Консультация для педагогов "Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей старшего дошкольного возраста"
консультация по обж (подготовительная группа)

Горнычева Ольга Павловна

По статистике, каждое седьмое ДТП происходит с участием детей.  Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - основное направление федерального проекта "Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги". Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести в разных ситуациях. В работе с детьми стоит задача закреплять представления о том, что Правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма детей старшего дошкольного возраста»

    По статистике, каждое седьмое ДТП происходит с участием детей.  Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - основное направление федерального проекта "Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги". 

    Ежегодно Госавтоинспекция проводит более 30 тысяч профилактических мероприятий: плановые рейды, тематические акции, занятия с детьми, родителями и педагогами. Совместно с органами образования, здравоохранения и общественными организациями проводятся масштабные социальные кампании.

    В первую очередь внимание уделяется отработке наиболее эффективных методов привития навыков безопасного поведения на дороге. Одним из таких методов могло бы стать так называемое непрерывное обучение. Его давно пытается продвигать Госавтоинспекция. Суть в том, что обучение этим навыкам идет непрерывно, начиная с детского сада и до студенческой скамьи.

    В связи с увеличением количества автомашин и ростом интенсивности дорожного движения необходим комплекс самых разнообразных мероприятий по формированию у детей навыков правильного поведения на улицах. Знакомить с этими правилами, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение —    потребностью человека.

    Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести в разных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за своё собственное поведение. В связи с этим наряду с традиционными формами обучения, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста.

    Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа по  формированию массовой культуры правильного поведения на дорогах.

    Воспитание безопасного поведения на улице   у дошкольников происходит:

 а)  через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

б) через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

    Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

    Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

    В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы:

- Системность.

- Учет местных условий.

- Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

    В работе с дошкольниками по обеспечению безопасности жизни должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей, в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.  Следует также учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание материала давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

    Дети 6-7-летнего возраста – это будущие первоклассники, которым придётся вскоре самостоятельно переходить улицу. Они должны быть подготовлены к этому.

    Деятельность старшего дошкольника в дорожных ситуациях состоит из четырёх тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:

-восприятие информации (умение смотреть и видеть, слушать и слышать, чувствовать сигналы, которые посылает улица);

-обработка информации (определение уровня опасности или безопасности);

-выработка и принятие наиболее безопасного решения;

-исполнение принятого решения.

    Учитывая, что дорожные ситуации – это интенсивный динамический процесс (на каждый сигнал светофора отводится от нескольких секунд до полминуты), все эти этапы должны укладываться в определённый промежуток времени. Умение предвидеть – это не только знать, но прежде всего, уметь быстро выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Поэтому всю работу с детьми необходимо строить так, чтобы они постоянно упражнялись в приобретении трёх групп навыков: сенсорных, мыслительных и двигательных. Так, во время наблюдения дорожной ситуации дети постоянно анализируют, насколько они опасны и безопасны.

    Особые трудности испытывают дети при определении расстояния и скорости движущегося транспорта и в связи с этим не могут правильно спланировать своё поведение. Полезным может быть наблюдение за транспортным потоком, когда дети по сигналу воспитателя «засекают» нужную машину, которая едет в направлении к ним, и начинают все вместе считать до тех пор, пока машина (автобус) не поравняется с детьми. Сравнивая несколько таких отсчётов, дети приобретают опыт, у них развивается не только глазомер, но и чувство времени при оценке движущегося транспорта. Во время таких наблюдений стоит обращать  внимание на то, что за крупным транспортом может ехать мотоцикл, небольшая машина… Опасность скрытого транспорта в том, что происходит на дороге. За большим транспортным средством может выехать машина, увеличив скорость для обгона, в тот момент, когда пешеход будет переходить дорогу, пропустив транспорт, который он видит. Такие ситуации следует постоянно моделировать.

    Будущие школьники должны понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах города. Знакомство с дорожными знаками необходимо начинать с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое  движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем можно объяснить значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других.

    В подготовительной к школе группе с детьми стоит задача закреплять представления о том, что Правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Нужно выработать у детей положительное отношение к закону. Не лишним будет и продолжать знакомить детей с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в разных возрастных группах"

     Чтобы уберечь детей от трагических последствий транспортных происшествий, необходима серьезная и длительная работа по формированию основ безопасного поведения на дорогах....

Методы работы с детьми по предупреждению Дорожно-транспортного травматизма

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно п...

Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ

В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы с детьми по воспитанию культуры поведенияу детей старшего дошкольного возраста. Составила: учитель – логопед« МБДОУ № 42 г. Чебоксары»...

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

«Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма»

Обучая детей правилам дорожного движения в детском саду, коллектив нашего детского сада использует все доступные формы и методы работы. ...

Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма

Содержание работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма...