Семинар-практикум с элементами тренинга "Один не дома"
методическая разработка по обж
Семинар-практикум с элементами тренинга "Один не дома"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
boltenkova_t.v._seminar-praktikum_odin_ne_doma.docx | 47.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик»
Семинар-практикум для родителей
с элементами тренинга «Один не дома»
Разработчик: Болтенкова Татьяна Валерьевна, старший воспитатель С. Родино,2022г |
2. Пояснительная записка:
Актуальность
Каждый день, каждую минуту наших детей подстерегает огромное количество опасностей. Ежегодно в России пропадает больше 100 тысяч человек. При этом четверть из них составляют дети. Часть несчастных случаев можно было предотвратить, если родители и дети имели навыки безопасного поведения и общения, чётко зная, как действовать в той или иной ситуации.
Целевая аудитория
Родители, воспитатели, старшие воспитатели ДОУ, классные руководители начальных классов.
Количество участников: 20
Цель: формирование навыков безопасного поведения родителя и ребёнка в целях профилактики пропажи детей.
Задачи:
- учить родителей оценивать ситуации, угрожающие жизни и здоровью ребёнка;
- помочь родителям определить алгоритм действий при пропаже ребёнка;
- формировать у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка;
- укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Планируемые результаты:
1. Знания родителей об опасных ситуациях в жизни детей.
2. Овладение алгоритмом действий при пропаже ребёнка.
3. Применение полученных навыков безопасного поведения в повседневной жизни.
Форма проведения: дискуссия, работа в малых группах, тренинг.
Используемые педагогические технологии: ИКТ, коммуникационная, информационная, мотивационная, рефлексия.
Словесный метод: мини-лекция, беседа, разговор, проблемные вопросы.
Наглядный метод: показ презентации, прослушивание аудио, показ видеоролика, рассматривание фотографий.
Практический метод: тренинг, разбор конкретных ситуаций, самостоятельная работа, обыгрывание ситуаций.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия:
- кадровые - старший воспитатель высшей квалификационной категории;
- методические - Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста под редакцией И.А. Лыковой «Мир без опасностей»;
- информационные - официальный сайт поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт», официальный сайт «Академия безопасности Ольги Бочковой»;
- материально-технические: листы бумаги формата А2, фломастеры, билеты красного и синего цвета, проектор, экран, ноутбук, аудиосистема, видеофайлы, презентация.
3. Основная часть
Ход семинара-практикума
- Вступительная часть. Этап целеполагания
Ведущий (Слайд 1) Добрый вечер уважаемые родители! Я приглашаю вас сегодня в необычное место. На вокзал, где сходятся все пути, начинаются и заканчиваются большие и маленькие дороги. (Слайд 2) В нашем вагоне четыре купе, я предлагаю вам сесть в любое купе по желанию.
(Родители рассаживаются по группам)
Сегодня, отправляясь в путь в необычную страну, я прошу вас быть искренними, чуткими, внимательными, общительными, ведь на жизненном пути мы все добрые попутчики. Итак, уважаемые пассажиры, наш поезд скоро отправиться с платформы. Предлагаю перед отправлением отгадать кроссворд. Купе, которое справилось с задачей, поднимает вверх руки.
