Проект "В гостях у Светофора"
проект по обж

Гончарова Елена Владимировна

Краткосрочный проект по профилактике  детского дорожного травматизма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_v_gostyah_u_svetofora.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по профилактике  детского дорожного травматизма

« В гостях у Светофора».

Актуальность проекта:  Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить  процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать ещё в раннем детстве, когда усвоение правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими  знаниями и их практическим применением. В этот период отмечается  становление произвольного поведения (стремление управлять собой и своими поступками).  Обнаруживается умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам. В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям. Ребёнок стремиться поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует познавательной мотивации в общении.

Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

Актуальность работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками обусловлена, с одной стороны, особенностями познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, связанными со стремлением расширить познавательные горизонты. С другой стороны, с такой психологической особенностью детей, как отсутствие той защитной реакции на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах, что обуславливает необходимость изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах города.

Одной из содержательных линий познавательного развития детей дошкольного возраста является знакомство с содержанием понятий «здоровье» и «правила личной безопасности». Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком, только тогда она станет действительным регулятором его поведения. Прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести в разных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, мы большое внимание уделяем организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля.

Проблема проекта:  За последние 5 лет в Зеленогорске произошло 227 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 39 человек, в том числе 1 ребёнок. Ранено – 257 человек, из них детей – 32. Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. По итогам 9 месяцев т.г. общее количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков до16 лет увеличилось на 6,3% (всего 474 ДТП).

Дети дошкольного возраста активно познают мир и при этом часто теряют контроль  за ситуациями в окружении, что может приводить к трагическим последствиям. Постоянный контроль и запрещения взрослых не ведут к самостоятельности при  формировании навыков охраны жизни и здоровья ребенка. Дети пересекают проезжую часть с взрослыми и часто не замечают или не понимают действия автоматического регулировщика – светофора. Необходимо создать педагогические условия для заинтересованного освоения детьми знаков светофора.

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Вырабатывать потребность быть внимательными, собранными на дороге.

Задачи:

1. Дать знания детям о значении цветовых знаках светофора.

2. Закреплять умение их различать и выполнять предписывающие действия.

3. Прививать способность получать информацию, обрабатывать её и применять в

реальной практической ситуации на дороге.

4. Развивать навыки ведения диалога. Учить доказательно отстаивать собственное мнение,

учитывать мнение товарищей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,  педагоги, специалисты ДОУ, музыкальный руководитель, инспектор ОГИБДД, родители, старшие сёстры и братья, бабушки.

Исполнители: воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры.

Партнёры проекта:  МУП ТРК "Зеленогорск" телестудия «Твин», инспектор по пропаганде ОГИБДД.

В многолетней практической деятельности нами были опробованы различные методы и приемы формирования осознанного отношения ребенка к правилам поведения на улицах города. Наиболее оптимальным педагогическим средством, на наш взгляд,  явился проект «В гостях у Светофора». Данный проект является составной частью программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы: Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина) Проект осуществляется с 2012 года в группах старшего возраста.  

Формы и методы проведения проекта

Наш краткосрочный проект осуществляется посредством следующих мероприятий:

- занятия и беседы

- игры, пятиминутки

- чтение художественной литературы

- досуговые мероприятия

- тест-опрос

Описание краткосрочного проекта «В гостях у Светофора»

Этапы работы краткосрочного проекта:

1 этап подготовительный:

1.Для определения уровня умений и знаний детей о правилах безопасности на дороге был проведен тест-опрос, который составила психолог нашего детского сада Дубровина К.Е.(Приложение3)

2. Опрос и экспресс-тест для  родителей.(Приложение1) (Приложение2)

Перед началом работы по проекту рассказали родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. Работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих мам и пап, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто приходят на помощь старшие братья и сёстры. Предложить родителям провести вместе с детьми разнообразные опросы среди родственников и знакомых на тему безопасного поведения на улице, дороге.

2 этап - основной (этап реализации):

1.Целевая прогулка к проезжей части.

2. Беседа « История создания светофора»

3.Совместные мероприятия с детьми. /рисование «Наш друг светофор», ручной труд-изготовление светофора для акции, изготовление дидактических игр и макета/

5.Совместные мероприятия с семьями воспитанников /рисование эскизов, изготовление макета светофора/

6. Участие в акции « Внимание! Сигнал светофора»

Составные части реализации второго этапа проекта:

 На 2 этапе мы подвели детей к проблеме изучения правил дорожного движения для сохранения жизни и здоровья. Дети проявили большой интерес к ситуациям и проявили чувствительность к проблеме. Проявленный интерес поставил перед нами цель создать ситуации, при которых у детей формировались бы представления о значении светофора на дороге.  

1.Целевая прогулка к проезжей части, к светофору. Дети наблюдали за движение транспорта и пешеходов. ( Приложение6)

2.Беседа «История создания светофора» Ребята познакомились  с историей появления светофора, его назначение, виды светофоров (Приложение 7).

