Рабочая программа для детей 3-4 лет «Безопасная дорога» по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» раздел «Безопасность»
методическая разработка по обж (младшая группа)
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Я считаю, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progrmma_po_pdd_2020-2022_.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 г. Коркино»
ПРИНЯТО: Решением педагогического совета МКДОУ ДС №8 Протокол №_______от___________ | УТВЕРЖДЕНО: Ио. Заведующего МКДОУ ДС №8 ______________Т.А. Кундеренко Приказ № ______от _______________ |
Рабочая программа
для детей 3-4 лет
«Безопасная дорога»
по образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие»
раздел «Безопасность»
(срок реализации 1 год)
Разработчик:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Кизуб К.В.
2021г.
Содержание программы:
№ | Название раздела | Страницы |
1. | Паспорт. | 3 |
2. | Пояснительная записка. | 5 |
3. | Актуальность. | 7 |
4. | Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения: | 8 |
4.1 | Принципы обучения. | 8 |
4.2 | Формирование основ безопасности жизнедеятельности. | 10 |
4.3 | Технологии обучения. | 11 |
4.4 | Формы и методы проведения образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения. | 11 |
5. | Механизм реализации программы. | 13 |
5.1 | Ожидаемый результат | 14 |
6. | Календарно – тематическое планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию безопасного поведения на улице и дороге во второй младшей группе. | 14 |
7. | Педагогические мероприятия в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие». | 15 |
8. | Работа с родителями. | 19 |
8.1 | Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения | 20 |
9. | Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах. | 23 |
10 | Литература. | 25 |
Наименование программы. | Рабочая программа для детей младшего дошкольного возраста «Безопасная дорога» |
Название организации | МКДОУ ДС №8 г. Коркино |
Разработчик программы | Кизуб Ксения Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории |
Название использованных Программ. | Основная образовательная программа МКДОУ ДС №8. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности», раздел «Безопасность на дороге» И.А. Лыкова Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. Т.И. Данилова. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. |
Направленность программы | Рабочая программа по образовательной области «Безопасность» разработана для детей дошкольного возраста (второй младшей группы). Возрастной состав детей от 3 до 4 лет. |
Нормативно-правовое обеспечение программы | Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. N 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи ". Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность. Федеральный закон от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения». |
Цель Программы: | Пополнить знания детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах дрогах города и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. |
Задачи Программы: | 1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему педагогических мероприятий, игр, тренингов. 2.Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге. 3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения. 4.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге. 5. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей. |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на 1 год 2021-2022 гг. Педагогические мероприятия, проводятся 1 раз в неделю по 15 минут, фронтально во второй половине дня. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построение адекватного безопасного поведения. Овладение умениями принимать правильные решения в дорожных ситуациях. Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге. Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой. Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации. |
Основные аспекты системы работы по изучению ПДД: | 1.Ребенок – пешеход. 2.Ребенок – пассажир городского транспорта. 3.Ребенок – водитель детского транспортного средства (велосипед, самокат, коньки, ролики и др.). |
2.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в рамках ООП МКДОУ ДС №8, в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников Правилам дорожного движения направляет работу педагога на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Опасные ситуации, связанные с транспортными средствами, возникают и во дворах, внутри микрорайонов, где дети играют, а так же во время передвижения детей в самих транспортных средствах.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения.
Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Я считаю, что знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Главная задача Рабочей программы «Безопасная дорога»
состоит в том, чтобы дать представления дошкольникам об окружающем дорожном пространстве, умение ориентироваться в нем, сознательно выполнять правила дорожного движения.
Образовательный процесс состоит из трех видов деятельности:
1.Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
2.Самостоятельная работа - рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач.
3.Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, экскурсии, использование ИКТ на педагогических мероприятиях по ознакомлению с ПДД). Педагогические мероприятия, проводимые с детьми, имеют практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Задача педагогов не столько обучить, сколько научить ребенка полагаться только на самого себя, в плане правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах, дать представление об опасности, выработать навык и правильные поведенческие установки.
Материал, представляемый детям в рамках Рабочей программы, постепенно усложняется, уточняется, дополняется, передается через традиционные и инновационные методы и формы организации педагогических мероприятий с дошкольниками в соответствии с тематическим планом работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план Рабочей программы «Безопасная дорога» включены различные формы взаимодействия с родителями: развлечения, досуги, консультации и т.д.
