Использование интерактивного плаката при работе с воспитанниками младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно транспортного травматизма
методическая разработка по обж (средняя группа)
Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей).
Встает вопрос, как построить образовательный процесс по формированию основ культуры безопасности у дошкольников и уберечь детей на дорогах?
В соответствии сФГОСДОпри реализации новых педагогических технологий по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода мы исходим из того, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности и постоянного творческого поиска.
Целью данной работы является – создание условий для воспитания правильного поведения воспитанников на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5 Изменение модели взаимодействия педагога с детьми путем интеграции педагогических технологий в совместную деятельность
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Для реализации поставленной цели и задач особое внимание уделили на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
насыщенность среды - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий; полифункциональность - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны, речевое развитие. Для организации в ДОУ таких форм работы с детьми создаётся соответствующая предметно-развивающая среда.
С целью воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста применяем игровые технологии, т. к. они являются основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют самые разнообразные игры.
Информационно – коммуникативные технологии
Современный педагог в своей профессиональной деятельности использует целый ряд различных технологий. Одна из самых интересных это информационно-коммуникационная технология. Она позволяет педагогу в современном формате работать со своими воспитанниками.
Педагоги ДОУ считают, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.
- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.
Мультипликация
Данная технология – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно – эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим. Восприятие мультипликационного фильма оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, среди которых выделяются этический, познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. Воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Мультфильм к тому же сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Мнемотехника
Эта технология увеличивает объем памяти детей путем образования дополнительных ассоциаций.
В результате её использования дети преодолевают робость и застенчивость, у них увеличивается круг знаний о дорожных знаках, о светофоре, о правилах поведения на улице и в транспорте.
Технология проблемного обучения
Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагают детям. Ставим перед детьми задачу на развитие логического мышления.
Здоровьесберегающие технологии
При обучении детей с правилами дорожного движения в своей работе используем здоровьесберегающие технологии, а именно физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств.) Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотами головы при переходе проезжей части.
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Для этого необходимо озвучить задачу с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения. В детском саду используем такие формы организации исследовательской деятельности, как:
- эвристические беседы
- наблюдения
- использование художественного слова
- дидактические и развивающие игры
- игровые ситуации
Проектная деятельность
Как инновационная педагогическая технология, проектная деятельность ориентируется не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Реализация проектной деятельности помогает «открывать» элементарные основы безопасного поведения на дорогах.
Результативность работы.
Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса позволяют сделать вывод об итогах работы:
- Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
- Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.
- Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.
Результаты анкетирования показали, что родители обучают детей, правилам дорожного движения в семье и в сотрудничестве с ДОУ. Все родители считают , что детей необходимо знакомить с ПДД через практические навыки, беседы с ребенком, чтение художественной литературы.. Беседуют с детьми по данной теме часто. Есть в каждой семье книги, пазлы, настольные игры, машинки.
Самыми продуктивными формами работы в ДОУ родителей хотят видеть – это совместные мероприятия, с инспектором, индивидуальные беседы.
Таким образом: из результатов анкетирование видно, что родители являются главным звеном в вопросе обучения детей.
Поэтому необходимо в ДОУ больше проводить совместных мероприятий по ПДД, оформлять для родителей в уголках рекомендации, методические приемы обучения детей ПДД.
Выводы:
Ни один изучаемый предмет в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Только они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки. Использованные в ходе работы и обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Благодаря организации предметно – пространственной развивающей образовательной среды, подбору эффективных методов и приемов не только с детьми, но и с родителями, удалось достичь высоких результатов освоения детьми правил безопасного поведения на дорогах.
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Ведущая педагогическая идея нашей совместной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 16.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость!
1 слайд.
Миша (аудиозапись): Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей). Да, я Миша. Маша пригласила меня на свой День рождения. (Переход на следующий слайд двумя нажатиями левой кнопки мыши).
2 слайд.
Миша (аудиозапись) : Путь предстоит неблизкий, через весь город, в котором много дорог и машин. Ой – ой – ой, ребята без вашей помощи мне не справиться. Поможете? (Ответы детей). Тогда в путь! (Переход на следующий слайд двумя нажатиями левой кнопки мыши).
3 слайд: на экране появляется карта с заданиями.
Воспитатель: Ребята, сколько здесь заданий! Нам надо пройти все по порядку. Если мы с вами правильно ответим на вопрос задания, то Миша проведёт нас до следующего. (Одним нажатием левой кнопкой мыши открываем первое задание).
4 слайд.
Миша (аудиозапись): Ой, ребята, а куда это я попал? А почему на дороге и машины, и дети? Кого – то здесь не должно быть? Ответы детей. Воспитатель: А давайте посмотрим, правильно вы ответили на вопрос. (На дороге дети не должны ходить.). Наводим курсор мыши на детей на слайде и нажимаем один раз левой кнопкой.
