Пожарная безопасность
статья по обж

Галеева Гульнара Насимовна
Пожарная безопасность для детей – один из важных вопросов, которому должны уделять большое внимание воспитатели в детском саду и родители дома. Грамотное поведение по предотвращению и во время возникновения критической ситуации может спасти жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_energosberezheniyu.docx14.07 КБ
Microsoft Office document icon nedelya_po_pb.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Счетчик в гостях у ребят»                                

                                                                                                                                                                                                Цель: Воспитывать бережное отношение к энергоресурсам.

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, —

что вся Земля — наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рождения в нем живем.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

А к нам сегодня кто-то пришел в гости. Давайте отгадаем кто это?

Газ и воду он считает

Ни о чем не забывает

Крутит диск, меняет цифры

Иногда он очень быстрый

Иногда и медлен очень

Догадались? Это….счетчик.

Верно, к нам в гости сегодня пришел счетчик.

 Счетчик.    Здравствуйте, я счетчик, у меня на животе цифры и я очень-очень люблю считать. Когда у меня маленькие цифры- у меня хорошее настроение, значит люди экономят энергию, берегут ее, а когда на животе большие цифры- я расстраиваюсь, это означает, что люди не экономные и не бережливые. А вы какие?

 Воспитатель:    Мы очень-очень бережливые. Ребята всегда выключают свет, кран с водой всегда хорошо закрывают. Так что у тебя должно быть очень хорошее настроение.

Счетчик.    Ну не знаю, мне кажется,  ребята не знают, что такое энергия, и для чего она нужна.

Воспитатель.     А я им сейчас расскажу, а ты, Счетчик, посиди пока и отдохни.

Счетчик.       Хорошо, я пока вас послушаю.

Воспитатель.   Итак, ребята, давайте подумает, без чего не может прожить человек?

Верно, без воды, тепла, света и еды. Все это можно назвать одним словом «энергия». (слайд 3)                       А сколько нужно одному человеку такой энергии? Много. А сколько живет людей на планете? Много.

А хватит ли энергии на всех, если ее не экономить? Конечно нет.

И тогда в один ужасный день кому то не достанется тепла, кому то воды, кому то газа, а кому-то света.

Поэтому, ребята, нужно энергию беречь, как будто это самое главное сокровище на свете.

Счетчик.   Да-да, как то я пришел в гости в один дом, а там просто ужас какие не бережливые люди жили. Вот послушайте.

Бабушка Арина

Правила не знает –

Газовой плитою

Дом обогревает.  

Я в своей квартире

Свет везде включает,

А что светит солнце,

 Он не замечает.  

Папа на диване

Задремал немножко,

Телевизор вместо папы

Смотрит наша кошка.  

Рад Серёжа в ванной

 Надувной подушке,

А из лужи ряд

 Квакают лягушки.  

Счетчик.   Боюсь и вы ребята точно такие же.

Воспитатель:    Что ты, что ты. Наши ребята не такие. Вот смотри, какие они умненькие и бережливые. Ребята,  давайте покажем нашему счетчику какие мы молодцы.

Что нужно для того, что бы сэкономить по больше света?  

Свет

1.   всегда выключать свет, когда выходишь из дома

2.   не включать много электроприборов

3.   не включать свет в солнечную погоду (Игра «Солнышко взошло»)

4.   не оставлять включенным радио и телевизор, если вы их больше не слушаете и не смотрите (Игра телевизор-радио)

5.   заменить лампочки на энергосберегающие .

6.   очищать их от пыли

7.   вызвать электрика

8.   установить счетчик

Вода

1.   сделать так, чтобы вода не капала

2.   поставить счетчики на воду

3.   вызвать сантехника

Тепло.

1.   поставить регулятор на батарею

2.   заделать все щели  (Игра «Утепление окон»)

3.   поменять окна на стеклопакеты

Газ

1.   поставить счетчик на газ

2.   не отапливаться, когда холодно газом

Воспитатель : Ну что, счетчик, ты убедился, что наши ребята знают правила энергосбережения.

Счетчик : Да, убедился. Вы действительно знаете все об энергии и как ее сохранить. Если каждый будет соблюдать эти правила, воды, газа, света и тепла хватить на долгие годы.  А на память я хочу подарить вам волшебные чудо лампочки. Лампочки не простые, а энергосберегающие.

Дарит раскраски.

Счетчик.  А пока вы раскрашиваете энергосберегающие лампочки, я пробегусь по вашим домам и посмотрю, не оставил ли кто-нибудь в квартирах не выключенный свет и воду. До свидания.

Воспитатель.   До свидания. Приходи к нам еще.



Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ознакомлению с правилами

по пожарной безопасности

с детьми II подготовительной группы «Цветик-семицветик».

