Правила дорожного движения
консультация по обж
Обучение детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_dorozhnogo_dvizheniya_dlya_doshkolnikov.docx | 27.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила дорожного движения по ФГОС для дошкольников.
Обучение детей правилам дорожного движения – это неотъемлемая часть воспитательного и образовательного процесса. Учитывая данные статистики по совершенным ДТП в нашей стране, эта проблема является весьма актуальной в наше время. За формирование у детей системы навыков и знаний о безопасном поведении на дорогах сегодня отвечают детские сады и школы. Именно в их стенах начинается познание детьми азов ПДД, именно там они узнают о взаимодействии таких понятий, как пешеход и транспортное средство, аварийность и травматизм. Важная роль в изучении ПДД детьми отводится воспитателям и школьным педагогам.
Так зачем детям знать ПДД? Так вот анализируя данные ПДД за несколько лет, характер травм, полученных детьми, можно прийти к выводу, что изучение ПДД является крайне актуальной задачей, которая существенно поможет снизить количество аварий с участием юных пешеходов. Чтобы решить эту проблему, необходимо начинать обучение детей с самого раннего возраста, а затем постоянно освежать и пополнять эти знания уже школьником.
Как только ребенок встал на ноги и делает свои первые шаги, как только он вылез из коляски и топает по улице с родителями за руку – вот самое подходящее время, чтобы начинать знакомить ребенка с транспортом, проезжей частью, светофорами и правилами. Жизнь диктует прививать детям правильное поведение на дорогах уже в дошкольном возрасте. Дело в том, что маленькие дети не обладают необходимой психологической реакцией, свойственной взрослым: не могут определить уровень опасности;
- не умеют определять и оценивать расстояния;
- часто переоценивают свои способности, считая себя быстрыми;
- не могут управлять своим поведением;
- не принимают никаких правил.
Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ: Знакомить детей с правилами дорожного движения (ПДД) в детском саду никогда не рано. Понимать правила поведения на проезжей части, читать самые важные знаки, знать обязанности участников движения — всё это должны уметь дети уже младшего дошкольного возраста. По мере взросления тема ПДД в ДОУ раскрывается более глубоко, а повторение материалов из месяца в месяц, из года в год помогает дошкольникам прочно усвоить новые знания и отработать навыки безопасного нахождения на дороге.
Занятия по ПДД в ДОУ — это то, что воспитатель обязан включить в тематический календарный план. В какой бы форме ни проводились эти занятия, они помогают снизить процент ДТП с участием детей и научить малышей культуре поведения на проезжей части. Знакомство с правилами дорожного движения помогает:
- развить координацию дошкольников; до автоматизма отработать действия в условиях дорожного движения и развить скорость реакции;
- научить детей основным правилам поведения на дороге и возле неё.
Что надо рассказать детям в ДОУ о ПДД: Мало объяснить малышу, что дорогу надо смотреть на светофор и переходить дорогу по зебре. Ребёнок в детском саду должен иметь представление о видах машин, об устройстве дорожной полосы и разных пешеходных переходов.
Вот первые правила, которые должны усвоить дети в группе: 1. Дорогу можно переходить только на зелёный свет и по “зебре”. 2. Идти рядом с полосой машин надо по тротуару, а если его нет, то двигаться по обочине навстречу движению.
3. Перед переходом сначала смотрим налево, а на разделительной полосе — направо. 4. Надо выучить важные дорожные указатели и знаки.
Как заниматься ПДД с детьми в ДОУ. Изучение правил дорожного движения в детском саду — это часть воспитательно-образовательного процесса, а, значит, должно быть построено по ФГОС. Объяснение ПДД малышам в ДОУ можно включить в любой из видов занятия, которые предусматривают федеральные стандарты.
Вот только несколько примеров.
1.Интегрированный урок, когда на одном занятии дошкольники занимаются разными видами деятельности: творческой, подвижной, речевой. Такое занятие удачно строить с приглашенным персонажем, которого дети учат соблюдать ПДД разными способами: рисуют, говорят, поют, показывают.
2.Тематическое занятие объединяет одну тему изучения (например, знаки, общественный транспорт или сигналы светофора) на разных занятиях: музыке, физкультуре, развитии речи, ИЗО.
