Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_e.o.boychikova.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Бойчикова Е.О.
воспитатель
МБДОУ «детский сад № 14»
Из опыта работы
«Формирование у детей дошкольного возраста
основ безопасного поведения на улице»
Дошкольный возраст -важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образажизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время
водить их за руку, удерживать возле себя.
Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение
правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также
и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него
навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятности
нежелательных происшествий с ним на дороге.
Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка и обязаны научить ребенка жизненно важным правилам, подготовить его к встрече сразличными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за ихвыполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различныхситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему зачастую приходится преодолевать путь от дома до школы и обратно самостоятельно. Чтобы оградить ребёнка от опасности нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить ПДД, с дорожными знаками. Важная роль в предупреждении дорожно-транспортноготравматизма принадлежит дошкольному учреждению. Именно педагоги
должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Цели нашей работы по обучению детей дорожной азбуке представлены на слайде: формирование у детей навыков осознанного поведения в различных опасных ситуациях на улицахгорода. Работая с детьми на протяжении нескольких лет, осуществляла выполнение следующих задач:
- Закрепить и обобщить знания о родном городе, названия улиц, научить ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут.
- Формировать знания о правилах безопасного поведения на улицах города.
-Продолжать знакомить детей с правилами поведения на дороге и знаками дорожного движения.
- Учить адекватно, реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать правильные решения.
- Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, дать чёткое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам,водителям, направленные на сохранение жизни и здоровья, поэтому все обязаны их выполнять.
Обучая детей дорожной грамоте, мы выбрали 3 основных направления:
Безопасность на улице
Светофор и дорожные знаки
Транспорт и безопасные ситуации.
В своей работе чётко продумали формы и методы по обучению детей ПДД:
На первом этапе работы уточняем представления детей о правилах (то есть узнаём их
личный опыт, на который могут опереться). Такая диагностика проводится нами в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей. Для этого
разработан ряд вопросов,на которые дети с удовольствием отвечают.
Выделенный второй этап – это расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о
ПДД посредством наблюдения за движением транспорта по улице, на перекрёстке, на пешеходном переходе, наблюдение
за работой светофора, за работой инспектора ГИБДД. Для того,чтобы работа в этом направлении велась в системе, разработана примерная тематика целевых прогулок и экскурсий. После каждой экскурсии проводим беседы, которые помогают закрепить полученные детьми знания и представления. На прогулке, экскурсии, занятиях, во время бесед звучат загадки, стихио светофоре, о полицейском- регулировщике.
Следующий этап закрепления знаний, полученных на улице, создаём проблемные ситуации на планшетах, схемах, в ролевых играх. Используем дидактические игры, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.
В процессе обучения подходим к детям дифференцированно, учитывая их индивидуальные возможности. Используем различные формы обучения,такие как беседы, практические занятия, развлечения, игровые тренинги, рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций по ПДД, чтениехудожественной литературы. Знания, полученные детьми на занятиях, в ролевых играх, дидактических играх, при просмотре видео и мультфильмов,закрепляем в ходе развлечений, спортивных и музыкальных праздниках, а так же они находят широкое отражение в рисунках и поделках.
Мы понимаем, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Здесь необходим тесный контакт педагогов и родителей.
Цель моей работы с родителями – это объяснить актуальность и важность проблемы безопасности детей. Повысить образовательный уровень родителей,обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье. Родители являются заинтересованными партнёрами в обучении иразвитии детей. Для повышения ответственности за соблюдение детьми ПДД с родителями мы проводим целенаправленную работу: ежедневные беседы,разработанные рекомендации для родителей дошкольников, наглядная агитация, анкетирование, оформление стендов, альбомов, совместные с детьмидосуги, праздники, изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр.
Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах,дорогах. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативнуюфункции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Одной из основных задач предметно –развивающей среды должно быть обогащение игрового центра активности «ПДД» элементами, которые могли бы стимулировать познавательнуюактивность детей. Важно чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Родители воспитанников принимают активное участие в создании центров активности
«ПДД» как равноправные и равноответственные партнёры в образовании своих детей. Совместно с родителями педагоги изготовили макеты домов, машин, светофора, пешеходного перехода с дорожными знаками на участке детского сада.
Центры активности «ПДД» в группах оснащёны:
дидактическими играми по правилам уличного движения;
учебными макетами, перекрестками;
книгами разных авторов на соответствующую тематику;
справочной литературой: энциклопедии, справочники;
строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
настольно-печатными играми;
моделями машин: легковых и грузовых;
макетами нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, достопримечательностями родного города, мелкимиигрушками-куклами;
разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
художественными произведениями по правилам дорожного движения;
альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
Мы знакомим детей с правилами поведения на улицах города; рассказываем о правилах
дорожного движения; объясняем, для чего предназначены тротуар,проезжая часть,
перекресток; какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; беседуем с детьми о том, часто ли они бывают на улице, название каких улиц знают дети, почему нельзя выходить на улицу без взрослого. Используем
иллюстрации жизненных ситуаций, рассказы из жизни,
специально подобранные сюжеты. Предлагаем детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного поведения на улице. Вместе с детьми отрабатываем безопасные маршруты дороги в детский сад с помощью «маршрутных листов», которые дети изготавливают совместно с родителями.Рассказываем детям о том, как следует переходить дорогу, знакомлю с пешеходными переходами: «зебра», светофор. Уже с младшего дошкольного возрастадетей учим различать и называть цвета светофора (красный, желтый, зеленый), а также тому, что они обозначают.
Детей старшего дошкольноговозраста учим различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Дети знакомятся с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход». Объясняем, что означает каждый знак, разыгрываем дорожные ситуации с помощью макета своей улицы. Для лучшего усвоения нового материала использем приемы пространственного моделирования. При помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогу, переезд, перекресток.
В ДОУ проводятся фотовыставки «Моя семья знает и соблюдает правила дорожного движения», был проедён конкурс песни и стихов на тему «Дорожная азбука», выставки детских рисунков.
Обязательным становится приглашение сотрудников ДПС для проведения бесед с детьми. На информационных стендах для родителей детей мы поместили рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой.
Изучение правил дорожного движения следует рассматривать, как составную часть
общей воспитательной работы детского сада и семьи. Мы считаем, что только при систематическом изучении правил, использовании новых форм пропаганды ПДД можно решить проблему детского травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения»
Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения»...
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы...
Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"
Обобщение опыта работы воспитателя...
"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).
Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ
Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно ...
Презентация проект «Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»
laquo;Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»...