День недели

Время проведения

2 подготовительная    группа

1

2

3

Понедельник

Утро

«Знакомьтесь, огонь!»

ООД по ознакомлению со свойствами огня. Рассматривание иллюстраций.

Вечер

Дидактическая игра «Горит – не горит», «Что нужно пожарным».                          

Беседа с детьми на тему «Что мы знаем про огонь»

Вторник

Утро

Экскурсия в пожарную часть.

Вечер

Продуктивная деятельность «Работа пожарных и опасна и трудна».

Среда

Утро

Беседа на тему «Что делать если?..» Рассказ воспитателя о пожарной безопасности в детском саду.

Вечер

Просмотр спектакля «Кошкин дом».                                                      

Передача впечатлений от просмотренного спектакля с помощью рисунка

Четверг

Утро

 Чтение поэмы С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Сюжетно-ролевая игра «Пожарные на учении»          

Вечер

«Загадки из спичечного коробка»

Пятница

Утро

Занятие с элементами рефлексии «Что нового и интересного мы узнали за эту неделю?»

Вечер

Спортивный досуг «Ловкие и смелые».

Знакомьтесь, огонь!

(занятие по ознакомлению со свойствами огня)

Программное содержание: с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня; развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность.

Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.

Предварительная работа: заучивание пословиц и разгадывание загадок об огне, чтение рассказов Б.Житкова и Л.Толстого о пожарах.

Воспитатель:

Нам без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает словно флаг.

Нам огонь хороший нужен.

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет!

Воспитатель проводит беседу с детьми.

Примерные вопросы к беседе:

- Кто развел костер?

- Что вы делали у горящего костра?

- Вы любите смотреть на пламя костра?

- Вы были  у костра одни или со взрослыми?

- Что вы сделали с костром перед уходом?

Ребята, представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне. Как вы думаете, удивились бы они, увидев пламя костра? Я думаю, что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?

Дети отвечают.

Костра в помещении мы разжигать не будем. Но посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу).

Дети называют предмет.

Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте).

Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые будем исследовать свойства огня.

А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?

Ребята делятся своими результатами наблюдения:

- Внутренняя часть пламени самая светлая;

- Средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;

- внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее цвет.

А сейчас мы узнаем, какая часть пламени самая горячая?

Опыт №1.

Воспитатель. Сейчас я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить. ( Необходимо повторять действия со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и  сделают вывод, что из трех частей пламени самая горячая – верхняя).

Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете, что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру, гвоздь сделан из железа, стол из…

Дети (подсказывают). Дерева.

Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и материалы, из которых они сделаны (Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)

Ребята, свеча, которую мы с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи – мы сейчас узнаем.

Опыт №2.

Воспитатель. Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд поставлю ее донышко в верхнюю часть пламени. (Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки).

А теперь я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко. (Снова показывает дно чашки).

Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней частички сажи, и сообщает, что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым.

Опыт №3.

Воспитатель. Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая и прозрачная).

А сейчас я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горящую свечу. Смотрите внимательно. Скажите, что-нибудь изменилось?

Дети. Появились капли воды на стенках банки. Стенки запотели, а свеча погасла.

Воспитатель. Может быть, вы догадались, почему это произошло?

Детей нужно подвести  к выводу, что огню не хватило воздуха.

Ребята, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар, взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и поэтому пламя гаснет).

Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали, проводя опыты с огнем.

Дети. Пламя состоит из трех частей. Самая горячая часть пламени верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух. Огонь могут разжигать только взрослые.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вам будет, что рассказать своим друзьям и своим родителям!

 

Дидактические игры.

«Горит – не горит»

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию  на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Что нужно пожарным?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

«Если возникает пожар»

Игровая задача: учить детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.

Образовательная задача: закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем.

Правила игры: дети, взявшись за руки, образуют круг, в его центре стоит воспитатель с воздушным шариком (мячом) в руках. Он произносит строки стихотворения и, делая паузу на последнем слове, передает шарик (мяч) ребенку, который быстро досказывает слово и возвращает шарик воспитателю.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар –

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там везде грозить нам будет

Злой, безжалостный …  (пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в… ( квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над … (газом).

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег … (листву).

Дым увидел – не зевай

И пожарных … (вызывай).

Помни, каждый гражданин –

Этот номер … (01)!

 

Беседа, диалоги, рассказы

 о пожарной безопасности на тему

«Что делать, если?..»

Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности.

Задача: учит рассуждать и делать выводы.

Воспитатель: Ребята, представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях. Итак, что делать, если:

- бабушка забыла выключить утюг;

- сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;

- папа оставил кастрюлю на включенной плите;

- в квартире зажгли бенгальские огни;

- украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи;

- если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?