Новизна Рабочей программы: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию педагогических мероприятий, участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Ожидаемый результат: ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения. Работа программы «Безопасная дорога » охватывает период с сентября по май в течение года. Педагогические мероприятия (беседы, игры, чтение художественно литературы, тренировочные упражнения, рассказы, решение проблемных ситуаций.) проводятся во вторую половину дня один раз в неделю.
3.Актуальность.
В начале учебного года проводились педагогические мероприятия с детьми в ходе которых выявила, что у детей недостаточно сформированы знания по теме «Безопасность», дети с трудом отвечали на вопросы, ограниченный словарный запас. Поэтому мною была разработана Рабочая программа «Безопасная дорога». Я считаю, что воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами.
Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения, правил посадки в автобус и т.д.
4. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по освоению правил дорожного движения:
По мнению автора Парциальной образовательной программы «Мир без опасностей» И.А. Лыковой, «Дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения».
- Принципы обучения.
Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:
Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Принцип наглядности.
Принцип доступности обучения.
Принцип индивидуализации обучения.
Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляция и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления
без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
4.2.Формирование основ безопасности жизнедеятельности
На основании ООП МКДОУ ДС №8, базовыми методами формирования навыков безопасного поведения являются показ взрослым (педагогом или родителем) безопасных приемов выполнения определенных действий и их совместное с детьми выполнение.
Постепенно осуществляется переход к ознакомлению младших дошкольников с моделями культурного и безопасного осуществления различных видов деятельности, с правилами безопасного поведения. Большое значение имеет не только демонстрация взрослыми образцов действий (поведения), но и оценка действий ребенка.
Основная работа проводится в ходе выполнения детьми гигиенических процедур, во время приема пищи, сбора на прогулку. На утренней и вечерней прогулках педагог знакомит детей с элементарными правилами безопасности в природе, на игровой площадке. Организуя самостоятельную деятельность дошкольников, педагог следит за тем, чтобы она осуществлялась безопасно, дает оценку действий детей, выражает одобрение или неодобрение, поясняет, как действовать правильно.
Таким образом, во второй младшей группе, в условиях, обеспечивающих безопасное пребывание детей в дошкольной образовательной организации, начинается систематизированная работа по формированию у воспитанников основ культуры безопасности. Поскольку обстановка, окружающая ребенка дома и в местах его прогулок с родителями, может не отвечать требованиям безопасности, важнейшими направлениями работы педагога в данный период являются обучение (помощь в организации самообразования) членов семей воспитанников и организация обучения, воспитания и развития детей через семью.
4.3.Технологии обучения.
Личностно – ориентированная ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
Игровая - подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальных норм.
Проблемного обучения - организация занятий, предполагающая создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего происходит овладение навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Ситуационного обучения заключается в систематизации и анализе типичных дорожно - транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП, приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребенка в ДТП.
Интегрированного подхода в воспитании навыков безопасного поведения – совокупность деятельностей и их методов, направленных на эффективный процесс организации познавательной деятельности, создающих условия для формирования безопасного поведения.
- Формы и методы проведения образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения.
Программа предполагает систематическую и разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД, в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск позволяют:
- ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
-привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить воспитанникам новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора и т.д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Беседы, минутки (пятиминутки). Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт ребенка, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Встречи, беседы с инспектором ГИБДД. Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого света светофора как безопасного, красного - как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо).
Решение проблемных ситуаций.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом - способ выполнения.
Тематические игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий.
Чтение художественной литературы.
Продуктивные виды деятельности.
- Механизм реализации программы.
Механизм реализации программы «Безопасная дорога» предусматривает:
проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана.
Поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем, дать первоначальные знания правил дорожного движения.
2.Научить различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля (кабину, колеса, окна, двери).
3.Познакомить детей с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта.
4.Дать представление о том, что люди ездят в легковых автомобилях, а грузы перевозят на грузовых автомобилях; автомобилем управляет шофер.
5.Дать представление о том, что пешеходы идут по тротуару, а машины едут по дороге.