( Ведущий предлагает взять на столе заготовленные листы с кроссвордами и преступить к работе)
1Л | И | Ф | Т | |||||
2Ч | Е | Р | Д | А | К | |||
С | ||||||||
3П | О | Д | В | А | Л | |||
П | ||||||||
4П | О | Д | Ъ | Е | З | Д | ||
С | ||||||||
5П | А | Р | К | |||||
Д | ||||||||
6С | К | В | Е | Р | ||||
7Г | А | Р | А | Ж | И | |||
Вопросы
По вертикали
1 Ряды лесных насаждений (кустарников и деревьев), расположенные вдоль дорог и автомобильных трасс, где легко может потеряться ребёнок (лесопосадка)
По горизонтали
1 Разновидность грузоподъёмной машины, предназначенная для вертикального или наклонного перемещения грузов в многоквартирном доме, где ребёнок может встретить чужого взрослого (лифт)
2 Комната под крышей дома, куда из любопытства может забраться ребёнок (чердак)
3 Этаж здания с уровнем пола ниже уровня земли. Служит для размещения различного оборудования, припасов, где могут незаконно удерживать ребёнка (подвал)
4 Вход в многоквартирный дом, где ребёнка могут встретить хулиганы (подъезд)
5 Земельный участок с естественной или специально-посаженной растительностью, предназначенный для отдыха и прогулок, где могут похитить ребёнка (парк)
6 Объект озеленения города, включающий газоны, цветники, отдельные группы деревьев, где может увлечь и увести ребёнка чужой взрослый (сквер)
7 Помещение для стоянки или хранения автомобилей, где могут спрятать ребёнка (гараж)
Ведущий: Давайте проверим правильность ваших ответов, внимание на экран. (Слайд 3). Как вы думаете, какая тема сегодняшней встречи, о чём мы с вами будем говорить?
(Предполагаемые ответы родителей: «О пропаже детей»,
«О безопасности» и т.д.)
Ведущий: Уважаемые родители, вы правы. Тема нашего мероприятия очень важная и актуальная для всех нас - «Один не дома». Сегодня мы отправимся в «Страну безопасного общения и поведения». Но прежде чем отправиться в путь вы, как пассажиры должны приобрести билеты. Перед вами билеты красного и синего цвета. Вы можете взять любой билет, прочитав высказывание на обратной стороне.
Красный билет: «Я знаю, как знакомить своего ребёнка с основами безопасного общения и поведения и могу поделиться»;
Синий билет: «Я хочу узнать, как научить своего ребёнка быть внимательным и осторожным в различных жизненных ситуациях».
(Родители выбирают билеты)
Ведущий: Я вижу, что в наш поезд сядут пассажиры с синими билетами. Есть у нас пассажиры и с красными билетами, это будут мои помощники.
Итак, уважаемые пассажиры, часы показывают 17.00, наш поезд отправляется с платформы.
Основная часть
Ведущий: К семи чудесам света, будь их воля, люди непременно бы добавили восьмое – улыбку ребёнка. Не будь её в человеческой жизни, каким ущербным, даже трагическим стало бы наше мироощущение.
Но бывают ситуации, когда лучшие грани детского характера-доверчивая открытость, наивность, дружелюбие, любознательность – приводят к неприятностям, а то и к несчастью. (Слайд 4) Довольно часто такие ситуации возникают в результате общения ребёнка с чужими людьми-взрослыми, подростками и даже сверстниками. Мы не можем, подобно кенгуру, носить их в своих карманах, оберегая от всех и вся. И ещё не изобрели зонтик для защиты от людского зла и всевозможных напастей. Поэтому лучшая защита- это знание и опыт. Важнейшая задача педагогов и родителей – познакомить детей с основами безопасного общения и поведения, научить их быть внимательными и осторожными в различных жизненных ситуациях, помочь разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Внимание на слайд, перед вами ежегодная статистика пропажи детей в России (Слайд 5). Посмотрите, на цифры! С начала 2022 года в Алтайском крае пропало 15 детей. Обучение безопасному поведению детей, это работа на много лет. Каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно и систематически. Соблюдение правил безопасности должно быть доведено до автоматизма. Сегодня мы смоделируем опасные ситуации и попытаемся найти из них выход.
Тренинг «Поход на массовое мероприятие»
Ведущий: «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети!»… Бывает, ещё как часто, к сожалению бывает!». Часто взрослые с детьми ходят на массовые мероприятия: концерты, соревнования, выставки и т.д. И нередко бывает такая ситуация- ребёнок потерялся. Обладатели красных билетов, поделитесь, пожалуйста, опытом, как нужно одеть ребёнка на массовое мероприятие, чтобы быстро его найти?
(Предполагаемые ответы взрослых: «Следует одеть ребёнка в вещи, которые любит ребёнок и часто одевает. Нужно одеть в яркую одежду.)
Ведущий: Спасибо вам за советы. А я предлагаю практически убедиться в правильности рекомендаций.