Дети отвечают, как нужно поступить в подобных случаях, обсуждают свои ответы.

 

 

Рассказ воспитателя

 о пожарной безопасности

в детском саду.

Цель:  дать ребятам представление о собственной безопасности во время пребывания в детском саду.

Воспитатель в повествовательной форме рассказывает детям о том, какие противопожарные меры предприняты в детском саду.

План рассказа.

  1. Что за приборы прикреплены к потолку во всех помещениях детского сада? (О пожарной сигнализации и о том, как она работает).
  2. Что надо делать в случае срабатывания пожарной сигнализации. (Небольшой инструктаж).
  3. Что за предметы красного цвета находятся в коридорах у стен? (Об огнетушителях и их назначении).
  4. Что такое марлевая повязка? Зачем она нужна и как ею пользоваться? (практическое занятие по надеванию масок).
  5. Рассматривание противогаза. (Предложить детям вспомнить, где они его видели и для чего он предназначен).

Загадки из спичечного коробка

Цель: развивать у детей словесно-логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи в поиске ответов на загадки.

Задача: закрепить знания о свойствах пламени и значении огня в жизни человека.

Воспитатель «случайно» находит на своем столе большой спичечный коробок (размеры приблизительно 15х10х4 см) и предлагает ребятам вместе посмотреть, что в нем находится.

Открыв его, дети видят портрет Угадайки и стопку карточек с загадками.

Воспитатель предлагает детям подумать и ответить, о чем или о ком могут быть загадки из спичечного коробка. Воспитатель читает загадки, на которые дети дают обоснованные ответы.

После ответа детей на четвертую загадку воспитатель делает заключение об опасности такого явления, как пожар, и о том, как люди борются с ним. После восьмой загадки он напоминает ребятам, что же такое пламя и как оно может возникнуть, а после последней, двенадцатой, загадки помогает воспитанникам сделать вывод о существовании полезных качеств у огня.

1.

Беда! Беда! Беда! Беда!

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В доме соседнем случился… (пожар).

2.

У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как завоет, завизжит,

Пропустить вперед велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовется тот сигнал? (Сирена)

3.

Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Все! Опасность миновала. (Пожарная машина).

4.

С огнем бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарники).

5.

Она о тесный домик свой

Лишь почесалась головой.

И сразу – словно не жила-

Сгорела, бедная, дотла. (Спичка)

6.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

Все ест - не наедается.

А как попьет – сразу умрет. (Огонь)

7.

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь).

8.

Вьется, извивается,

В небо устремляется.

К тучам тянется чудак,

Не дотянется никак. (Дым)

9.

В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

 А тушить не идет. (Печь)

10.

Черный конь

Прыгает в огонь.

По огню гуляет,

Искры выбивает. (Кочерга)

11.

Голова огнем пылает.

Тело тает и сгорает.

Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

12.

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

А  с собою не возьмешь. (Костер).

 «Рассказ о неизвестном герое»

(чтение поэмы С.Маршака)

Цель: сформировать у детей осознание того, что огонь может быть очень опасным, если с ним неумело или небрежно обращаться.

Задачи: объяснить ребятам, какой поступок можно назвать героическим; продолжить закреплять умение детей формулировать и высказывать свое мнение по поводу прочитанного и пересказывать события, описанные в произведении.

  1. Игровой момент (привлечь внимание детей аудиозаписью сигнала пожарной машины).
  2. Чтение рассказа.
  3. Рассматривание иллюстраций к книге.
  4. Беседа.

Примерные вопросы к беседе:

- Что случилось в доме, нарисованном на картинке?

- Как вы думаете, от чего мог случиться пожар?

-Кого увидел в огне парень?

- Что привлекло его внимание?

-Что решил сделать парень?

-Какие трудности он испытывал, добираясь до девочки?

- Как вы считаете, каким был этот парень и почему?

-Подумайте, что каждый из вас сказал бы этому парню при встрече?

5. Домашнее мини-задание: рассказать родителям об этом парне и нарисовать его таким, каким представляете.

 

Что нового и интересного мы узнали за эту неделю?

(занятие с элементами рефлексии)

Это занятие проводится на основе впечатлений, полученных детьми в течение тематической недели. Дети могут передавать свои впечатления либо словесным, либо продуктивным способом.

Для лучшего закрепления знаний детей о правилах безопасного обращения с огнем можно подготовить и провести итоговое мероприятие в форме утренника или викторины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»

Презентация  предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Совместная образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Знакомство с уголком пожарной безопасности»

Занятие с детьми, которое знакомит их с основами пожарной безопасности. Помогает ориентироваться в пространстве детского сада по знакам и противопожарному оборудованию, Дает представление о законе по ...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...