методическая разработка
методическая разработка по обж (старшая группа)

Остапенко Маргарита Сергеевна

Работа по обеспечению пожарной безопасности для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53

Методическая  разработка

«Работа по обеспечению пожарной безопасности детей  старшего дошкольного возраста»

Подготовила

Воспитатель:

Остапенко М.С.

Санкт-Петербург

2023

Содержание:

1.Введение

2.Методика работы

4. Перспективный план работы

3.Материалы и оборудование

5.Заключение

6.Список литературы

7.Приложение.

Введение.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе.  Оно нуждается в постоянной заботе на протяжении всей жизни человека.

ФГОС ДО предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их нравственных, социальных, физических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка,  но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности.

Обучение в детском саду в соответствии с ФГОС ДО должно быть направлено, прежде всего, на развитие познавательных способностей, формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с освоением мыслительных операций.

Актуальность темы - обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

 Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Цель: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

В соответствии с ФГОС ДО и возрастной спецификой детей старшего дошкольного возраста, я выделила следующие задачи.

- формировать представления детей о свойствах различных объектов, связанных с ними потенциально опасных ситуаций.

- ознакомление с правилами пожарной безопасности на специально организованных занятиях;

- обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях.

- формировать умение реально оценивать возможную опасность.- Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Возраст детей: старший (5-6 лет) дошкольный возраст.

2. Методика работы. 

В соответствии с ФГОС ДО, в образовательном процессе выделяется время, отводимое на:

-основную  образовательную деятельность (несвязанную с одновременным проведением режимных моментов);

- образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах;

- взаимодействие с семьями детей.

Опираясь на литературу Н. Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной «Безопасность»и Л.Л.Тимофеевой «Формирование культуры безопасности» я переработала  конспекты занятий и адаптировала их под наши условия работы,составила перспективный план.

В старшей группе основная образовательная деятельность проводилась, прежде всего, в форме образовательных ситуаций, в ходе которых дети знакомились с различными аспектами окружающей действительности, учились осуществлять анализ определенных событий, понимать суть правил безопасного поведения, самостоятельно формулировать правила.

Основной упор делался  на ознакомление детей с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности. Содержание и структура образовательных ситуаций  обеспечивала решение основных задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие».

Занятия должны иметь определенную структуру:

Компоненты деятельности

Этапы занятия

Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей.

1

Проблема – цель работы детей на занятии ( мотив)

Мотивационно –ориентировочный

Выявление сути проблемы, актуализация потребности ее разрешить, формулировка цели, волеизъявление детей.

2

План

Поисковый

Поиск путей решения проблемы, необходимых знаний, умений, определение порядка действий.

3

Реализация плана

Практический

Предложение педагогом различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, с другой – решить программные образовательные задачи.

4

Оценка

Рефлексивно – оценочный

Выявление факта и путей достижения цели( разрешение проблемы), нашедших применение опыта, знаний, умений, личностных качеств детей.

Особенность игровых занятий заключалась в том, что дети включались в совместное творчество педагога и ребенка. Такие занятия стимулировали познавательную и творческую активность детей.

Формирование знаний  безопасного поведения в разных жизненных ситуациях осуществляется за счет интеграции содержания образовательных областей (ОО) «Познавательное развитие», «Речевое развитие», и «Художественно – эстетическое развитие».

ОО «Познавательное развитие»

- дети узнают о свойствах предметов, о правилах обращения с ними.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

- знакомит дошкольников с правилами безопасного осуществления познавательно – исследовательской деятельности.

- с произведениями художественной литературы, музыкальными произведениями, живописью, обеспечит усвоение необходимых для формирования культуры безопасности представлений в образной форме, готовит к эстетическому восприятию и оценке действительности.

ОО «Физическое развитие»

- подготовит к преодолению опасных ситуаций и осознанному отношению к своему здоровью и безопасности.

В Совместной деятельности с детьми, она занимает ведущее место в формировании у детей знаний о пожарной  безопасности, использовала

  • ООД
  • Наблюдения
  • Опыты
  • Беседы
  • Развивающие и дидактические игры
  • Чтение художественной литературы
  • Фольклор
  • Просмотр мультипликационных и видеофильмов
  • Инсценировки любимых сказок и рассказов в ходе различных режимных моментов.
  • Кукольные представления
  • Праздники
  • Развлечения

Дети на занятиях были не пассивными слушателями, а активными участниками учебного процесса. Образовательные ситуации дали положительные результаты и оставили след в сознании ребенка, т.к они были интересными, творческими и эмоционально окрашенными.

В самостоятельной  деятельности детей, создала условия, способствующие возникновению самостоятельности. Окружающая детей предметно- пространственная среда оказывала огромное влияние на познавательную активность детей. Разработала и адаптировала развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста. Изготовила модели, пособия,  по обучению детей правилам пожарной безопасности. Все игры и пособия были доступны детям и находились в их свободном пользовании.

Создала предметно – пространственную среду для организации сюжетно – ролевых игр:

  • «Больница»
  • «Спасатели»
  • «Пожарные»
  • «Семья»  и др.

