"Перспективный план по ПДД для детей с нарушением слуха".
методическая разработка по обж
"Перспективный план по ПДД для детей с нарушением слуха".
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ детский сад № 20
______________ М.З. Кильдиярова
Приказ № ____ от 01.09.2021
Перспективный план работы в разновозрастной группе для детей с нарушением слуха
«Правила дорожного движения» на 2021-2022 учебный год
Составители: Килимбаева К.Р.
Тайметова О.Г.
г. Нефтекамск, 2021 год
1 год обучения:
На первом году обучение глухих и слабослышащих детей правилам дорожного движения осуществляется через различные виды деятельности, где дети учатся ориентироваться в группе, в помещении детского сада, на участке, знакомятся с элементарными правилами дорожного движения, вводятся такие понятия как: «дорога», «светофор», «дом».
Сначала педагог знакомит детей по табличкам с 3 словами – названиями транспорта, но так как дети ещё не умеют читать, обычное слово заменяется на лепетное: машина (би-би), самолёт (у----), поезд (ту-ту). По мере усвоения названий объектов по табличкам дети учатся воспринимать их по чтению с губ. После того как малыши твёрдо усвоили по табличкам названия трёх игрушек, организуется специальное занятие по обучению детей чтению с губ названий этих игрушек. Основная задача, стоящая на этой ступени, заключается в ознакомлении детей с тем, что окружающие их предметы могут быть названы не только письменно (при помощи табличек) и дактильно, но и устно (путём работы речевого аппарата). Аналогично осуществляется работа с названиями и других предметов. Для сопоставления берутся два – три объекта; некоторое время называют их в одном и том же порядке. Затем предметы меняются местами, и произносятся их названия в любой последовательности. При этом педагог не смотрит на предмет, который называет; названия предметов, имеющие сходный оптический облик, не произносят друг за другом.
Итак, на первой ступени обучения, до овладения детьми аналитическим чтением при помощи фонетической ритмики (дактильной азбуки), глобальное восприятие письменной речи сменяется глобальным же восприятием устной речи. С этого времени всякое обращение к ребёнку, в какой бы форме оно ни выражалось (с помощью таблички, фонетической ритмики или с помощью естественного жеста, побуждающего ребёнка повторить действие педагога) обязательно сопровождается устной речью педагога.
Большую роль играет использование игр на ориентировку в пространстве: «Найди Катю», «Путаница» «Найди свой цвет», «Воробушки и автомобиль» и др.
На целевых прогулках необходимо уточнять представления детей об улице, машинах, давать элементарные знания о поведении на улице: нельзя одному переходить дорогу; двухцветный светофор предназначен только для пешеходов, а трёхцветный – для машин, машины едут по дороге, а люди ходят по тротуару.
Немаловажную роль также играют дидактические игры: «Что изменилось?», «Лабиринт», «Найди свой домик», закреплять умения различать красный, жёлтый, зелёный цвета, можно использовать игры с несложными правилами и сюжетами.
2 год обучения:
На втором году обучения проводится работа, направленная на совершенствование ориентирования в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности, знакомство с местами движения машин и людей, перекрёстком.
Необходимо продолжать расширять словарный запас глухих детей, знакомить их с разными видами транспорта (так как на 2 году обучения дети начинают читать, лепетные слова заменяются обычными): автобус, машина, самолёт, лодка, поезд, трамвай, пароход. Каждое слово сначала заучивается на занятиях, а затем используется в играх, общении, на экскурсиях.
Особое внимание стоит обратить на знакомство детей с работой светофора. Сначала, дети рассматривают игрушку-светофор, затем во время прогулки у ближайшего перекрёстка следят за работой трёхцветного светофора (для машин): красный – стой, жёлтый – жди, зелёный – кати. Педагог должен обращать внимание детей на то, что когда загорается зелёный сигнал для машин – для пешеходов вспыхивает красный сигнал. Вводить в речь детей прилагательные, обозначающие цвета, и глаголы, обозначающие действия, дети учатся читать новые слова с губ педагога и других детей.
Таким образом, знания детей об улице расширяются и закрепляются через:
- дидактические игры: «Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор»;
- игры на развитие внимания: «Что изменилось?», «Кто это?», «Кто ушёл?», «Сделай, как было»;
- дети упражняются в поиске перехода на макетах и иллюстрациях в книгах, журналах.
