Школа безопасности
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Рабочая программа , можно использовать в качестве внеурочной деятельности в начальной школе или кружковой деятельности в детском саду в старших группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_bezopasnosti.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «Румянцевская СОШ»____________
Зайцева О.А.
Рабочая программа
«Школа безопасности»
(спортивно-оздоровительное направление)
Подготовительная группа
Составитель:
Шашкина Галина Геннадьевна,
воспитатель
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Школа безопасности» призвана помочь:
- распознавать и оценивать опасности среды обитания человека;
- определить способы защиты от них;
- приобретать навыки в ликвидации последствий экстремальных ситуаций;
- оказание помощи и взаимопомощи в случае их необходимости.
Программа «Школа безопасности» нацелена на формирование специальных знаний и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускоренного приспособления к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к любым видам деятельности с исключением нежелательных последствий.
ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
- Освоение знаний о здоровом образе жизни;
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
- Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
- Опасные ситуации и правила поведения на воде.
- Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
- Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
- Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.
Изучение «Школы безопасности» на первой ступени развития должно проводиться обязательно. В этом возрасте закладывается база всех знаний. В обязательном тематическом планировании нет отдельного предмета ОБЖ. Предмет изучается интегрировано внутри предмета “Окружающий мир”. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы ОБЖ. На него отводится мало времени, и изучить основную базу курса «Школа безопасности» удается не целиком. Следовательно, для того чтобы получить эти знания необходимо ввести курс дополнительно, во внеурочное время на что и рассчитана программа внеурочной деятельности «Школа безопасности».
Программа рассчитана на 33 часа, которые проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные; групповые; индивидуально-групповые; фронтальные; практикумы.
Формы контроля ЗУН:
- беседа;
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос;
- практикум;
- тестирование.
Предполагаемые результаты обучения
Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения являются:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
В результате освоения программы учащиеся будут
иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими дети, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
- о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о ценности здоровой пищи;
- о роли лекарств и витаминов;
- о пользе овощей и фруктов;
- о значении крови для живых существ;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
- о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
- правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- строение человеческого тела и его внутреннее строение;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
- какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
- какие опасности встречаются в природе.
уметь:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
- ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
- бережно относиться к своему здоровью.
Содержание изучаемого курса
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 3 |
2 | Улица полна неожиданностей | 11 |
3 | Здоровье и правильное питание | 10 |
4 | Безопасность в помещении | 4 |
5 | Безопасность на воде | 4 |
6 | Обобщение | 1 |
Методическое обеспечение программы
1. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.
2. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.
3. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.
4. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
5. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2009.
6. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2010.
7. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о здоровье и правильном питании – М., ОЛМА Медиа Групп, 2015.
Использование интернет-ресурсов:
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Названия темы занятия | Цель | Кол-во час. | Дата проведения | ||||
По плану | Факт | |||||||
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3ч.) | ||||||||
1 | Что такое безопасность. |
| 1 | 1 нед. 1.09-2.09 | ||||
2 | Город, посёлок, микрорайон, где мы живём. |