3.Мастерская помощников светофора: изготовление игр и пособий. Совместно с детьми мы изготовили дидактические игры «Светофор», «Включи сигнал», макет «На нашей улице». Новые игры и пособия помогли ребятам закрепить знания о предназначении цвета светофора, учили применять их в разных ситуациях на дороге. (Приложение 8).

4.Чтение художественной литературы. В работе над проектом были   использованы следующие литературные источники: Г. Сапгир «Мой приятель светофор», М. Пляцковский «Светофор», Г. Варшавский «Про Петра и про Егора, про сигналы светофора».

5.Акция «Внимание! Сигнал светофора» На втором этапе проекта была проведена акция совместно с родителями. Для участия в акции дети изготовили модели светофора, которые вручали всем прохожим на улице.( Приложение 9).

6.Создание макета  Работа в рамках нашего проекта проходила в тесной взаимосвязи с родителями детей. На основном  этапе понадобилась их помощь. Самой важной  задачей стало создание макета светофора, с которым мы решали проблемы дорожного травматизма.  Перед детьми и их родителями была поставлена задача, нарисовать эскизы светофора. Далее предстояла  работа над изготовлением самого макета  светофора. Из предложенных на выставке работ мы выбрали самого необычного. Наш светофор был похож на маленького человечка на ножках, с кепкой и глазками. Красный глазик – грустное личико (значит, у него есть проблема), жёлтый глазик – задумчивое личико (значит, нужно подумать), зелёный глазик – весёлое личико (значит, проблема решена).  Мы с детьми дали ему имя. Так как он главный на дороге, серьезный, умный значит, у него должно быть имя и отчество, назвали его Светофор Светофорович.  

3 этап итоговый:

1.Тесты для детей старшего возраста. Психолог МБДОУ№6 К.Е. Дубровина

Чтобы определить качественные и количественные изменения в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах был проведён заключительный тест-опрос. Уровень знаний детей о цветовых знаках и их предназначении повысился, научились различать и выполнять предписывающие действия, применяют знания и умения в реальных практических ситуациях. (Приложение11)

2. Досуговое мероприятие, направленное на закрепление и проверку знаний о значении светофора, его предназначении, о безопасном поведении на улице и на дороге.

 « Путешествие в страну Светофорию» (Приложение 10).

Вместе со специалистами нашего сада (музыкальным руководителем, преподавателем физкультуры) подготовили  мероприятие «Путешествие в страну Светофорию»

Цель этого мероприятия обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

. Таким образом, мы пришли к выводу, что если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями, а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаёт вопрос: как и чему учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно",  "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения.

Показателями эффективности работы проекта «В гостях у Светофора»:

1.Отсутствие несчастных случаев с детьми МБДОУ №6

2.Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Они выявляются путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с картинками и т. д.

3.Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (регистрируется поведение детей на предъявление картинки или создание реальной ситуации на макете городка).

Эффекты для ребенка:

Личностные эффекты:

Появляется самостоятельность, ответственность, творческая активность, желание активно воздействовать на окружающий мир.

Социальные эффекты:

Может обучать родителей и младших сестёр и братьев правилам поведения на улицах города, провести игру, организовать сюжетно-ролевую игру.

В связи с вышеизложенным выработали следующие рекомендации для педагогических работников МБДОУ№6 «Маленькая страна»

- на базе МБДОУ организовать центр "Светофорик",  для изучения и закрепления знаний детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах, быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.

- обновить и оборудовать уголки по ПДД в группах, транспортную площадку, наглядный материал;

- пополнить содержание кабинета новыми методическими разработками занятий и мероприятий;

- систематически использовать максимальное разнообразие, неформальность, творческий поиск в воспитательной работе при проведении профилактических мероприятий;

- обратить особое внимание на организацию работы с родителями;

- усилить работу по взаимодействию с отделами ОГИБДД.

Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

Заключение

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Хочется верить, что наш проект поможет детям избежать опасностей на дорогах, ведь сразу после детского сада большинство из них станут  самостоятельно ходить в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "В гости к светофору Светофоровичу"

Разработка позволяет провести экскурс по правилам дорожного движения....

В гостях у светофора

Работа с родителями                   ——В вопросах соблюдения  детьми правил дорожного движени...

Разновозрастное летнее развлечение «В гостях у светофора»

Формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города....

Развлечение в гостях у Светофора Светофорыча

Развлечение по ПДД. Область "Безопасность"...

Спортивный досуг в поготовительной логопедической группе"В гостях у светофора"с участием инспектора ГИБДД..

В досуге использовался игровой напольный комплект "Азбука дорожного движения", который выпускает Санкт-Петербургское  предприятие " Альма".Досуг проходил, как закрепляющий материал после серий за...

Конспект занятия по ПДД «В гостях у Светофора» во 2-ой младшей группе

Формировать представление о безопасности движения и правильности поведения у проезжей части....