Сначала дети учатся дифференцировать названия предметов по табличкам, которые самостоятельно читают с помощью дактильных знаков.
Параллельно организуются специальные занятия по обучению детей чтению этих слов с губ. По мере усвоения детьми данных названий в письменной форме, педагог начинает использовать на занятиях и в общении одновременно дактильные и устные обозначения этих предметов, а затем только устные. Такая последовательность при переходе к зрительному восприятию устной речи соблюдается в течение всех последующих лет обучения.
3 год обучения:
На третьем году обучения наибольшее внимание уделяется ознакомлению детей с дорожными знаками, лучше начинать работу со знаков для пешеходов. Для глухого ребёнка очень тяжело запомнить сложные названия знаков, поэтому они даются в упрощённом виде, например: «Место остановки автобуса» - «Остановка», «Пешеходный переход» - «Переход», «Подземный пешеходный переход» - «Подземный переход», «Надземный пешеходный переход» - «Надземный переход»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено» - «Стоп», «Движение на велосипедах запрещено» - «Велосипед стоп»; знаки сервиса: «Пункт медицинской помощи» - «Больница», «Телефон», «Автозаправочная станция» - «Заправка». Главное, чтобы дети понимали, что означает знак.
Так же продолжается работа над расширением знаний детей о различных видах транспорта: трактор, велосипед, легковая и грузовая машины, специальные виды транспорта, знакомство с их практическим назначением: «Патрульная машина ГИБДД» - следит за порядком на дороге, машина «Хлеб» - привозит хлеб в детский сад и магазины и т.д. Продолжаем знакомить дошкольников с обобщающим понятием–транспорт, что он делает: самолёт - летает; поезд, машина, велосипед – едет; лодка, пароход – плывёт.
После того как у детей значительно расширились знания о правилах дорожного движения, можно давать уже более полные знания о правилах для пешеходов:
- пешеходам разрешается ходить только по тротуару, по правой стороне;
- переходить дорогу нужно шагом, в местах, где есть светофор или указатели перехода;
- при двустороннем движении смотрят в обе стороны, убедившись, что машин нет или они далеко переходить дорогу, а дойдя до середины – ещё раз посмотреть направо;
- ожидать транспорт нужно на специальной остановке;
Для закрепления знаний можно использовать:
- подвижные игры: «Птички – зайчики», «Нарисует дорогу», «Пешеходы и автомобили», «Светофор», эстафеты и др. (Приложение №1).
- дидактические игры: «Автомобиль», «Расставь знаки», «Летает, едет, плавает», «Вопрос – игра», решение ребусов, задач посвящённых безопасному движению.
4 год обучения:
Работа с детьми 4 года обучения, по ознакомлению с правилами дорожного движения организуется так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и с успехом могли быть применены будущими школьниками. С этой целью проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии: слева - справа, спереди - сзади, тут - там, рядом. В результате целенаправленной работы дети начинают хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, читая с губ термины, правильно реагировать на них.
Педагог знакомит детей с новыми правилами пешеходов и пассажиров:
- прежде чем переходить дорогу, надо убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам, уступать место пожилым людям и с маленькими детьми.
Для развития внимания и памяти детей, используются многочисленные дидактические игры: «Что запомнил?», «Найди по схеме», «Что изменилось?», «Хорошо плохо», «Найди, где спрятался знак?», «Лабиринты» и др.
На 4 году обучения дети, как правило, хорошо воспринимают с губ изученный материал и сами его употребляют в речи. Если ребёнок затрудняется при восприятии с губ какого-либо слова, после 2–3 повторений, педагог обращается к помощи дактильных знаков - проговаривает данное слово устно-дактильно или использует письменную форму речи, показывает табличку или пишет слово на листе бумаги (доске).