| 1 | 2 нед. 5.09-9.09 | ||||
3 | Что такое чрезвычайная ситуация. |
| 1 | 3 нед. 12.09-16.09 | ||||
Улица полна неожиданностей (11ч.) | ||||||||
4 | Безопасность на улице. |
| 1 | 4 нед. 19.09-23.09 | ||||
5 | Как правильно переходить дорогу. |
| 1 | 5 нед. 26.09-30.09 | ||||
6 | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. |
| 1 | 6 нед. 3.10-7.10 | ||||
7 | Сигналы регулирования дорожного движения |
| 1 | 7 нед. 17.10-21.10 | ||||
8 | Виды перекрёстков. |
| 1 | 8 нед. 24.10-28.10 | ||||
9 | Знакомство с дорожными знаками. |
- «Пешеходный переход»; - «Пешеходная дорожка»; - «Движение пешеходов запрещено»; - «Дети»; - «Подземный переход»; - «Надземный пешеходный переход»; - «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; -«Велосипедная дорожка»; -« Движение на велосипедах запрещено»; «Место остановки автобуса». | 1 | 9 нед. 31.10-4.11 | ||||
10 | Движение группами. |
| 1 | 10 нед. 7.11-11.11 | ||||
11 | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. |
| 1 | 11 нед. 14.11-18.11 | ||||
12 | Где можно и где нельзя играть. |
| 1 | 12 нед. 28.11-2.12 | ||||
13 | Знакомство с транспортом. |
| 1 | 13 нед. 5.12-9.12 | ||||
14 | Правила поведения в транспорте. |
| 1 | 14нед. 12.12-16.12 | ||||
Здоровье и правильное питание (10 ч) | ||||||||
15 | Если хочешь быть здоров |
| 1 | 15 нед. 19.12-23.12 | ||||
16 | Самые полезные продукты. Удивительные превращения пирожка |
| 1 | 16 нед. 26.12-30.12 | ||||
17 | Кто жить умеет по часам |
| 1 | 17 нед. 16.01-20.01 | ||||
18 | Вместе весело гулять |
| 1 | 18 нед. 23.01-27.01 | ||||
19 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной |
| 1 | 19 нед. 30.01-3.02 | ||||
20 | Плох обед, если хлеба нет. Время есть булочки |
| 1 | 20 нед. 6.02-10.02 | ||||
21 | Пора ужинать |
| 1 | 21 нед. 13.02-17.02 | ||||
22 | Весёлые старты. Как утолить жажду |
| 1 | 22 нед. 27.02-3.03 | ||||
23 | На вкус и цвет товарищей нет |
| 1 | 23 нед. 6.03-10.03 | ||||
24 | Что помогает быть сильным и ловким. Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты |
| 1 | 24 нед. 13.03-17.03 | ||||
Безопасность в помещении (4ч.) | ||||||||
25 | Какие опасности нас подстерегают в помещении. |
| 1 | 25 нед. 20.03-24.03 | ||||
26 | Основные правила пожарной безопасности. |
| 1 | 26 нед. 27.03-31.03 | ||||
27 | Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, в транспорте. |
| 1 | 27 нед. 3.04-7.04 | ||||
28 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. |
| 1 | 28 нед. 17.04-21.04 | ||||
Безопасность на воде (4ч.) | ||||||||
29 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в осенний и зимний периоды. |
| 1 | 29 нед. 24.04-28.04 | ||||
30 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в весенний период. |
| 1 | 30 нед. 1.05-5.05 | ||||
31 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. |
| 1 | 31 нед. 8.05-12.05 | ||||
32 | Основные спасательные средства. |
| 1 | 32 нед. 15.05-19.05 | ||||
Обобщение (1ч.) | ||||||||
33 | Викторина «Подумай и ответь». |
| 1 | 33 нед. 22.05-26.05 |
Согласовано Согласовано
на заседании ШМО Зам.директора по УВР
учителей начальных классов ______________ Стадник Т.В.
____________ Салычева Л.В. «___» _____________ 2016 г.
Протокол № 1 от 29.08.2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов ДОУ по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики ДДТТ. «Школа безопасности в каверзных вопросах»
Данный материал предназначен для педагогов ДОУ. Может использоваться в работе с родителями, детьми и педагогами....
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Школа безопасности» (для детей подготовительной к школе группы)
Цель: создать условия для формирования представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.Задачи:Образовательные· Продолжать уч...
Конспект занятия по безопасности "Школа безопасности"
Конспект занятия по безопасности "Школа безопасности"...
Сценарий квест-игры «Тропа безопасности» -Школа Безопасности в Фиолетовом лесу.
лесу.Цель:Повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.Задачи:-формирование у детей навыков правильного поведения на дороге, обеспечивающих сохранность их здоровья и жи...
Городской конкурс МГО ВДЮОД \'\' Школа безопасности\'\' \'\' Азбука безопасности\'\'
Городской конкурс МГО ВДЮОД ''Школа безопасности'' ''Азбука безопасности'' 2018-2019 год...
Проект "Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни....
Самообразование по теме: Школа безопасности. Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из главных критериев уровня жизни человека является безопасность, а для маленького и неопытного ребёнка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее...