"ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "
статья по обж (старшая группа)

Во всем современном мире проблема безопасности жизнедеятельности считается одной из центральных проблем человечеств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Мурзалиева Айнагуль Сериккалиевна воспитатель «Детский сад Родничок» ГБОУ ООШ № 9 г. Новокуйбышевск.

Во всем современном мире проблема безопасности жизнедеятельности считается одной из центральных проблем человечества. Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человеческого существования людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. В процессе эволюции стали появляться опасности, которые человек создавать сам (техника, ремесло и т.д.).

С наступлением третьего тысячелетия проблема поиска механизмов способствующих формированию у детей сознательного отношения к вопросам личной безопасности стала очень важной, так как в современном мире каждый человек может столкнуться с проявлениями разрушительных сил природы, промышленными авариями и катастрофами, опасностями социального характера.

 

В большинстве случаев отсутствие навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях приводит к плачевным последствиям. Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Безопасность – это приемлемый риск, достичь которую возможно только в обучении и практике.

Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи). Как показывает практика, многие люди не отдают себе отчет в том, что опасности могут подстерегать их на каждом шагу. Психологи в данном случае называют это состояние «отчуждением от реальной жизни».

Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан – маленьких детей. У них не сформировано «чувство опасности» в силу отсутствия определённого опыта и знаний.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование. Первоочередной задачей воспитателей и родителей является не оберегание и защита дошкольника, а его подготовка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке. В связи с этимособуюактуальностьприобретаетпроблемаформированияосновбезопасности жизнедеятельности в старшем дошкольном возрасте.

Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в образовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования повлияло на существенные изменения в воспитательно-образовательном процессе деятельности ДОО.

Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях разрабатываются свои общеобразовательные программы, соответствуя ФГОС. Но во многих организациях реализуются большое количество уже существующих вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей, которые, в первую очередь, призывают педагогов дошкольного образования способствовать формированию у детей основ безопасного поведения.

Анализ программных документов показывает, что в данных программах, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигаются требования формирования у дошкольников знаний и умений безопасности жизнедеятельности.

Как считают многие педагоги и психологи считают, что нельзя растить детей, «отчужденных» от жизни. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОО, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игрой.

В программе «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.) предлагаются направления работы по формированию представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами; о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях, в соответствии с временами года (гроза, пожар, гололед, ураган, наводнение); обучение навыкам оказания элементарной помощи при порезах и ушибах; сообщение некоторых знаний осуществлению контактов с незнакомыми людьми.

Данная программа требует дополнения знаний и умений личной безопасности детей дошкольного возраста по всем возрастным группам и видам опасностей.

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего – характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто определенный объем усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагогам сейчас необходимо организовать воспитательно-образовательную работу таким образом, чтобы она осуществлялась по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.

Важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни принято считать именно период дошкольного детства. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя.

По мере изменений условий жизни человека, изменении правил безопасности жизнедеятельности, появляется необходимость изучения и обучения им детей. Важным условием будет являться правильная позиция взрослого на каждом этапе работы для предоставления все большей активности и самостоятельности дошкольнику в освоении опыта безопасной жизнедеятельности.

Ребенок по своим физиологическим особенностям самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Многочисленными исследованиями доказано, что процесс обеспечения безопасности состоит из решения трех задач:

  1. идентификация опасности;
  2. разработка предупреждающих мер;
  3. ликвидация возможных последствий.

Безопасность жизнедеятельности взаимосвязана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему относят к широкомасштабной, для изучения которой необходим большой багаж проявление в финансовой (карьерной), физической (здоровье), семейной (социальная), личной (развлечения и путешествия), интеллектуальной (эмоциональная знаний, так как только при таких условиях появляется возможность в дальнейшем сохранить человеческую жизнь.

Необходимо проводить целенаправленную педагогическую работу, включающая процесс создания в образовательной системе таких мер, которые смогут обеспечить физическую, психологическую и социальную безопасность и которая будет направлена на формирование у воспитанников способности защиты себя и других людей.

Специалистами в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста рекомендуется в процессе формирования представлений о безопасном поведении учитывать совокупность основных компонентов: информационный компонент включает в себя знания о безопасности жизнедеятельности человека «Я знаю правила безопасности жизнедеятельности»); поведенческий компонент включает в себя умение действовать в проблемных ситуациях «Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности»); эмоционально-волевой компонент представляет собой умение правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека «Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности»).

Основные средства ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения в быту.

  • Социальная действительность, которая способна воздействовать на дошкольника. От взрослого в данном случае требуется только быть рядом с малышом и помочь ему накопить социальный опыт, показать социальный мир «изнутри», помочь найти свое место в нем, быть активным участником.
  • Окружающие ребенка предметы, которые созданы руками человека. Мир предметов разнообразен по свойствам, качествам и функциям. Педагогу лишь необходимо привлекать внимание дошкольника к ним, создать условия безопасного взаимодействия с ними, и лишь только после этого каждый отдельный предмет станет для малыша своеобразным средством познания мира.

Необходимо добиваться от каждого дошкольника понимания принципов действия того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: что? для чего? почему?

Постепенно, взрослея, ребенок самостоятельно начнет выделять опасность в окружающей действительности.

  • Художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Использование художественной литературы заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
  • Дидактические игры. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно-печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций.

Игры: познакомят дошкольников с источниками опасности в быту, позволяют уточнить и систематизировать данные представления; учат различать потенциально опасные предметы; способствует формированию представлений о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; знакомят с необходимыми действиями в случае опасности.

Наиболее эффективной формой ознакомления детей с безопасным поведением считается ситуативно-имитационное моделирование. Процесс общения дошкольников в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными бытовыми предметами позволяют формировать опыт безопасности в быту.

При изучении с дошкольниками правил дорожного движения следует учитывать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города: ребенок – пешеход; ребенок – пассажир городского транспорта; ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

Работу по формированию основ безопасности у детей необходимо проводить, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок использовал в продуктивной деятельности, реализовывал в играх, закреплял знания и умения на прогулке, ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной повседневной жизни, на практике за пределами дошкольной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста...

Картотека бесед по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

Беседы  для формирования безопасного поведения  детей дошкольного возраста...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе

УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»     ...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту, на улице, в природе

УДК 378.046.4ББК 74.58КОРОЧКИНА ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНАМДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»     ...

Картотека дидактических игр по формированию безопасного поведения детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12160866","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","width":"300"}}]]...

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах

ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ДОРОГАХ. Формирование навыков безопасного поведения на дорогах – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннег...

Картотека игр и упражнений на формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста

Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, ...