Цели ПДД | Содержание НОД |
Сентябрь | |
Закрепить с детьми правила уличного движения: - знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; - детям играть у мостовой и на тротуаре нельзя; - транспорт ездит по правой стороне мостовой; - знать назначение и сигналы светофора; - уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей. | 1. Целевая экскурсия «Светофор - наш друг». 2. Беседа: «Знай и выполняй правила уличного движения». Цель: закрепление с детьми правила уличного движения; транспорт ездит по правой стороне мостовой. 3. Игра: «Какой бывает транспорт» Цель: формировать у детей представление о транспорте (самолёт, поезд, машина). 4. Дидактическая игра: «Умный светофор» Цель: формировать у детей представления о сигналах светофора, закреплять последовательность цветов светофора. Развивать мелкую моторику рук. 5. Подвижная игра: «Самый быстрый» Цель: развивать быстроту реакции, ловкость и закреплять знание сигналов светофора. 6. Консультация для родителей «Безопасный путь: Дом - детский сад, дом». |
Октябрь | |
Развивать ориентировку в окружающем и наблюдательность за движением машин и работой водителя. Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека. Дать представление о таком специализированном транспорте, как экскаватор, подъемный кран, бульдозер бетономешалка. Закреплять знания о видах общественного транспорта. Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте. | 1. Целевая экскурсия по теме: «Знакомство с улицей» Цель: уточнить у детей представление, что такое улица, дорога, дом. 2. Беседа: «Зачем нужны дорожные знаки!» Цель: закрепление правил поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки. 3. Дидактическая игра «Знаки дорожного движения» Цель: продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения. 4. Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Цель: развитие социального-грамотного и безопасного поведения в транспорте. 5. Подвижная игра – эстафета «Остановка общественного транспорта» 6. Акция «Минутка безопасности!» 7. Консультация для родителей: «Чтобы не случилось беды» - меры предупреждения детского травматизма. |
Ноябрь | |
Формировать знания о труде водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге. Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города и поселка. Дать представления о запрещающих знаках: «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено». Расширять знания о специализированном транспорте: «Скорая помощь», «Патрульная машина», «Пожарная машина». Формировать знания о назначении информационноуказательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки». | 1. Беседа: «Мой город, наша улица» Цель: углубление знаний о правилах поведения детей на улице. 2. Игра: «Три сигнала светофора» Цель: дать знания детям о светофоре и назначении его цветов; продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. 3. Дидактическая игра: «Собери светофор» Цель: игра на развитие внимания «Светофор». 4. Подвижная игра: «Умелый пешеход» Цель: совершенствовать навык равновесия, двигаясь по узкой прямой дорожке и по кругу, закрепить знания о пешеходе, который должен двигаться не спеша, внимательно. 5. Целевая экскурсия по теме: «Прогулка пешеходов» Цель: формировать у детей основные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. 6. Консультация для родителей: «Воспитание собственным примером». |
Декабрь | |
Совершенствовать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); Обобщить знания об основных видах наземного транспорта (спецмашины, автобус, троллейбус, трамвай, легковой автомобиль, грузовик); Познакомить детей с правилами поведения на остановке пассажирского транспорта; Способствовать формированию культуры поведения в общественном месте. | 1. Беседа: «Знакомство с транспортом» Цель: закрепление представлений о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном). Обобщение знаний об основных видах наземного транспорта (автобус, трамвай, легковой автомобиль, грузовик). 2. Дидактическая игра: «Найди ошибку на рисунке транспорта с недостающими элементами» Цель: закрепление знаний об основных частях автомобиля (кабина, кузов, колеса, руль). 3. Игра: «Осторожно, дорога!» (на площадке) Цель: учить детей применять полученные знания на практике, закреплять правила поведения на дороге, тротуаре. 4. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие с мир транспорта» Цель: формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, углубить представление о разных видах транспорта. Развивать речевой диалог. 5. Подвижная игра: «Бегущий светофор» Цель: учить следовать сигналам светофора; развивать внимательность, выдержку. 6. Целевая экскурсия по теме: «Правило поведения на остановке пассажирского транспорта» Цель: познакомить детей с правилами поведения на остановке пассажирского транспорта. 7. Акция «Минутка безопасности!» 8. Консультация для родителей: «Воспитание собственным примером» |