Перед вами на слайде фотография массового мероприятия, я прошу вас отыскать ребёнка в чёрной футболке (Слайд 6). А теперь найдите девочку в розовой майке (Слайд 6). Дорогие родители сделайте вывод, какого ребёнка вы нашли быстрее и почему? Как ещё можно одеть ребёнка, чтобы его выделить из толпы?
(Предполагаемые ответы родителей)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Отправляясь на массовое мероприятие, оденьте ребёнка ярко, чем ярче, тем лучше. Вам будет проще держать его в поле зрения. Шапки под «бешеных птичек», плащ с капюшоном в виде цыпленка, ветровка «под зебру». Мониторы, на которые транслируют записи с камер – черно-белые. Нужна не только цветная, но и контрастная одежда – в полоску, клетку, горох. Мы ещё упустили один момент, важно не только одеть ребёнка в яркую одежду, на всякий случай надо пришить к одежде ребёнка метку или вышить ниткой имя, фамилию ребёнка, телефон для связи.
Тренинг «Звук в толпе»
Родителям предлагается прослушать аудиозапись шумящей толпы.
Ведущий: Как вы думаете, возможно ли в таком шуме услышать своего ребёнка, если он потерялся? Мои помощники с красными билетами, помогите, как обезопасить себя и ребёнка в такой ситуации, что сделать, чтобы услышать друг друга?
(Варианты ответов родителей)
Ведущий: Голос человека недостаточно силён, а в людской толпе выделить чей- то голос определённый очень трудно, особенно детский. Внимание, перед вами обыкновенный свисток! Если вам или ребёнку угрожает опасность, а мобильный телефон разряжен, с помощью свистка ребёнок может привлечь внимание, и вы легко услышите его. Свисток поможет привлечь внимание посторонних людей и позвать на помощь.
Вывод: Отправляясь на массовые мероприятия, вешайте ребёнку или кладите в карман свисток. Он маленький, не займет много места. Слышно его далеко.
Тренинг «Памятка родителям»
Ведущий: В случае, когда вы намерены пойти на массовое мероприятие, на прогулку или в супермаркет, нужно приготовиться к чрезвычайным ситуациям. Приготовиться самому и ребёнку. Дорогие пассажиры, я предлагаю вам разделиться на две группы, подумать и создать памятки для родителей, где вы выработаете правила поведения, которые помогут не потеряться ребёнку, а если это все таки случилось, быстро найти. Первое и второе купе составит памятку «Правила находчивых потеряшек», третье и четвёртое купе памятку «Правила поведения родителей при пропаже ребёнка». Перед вами лист бумаги и фломастеры, приступайте к работе. У вас 5 минут
(Родители пишут варианты памяток)
Ведущий: Предлагаю делегатам от каждого купе, поделиться своими памятками (Предполагаемые правила. Листы бумаги А-2 вывешиваются на стенд)
Предлагаю сделать вывод, какие правила, вы считаете самыми полезными? Молодцы! Давайте запомним их.
( Предполагаемые тексты памяток: «Правила находчивых потеряшек»,
- Не отходить с того места, где ты потерялся.
- Лучше всего подойти к полицейскому.
- Если потерялся на улице, подойти к женщине с ребёнком.
- Если потерялся в магазине, обратиться к продавцу или контролёру.
- Выучить наизусть свою фамилию, знать, как зовут маму и папу.
- Выучить наизусть свой адрес и номер телефона.
( Предполагаемые тексты памяток: «Правила поведения родителей при пропаже ребёнка»)
- Сходите или позвоните туда, где ваш ребёнок мог быть, выясните, кто видел его в последний раз, когда и где это было.
- Сообщите в полицию о пропаже ребёнка.
- Напишите заявление на имя начальника ближайшего отделения полиции- с указанием примет и приложением фото пропавшего ребёнка.
- С помощью родственников, соседей произведите поиски в соседних дворах, подъездах, подвалах, на чердаках.
- Во время вашего отсутствия в квартире должен дежурить кто-то из родственников или соседей.
