Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать и объяснять смысл пословиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План - конспект по развитию речи | 27.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Салемальский детский сад "Золотая рыбка»
Занятие по развитию речи в старшей группе
Воспитатель: Ярмаметова Анна. Игнатьевна
Цель занятия
Обучающие. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать и объяснять смысл пословиц.
Развивающие. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, упражнять в подборе антонимов и синонимов; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями. Развивать интонационную выразительность речи, формировать культуру речи, активизировать использование вежливых слов и выражений.
Воспитательные. Вызвать у детей радость общения со сказкой, от возможности поиграть в нее. Воспитывать интерес к языковому богатству.
Оборудование. Мультимедийное оборудование для показа, создание сказочной полянки, маски шапочки с изображением животных, корзинка, шкатулка, «свинья» с сюрпризом.
Предварительная работа. Рассказывание и чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход занятия
(Дети входят в зал. Занавес закрыт).
Воспитатель: Ребята, кто из вас любит сказки?
(дети поднимают руки)
Воспитатель: Все любите, молодцы, тогда я приглашаю вас в гости к сказке, сказке, полной волшебства, неожиданностей и чудесных превращений.
«Чудеса пусть к нам придут
Интересно будет тут
В сказку чтобы всем попасть
Дружно нужно всем сказать:
Здравствуй мудрая страна
Что от сюда не видна
Явись ниоткуда
Пусть свершится чудо
Встань на пути
Нас к себе впусти!
(занавес открывается)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите вокруг, мы с вами попали в сказочный лес. Как вы думаете, каких животных можно встретить в этом лесу?
(лиса, медведь, еж, волк, заяц, белка)
Воспитатель: А вот и сказочные звери на полянке. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Диалоги зверей.
1.Лиса: Был бы ежик ты хорош
Только в лапы не возьмешь.
Еж: Не хорош? ну и что ж,
Без иголок я не еж.
2.Белка: Зайчик, зайчик, где ты был?
Заяц: Я на речке хвостик мыл
Вымыл, вымол, да упал
Снова хвостик замарал.
3.(Серый волк в густом лесу, встретил рыжую лису)
Волк: Лизавета, здравствуй!
Лиса: Как дела зубастый?
Волк: Ничего идут дела
Голова пока цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке
Лиса: Что купил?
Волк: Свежинки
Лиса: Сколько взяли
Волк: Шерсти клок
Ободрали правый бок
Хвост отгрызли в драке
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки
Лиса: Жив ли, милый куманек?
Волк: Ели ноги увалок!
4.Заяц: Белка, где твой склад грибов
Белка: По карманам у дубов
Заяц: Где домишко твой?
Белка: В сосне
Заяц: А постель?
Белка: Постель на мне.
Воспитатель: В сказочном лесу могут происходить разные чудеса, звери и те умеют разговаривать.
А сейчас пора настала
Всем загадку загадать:
«Плутовкой издавна слывет,
В округе курам счет ведет
И ловит мышек ловко
Хотя не мышеловка». Кто это?
Воспитатель: Конечно, плутовка лиса. А в каких сказках ее можно встретить? (Колобок, Лисичка – сестричка и серый волк, Заюшкина избушка, Лисичка со скалочкой, Теремок. Петушок золотой гребешок, журавль и лиса.)
Воспитатель: Лису в сказках называют по разному, кто может сказать, как? (лисичка – сестричка. Плутовка, кумушка, Лизавета, лиса Патрикеевна)
Воспитатель: Но что – то никого не видно. Может быть нам позвать их. Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау)
Слышите ребята, как эхо отзывается. (ребята играют в игру «Эхо» , а воспитатель переодевается в Бабу –Ягу)
Игра «Эхо»
Начинается игра ра – ра
Стоит домик на горе ре – ре
А под кустиком лиса са – са
Прилетели два чижа жа – жа
Приближается гроза за – за
Потерялась в лесу Маша ша – ша
Было ей немного страшно но – но
Машу быстро разыскали ли – ли
Привели ее домой ой – ой
Испекли ей калачи чи – чи
Мы закончили игру ру – ру
Появляется Баба – Яга
Б.Я: ну, чего вы раскричались в моем лесу? Я не глухая. Чего надо?
Ребенок: Баба – Яга, мы к тебе в гости пришли.
Б.Я: Ага, значит в гости пожаловали
Ну, идите, идите ко мне.
Все: Здравствуй, Бабушка Яга.
Б.Я: Ну, здравствуйте, здравствуйте ишь, вежливые какие и много ли таких слов знаете, или только одно.
Все: Много знаем
Б.Я: Подождите, не спешите, я все волшебные слова в корзинку соберу. Буду их тоже учить (достает корзинку дети «кладут» слова в корзинку)
Игра «Вежливые слова»
Б.Я: Ладно, ладно молодцы. Много хороших слов знаете, я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. А вы в лес – то одни не боитесь заходить? Ребята: Нет
Ребенок: Мы пословицы про храбрость знаем. И тебя Баба – Яга совсем не боимся.
Б.Я: Ой – ой – ой. Умная какая. И что это такое – пословица. И что с ней делают?
Ребенок: Пословица, это такое высказывание, которое нас чему – то учит, дает совет.
Б.Я: Ну, давайте мне свои пословицы.
1.Волков бояться – в лес не ходить.
2.Смелость города берет.
3.Трус своей тени боится.
4.Трус и таракана принимает за великана.
5.Один за всех – все за одного.
6.Не говори – не умею, а говори – научусь.
7.Долог день до вечера. Коли делать нечего.
8.Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь.
Б.Я: Вспомнила. Эти пословицы народ придумал. Они передаются из уст в уста, от человека к человеку. Объясните – ка мне такую пословицу. Чему она учит?
1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
2.Семь раз отмерь, - один раз отрежь.
Ох – ох – ох, все - то вы знаете
Выходите – ка на полянку
Косточки разомнем.
Динамическая пауза.
В темном лесе есть избушка
Встала задом наперед
В той избушке есть старушка –
Бабушка Яга живет
Нос крючком, глаза в полоску
И как, уголь все горят
Ух, сердитая какая
Дыбом волосы стоят
Ух, сердитая какая
И поломана нога
Не простая, костяная
Вот вам бабушка Яга.
Б.Я: Ну. Ничего не скажешь, молодцы!
Только вот все - то у вас красиво да
Правильно получается. А я бабушка
Лесная, иногда люблю делать все наоборот.
Игра «Наоборот»
Б.Я: Так, поднимите руки, кто так же, как и я любит делать все наоборот. Кто готовится стать Бабой – Ягой. Никто. Значить не хочет, ну тогда я сейчас кого – ни будь съем.
Ребенок: Да что ты, что ты
Бабушка Яга, не сердись
Лучше ты бабуленька
Ребятам улыбнись.
Б.Я: Ой – ой, как это? Бабуленька. Да меня еще никто так ласково не называл. Ну – ка, назовите меня нежно, ласково еще разок.
Упражнение «Скажи ласково»
Б.Я: спасибо вам за ласковые слова, я вот только забыла, из какой сказки вы ко мне пожаловали.
Ребенок: Мы не из сказки, мы из детского сада.
Б.Я: А я сказки страсть как люблю, только вот не знаю, что же в них хорошего.
Ребенок: В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло. Вот, отгадай бабушка Яга, какая это сказка.
- «Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной,
Он сам того не ведая
Несет ее домой». (Маша и медведь)
- «Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка,
Что опасность ждет.
За кустами встретится
Пара злющих глаз…
Кто – то страшный встретится
Девочке сейчас. (Красная шапочка)
- С грядки старушка цветок сорвала
Девочке Жене его отдала
В цветке, в лепестках, есть волшебная сила,
Но девочка Женя о чем – то просила
Что надо сказать, лепестки обрывая
Как, называется сказка такая? (Цветик – семицветик)
Б.Я: Спасибо напомнили мне, у меня от этого цветка лепестки где – то припрятаны были, сейчас найду. (достает коробочку, сдувает пыль)
Игра «Слово – цвета»
Б.Я: Спасибо, мои родные, мне еще никто такого красивого цветка не дарил. У меня для вас тоже сюрприз есть. (достает «свинью»)
1 -2 -3 моя свиночка, смотри
Про ребят не забывай
Всем гостинцы раздавай.
Песня «Чудо – сказки»
Все: До свиданья, мудрая страна
Пусть вернемся мы из чуда
Сойди с пути
И домой нас отпусти.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы вновь побывали в гостях у сказки. Встретились….. с кем же мы с вами встретились…?
Дети: Мы встретились со сказочной Бабой Ягой.
Воспитатель: Мы научили ее говорить, вежливые и ласковые слова, вспомнили пословицы, играли, Молодцы! Наше путешествие в сказочном лесу подошло к концу, нам пора возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...
Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.
Конспект НОД по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....
Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.
Конспект НОД по развитию речи по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....
Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...
Методическая разработка по развитию речи "Я и моя семья" младшая группа
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга ...
Методическая разработка по развитию речи и мелкой моторики в младшей группе Морковки для зайчат.
Цель:Активизировать речь детей.Развивать тактильные ощущения.Учитьвыполнятьдвижения руками в соответствии с текстом....
Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)
Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет) Составила: Евсюкова В.А. Цель: способствовать речевому раз...