Январь | |
Продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города. Знакомить с работой сотрудников ГИБДД. Совершенствовать знания о назначении дорожных знаков и «островка безопасности». Закрепить знания о понятиях «пешеход», «дорожные знаки», «островок безопасности», «переход». Познакомить с опасностями зимней дороги для пешеходов и водителей. | 1. Беседа: «Из истории светофора и появления на улицах городов регулировщиков» Цель: формирование представлений о работе полицейского, сотрудника ДПС; в каких условиях нужна их работа, рассказать о значении жезла и жестов регулировщика. 2. Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. 3.Сюжетно - ролевая игра: «Полицейский на посту» Цель: закреплять знания о труде инспектора ГИБДД. 4. Дидактическая игра «Автошкола» Цель: закрепление знаний детей о том, как следует переходить улицу; о назначении светофора, регулировщика и дорожных знаков; упражнение в ориентировке в пространстве и во времени; воспитание смелости, находчивости, умения помогать товарищу. 5. Игровые ситуации: «Кому и что говорят сигналы» Цель: закреплять представление о значении сигнала светофора. 6. Целевая экскурсия по теме: «Дорожные знаки» Цель: совершенствовать знания о назначении дорожных знаков и «островка безопасности». 7. Консультация для родителей: «Безопасность детей на дороге» |
Февраль | |
Формировать представления о перекрестке. Закрепить правила перехода улицы по пешеходному переходу. Закрепить понятия «пешеход», «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход». Отрабатывать навыки движения через проезжую часть в соответствии с сигналами светофора. Учить правильно, переходить перекресток, формировать модель безопасного поведения на перекрестке. | 1. Беседа: «Перекресток» Цель: формирование представления о перекрестке. 2. Целевая экскурсия по теме: «Знакомство с улицей» Цель: дать знания детям о том, что дорога делится на 2 части: проезжую часть и тротуар, где ходят люди; закреплять знания о транспорте. 3. Подвижная игра «Пешеходный переход» Цель: закрепление понятия «пешеход», «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход». 4. Подвижная игра: «Самый быстрый» Цель: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость, координацию движений, внимательность, скоростные качества. 5.Решение проблемных ситуаций «Нарушители» Цель: закрепление правил перехода улицы по пешеходному переходу; обрабатывание навыков движения через проезжую часть в соответствии с сигналами светофора. 6. Консультация для родителей: «Правила дорожного движения для всех» |
Март | |
Формировать представления о безопасных играх во дворе и в детском саду. Знакомить с правилами катания на велосипеде. Закреплять знания о правилах дорожного движения на практике. | 1. Беседа: «Игры во дворе» Цель: обсуждение с детьми различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; обучение детей необходимым мерам предосторожности. 2.Игровая ситуация «Расставь знаки» Цель: упражнять в правильном расположении знаков на макете улицы. 3. Дидактическая игра «Законы улиц и дорог» Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте. 4. Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы и водители» Цель: закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения. Знать знаки, продолжать знакомить дошкольников с тем, что транспорту для движения необходим бензин, учить правилам поведения на заправочной станции. Воспитывать вежливое отношение друг к другу. 5. Подвижная игра «Цветные автомобили» Цель: умение действовать по сигналу светофора, развивать внимание. 6. Целевая экскурсия по теме: «Экскурсия к перекрестку» Цель: научить детей безопасному поведению на улице. 7. Акция «Минутка безопасности!» 8.Консультация для родителей: «Детские игры во дворе» |
Апрель | |
Развивать ориентировку в окружающем мире и наблюдательность за движением машин по зимней дороге. Формировать знания о назначении информационноуказательных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Место остановки автобуса», «Перекресток», «Место стоянки». Знакомить с подземным транспортом «метро», его особенностями и правилами поведения в нем пассажиров. Расширять знания о назначении предупреждающих дорожных знаков, адресованных водителям «Пешеходный переход», «Осторожно: дети», «Двустороннее движение», «Железнодорожный переезд». | 1. Беседа: «Маленькие велосипедисты» Цель: ознакомление детей с правилами передвижения на велосипеде; пропаганда знаний по правилам поведения на дорогах. 2. Дидактическая игра: «Дорожные знаки» Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, развивать. Умения различать дорожные знаки по внешнему виду; воспитывать желание. Пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 3. Рисование: Мой любимый дорожный знак» Цель: учить изображать различные дорожные знаки 4. Дидактическая игра «Красное – зеленое» Цель: развитие у дошкольников соревновательного духа, проверка знаний правил дорожного движения. 5. Подвижная игра: «Воробушки и автомобиль» Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. 6. Целевая экскурсия по теме: «Изучаем дорожные знаки» Цель: расширить знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаках. 7. Консультация для родителей: «Правила дорожного движения для всех» |