- При возвращении ребёнка немедленно сообщить в полицию.
Тренинг «Детей крадут за 6 секунд» (Слайд 7)
Ведущий: Хочу вам задать вопрос: «Уверены ли вы, что ваш ребёнок не уйдёт с чужим человеком?». Я вижу, что ответ на этот вопрос заставил вас задуматься. Предлагаю посмотреть социальный эксперимент, показывающий может ли ребёнок уйти с незнакомым человеком (демонстрация видео)
https://rutube.ru/video/0c6d3341c95788e5b26f624d0765f881/
Поделитесь своими эмоциями и впечатлениями от просмотра.
Ведущий: Сейчас вы увидели, что ребёнок за короткое время ушёл с незнакомым человеком. Каким действиям нужно научить ребёнка, если чужой человек его куда-то зовет, чем-то угощает, просит о помощи или сам предлагает помощь? ( Варианты ответов родителей)
Ведущий: Я предлагаю всем встать и выполнить действия, которым нужно научить ребёнка:
1. Отходим назад! То есть держим дистанцию.
2. Говорим «нет» словом и жестом (выставленная ладонь вперед).
3. Уходим в безопасное место, или убегаем.
Ведущий: Всю жизнь мы объясняем детям, что они должны вести себя тихо и не мешать окружающим, поэтому, когда возникает угроза их жизни, они молчат, не могут громко крикнуть: «Мама!», «Папа!». Научите ребёнка кричать: «Помогите!», «Не приставайте ко мне!», «Спасите!». Чтобы помочь ребёнку раскричаться, нужно работать в паре. Я предлагаю вам упражнения Ольги Бочковой, основателя «Академии безопасности Ольги Бочковой».
(Просмотр видео)
https://yandex.ru/video/preview/419682931246847604
Ведущий: А теперь от каждого купе прошу выйти по два человека и прокричать данное упражнение. (Выполнение упражнения).
Ведущий: Тренируйте это упражнение с детьми регулярно дома и на улице, и тогда они не будут бояться закричать.
Уважаемые родители! В заключение нашей встречи я хочу рассказать о добровольческом некоммерческом объединении, занимающимся поиском пропавших без вести людей «ЛизаАлерт». Это объединение существует с 2010 года, оно накопило огромный опыт, и сегодня я хочу подарить вам памятки, составленные волонтёрами «ЛизыАлерт». (Слайд 8)
Рефлексия:
Ведущий: А сейчас, я хочу напомнить вам, уважаемые пассажиры, что в начале пути вы выбрали билеты разного цвета:
Красные: «Я знаю, как знакомить своего ребёнка с основами безопасного общения и поведения и могу поделиться»;
Синие: «Я хочу узнать, как научить своего ребёнка быть внимательным и осторожным в различных жизненных ситуациях».
После нашего мероприятия, кто из вас готов поменять свои синие билеты на красные? (действия родителей)
Ведущий: Спасибо, уважаемые родители за участие в мероприятии, я надеюсь, что оно было для вас полезным. Изучайте литературу, посвящённую безопасности детей, узнайте мнения и советы педагогов, сотрудников полиции, специалистов МЧС. Будьте примером для своих детей! Если вы, прежде чем открыть дверь, не заглядываете в глазок, то вряд ли это будет делать и ваш ребёнок.
Заключение: при разработке семинара-практикума я пришла к выводу: проблема с пропажей детей стоит очень остро, а профилактических мероприятий для детей и родителей дошкольного возраста крайне недостаточно. Данный сценарий позволит пополнить копилку профилактических мероприятий в ДОУ.
В мероприятии использованы наглядные методы обучения, для того чтобы акцентировать внимание родителей на проблеме пропажи детей.
Работа в группах позволяет закрепить и применить первичные навыки и умения безопасного поведения детей и родителей.
Практические тренинговые занятия позволяют участникам семинара-практикума раскрепоститься и проработать алгоритм поведения в чрезвычайных ситуациях.
В целях профилактики безопасного общения и поведения данный сценарий можно использовать:
- воспитателям в работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп детского сада;
- воспитателям ДОУ в работе с родителями воспитанников;
- старшим воспитателям ДОУ в работе с воспитателями, родителями воспитанников;
-учителям начальных классов.
