Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать  и объяснять смысл пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План - конспект по развитию речи27.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад "Золотая рыбка»

Занятие по развитию речи в старшей группе

Воспитатель: Ярмаметова Анна. Игнатьевна

Цель занятия

Обучающие. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать  и объяснять смысл пословиц.

Развивающие. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений, упражнять в подборе антонимов и синонимов; обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями. Развивать интонационную выразительность речи, формировать культуру речи, активизировать использование вежливых слов и выражений.

Воспитательные. Вызвать у детей радость общения со сказкой, от возможности поиграть в нее. Воспитывать интерес к языковому богатству.

Оборудование. Мультимедийное оборудование для показа, создание сказочной полянки, маски шапочки с изображением животных, корзинка, шкатулка, «свинья» с сюрпризом.

Предварительная работа. Рассказывание и чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход занятия

(Дети входят в зал. Занавес закрыт).

Воспитатель: Ребята, кто из вас любит сказки?

(дети поднимают руки)

Воспитатель: Все любите, молодцы, тогда я приглашаю вас в гости к сказке, сказке, полной волшебства, неожиданностей и чудесных превращений.

«Чудеса пусть к нам придут

Интересно будет тут

В сказку чтобы всем попасть

Дружно нужно всем сказать:

Здравствуй мудрая страна

Что от сюда не видна

Явись ниоткуда

Пусть свершится чудо

Встань на пути

Нас к себе впусти!

(занавес открывается)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите вокруг, мы с вами попали в сказочный лес. Как вы думаете, каких  животных можно встретить в этом лесу?

(лиса, медведь, еж, волк, заяц, белка)

Воспитатель: А вот и сказочные звери на полянке. Давайте послушаем, о чем они говорят.

Диалоги зверей.

1.Лиса: Был бы ежик ты хорош

             Только в лапы не возьмешь.

   Еж:   Не хорош? ну и что ж,

             Без иголок я не еж.

2.Белка: Зайчик, зайчик, где ты был?

   Заяц:  Я на речке хвостик мыл

             Вымыл, вымол, да упал

             Снова хвостик замарал.

3.(Серый волк в густом лесу, встретил рыжую лису)

Волк: Лизавета, здравствуй!

Лиса: Как дела зубастый?

Волк: Ничего идут дела

          Голова пока цела.

Лиса: Где ты был?

Волк: На рынке

Лиса: Что купил?

Волк: Свежинки

Лиса: Сколько взяли

Волк: Шерсти клок

           Ободрали правый бок

           Хвост отгрызли в драке

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки

Лиса: Жив ли, милый куманек?

Волк: Ели ноги увалок!

4.Заяц: Белка, где твой склад грибов

   Белка: По карманам у дубов

    Заяц: Где домишко твой?

   Белка: В сосне

  Заяц:   А постель?

  Белка: Постель на мне.

Воспитатель: В сказочном лесу могут происходить разные чудеса, звери и те умеют разговаривать.

А сейчас пора настала

Всем загадку загадать:

«Плутовкой издавна слывет,

В округе курам счет ведет

И ловит мышек ловко

Хотя не мышеловка». Кто это?

Воспитатель:  Конечно, плутовка лиса. А в каких сказках ее можно встретить? (Колобок, Лисичка – сестричка и серый волк, Заюшкина избушка, Лисичка со скалочкой, Теремок. Петушок золотой гребешок, журавль и лиса.)

Воспитатель: Лису в сказках называют по разному, кто может сказать, как? (лисичка – сестричка. Плутовка, кумушка, Лизавета, лиса Патрикеевна)

Воспитатель:  Но что – то никого не видно. Может быть нам позвать их. Как обычно в лесу зовут друг друга? (Ау)

Слышите ребята, как эхо отзывается. (ребята играют в игру «Эхо» , а воспитатель переодевается в Бабу –Ягу)

Игра «Эхо»

Начинается игра                                  ра – ра

Стоит домик на горе                           ре – ре

А под кустиком лиса                          са – са

Прилетели два чижа                           жа – жа

Приближается гроза                           за – за

Потерялась в лесу Маша                   ша – ша

Было ей немного страшно                 но – но

Машу быстро разыскали                   ли – ли

Привели ее домой                              ой – ой

Испекли ей калачи                             чи – чи

Мы закончили игру                            ру – ру

Появляется Баба – Яга

Б.Я: ну, чего вы раскричались в моем лесу? Я не глухая. Чего надо?

Ребенок: Баба – Яга, мы к тебе в гости пришли.

Б.Я: Ага, значит в гости пожаловали

        Ну, идите, идите ко мне.

Все: Здравствуй, Бабушка Яга.

Б.Я: Ну, здравствуйте, здравствуйте ишь, вежливые какие и много ли таких слов знаете, или только одно.

