- разработка безопасного маршрута старшими дошкольниками «Дом – детский сад»;
- ежегодное проведение «Недели» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; консультации для педагогов по проведению профилактических бесед с детьми и родителями по ПДД;
- рекомендации к использованию на занятиях по изучению ПДД метода ситуационного обучения;
- рекомендации к использованию на занятиях различных детских игр на развитие внимания, реакции, умение ориентироваться в окружающей обстановке, игр по усвоению правил безопасности жизнедеятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей;
- проведение мониторинга знаний правил безопасного поведения на проезжей части, транспорте и во дворе ( в начале и конце учебного года);
- систематическое проведение тематических родительских собраний и консультаций, распространение буклетов, анкетирование, организация совместной деятельности с детьми и т.д.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ
2.1. Организация работы с дошкольниками
Эффективность профилактических мероприятий тесно связана с возрастными особенностями детей. В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это:
- наблюдения;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихов;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- занятия;
- развлечения;
- конкурсы;
- соревнования;
- игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые);
- просмотр видео-диафильмов;
- беседы;
- обсуждение ситуаций;
- самостоятельная деятельность.
Обучение правилам дорожного движения должно быть прочно связано со всеми разделами программы (развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др.), внедрено во все виды деятельности ребенка (занятия, игра, самостоятельная деятельность). Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т.е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности. Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.
2.2. Организация работы с педагогами
Чтобы уберечь ребенка от несчастных случаев на дороге, необходимо научить его безопасному поведению. Первым учителем, который может помочь решить эту задачу, должен стать воспитатель детского сада. Однако чтобы педагог смог доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания, требуется специальная подготовка воспитателя. Для ее реализации организуются следующие формы работы с сотрудниками:
- инструктаж по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма;
- тематические семинары;
- семинары-практикумы;
- консультации;
- изучение методического инструментария;
- организация деловых игр;
- конкурсов;
- выставок;
- мастер-классов;
- показ открытых занятий;
- тематический контроль.
2.3. Организация работы с родителями
Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Формы работы с родителями:
- индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
- просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
- изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
- участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
- общие и групповые собрания с участием сотрудников ГИБДД;
- анкетирование;
- тематические выставки (рисунки, художественная и методическая литература, дидактические игры);
- оформление стендов, папок-передвижек для родителей.
Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребёнка безопасному поведению на улице. Совместная работа родителей и всего педагогического коллектива, несомненно, даёт свои положительные результаты.
3. МЕТОДИКА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ВОСПИТАНИЮ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ
Этот раздел включает в себя программы и методические советы, которые позволят воспитателю ДОУ вести работу по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах для каждой возрастной группы.
Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.
Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя:
- ознакомление с окружающим миром;
- воспитание навыков поведения в повседневной жизни;
- развитие речи;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- ознакомление с конструированием;
- понимание изобразительного искусства;
- игру.
При реализации этой программы воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в получении определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.
Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно - неправильно, хорошо - плохо, подражать - не подражать), умение переводить мысль в дело (автомобиль проехал - можно переходить).
Большое значение для становления характера имеет привычка сдерживать свои порывы и желания (бежать - но нельзя; другим можно, мне нельзя). Очень важна привычка сосредотачивать внимание, самостоятельно принимать решение, анализировать.
Программа воспитания безопасного поведения ребенка на дорогах ставит задачу не столько обучить правилам дорожного движения (их хорошо должен знать воспитатель), сколько воспитать безопасное поведение ребенка на дороге и в транспорте.
Самое главное состоит в том, что такая работа должна проводиться постоянно, во всех видах занятий с детьми, к одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят. Воспитатель любой группы должен хорошо знать программы и методику воспитания в любой группе.
Изучение правил безопасного поведения воспитатель проводит со всей группой, а закрепление этих знаний и привитие ребенку необходимых знаний надо проводить индивидуально или небольшими группами.
3.1. Младшая группа (от 2 до 4 лет)
Рекомендуемая программа воспитания безопасного поведения на дороге детей младшей группы
В младших группах рекомендуется:
- формировать представления об окружающем пространстве, ориентирование в нем:
- различать предметы справа, слева, впереди, сзади, вверху, внизу;
- сравнивать различные предметы по размерам, ширине, длине, высоте;
- воспитывать у детей умение ориентироваться на местности вокруг детского сада;
- знакомить с понятиями «улица», «проезжая часть», «тротуар», «водитель», «светофор» (учить детей выполнять требования сигналов светофора: красный, желтый - стоять, зеленый – идти);
- учить детей останавливаться у проезжей части;
- знакомить с некоторыми видами транспорта;
- учить детей играть в обстановку на дороге (водителя за рулевым колесом автомобиля, за рулем мотоцикла, мопеда, велосипеда; движение транспорта на проезжей части; выполнение обязанностей его участников);
- читать детям рассказы, связанные с дорожной тематикой. Методика работы с детьми младшей группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге Методические приемы, используемые воспитателем для изучения правил, касаются всех групп. Дорожное движение едино для всех детей, школьников и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить Правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии единой методикой и требованиями этих правил.
В младшей группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:
- показывая транспортные средства на примере игрушек, их название и назначение, обязательно покажите разницу при движении: игрушка- автомобиль останавливается мгновенно, на дороге автомобиль мгновенно остановить нельзя, и в этом главная опасность транспорта при его движении;
- учить ориентироваться в ближайшем окружении детского сада, спрашивать, что они видят;
- рассматривать с детьми отдельные детали транспортных средств: руль бывает у велосипеда, мотоцикла и мопеда; рулевое колесо - у автомобиля, автобуса и троллейбуса; фары впереди - белого цвета, фонари сзади - красного или оранжевого цветов; колеса передние и задние; впереди и сзади бампер - он первым принимает удар при наезде; в салоне легкового автомобиля, автобуса, троллейбуса, трамвая и в кабине грузового автомобиля находятся пассажиры;
- прививать привычку, каждый раз напоминая: «По дорогам ходить одному нельзя», «Проезжая часть - для автомобилей, тротуар - место для движения пешеходов», «Переходить проезжую часть, только держась за руку взрослого человека», «Дорога не страшна, дорога опасна» и главное: «Транспорт и дорога не опасны, если выполнять определенные правила безопасного поведения на дороге»;
- проводить целевые прогулки к дороге, где можно наблюдать движение транспорта, пешеходов, работу светофора;
- после прогулок обязательно опросом закреплять знания правил безопасного поведения на реальной дороге: «Где ходят пешеходы?», «Где движется транспорт?», «Какой транспорт вы видели?», «Где пассажиры садятся? »;
- читать стихи, книжки, загадки, проводить игры, связанные с дорожной тематикой.
Формы работы в младшей группе:
- рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций);
- целевая прогулка «Знакомство с улицей»;
- чтение стихов В. Лебедева–Кумача из сборника «Про умных зверюшек»;
- рассматривание картин «Улица города», «Транспорт»;
- сюжетно-ролевая игра «Мы-водители»;
- аппликации на темы: «Веселый поезд», «Светофор»;
- целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»;
- дидактическая игра «Собери светофор».
- Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Рекомендуемая программа воспитания безопасного поведения на дороге детей средней группы.
- В средних группах рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:
- повторять вопросы, программы, отработанные в младшей группе;
- учить детей выполнять требования сигналов светофора;
- воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада;
- познакомить с классификацией видов транспорта, формировать навыки культурного поведения в транспорте;
- учить определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко;
- учить составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в легковом автомобиле, автобусе;
- расширить представление детей об улице, проезжей части, перекрестке, дать элементарные знания о правилах безопасного поведения;
- учить определять опасные места на дороге;
- читать книги на тему безопасного движения по дорогам.