Приложение 1
Правила безопасности, которым нужно научить детей.
- Всегда на любые предложения говорить «нет» незнакомым людям.
Если ребёнку комфортнее просто уйти или сказать «Простите мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми», научите его этому.
- Объясните, что взрослые люди должны просить помощи у других взрослых людей, не у ребёнка. Естественно, можно помочь бабушке или дедушке подняться в автобус или донести до подъезда сумку, но нельзя заходить в чужой подъезд.
- Объясните, что никто не способен внешне отличить «хорошего» человека от «плохого» и что доброжелательная молодая девушка всё равно чужая.
- Ребёнок НЕ должен слушаться всех подряд взрослых. Объясните, кого он должен слушаться, а кого нет, помогите ему понять, кто свои, а кто чужие.
- Научите ребёнка не стесняться просить помощи, если он потерялся, у того, кого можно просить: человек с ребёнком, полицейского, охранника, работника места, где он находится.
- Выучите с ребёнком главное правило потерявшегося: если ты понял, что потерялся, оставайся на месте!
- Научите ребёнка громко-громко кричать.
- Научите ребёнка не только следить за временем, но и звонить вам, когда он куда-то выходить без вас и когда он приходит. Покажите на своём примере, что вы взрослые люди, делаете то же самое, беспокоитесь друг о друге.
- Научите ребёнка доверять себе, и если ему поведение чужого взрослого кажется необычным, не думать, что ему показалось, а
принять меры, чтобы защитить себя: убежать, уйти, попросить помощи.
Список источников
- Глебова, С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействий: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей / С.В. Глебова . - Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.-111с.
- Лыкова, И.А. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир безопасности»: программа / И.А. Лыкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Цветной мир, 2019-112с.
- Лыкова, И.А. Азбука безопасного общения и поведения: учебно-методическое пособие /И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. -3-е изд. перераб. и доп.- Москва: Цветной мир, 2018.- 96 с.
- Официальный сайт «Академия безопасности Ольги Бочковой» -URL: https://bochkova.academy/ (дата обращения 24.10.2022)
- Официальный сайт поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» - URL: https://lizaalert.org/ (дата обращения 20.10.2022)
- Рекомендации «Школа «ЛызыАлерт»-по безопасности детей «Лизы Алерт»- URL: https://lizaalert.org/rekomendatsii-shkola-lizaalert-po-bezopasnosti-detej/ (дата обращения 25.10.2022)
- РИА Новости –URL : https://ria.ru/20220525/deti-1790528398.html (дата обращения 20.10.2022)
- Сайт газеты «Комсомольская правда» - URL: https://www.alt.kp.ru/daily/27396/4591803/ (дата обращения 25.10.2022)
- Тимофеева, Л.Л. «Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: метод. пособие / Л.Л. Тимофеева. - СПб: Детство-Пресс, 2020-192с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по ОБЖ с элементами тренинга на тему "Один дома"
Открытое занятие по ОБЖ с элементами тренинга на тему "Один дома" во второй младшей группе...
ОД с элементами театрализованной деятельности по сказке "Волк и семеро козлят". Тема: "Как козлята одни дома остались".
Формирование основ безопасного поведения дома и в быту. Расширение знаний об окружающей действительности и работе пожарных....
НОД по ОБЖ с элементами игрового тренинга «Один дома»
Средняя группа...
Консультация для родителей «Своеобразие обучения элементам математики дома».
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – исс...
Конспект индивидуального занятия с элементами песочной терапии Тема: «Праздник в доме у Алёнки»
Конспектиндивидуального занятия с элементами песочной терапиис учетом особенностей развития познавательной сферы ребенка.Тема: «Праздник в доме у Алёнки»...
Консультация для родителей «Своеобразие обучения элементам математики дома».
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника...
Консультация для родителей «Своеобразие обучения элементам математики дома»
Предлагаю воспользоваться данной консультацией, надеюсь она поможет многим родителям....