Для  работы с семьями детей разработала родительские собрания, консультации, практикумы которые, будут формировать  у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

3.Материалы и оборудование

В своей работе по ознакомлению детей с пожарной безопасностью использовала:

  • Рабочие тетради Н. Н.Авдеевой, Р.Б.Стеркиной  «Безопасность в быту» - они значительно обогащают опыт ребенка и позволяют ещё раз осмыслить информацию, полученную в беседах, экспериментах, и других видах познавательной деятельности.
  • Создала картотеку демонстрационных картин – они расширяют представления детей, помогают детям самостоятельно – устанавливать причинно – следственные связи.
  • Собрала дидактический материал, который включает коллажи, мнемотаблицы, наглядные модели – с их помощью у ребенка формируются знания о безопасности, расширяется словарный запас, развиваются связная речь, зрительная память и логическое мышление.

Вся наглядная информация соответствует перспективному плану работы.

3.Перспективный план

Тема недели, образовательная ситуация

Программные задачи

материал

Используемая литература

1.

Сентябрь

Мой город, моя семья

«Огонь друг – огонь враг»

Показать детям значение огня в жизни человека, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.

Безопасный подсвечник со свечой, таз с водой, лист бумаги, султанчики, ватман, гуашь, влажные салфетки, фонограмма с мелодиями.

ООП  ОП ДО

МБДОУ №24

Н.А.Аралина  «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». М.: 2007 « Издательство Скрипторий». Стр. 9.

Переработанное и дополненное.

2.

Октябрь

Осень.

«Пожарный номер – 01»

Познакомить с историей создания пожарной службы, показать ее значимость для людей. Познакомить со средствами пожаротушения, боевой одеждой пожарного, номером телефона пожарной службы.

Макет деревянного дома, иллюстрации с изображением деревянных поселений. Картинки для кроссворда, цветная бумага, ножницы, клей, панорама здания пожарной части.

ООП  ОП ДО

МБДОУ №24

Авторское.  

См. приложение

3.

Ноябрь

«Пожар»

Продолжать знакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара.

Цветные карандаши (фломастеры), рабочая тетрадь1.

ООП  ОП ДО

МБДОУ №24

Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина

«Безопасность»

СПб.: « детство – пресс».2016г. стр61

 4.

Декабрь

«Знакомство с работой спасателей»

Формировать представление о том, кто такие спасатели, что они должны уметь делать, какими качествами должны обладать; воспитывать уважение к труду спасателей; закреплять правила пожарной безопасности.

Иллюстрации с изображениями различных чрезвычайных ситуаций.

ООП ОП ДО

МБДОУ №24

Т.П. Гарнышева                   « ОБЖ для дошкольников». -СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,  2013.С58

5.

Январь

«Отчего бывает пожар».

Просмотр фрагмента мультфильма «Кошкин дом»

 Обогащать представления детей о потенциально пожароопасных ситуациях, действиях по их предотвращению;

Помочь сформулировать правила обеспечения собственной безопасности. Формировать сознательное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.

Проектор, ноутбук, иллюстрации к беседе.

 ООП ОП ДО МБДОУ №24

Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.:

ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.147

Переработанное и дополненное.

См.приложение.

6.

Февраль

7.

Март.

Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Творческая мастерская: рисование на тему «Правила безопасности для малышей»

Обсудить с детьми возможные причины возникновения пожара. Учить детей понимать и объяснять поступки героев произведения, соблюдать правила личной безопасности, нормы поведения, безопасного для себя и окружающих людей, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях.

Предложить детям выполнить символьные или произвольные рисунки, передающие суть правил противопожарной безопасности, действия в опасной ситуации. Учить использовать для передачи замысла различные материалы, освоенные ранее техники.

Книга С.Я.Маршака.

Иллюстрации

Листы бумаги, карандаши восковые, иллюстрации.

ООП ОП ДО

МБДОУ №24

Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.:

ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.71

ООП ОП ДО

МБДОУ №24

Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.:

ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.73

8.

Апрель

Анализ ситуаций «Откуда берутся опасности?»

Предложить детям рассмотреть парные сюжетные картинки, выявить потенциально опасные ситуации, пояснить, в чем суть опасности. Обогащать представления детей о потенциально опасных ситуациях, действиях по их предотвращению.

Иллюстрации к ситуациям.

ООП ОП ДО

МБДОУ №24

Л.Л.Тимофеева «Формирование культуры безопасности»СПб.:

ООО «Издательство Детство –Пресс»,2015 стр.52

9.

Май

«Как вести себя при пожаре»

Познакомить детей с правилами поведения во время пожара и со средствами его тушения. Упражнять    в умении создавать сюжетный рисунок по заданной теме. Развивать стремление объединяться для получения общего результата.

Иллюстрации, кроссворд на листе бумаги, альбомный  лист, фломастеры, восковые мелки, карандаши для каждого ребенка.

ООП  ОП ДО

МБДОУ №24

Авторское

См.приложение.

5. Заключение 

 Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуации

процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если:

- Использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей: принципы, инструкции, технологии;

- Реализовать педагогические условия (планирование воспитательно – образовательного процесса, использование интерактивных средств, форм, методов обучения, учет доступности, системности предусмотренных мероприятий, наглядно – дидактической оснащенности).

- Осуществлять педагогическую диагностику знаний, умений и навыков детей по основам пожарной безопасности.        

Приложение.( в разработке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...