- Методика работы с детьми средней группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге. Полученные в младшей группе знания, умения и навыки необходимо расширить и дополнить. Основными навыками правил безопасного поведения ребенка на дороге в средней группе должны стать:
- знание и определение мест безопасного перехода проезжей части (по пешеходному переходу, перекрестку), переходить проезжую часть только в сопровождении взрослого;
- пешеходы ходят по тротуарам, обочинам, а при их отсутствии - по краю проезжей части (неправильно учат детей, что по краю проезжей части надо идти навстречу транспортному потоку - это только вне населенного пункта, а в населенном пункте можно идти по краю проезжей части как по ходу, так и навстречу);
- прививать привычку переходить проезжую часть только там, где она хорошо просматривается в обе стороны;
- учить наблюдать за проезжей частью дороги, еще подходя к ней, а подошел - обязательно остановись, впереди опасность;
- объяснять причины возможных ДТП;
- показывать ребенку те нарушения, которые делают водители (не подал предупредительный сигнал указателем поворотов при повороте), пешеходы (переходят проезжую часть вне пешеходного перехода);
- использовать ситуационный метод обучения правилам безопасного поведения ребенка на дороге (показывайте, как кусты, деревья, заборы, дома, стоящий транспорт могут закрывать видимость движущихся транспортных средств; при подходе к проезжей части прекращать разговоры, почему бегущий через проезжую часть пешеход попадает чаще в ДТП - так как смотрит только прямо перед собой, повернуть голову не может, мгновенно остановиться тоже не может; почему переходить проезжую часть надо под прямым углом - обзор лучше, слева и справа видно все одинаково и т.д.);
- называть все сигналы светофора (а не «цвет» или «свет» светофора) и их значение: красный, желтый – «стой», зеленый – «убедись в безопасности и иди» (зеленый сигнал разрешат движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть, необходимо убедиться в том, что все автомобили остановились);
- закреплять полученные знания во время игр;
- чтение художественной литературы по правилам дорожного движения.
Формы работы с детьми средней группы:
- рассказ «Улица, на которой расположен детский сад»;
- чтение произведений С. Михалкова «Моя улица», «Светофор», М. Дружининой «Наш друг светофор»;
- целевая прогулка «Пешеходный переход»;
- рассматривание фотографий «Улицы нашего города»;
- рисование «Грузовой автомобиль»;
- конструирование «Наша улица»;
- дидактическая игра «Транспорт»;
- подвижные игры на развитие координации движений;
- беседа «Будем вежливыми»;
- игры на настольном перекрестке;
- просмотр тематических мультфильмов.
3.3. Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Рекомендуемая программа воспитания безопасного поведения на дороге детей старшей группы.
В старшей группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:
- повторять вопросы программы, пройденные в предыдущих группах;
- учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада - знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств, каким маршрутным транспортом пользуются родители;
- продолжать закреплять и дополнять представление детей о правилах дорожного движения (основные термины и понятия, элементы дорог);
- воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте (обязанности пешеходов и пассажиров);
- познакомить детей с дорожными знаками :«Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
- надо детям пояснить назначение и других видов транспорта: водного, железнодорожного и воздушного.
Воспитатель должен подчеркнуть необходимость соблюдение правил безопасного поведения всеми участниками движения. Хорошее знание правил в детском возрасте и привычка их соблюдать позволят детям в школьные годы безопасно ездить на велосипеде, а взрослым на наземном транспортном средстве. В старшей группе надо учить и обязанностям пассажира, при этом различают следующие моменты:
- Поведение пассажира на остановке для общественного транспорта- стоять надо на тротуаре, подальше от проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека.
- Поведение пассажира во время посадки - не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проходить внутрь салона.
- Поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон (отвлекается водитель от управления, а это опасно). Заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.
- Поведение при выходе - первым выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.
Формы работы с детьми старшей группы:
- целевая прогулка «Дорожные знаки»; - рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода
улиц;
- чтение произведений С. Михалкова, А. Дорохова, М. Дружининой, В. Сергеева;
- рассматривание картины «Улица города»;
- коллективное рисование на тему: «Улица нашего города»;
- дидактические игры: «Прогулка по городу», «Дорожные знаки»;
- сюжетно-ролевая игра «Безопасный перекресток»;
- решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;
-просмотр тематических мультфильмов.
3.4. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)
Рекомендуемая программа воспитания безопасного поведение на дороге детей подготовительной группы.
В подготовительной группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:
- повторять вопросы программы, отработанные в предыдущих группах;
- проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации;
- продолжать знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными;
- совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте;
- познакомить с работой регулировщика;
- сравнивать сигналы светофора и сигналы регулировщика нельзя, хотя в литературе можно встретить это сравнение.
Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Поднятая рука регулировщика вверх запрещает движение всем и предупреждает о смене сигнала, но не обязательно запрещающий меняется на разрешающий, и наоборот, т.е. этот сигнал может соответствовать сигналу светофора красный и желтый одновременно - приготовиться к движению, а может соответствовать и желтому, когда готовиться к движению еще не надо - будет опять запрещающий сигнал для пешехода или водителя, нет необходимости детям это объяснять. Детям надо объяснить и показать положение регулировщика и в каком направлении разрешено движение пешехода (используйте детей для показа сигналов регулировщика, им это нравится).
ПОМНИТЕ! Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора:
- научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге;
- учить детей давать оценку действий водителя, пешехода и пассажира в опасных дорожных ситуациях;
- учить детей выбирать наиболее безопасный путь к детскому саду;
- учить детей определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения; выработать у ребенка необходимые навыки правильной ориентации в непрерывно меняющихся условиях дорожного движения;
- обучение следует проводить в реальных условиях движения и на первый план выдвигать поощрение правильного поведения детей, а не наказание за нарушения;
- разъяснять детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.
- Методика работы с детьми подготовительной группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге.В подготовительной группе продолжается изучение правил, привитие навыков безопасного поведения на дороге методами, описанными для других групп и добавляются следующие:
- разъяснять детям, что они - будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира;
- знакомить детей с безопасным движением по схеме микрорайона;
- развивать у ребенка основные психофизиологические установки, необходимые для безопасного движения по дорогам:
- оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха (увидел сигнал светофора, транспорт и т.д., услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем или свистком регулировщика);
- воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле он близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается);
- развивать мышление - обрабатывать полученную информацию, умение подключать знания, полученные на занятиях, от родителей, взрослых, от средств массовой информации (телевидение, кино, радио), от сигналов, даваемых водителем или средствами регулирования дорожного движения;
- убеждать ребенка в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения (отношения);
- учить ребенка принимать наиболее безопасное решение и исполнять принятое решение (вырабатывать модель поведения).
Учите ребенка не только знать скрытую опасность, но и предвидеть ее:
- неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный транспорт;
- стоящий грузовик и внезапно выезжающий из-за него транспорт;
- кусты, деревья, забор, которые закрывают видимость и транспорт за ними;
- движущийся транспорт и транспорт, обгоняющий его и выезжающий из-за него.
Ребенок должен привыкнуть к обстановке, убедиться, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее. Сам вид предметов, мешающих свободному обзору улицы, должен восприниматься ребенком как сигнал опасности, как команда к повышенной осторожности.
Проводить целевые прогулки по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры. При этом обращать внимание на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения. Приобретенные ранее знания, умения и навыки по правилам дорожного движения необходимо пополнять, закреплять, расширять, добавляя новые понятия.
Формы работы с детьми подготовительной группы:
- рассматривание картин с разными видами транспорта, их классификация: пассажирский,
строительный, военный и т.д.;
- знакомство с трудом взрослых – наблюдение за работой регулировщика;
- дидактические игры: «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица», «Пешеход»;
- целевая прогулка «Перекресток»;
- обязательная беседа «Дорога – не место для игр»;
- рисование на тему «Помни правила дорожного движения»;
- аппликация на тему «Дорожные знаки»;
- конструирование на тему «Автобус»;
- чтение произведений С. Михалкова, Г. Юрмина, С. Волкова, Я. Пишумова
по соответствующей тематике;
- сюжетно-ролевая игра «Регулировщик»;
- рассматривание картин и плакатов «Правила поведения на дорогах»;
- решение проблемных ситуаций на настольном перекрестке;
- музыкально-игровые и спортивные досуги для родителей и детей;
- совместное составление коллажа детьми и родителями «Мой двор»;
- разгадывание ребусов и кроссвордов «Дорожная азбука»;
- просмотр тематических мультфильмов;
- беседа с инспектором ГИБДД.
СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современный наглядный материал
и ситуационный метод обучения.
Таким образом, при обучении детей ПДД разберите опасные ситуации:
- учите переходить проезжую часть только под прямым углом, чтобы меньше времени находиться на дороге, не перебегать улицу, а переходить быстрым шагом, при этом не отвлекаться, быть предельно внимательными;
- объясните, что водитель не может мгновенно остановить автомобиль и предотвратить наезд на пешехода; и среди водителей, к сожалению, встречаются нарушители, которые не думают о безопасности пешеходов, поэтому ожидать общественный транспорт необходимо только на приподнятых и огражденных посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине;
- разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорожно- транспортные происшествия (ДТП), приводите им примеры из реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
методическая разработка родительского собрания в старшей группе Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
методическая разработка родительского собрания в старшей группе "Сказка как средство воспитания нравственных качеств"
Методическая разработка родительского собрания...
Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».
Тип проекта: долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать и объяснять смысл пословиц....