Мастер - класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»
методическая разработка по обж
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Новоалександровский детский сад»
Мастер - класс
«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»
Подготовила:
Сердюкова Алла Викторовна,
воспитатель МБДОУ «Новоалександровский детский сад»
2020 г.
Программа мастер- класса
Этапы | Задачи | Приемы введения |
Погружение в тему | - Актуальность проблемы - Обоснование основных идей | - Сообщение |
Представление опыта | Описание опыта | - Игра «Микрофон» - Игровая ситуация - Диалог - Определение задач по теме - Работа в рефлексивных дневниках -Демонстрация игр: «Угадай, какой знак?», «Распредели знаки по группам», «Собери светофор», «Сложи машину», «Перекресток» |
Имитационная игра | Демонстрация | - Практическое задание «Составление картотек» - Работа в рефлексивных дневниках |
Моделирование | Совместная работа в микрогруппах | - Изготовление макета перекрестка |
Итог мастер- класса | Рефлексия мастер - класса |
Здравствуйте, уважаемое жюри! Здравствуйте гости! Я рада приветствовать вас! Посмотрите на экран, попробуйте угадать тему нашего мастер-класса. (На экране картинки: дети играют, улица города с машинами и пешеходами).
Правильно, тема мастер-класса: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения». Эта тема выбрана не случайно, ведь в последнее время проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Причиной ДТП чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Это обуславливает поиск новых путей оптимизации воспитательно-образовательной работы с детьми, построение новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и сверстников. Поэтому внимание ученых и практиков снова обращено к игровой деятельности.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Я полностью с этим согласна, так как ни для кого не секрет, что ребенок в силу наглядно - образного мышления лучше запоминает события, факты, явления, близкие его жизненному опыту через использование игровых методов обучения. Наблюдения из моей практики показывают, что игра всегда вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания, воспитывает культуру поведения, формирует определенные навыки и умения.
Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникшую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал, что «ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно творческое проявление личности.
Это послужило поводом обратить пристальное внимание на использование игровых технологий в процессе обучения дошкольников ПДД. Своими педагогическими находками я хотела бы с вами поделиться.
Игровая ситуация
- А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие на поезде по направлению «Обучение детей ПДД». Предлагаю всем взять по билету и занять места в вагонах.
В процессе нашего путешествия мы сделаем с вами важные остановки и познакомимся с играми, которые я использую в своей практике.
Не одно путешествие не обходится без путеводителя и карты. В качестве путеводителей предлагаю взять с собой рефлексивные дневники, в которых вы будете отмечать интересные остановки и делать важные пометки.
Прежде чем отправиться в путешествие, предлагаю высказаться по поводу того, как влияют игровые технологии на формирование навыков безопасного поведения на дороге у дошкольника. Ваши высказывания помогут в определении образовательных задач, которые решаются в процессе обучении дошкольников ПДД. А поможет нам в этом микрофон.
Игра «Микрофон» (участники по очереди передают микрофон друг другу и высказываю своё мнение).
Предлагаю отметить в своих рефлексивных дневниках только те задачи, которые, по вашему мнению, могут быть решены в процессе обучения детей ПДД.
На экране представлены задачи, которые решаются в ходе использования игровых технологий в обучении дошкольников ПДД:
- Обучение детей безопасному поведению на дорогах.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
- Обучение детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Итак, мы с вами определили задачи, которые решаются в процессе использования игровых технологий в обучении дошкольников ПДД.
Наш поезд набирает скорость…
А в чем же ещё преимущества игровых технологий?
Игровые технологии – являются фундаментом всего дошкольного образования. Они помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества.
Игровые педагогические технологии – это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
В дидактике существует несколько разновидностей игр по ПДД. Определить их вам помогут подсказки, которые находятся в ваших рефлексивных дневниках. Каждая из этих подсказок соответствует той или иной разновидности игр по ПДД, обозначьте их стрелкой.
Подсказки:
Эта игра – форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. Это всегда игры «во что-то», «в кого-то». Отличительным признаком игры является наличие сюжета и ролей. (сюжетно-ролевая игра)
Эти игры – одно из действенных средств воспитания ума. Они используются как средство развития познавательной активности детей, развивают сообразительность, смекалку, речь; требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. (дидактические игры)
Эти игры являются прекрасным методом обучения детей ПДД и развития физических способностей дошкольников. Эта группа игр наиболее близка детям. Они создают у них устойчивое радостное настроение, доставляют удовольствие и укрепляют здоровье. (подвижные игры)
В этих играх дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие. (театрализованные игры)
Эта обучающая игра, стимулирует активность ребёнка и обеспечивает высокий уровень его мотивации (формирует интерес), знакомит ребят с разными видами транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на проезжей части. (интерактивные игры)
Вы правильно определили виды игр по ПДД:
- дидактические (настольно-предметные, настольно-печатные, словесные),
- подвижные,
- сюжетно-ролевые,
- театрализованные,
- игры, основанные на современных технологиях (интерактивные, компьютерные, мультимедийные).
Предлагаю рассмотреть основные направления реализация игровых ситуаций в образовательном процессе:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В современной дидактике разработаны следующие принципы проведения игры:
- принцип добровольности участия в игре;
- принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);
- принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
- принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.
Игровая технология строится как целостное образование. В нее последовательно включаются:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.;
- группы игр, в процессе которых у ребенка развивается умение отделять вымысел от реального.
Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества. С некоторыми из них я хочу вас познакомить. Это авторские игры, которые я использую в своей практике:
- Настольно-печатная игра «Угадай, какой знак?». Цель: закрепить названия дорожных знаков.
- Настольно-печатная игра «Распредели знаки по группам». Цель: закрепить назначение дорожных знаков.
- Настольно-печатная игра «Собери светофор». Цель: закрепить знание сигналов светофора и их расположение.
- Настольно-печатная игра «Транспорт». Цель: закрепить знания на тему «Транспорт».
- Компьютерная презентация «Четвертый лишний». Цель: закрепить знания о пассажирском транспорте.
- Настольно-предметная игра «Перекресток». Цель: закрепить правила поведения на проезжей части.
Диалог с аудиторией:
- Где на ваш взгляд можно использовать эти игры в образовательном процессе? (в непосредственно – образовательной деятельности, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности)
Практическое задание «Составление картотек». Работа в рефлексивных дневниках.
- Уважаемы коллеги, я уверена, что вы тоже широко используете в своей практике игровые технологии в обучении детей ПДД. Предлагаю поделиться своим опытом, составив картотеки игр по ПДД. Заполните таблицу на странице рефлексивного дневника.
Моделирование
- Уважаемы коллеги, а сейчас я предлагаю вам изготовить макет перекрёстка из предложенных заготовок. (работа в микрогруппах)
- Обозначьте цель игры и место в образовательном процессе.
- Спасибо за работу.
Рефлексия.
- Предлагаю оценить работу мастер–класса. В этом нам поможет «дерево ожиданий». Если вам было интересно – прикрепите к дереву зеленые листья. Если вы будете использовать эти игры в практике – синие листья. Если тема была знакома, и вам было неинтересно – красные листья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Воспитатель демонстрирует родителям игры и игровые упражнения . с помощюь которых изучаются правила дорожного движения с детьми младшего возраста...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возрастаправилам дорожного движения»...
Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Мастер-класс...
Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Материал будет полезен родителям и воспитателям для обучения детей правилам дорожного движения....
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...
Мастер – класс для педагогов по теме: «Использование кейс технологии для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Цель: научить педагогов использовать кейс – метод в образовательной деятельности с детьми.Задачи:- расширить знания участников мастер – класса о методе кейсов и его применении; - созд...