методическая разработка
методическая разработка по обж (старшая группа)
Работа по обеспечению пожарной безопасности для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53
Методическая разработка
«Работа по обеспечению пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила
Воспитатель:
Остапенко М.С.
Санкт-Петербург
2023
Содержание:
1.Введение
2.Методика работы
4. Перспективный план работы
3.Материалы и оборудование
5.Заключение
6.Список литературы
7.Приложение.
Введение.
Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в постоянной заботе на протяжении всей жизни человека.
ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их нравственных, социальных, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.
Обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.
Актуальность темы - обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.
Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Цель: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
В соответствии с ФГОС ДО и возрастной спецификой детей старшего дошкольного возраста, я выделила следующие задачи.
- формировать представления детей о свойствах различных объектов, связанных с ними потенциально опасных ситуаций.
- ознакомление с правилами пожарной безопасности на специально организованных занятиях;
- обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях.
- формировать умение реально оценивать возможную опасность.- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
Возраст детей: старший (5-6 лет) дошкольный возраст.
2. Методика работы.
В соответствии с ФГОС ДО, в образовательном процессе выделяется время, отводимое на:
-основную образовательную деятельность (несвязанную с одновременным проведением режимных моментов);
- образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах;
- взаимодействие с семьями детей.
Опираясь на литературу Н. Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность»и Л.Л.Тимофеевой «Формирование культуры безопасности» я переработала конспекты занятий и адаптировала их под наши условия работы,составила перспективный план.
В старшей группе основная образовательная деятельность проводилась, прежде всего, в форме образовательных ситуаций, в ходе которых дети знакомились с различными аспектами окружающей действительности, учились осуществлять анализ определенных событий, понимать суть правил безопасного поведения, самостоятельно формулировать правила.
Основной упор делался на ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности. Содержание и структура образовательных ситуаций обеспечивала решение основных задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».
Занятия должны иметь определенную структуру:
№ | Компоненты деятельности | Этапы занятия | Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей. |
1 | Проблема – цель работы детей на занятии ( мотив) | Мотивационно –ориентировочный | Выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулировка цели, волеизъявление детей. |
2 | План | Поисковый | Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий. |
3 | Реализация плана | Практический | Предложение педагогом различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, с другой – решить программные образовательные задачи. |
4 | Оценка | Рефлексивно – оценочный | Выявление факта и путей достижения цели( разрешение проблемы), нашедших применение опыта, знаний, умений, личностных качеств детей. |
Особенность игровых занятий заключалась в том, что дети включались в совместное творчество педагога и ребенка. Такие занятия стимулировали познавательную и творческую активность детей.
Формирование знаний безопасного поведения в разных жизненных ситуациях осуществляется за счет интеграции содержания образовательных областей (ОО) «Познавательное развитие», «Речевое развитие», и «Художественно – эстетическое развитие».
ОО «Познавательное развитие»
- дети узнают о свойствах предметов, о правилах обращения с ними.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
- знакомит дошкольников с правилами безопасного осуществления познавательно – исследовательской деятельности.
- с произведениями художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью, обеспечит усвоение необходимых для формирования культуры безопасности представлений в образной форме, готовит к эстетическому восприятию и оценке действительности.
ОО «Физическое развитие»
- подготовит к преодолению опасных ситуаций и осознанному отношению к своему здоровью и безопасности.
В Совместной деятельности с детьми, она занимает ведущее место в формировании у детей знаний о пожарной безопасности, использовала
- ООД
- Наблюдения
- Опыты
- Беседы
- Развивающие и дидактические игры
- Чтение художественной литературы
- Фольклор
- Просмотр мультипликационных и видеофильмов
- Инсценировки любимых сказок и рассказов в ходе различных режимных моментов.
- Кукольные представления
- Праздники
- Развлечения
Дети на занятиях были не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Образовательные ситуации дали положительные результаты и оставили след в сознании ребенка, т.к они были интересными, творческими и эмоционально окрашенными.
В самостоятельной деятельности детей, создала условия, способствующие возникновению самостоятельности. Окружающая детей предметно- пространственная среда оказывала огромное влияние на познавательную активность детей. Разработала и адаптировала развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. Изготовила модели, пособия, по обучению детей правилам пожарной безопасности. Все игры и пособия были доступны детям и находились в их свободном пользовании.
