Мастер - класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»
методическая разработка по обж

Сердюкова Алла Викторовна

Мастер-класс по ПДД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Новоалександровский детский сад»

Мастер -  класс

 «Игровые технологии  в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»

Подготовила:

Сердюкова Алла Викторовна,

воспитатель МБДОУ «Новоалександровский детский сад»

2020 г.

Программа мастер- класса

Этапы

Задачи

Приемы введения

Погружение в тему

- Актуальность проблемы

- Обоснование основных идей

- Сообщение

 Представление опыта

Описание опыта

- Игра «Микрофон»

- Игровая ситуация

- Диалог

- Определение задач по теме

- Работа в рефлексивных дневниках

-Демонстрация игр: «Угадай, какой знак?», «Распредели знаки по группам», «Собери светофор», «Сложи машину»,

«Перекресток»

 Имитационная игра

Демонстрация

- Практическое задание «Составление картотек»

- Работа в рефлексивных дневниках

Моделирование

Совместная работа в микрогруппах

- Изготовление макета перекрестка

Итог мастер- класса

Рефлексия мастер - класса

        Здравствуйте, уважаемое жюри! Здравствуйте гости! Я рада приветствовать вас! Посмотрите на экран, попробуйте угадать тему нашего мастер-класса. (На экране картинки: дети играют, улица города с машинами и пешеходами).

        Правильно, тема мастер-класса: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения». Эта тема выбрана не случайно, ведь в последнее время проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной ДТП чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.

Это обуславливает поиск новых путей оптимизации воспитательно-образовательной работы с детьми, построение новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и сверстников. Поэтому внимание ученых и практиков снова обращено к игровой деятельности.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Я полностью с этим согласна, так как ни для кого не секрет, что ребенок в силу наглядно - образного мышления лучше запоминает события, факты, явления, близкие его жизненному опыту через использование игровых методов обучения. Наблюдения из моей практики показывают, что игра всегда вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания, воспитывает культуру поведения, формирует определенные навыки и умения.  

Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникшую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности.

Это послужило поводом обратить пристальное внимание на использование игровых технологий в процессе обучения дошкольников ПДД. Своими педагогическими находками я хотела бы с вами поделиться.

Игровая ситуация

- А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на поезде по направлению «Обучение детей ПДД».  Предлагаю всем взять по билету и занять места в вагонах.

В процессе нашего путешествия мы сделаем с вами важные остановки и познакомимся с играми, которые я использую в своей практике.

Не одно путешествие не обходится без путеводителя и карты. В качестве путеводителей предлагаю взять с собой рефлексивные дневники, в которых вы будете отмечать интересные остановки и делать важные пометки.

Прежде чем отправиться в путешествие, предлагаю высказаться по поводу того, как влияют игровые технологии на формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольника. Ваши высказывания помогут в определении образовательных задач, которые решаются в процессе обучении дошкольников ПДД. А поможет нам в этом микрофон.

Игра «Микрофон» (участники по очереди передают микрофон друг другу и высказываю своё мнение).

Предлагаю отметить в своих рефлексивных дневниках только те задачи, которые, по вашему мнению, могут быть решены в процессе обучения детей ПДД.

На экране представлены задачи, которые решаются в ходе использования игровых технологий в обучении дошкольников ПДД:

  1. Обучение детей безопасному поведению на дорогах.
  2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
  3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
  4. Обучение детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

        Итак, мы с вами определили задачи, которые решаются в процессе использования игровых технологий в обучении дошкольников ПДД.

        Наш поезд набирает скорость…

        А в чем же ещё преимущества игровых технологий?

Игровые технологии – являются фундаментом всего дошкольного образования. Они помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества.

Игровые педагогические технологии – это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

В дидактике существует несколько разновидностей игр по ПДД. Определить их вам помогут подсказки, которые находятся в ваших рефлексивных дневниках. Каждая из этих подсказок соответствует той или иной разновидности игр по ПДД, обозначьте их стрелкой.

        Подсказки: 

        Эта игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Это всегда игры «во что-то», «в кого-то». Отличительным признаком игры является наличие сюжета и ролей.  (сюжетно-ролевая игра)   

        Эти игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Они используются как средство развития познавательной активности детей, развивают сообразительность, смекалку, речь; требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. (дидактические игры)

         Эти игры являются прекрасным методом обучения детей ПДД и развития физических способностей дошкольников. Эта группа игр наиболее близка детям. Они создают у них устойчивое радостное настроение, доставляют удовольствие и укрепляют здоровье. (подвижные игры)

        В этих играх дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие. (театрализованные игры)

        Эта обучающая игра, стимулирует активность ребёнка и обеспечивает высокий уровень его мотивации (формирует интерес), знакомит ребят с разными видами транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на проезжей части. (интерактивные игры)

          Вы правильно определили виды игр по ПДД:

- дидактические (настольно-предметные, настольно-печатные, словесные),

- подвижные,

- сюжетно-ролевые,

- театрализованные,

- игры, основанные на современных технологиях (интерактивные, компьютерные, мультимедийные).

Предлагаю рассмотреть основные направления реализация игровых ситуаций в образовательном процессе:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

        В современной дидактике разработаны следующие принципы проведения игры:

- принцип добровольности участия в игре;

- принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);

- принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

- принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.

Игровая технология строится как целостное образование. В нее последовательно включаются:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.;

- группы игр, в процессе которых у ребенка развивается умение отделять вымысел от реального.

Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества. С некоторыми из них я хочу вас познакомить. Это авторские игры, которые я использую в своей практике:

  1. Настольно-печатная игра «Угадай, какой знак?». Цель: закрепить названия дорожных знаков.
  2. Настольно-печатная игра «Распредели знаки по группам». Цель: закрепить назначение дорожных знаков.
  3. Настольно-печатная игра «Собери светофор». Цель: закрепить знание сигналов светофора и их расположение.
  4. Настольно-печатная игра «Транспорт». Цель: закрепить знания на тему «Транспорт».
  5. Компьютерная презентация «Четвертый лишний». Цель: закрепить знания о пассажирском транспорте.
  6. Настольно-предметная игра «Перекресток». Цель: закрепить правила поведения на проезжей части.

Диалог с аудиторией:

- Где на ваш взгляд можно использовать эти игры в образовательном процессе? (в непосредственно – образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности)

Практическое задание «Составление картотек». Работа в рефлексивных дневниках.

- Уважаемы коллеги, я уверена, что вы тоже широко используете в своей практике игровые технологии в обучении детей ПДД. Предлагаю поделиться своим опытом, составив картотеки игр по ПДД. Заполните таблицу на странице рефлексивного дневника.

Моделирование

- Уважаемы коллеги, а сейчас я предлагаю вам изготовить макет перекрёстка из предложенных заготовок. (работа в микрогруппах)

- Обозначьте цель игры и место в образовательном процессе.

- Спасибо за работу.

Рефлексия.

- Предлагаю оценить работу мастер–класса. В этом нам поможет «дерево ожиданий». Если вам было интересно – прикрепите к дереву зеленые листья. Если вы будете использовать эти игры в практике – синие листья. Если тема была знакома, и вам было неинтересно – красные листья.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Воспитатель демонстрирует  родителям игры и игровые упражнения . с помощюь которых изучаются правила дорожного движения с детьми младшего возраста...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возрастаправилам дорожного движения»...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Материал будет полезен родителям и воспитателям для обучения детей правилам дорожного движения....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...