Май | |
Закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта в игровых ситуациях на транспортной площадке. Совершенствовать умения по использованию правил дорожного движения в различных практических ситуациях, используя макеты. | 1. Беседа: "Знаем правила движенья, как таблицу умноженья" Цель: обобщение знаний детей по правилам дорожного движения. 2.Сюжетно – ролевая игра «Водители» Цель: воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, побуждать желание работать добросовестно, закреплять правила дорожного движения. 3. Дидактическая игра: «Верно - неверно» Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения. 4. Дидактическая игра: «Собери знак» Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках и ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах. 5. Подвижная игра: «К своим знакам» Цель: закрепить представления детей о дорожных знаках; развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, ориентировку в пространстве. 6. Целевая экскурсия по теме: «Закрепление правил дорожного движения на улице» Цель: закреплять знания о правилах дорожного движения, предписанных пешеходам, пассажирам различных видов транспорта и водителям транспорта. 7. Акция «Минутка безопасности!» 8. Консультация для родителей: «Родитель, ребенок и правила дорожного движения» |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ детский сад № 20
______________ М.З. Кильдиярова
Приказ № ____ от 01.09.2022
Перспективный план работы в разновозрастной группе для детей с нарушением слуха
«Правила дорожного движения» на 2022-2023 учебный год
Составители: Килимбаева К.Р.
Тайметова О.Г.
г. Нефтекамск, 2022 год
1 год обучения:
На первом году обучение глухих и слабослышащих детей правилам дорожного движения осуществляется через различные виды деятельности, где дети учатся ориентироваться в группе, в помещении детского сада, на участке, знакомятся с элементарными правилами дорожного движения, вводятся такие понятия как: «дорога», «светофор», «дом».
Сначала педагог знакомит детей по табличкам с 3 словами – названиями транспорта, но так как дети ещё не умеют читать, обычное слово заменяется на лепетное: машина (би – би), самолёт (у – ), поезд (ту – ту). По мере усвоения названий объектов по табличкам дети учатся воспринимать их по чтению с губ. После того как малыши твёрдо усвоили по табличкам названия трёх игрушек, организуется специальное занятие по обучению детей чтению с губ названий этих игрушек. Основная задача, стоящая на этой ступени, заключается в ознакомлении детей с тем, что окружающие их предметы могут быть названы не только письменно (при помощи табличек) и дактильно, но и устно (путём работы речевого аппарата). Аналогично осуществляется работа с названиями и других предметов. Для сопоставления берутся два – три объекта; некоторое время называют их в одном и том же порядке. Затем предметы меняются местами, и произносятся их названия в любой последовательности. При этом педагог не смотрит на предмет, который называет; названия предметов, имеющие сходный оптический облик, не произносят друг за другом.
Итак, на первой ступени обучения, до овладения детьми аналитическим чтением при помощи фонетической ритмики (дактильной азбуки), глобальное восприятие письменной речи сменяется глобальным же восприятием устной речи. С этого времени всякое обращение к ребёнку, в какой бы форме оно ни выражалось (с помощью таблички, фонетической ритмики или с помощью естественного жеста, побуждающего ребёнка повторить действие педагога) обязательно сопровождается устной речью педагога.
Большую роль играет использование игр на ориентировку в пространстве.
На целевых прогулках необходимо уточнять представления детей об улице, машинах, давать элементарные знания о поведении на улице: нельзя одному переходить дорогу; двухцветный светофор предназначен только для пешеходов, а трёхцветный – для машин, машины едут по дороге, а люди ходят по тротуару.
Немаловажную роль также играют дидактические игры, для закрепления умения различать красный, жёлтый, зелёный цвета, можно использовать игры с несложными правилами и сюжетами.
2 год обучения:
На втором году обучения проводится работа, направленная на совершенствование ориентирования в окружающем пространстве, в прилегающей к детскому саду местности, знакомство с местами движения машин и людей, перекрёстком.
Необходимо продолжать расширять словарный запас глухих детей, знакомить их с разными видами транспорта (так как на 2 году обучения дети начинают читать, лепетные слова заменяются обычными): автобус, машина, самолёт, лодка, поезд, трамвай, пароход. Каждое слово сначала заучивается на занятиях, а затем используется в играх, общении, на экскурсиях.
Особое внимание стоит обратить на знакомство детей с работой светофора. Сначала, дети рассматривают игрушку-светофор, затем во время прогулки у ближайшего перекрёстка следят за работой трёхцветного светофора (для машин): красный – стой, жёлтый – жди, зелёный – кати. Педагог должен обращать внимание детей на то, что когда загорается зелёный сигнал для машин – для пешеходов вспыхивает красный сигнал. Вводить в речь детей прилагательные, обозначающие цвета, и глаголы, обозначающие действия, дети учатся читать новые слова с губ педагога и других детей.
Таким образом, знания детей об улице расширяются и закрепляются через: дидактические игр, игры на развитие внимания, дети упражняются в поиске перехода на макетах и иллюстрациях в книгах, журналах.
Сначала дети учатся дифференцировать названия предметов по табличкам, которые самостоятельно читают с помощью дактильных знаков.
Параллельно организуются специальные занятия по обучению детей чтению этих слов с губ. По мере усвоения детьми данных названий в письменной форме, педагог начинает использовать на занятиях и в общении одновременно дактильные и устные обозначения этих предметов, а затем только устные. Такая последовательность при переходе к зрительному восприятию устной речи соблюдается в течение всех последующих лет обучения.
3 год обучения:
На третьем году обучения наибольшее внимание уделяется ознакомлению детей с дорожными знаками, лучше начинать работу со знаков для пешеходов. Для ребёнка с нарушением слуха очень тяжело запомнить сложные названия знаков, поэтому они даются в упрощённом виде, например: «Место остановки автобуса» – «Остановка», «Пешеходный переход» – «Переход», «Подземный пешеходный переход» – Подземный переход», «Надземный пешеходный переход» – «Надземный переход»; запрещающие знаки: «Движение пешеходов запрещено» – «Стоп», «Движение на велосипедах запрещено» – «Велосипед стоп»; знаки сервиса: «Пункт медицинской помощи» – «Больница», «Телефон», «Автозаправочная станция» – «Заправка». Главное, чтобы дети понимали, что означает знак.
Так же продолжается работа над расширением знаний детей о различных видах транспорта: трактор, велосипед, легковая и грузовая машины, специальные виды транспорта, знакомство с их практическим назначением: «Патрульная машина ГИБДД» – следит за порядком на дороге, машина «Хлеб» – привозит хлеб в детский сад и магазины и т.д. Продолжаем знакомить дошкольников с обобщающим понятием – транспорт, что он делает: самолёт – летает; поезд, машина, велосипед – едет; лодка, пароход – плывёт.
После того как у детей значительно расширились знания о правилах дорожного движения, можно давать уже более полные знания о правилах для пешеходов:
- пешеходам разрешается ходить только по тротуару, по правой стороне;
- переходить дорогу нужно шагом, в местах, где есть светофор или указатели перехода;
- при двустороннем движении смотрят в обе стороны, убедившись, что машин нет или они далеко переходить дорогу, а дойдя до середины – ещё раз посмотреть направо;
- ожидать транспорт нужно на специальной остановке;
Для закрепления знаний можно использовать: подвижные игры, дидактические игры.
4 год обучения:
Работа с детьми 4 года обучения, по ознакомлению с правилами дорожного движения организуется так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и с успехом могли быть применены будущими школьниками. С этой целью проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии: слева– справа, спереди – сзади, тут – там, рядом. В результате целенаправленной работы дети начинают хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, её изменениях, читая с губ термины, правильно реагировать на них.
Педагог знакомит детей с новыми правилами пешеходов и пассажиров:
- прежде чем переходить дорогу, надо убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам, уступать место пожилым людям и с маленькими детьми.
Для развития внимания и памяти детей, используются многочисленные дидактические игры.
На 4 году обучения дети, как правило, хорошо воспринимают с губ изученный материал и сами его употребляют в речи. Если ребёнок затрудняется при восприятии с губ какого-либо слова, после 2 – 3 повторений, педагог обращается к помощи дактильных знаков – проговаривает данное слово устно – дактильно или использует письменную форму речи, показывает табличку или пишет слово на листе бумаги (доске).
Содержание НОД | Цели ПДД |
Сентябрь | |
1. Беседа: «Правила поведения в общественном транспорте»; 2. Дидактическая игра: «Улица города»; 3. Дидактическая игра: «Три сигнала светофора»; 4. Сюжетно – ролевая игра: «Водители»; 5. Консультация для родителей: «Родителям – о безопасности дорожного движения». | 1. Цель: изучить основные правила поведения в автобусе. 2. Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о различных видах транспорта, правилах дорожного движения. 3. Цель: расширить знания детей о правилах поведения водителя и пешехода в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора; учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, предназначенные для водителей и пешеходов. 4. Цель: учить быть внимательными водителями, правильно соблюдать сигналы светофора, обращать внимание на установленные дорожные знаки, выполнять их рекомендации. 5. Цель: повторить и закрепить с детьми правила уличного движения. |
Октябрь | |
1. Беседа: «Я шагаю по улице»; 2. Дидактическая игра: «Виды перекрестков»; 3. Дидактическая игра: «Теремок»; 4. Сюжетно – ролевая игра: «Путешествуем на машинах»; 5. Консультация для родителей: «Чтобы не случилось беды» – меры предупреждения детского травматизма; 6. Акция: «Минутка безопасности!». | 1. Цель: уточнять и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта; познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. 2. Цель: познакомить детей с видами перекрестков; учить правилам перехода улицы; развивать внимание и наблюдательность. 3. Цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни. 4. Цель: помочь детям запомнить дорожные знаки и правила безопасного поведения на улице, пользоваться помощниками – дорожными знаками в незнакомой местности. 5. Цель: расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте. |
Ноябрь | |
1. Беседа: «Знакомимся со знаками дорожного движения»; 2. Дидактическая игра: «Угадай, какой знак»; 3. Дидактическая игра: Поставь дорожный знак»; 4. Сюжетно – ролевая игра: «Шоферы и пассажиры»; 5. Консультация для родителей: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода». | 1. Цель: учить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. 2. Цель: учить детей различать дорожные знаки для водителей и пешеходов; воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни. 3. Цель: учить детей различать дорожные знаки; воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве. 4. Цель: учить детей быть внимательными, предупредительными к другим людям в автобусе. 5. Цель: продолжать работу по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах города и поселка. |
Декабрь | |
1. Беседа: «Безопасное поведение на улице»; 2. Дидактическая игра: «Наша улица»; 3. Дидактическая игра: «Перейти улицу»; 4. Сюжетно – ролевая игра: «Велосипедисты и шоферы»; 5. Консультация для родителей: «Безопасная перевозка детей в автомобиле». 6. Акция «Минутка безопасности!» | 1. Цель: обсудить с детьми опасные различные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе и на улице; научить мерам предосторожности в таких ситуациях. 2. Цель: расширять знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. 3. Цель: развитие внимания на дороге, закрепление правил дорожного движения. 4. Цель: закреплять в игре правила безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках. 5. Цель: ознакомление с правилами перевозки детей в автомобиле, в любом виде транспорта. |
Январь | |
1. Беседа: «Путешествие в прошлое транспорта»; 2. Дидактическая игра: «Сигналы регулировщика»; 3. Дидактическая игра: «Ответь светофору»; 4. Сюжетно – ролевая игра: «Шоферы»; 5. Консультация для родителей: «Безопасность детей на дороге». | 1. Цель: развивать ретроспективный взгляд на предметы; помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем наземного, водного, воздушного транспорта. 2. Цель: научить детей выполнять сигналы регулировщика, знать, что они обозначают. 3. Цель: закрепить правила перехода улиц и дорог с использованием опасных ситуаций, которые могут возникнуть при игре во дворе дома. 4. Цель: продолжать учить детей соблюдать правила безопасного поведения. 5. Цель: повторение и закрепление правил безопасного поведения детей на дороге. |
Февраль | |
1. Беседа: «Безопасное поведение если ты потерялся»; 2. Дидактическая игра: «На старт»; 3. Дидактическая игра: «Внимательный пешеход»; 4. Сюжетно – ролевая игра: «Шоферы. Семья»; 5. Консультация для родителей: «Причины детского дорожно – транспортного травматизма». | 1. Цель: учить детей правилам поведения на улице, с целью не потеряться, а если это произойдет, что делать, как себя вести. 2. Цель: закреплять знание дорожных знаков и соблюдение их рекомендаций. 3. Цель: развитие внимания и ответственности на дороге. 4. Цель: закреплять правила безопасного поведения на проезжей части дороги, умение оказывать элементарную помощь. С использованием опасных ситуаций (игры на проезжей части дороги). 5. Цель: рассматривание причин детского дорожно – транспортного травматизма; раздача памяток для родителей. |
Март | |
1. Беседа: «Игры во дворе»; 2. Дидактические игры: «Ловкий пешеход», «Поющий светофор»; 3. Сюжетно – ролевая игра: «Автомастерская»; 4. Рисование: «Пешеходы идут по улице»; 5. Консультация для родителей: «О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД». 6. Акция «Минутка безопасности!» | 1. Цель: обсуждение с детьми различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; обучение детей необходимым мерам предосторожности. 2. Цель: развитие внимания у детей, умение действовать по установленным правилам. 3. Цель: закреплять и расширять знания детей о профессиях, уточнить, что делает автомастер, какие детали основные есть у автомобиля, из каких частей он состоит, какие виды легковых машин знают ребята. 4. Цель: побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закрепить умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и части тела. 5. Цель: закрепить значение обучения детей дошкольного возраста ПДД. |
Апрель | |
1. Беседа: «Маленькие велосипедисты»; 2. Дидактическая игра: «Дорожные знаки»; 3. Рисование: Мой любимый дорожный знак»; 4. Подвижная игра: «Светофор»; 5. Консультация для родителей: «Правила дорожного движения для всех» | 1. Цель: ознакомление детей с правилами передвижения на велосипеде; пропаганда знаний по правилам поведения на дорогах. 2. Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения, развивать. Умения различать дорожные знаки по внешнему виду; воспитывать желание. Пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни. 3. Цель: учить изображать различные дорожные знаки. 4. Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу светофора. 5. Цель: повторение правил дорожного движения. |
Май | |
1. Беседа: "Знаем правила движенья, как таблицу умноженья"; 2. Дидактическая игра: «Красное – зеленое»; 3. Дидактическая игра: «Собери светофор»; 4. Подвижная игра: «Бегущий светофор»; 5. Консультация для родителей: «Детские игры во дворе»; 6. Акция «Минутка безопасности». | 1. Цель: обобщение знаний детей по правилам дорожного движения. 2. Цель: развитие у дошкольников соревновательного духа, проверка знаний правил дорожного движения. 3. Цель: игра на развитие внимания «Светофор». 4. Цель: учить следовать сигналам светофора; развивать внимательность, выдержку. 5. Цель: повторение игр во дворе по пдд с родителями, раздача памяток. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи
Перспективный план кружковой работы для детей с нарушениями речи...
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей имеющих нарушения слуха от 3 до 7 лет, на основе книг Б.Д. Корсунской "Читаю сам" (1, 2).
Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой, помогает педагогу в формировании нравственных, этических представлений, норм поведения в быту у детей с недостатками слуха. План ...
Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы.
Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы...
Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы.
Перспективный план по ИЗО для детей с нарушением зрения средней группы...
Перспективный план на 4 год обучения для детей с нарушениями слуха
0вощи и фрукты.Физическое развитиеСоциально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие.Художественно-эстетическое развитие. Продолжать формировать ...
Перспективный план игровой деятельности для детей с нарушением слуха 5-6 лет
Перспективный план игровой деятельности – СЕНТЯБРЬ...
Перспективный план учителя -логопеда для детей с нарушением речи
Перспективный план учителя -логопеда для детей с нарушением речи...