5 слайд (аудиозапись) :
Там где движутся машины,
Дети недолжны ходить!
Потому, что очень просто
Под машину угодить!
Нажимаем иконку в нижнем правом углу.
6 слайд (аудиозапись):
На улице такое место
Проезжей частью называется
По проезжей части людям
Ходить строжайше запрещается!
Нажимаем на иконку «дом» в нижнем правом углу.
3 слайд:
Воспитатель: Ребята, мы с вами правильно ответили на вопрос Миши, и он нас с вами привёл ко второму заданию! (Нажимаем левой кнопкой мыши на задание 2).
7 слайд.
Миша (аудиозапись): Здесь что – то не так! Почему пешеходы идут по улице, а машины едут по тротуару? А мне где идти? Помогите разобраться, ребята! Ответы детей.
Правой кнопкой мыши нажимаем на «детей».
8 слайд: (аудиозапись)
Для машины, знают все,
Есть дороги и шоссе.
Помнит так же, стар и млад,
Пешеходам тротуар!
Нажимаем правой клавишей мыши.
Мы идём по тротуару,
И гуляем не спеша.
И прогулка безопасна,
И погода хороша!
Нажимаем на иконку «дом» в нижнем правом углу.
3 слайд:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, прошли мы задание?
Воспитатель нажимает правой кнопкой мыши, Миша спускается к следующему заданию со словами:
Миша (аудиозапись):
Примостился над дорогой,
И моргает очень много!
Изменяя каждый раз
Цвет своих округлых глаз!
Что это такое, ребята? (Ответ детей). А как же он работает? Расскажите, пожалуйста! (Ответы детей).
После ответа детей воспитатель нажимает на задание 3.
9 слайд: правой кнопкой мыши нажимаем на красный цвет светофора (аудиозапись):
На светофоре красный цвет,
Опасен путь – дороги нет!
Правой кнопкой мыши нажимаем на жёлтый цвет светофора (аудиозапись):
А если жёлтый цвет горит,
Он приготовиться велит!
Правой кнопкой мыши нажимаем на зелёный цвет светофора (аудиозапись):
Зелёный вспыхнул впереди!
Значит смело едешь ты!
Затем воспитатель нажимает на иконку «дом».
3 слайд:
Воспитатель нажимает правой кнопкой мыши, Миша идёт к следующему окну и говорит: я встретил своих друзей медведей! Они зовут с ними потанцевать!
Дети встают и выходят на середину комнаты. Воспитатель нажимает на 4 окно.
10 слайд: видеоролик (дети танцуют под музыку). После окончания ролика воспитатель предлагает детям сесть на свои места и продолжить наше путешествие. Затем нажимает на иконку «дом».
3 слайд:
Воспитатель: Миша привёл нас к следующему заданию. (нажимаем 5 задание)
11 слайд:
Миша (аудиозапись) Ребята, а что это за светофор такой маленький? Может быть, он сломался? Для чего на светофоре нарисовали маленьких человечков? (Ответы детей. Затем нажимаем правой кнопкой мыши на знак вопроса )
12 слайд (аудиозапись):
Если добрый светофорик
Человечка показал,
Красный цвет предупреждает,
Чтобы ты пока стоял!
Нажимаем иконку в нижнем правом углу.
13 слайд (аудиозапись):
А зелёного увидел –
Ну тогда смелей вперёд!
И пока тебе он светит,
Транспорт, точно подождёт!
Нажимаем иконку «дом» в нижнем правом углу.
3 слайд:
Воспитатель: Ребята, вот мы добрались до последнего задания (нажимаем на 6 задание)
14 слайд:
Миша (аудиозапись): со светофорами всё понятно, но здесь нет вообще нет ни одного светофора! Как же мне дорогу перейти? (Ответы детей. Нажимаем правой кнопкой мыши.)
Способ безопасный самый
Перейти дорогу с мамой!
Уж она не подведёт
Нас за ручку доведёт!
(Переход на следующий слайд двумя нажатиями левой кнопки мыши).
15 слайд:
Миша (аудиозапись): вот спасибо! Ведь благодаря вам, ребята, и правилам дорожного движения я смог безопасно добраться в гости к Маше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.
Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание....
План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Система консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методическая разработка посвящена организации и проведению системной консультативной работы с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-т...
Работа с родителями детей младшего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Работа с родителями детей младшего возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
Мастер – класс для педагогов по изготовлению и использованию лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.
Методическая разработка...
Конспект игры-квеста для детей старшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
laquo;Территория БЕЗ-опасности» Цель: формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; создание единого образовательного пространства в...
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожного - транспортного травматизма на 2022-2023 учебный год. «Зеленая дорога детства»
Совместая деятельность старшего дошкольного возраста по ПДД...