Все: Много знаем

Б.Я: Подождите, не спешите, я все волшебные слова в корзинку соберу. Буду их тоже учить (достает корзинку дети «кладут» слова в корзинку)

Игра «Вежливые слова»

Б.Я: Ладно, ладно молодцы. Много хороших слов знаете, я тоже постараюсь их запомнить на всякий случай. А вы в лес – то одни не боитесь заходить? Ребята: Нет

Ребенок: Мы пословицы про храбрость знаем. И тебя Баба – Яга совсем не боимся.

Б.Я: Ой – ой – ой. Умная какая. И что это такое – пословица. И что с ней делают?

Ребенок: Пословица, это такое высказывание, которое нас чему – то учит, дает совет.

Б.Я: Ну, давайте мне свои пословицы.

1.Волков бояться – в лес не ходить. 

2.Смелость города берет.

3.Трус своей тени боится.

4.Трус и таракана принимает за великана.

5.Один за всех – все за одного.

6.Не говори – не умею, а  говори – научусь.

7.Долог день до вечера. Коли делать нечего.

8.Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь.

Б.Я: Вспомнила. Эти пословицы народ придумал. Они передаются из уст в уста, от человека к человеку. Объясните – ка  мне такую пословицу. Чему она учит?

1.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2.Семь раз отмерь, - один раз отрежь.

Ох – ох – ох, все -  то вы знаете

Выходите – ка на полянку

Косточки разомнем.

Динамическая пауза.

В темном лесе есть избушка

Встала задом наперед

В той избушке есть старушка –

Бабушка Яга живет

Нос крючком, глаза в полоску

И как, уголь все горят

Ух, сердитая какая

Дыбом волосы стоят

Ух, сердитая какая

И поломана нога

Не простая, костяная

Вот вам бабушка Яга.

Б.Я: Ну. Ничего не скажешь, молодцы!

               Только вот все -  то у вас красиво да

               Правильно получается. А я бабушка

              Лесная, иногда люблю делать все наоборот.

Игра «Наоборот»

Б.Я: Так, поднимите руки, кто так же, как и я любит делать все  наоборот. Кто готовится стать Бабой – Ягой. Никто. Значить не хочет, ну тогда я сейчас кого – ни будь съем.

Ребенок: Да что ты, что ты

                Бабушка Яга, не сердись

                Лучше ты бабуленька

                Ребятам улыбнись.

Б.Я: Ой – ой, как это? Бабуленька. Да меня еще никто так ласково не называл. Ну – ка,  назовите меня нежно, ласково еще разок.

Упражнение «Скажи ласково»

Б.Я: спасибо вам за ласковые слова, я вот только забыла, из какой сказки вы ко мне пожаловали.

Ребенок: Мы не из сказки, мы из детского сада.

Б.Я: А я сказки страсть как люблю, только вот не знаю, что же в них хорошего.

Ребенок: В них много приключений, волшебства, и добро всегда побеждает зло. Вот, отгадай бабушка Яга, какая это сказка.

  1. «Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая

Несет ее домой». (Маша и медведь)

  1. «Девочка хорошая по лесу идет,

Но не знает девочка, 

Что опасность ждет.

За кустами встретится

Пара злющих глаз…

Кто – то страшный встретится

Девочке сейчас. (Красная шапочка)

  1. С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала

В цветке, в лепестках, есть волшебная сила,

Но девочка Женя о чем – то просила

Что надо сказать, лепестки обрывая

Как, называется сказка такая? (Цветик – семицветик)

Б.Я: Спасибо напомнили мне, у меня от этого цветка лепестки где – то припрятаны были, сейчас найду. (достает коробочку, сдувает пыль)

Игра «Слово – цвета»

Б.Я: Спасибо, мои родные, мне еще никто такого красивого цветка не дарил. У меня для вас тоже сюрприз есть. (достает «свинью»)

1 -2 -3 моя свиночка, смотри

Про ребят не забывай

Всем гостинцы раздавай.

Песня «Чудо – сказки»

Все: До свиданья, мудрая страна

        Пусть вернемся мы из чуда

       Сойди с пути

       И домой нас отпусти.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы вновь побывали в гостях у сказки. Встретились….. с кем же мы с вами встретились…?

Дети: Мы встретились со сказочной Бабой Ягой.

Воспитатель: Мы научили ее говорить, вежливые и ласковые слова, вспомнили пословицы, играли,  Молодцы! Наше путешествие в сказочном лесу подошло к концу, нам пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

Конспект НОД по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.

Конспект НОД по развитию речи по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Методическая разработка по развитию речи "Я и моя семья" младшая группа

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга ...

Методическая разработка по развитию речи и мелкой моторики в младшей группе Морковки для зайчат.

Цель:Активизировать речь детей.Развивать тактильные ощущения.Учитьвыполнятьдвижения руками в соответствии с текстом....

Методическая разработка по развитию речи «В гостях у Лисички» средняя группа (возраст детей 4-5 лет)

Методическая разработка по развитию речи   «В гостях у Лисички»  средняя группа (возраст детей 4-5 лет) Составила: Евсюкова В.А.  Цель: способствовать речевому раз...