Создала предметно – пространственную среду для организации сюжетно – ролевых игр:
- «Больница»
- «Спасатели»
- «Пожарные»
- «Семья» и др.
Для работы с семьями детей разработала родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
3.Материалы и оборудование
В своей работе по ознакомлению детей с пожарной безопасностью использовала:
- Рабочие тетради Н. Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность в быту» - они значительно обогащают опыт ребенка и позволяют ещё раз осмыслить информацию, полученную в беседах, экспериментах, и других видах познавательной деятельности.
- Создала картотеку демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи.
- Собрала дидактический материал, который включает коллажи, мнемотаблицы, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.
Вся наглядная информация соответствует перспективному плану работы.
3.Перспективный план
№ | Тема недели, образовательная ситуация | Программные задачи | материал | Используемая литература |
1. Сентябрь | Мой город, моя семья «Огонь друг – огонь враг» | Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки. | Безопасный подсвечник со свечой, таз с водой, лист бумаги, султанчики, ватман, гуашь, влажные салфетки, фонограмма с мелодиями. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Н.А.Аралина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». М.: 2007 « Издательство Скрипторий». Стр. 9. Переработанное и дополненное. |
2. Октябрь | Осень. «Пожарный номер – 01» | Познакомить с историей создания пожарной службы, показать ее значимость для людей. Познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного, номером телефона пожарной службы. | Макет деревянного дома, иллюстрации с изображением деревянных поселений. Картинки для кроссворда, цветная бумага, ножницы, клей, панорама здания пожарной части. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Авторское. См. приложение |
3. Ноябрь | «Пожар» | Продолжать знакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. | Цветные карандаши (фломастеры), рабочая тетрадь1. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность» СПб.: « детство – пресс».2016г. стр61 |
4. Декабрь | «Знакомство с работой спасателей» | Формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать; воспитывать уважение к труду спасателей; закреплять правила пожарной безопасности. | Иллюстрации с изображениями различных чрезвычайных ситуаций. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Т.П. Гарнышева « ОБЖ для дошкольников». -СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.С58 |
5. Январь | «Отчего бывает пожар». Просмотр фрагмента мультфильма «Кошкин дом» | Обогащать представления детей о потенциально пожароопасных ситуациях, действиях по их предотвращению; Помочь сформулировать правила обеспечения собственной безопасности. Формировать сознательное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих. | Проектор, ноутбук, иллюстрации к беседе. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.147 Переработанное и дополненное. См.приложение. |
6. Февраль 7. Март. | Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» Творческая мастерская: рисование на тему «Правила безопасности для малышей» | Обсудить с детьми возможные причины возникновения пожара. Учить детей понимать и объяснять поступки героев произведения, соблюдать правила личной безопасности, нормы поведения, безопасного для себя и окружающих людей, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Предложить детям выполнить символьные или произвольные рисунки, передающие суть правил противопожарной безопасности, действия в опасной ситуации. Учить использовать для передачи замысла различные материалы, освоенные ранее техники. | Книга С.Я.Маршака. Иллюстрации Листы бумаги, карандаши восковые, иллюстрации. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.71 ООП ОП ДО МБДОУ №24 Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.73 |
8. Апрель | Анализ ситуаций «Откуда берутся опасности?» | Предложить детям рассмотреть парные сюжетные картинки, выявить потенциально опасные ситуации, пояснить, в чем суть опасности. Обогащать представления детей о потенциально опасных ситуациях, действиях по их предотвращению. | Иллюстрации к ситуациям. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.: ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.52 |
9. Май | «Как вести себя при пожаре» | Познакомить детей с правилами поведения во время пожара и со средствами его тушения. Упражнять в умении создавать сюжетный рисунок по заданной теме. Развивать стремление объединяться для получения общего результата. | Иллюстрации, кроссворд на листе бумаги, альбомный лист, фломастеры, восковые мелки, карандаши для каждого ребенка. | ООП ОП ДО МБДОУ №24 Авторское См.приложение. |
5. Заключение
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуации
процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:
- Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;
- Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности).
- Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.
Приложение.( в разработке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"
Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...