3.Коллективное задание, на котором вся группа ДОУ делает общий проект ( например, аппликацию с изображением улицы).
4.Игровое занятие, в течение которого дети работают в мини-группах, а затем обсуждают то, что у них получилось.
5.Урок-экскурсия, на котором дошкольники изучают рядом расположенную проезжую часть и соотносят свои знания с реальностью. Для того, чтобы дети основательно запомнили правила дорожного движения, воспитатель должен создать условия, при которых они :увидят информацию; услышат её; применят новые знания.
Для этого должны быть использованы: наглядные материалы; разнообразные речевые приёмы; игровые и творческие задания. Эффективность обучения детей ПДД зависит от оснащённости ДОУ, но, в первую очередь, от мастерства педагога. Воспитатель, объясняющий правила дорожного движения должен совместить в занятии четыре типа педагогических приёмов:
- Наглядные.
- Словесные.
- Игровые.
- Практические.
Наглядные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ: Объяснение правил дорожного движения с помощью зрительных образов — один из самых эффективных приёмов. Наглядность можно организовать:
- 1.картинками, например, с изображениям дорожных знаков или сигналов регулировщика;
- 2.презентациями и видео, которые транслируют интересные истории, например, заметки о развитии дорожного движения или мультик по теме ПДД;
- 3.демонстрациями, когда воспитатель показывает на своём примере правильное действие.
Словесные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ:
Использование словесных приёмов поможет не только объяснить детям правила дорожного движения, но и поможет воспитателю проверить, как усвоен материал. К таким приёмам относятся: 1.беседы; 2.сказки; 3.загадки и стишки; 4.чтение.Беседу с дошкольниками удобнее всего выстраивать по принципу вопрос-ответ. “Какие сигналы светофора разрешают движение пешеходу?”, “Где пересекается несколько дорог?” и т.п.Загадки и стишки помогают воспитателю быстро переключить внимание дошкольников на тему после паузы или заминки. Для детей младшего дошкольного возраста обычно используются «договорки», а в старшей и подготовительной группах ДОУ — более сложные стихотворения. Чтение, как правило, больше используется в старших группах ДОУ, в которых дошкольники могут сами читать несложные тексты. Другой вариант: воспитатель зачитывает детям истории о дорожном движении. Использовать лучше специальную детскую литературу на тему ПДД:“Дядя Стёпа — милиционер”, “Моя улица” (С. Михалков); «Шофёр” (Б.Заходер);“Светофор” (Г.Георгиев);“Милиционер” (Н. Носов);“Для чего нам светофор” (О. Тарутин);“Правила движения” (В.Головко).
Игровые приёмы для объяснения ПДД в ДОУ:Игровая деятельность должна стать основной при преподавании ПДД для детей. В процессе игры дошкольники повторяют новые понятия, отрабатывают правильное поведение на дороге, развивают речь и координацию движений.Пять видов игр уместно использовать для того, чтобы дошкольники тренировали различные дорожные ситуации: 1.Дидактические игры по ПДД, в которых есть чёткие правила и обучающая задача. 2.Сюжетно-ролевые, где дети копируют модель поведения разных участников дорожного движения.
Например, отыгрывают передвижение на автобусе или переход дороги без светофора.
3.Подвижные игры хорошо использовать во время прогулки. 4.Театрализованные игры по ПДД в ДОУ могут проходить по определённому сценарию, в котором дети играют по заданному сюжету, или сами являются режиссёрами и куклами-актёрами. 5.Пальчиковые игры удобно проводить в группе младшего дошкольного возраста и также отыгрывать разные ситуации на дороге.
Наблюдайте вместе с ребенком за ситуациями на дороге, во дворе, за пешеходами, обсуждайте увиденное с ребенком. Прочитайте ребенку подходящее поучительное художественное произведение, а потом предложите побеседовать о прочитанном, можно нарисовать соответствующую картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы
Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...
Правила дорожного движения /презентация/, конспект занятия "Правила дорожного движения" средняя группа
Тема данной презентации "Правила дорожного движения"поставлены следующие задачи: Образовательные:- развивать логику, закрепить умение различать дорожные знаки: повторить основные правила поведени...
Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".
Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...
Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".
Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...
Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения
Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»
Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...
Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...