6.Дорогу можно переходить по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора.
5.1Ожидаемый результат:
Ребенок, различающий виды транспорта, его назначение. Умеющий ориентироваться в окружающем пространстве; употребляющем понятия «шофер», «улица», «дорога», «тротуар», «пешеход», «светофор» «пешеходный переход», владеющий элементарными правилами поведения на улице, различающий цвета светофора.
- Календарно – тематическое планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и формированию безопасного поведения на улице и дороге во второй младшей группе.
Задачи:
-Формировать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
-Дать представление о различных видах транспорта, его назначении.
-Дать представление об улице.
-Ознакомить с некоторыми правилами дорожного движения.
-Познакомить с сигналами светофора.
-Познакомить с профессией водителя (шофера).
-Формировать представление о назначении зеленого и красного сигналов светофора.
Показатели развития:
Дети знают:
-дети ориентируются в окружающем пространстве
-различают грузовые и легковые автомобили
-умеют называть части автомобиля
-знают, то люди ездят на легковых автомобилях, автобусах, а грузы возят на грузовых автомобилях.
-знают, что машины едут по дороге, а люди ходят по тротуару
-знают, что транспортным средством управляет шофер
-знают сигналы светофора
7. Педагогические мероприятия в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с учетом интеграции образовательной области «Познавательное развитие».
Месяц | Педагогическое мероприятие | Цель |
сентябрь | 1.Беседа «Безопасность на дорогах» | Познакомить детей с основными правилами поведения на дорогах. |
2.Чтение художественной литературы М.Пляцковский «Светофор». | Закреплять знания о светофоре через художественное слово | |
3.Рассказ воспитателя о светофоре. | Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжить работу по ознакомлению детей правилам поведения на проезжей части и на тротуаре | |
4. Игра «Светофор» | Закрепить представление детей о назначении светофора, его сигналах. | |
октябрь | 1.Рассматривание макета светофора. | Закреплять знания о работе светофора и его функциями. |
2.Прогулка. Наблюдение за светофором. | Уточнить представление детей о сигналах светофора; закрепить знания правил перехода проезжей части. | |
3. Аппликация «Светофор» | Закрепить знания детей о светофоре и назначении его цветов. | |
4.Педагогическое мероприятие на тему: «Виды транспорта, их отличие». | Познакомить детей с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный. | |
ноябрь | 1. Рассматривание иллюстраций о видах транспорта. | Знакомить детей с различными видами транспорта; формировать у детей представление о том, как машины людям помогают; закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. |
2. Раскрашивание «Грузовая, легковая машина». | Учить детей различать грузовой и легковой автомобиль, выделять его основные части. | |
3. Разучивание: А.Барто «Грузовик»\ | Поддерживать интерес к данной теме через художественное слово. | |
4.Дидактические игры «Назови правильно», «Что лишнее?». | Развивать внимание, память, наблюдательность у детей; способствовать повышению уровня дорожной грамотности. | |
декабрь | 1. Чтение Б. Мойсе «Маша – пешеход». | Закреплять знания о правилах дорожного движения через художественное слово |
2.Прогулка «Знакомство с дорогой» | Способствовать развитию умения ориентироваться на местности вокруг детского сада; учить различать проезжую часть дороги, тротуар. | |
3.Прогулка. Наблюдение «Движение пешеходов по тротуару». | Закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. | |
4.Рисование «Пешеходный переход» | Учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток. | |
январь | 1.Рассматривание макета автобуса. | Познакомить детей с автобусом, его назначением. |
2.Чтение Б.Заходер «Шофер». | Через художественное слово познакомить детей с профессией водителя. | |
3.Беседа «Дети на тротуаре». | Закрепить представление о том, что дорогу нужно переходить по пешеходному переходу, держась за руку взрослого. | |
февраль | 1.Конструирование «Улица». | Учить детей строить из кирпичиков широкую и узкую дорогу (проезжую часть и тротуар). |
2.Беседа «Не попади в беду». | Уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. | |
3.Работа с мозаикой. «Светофор» | Учить детей располагать цвета в определенной последовательности: сверху красный, ниже – желтый, вниз – зеленый. | |
4.Дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый». | Закрепить знания о сигналах светофора | |
март | 1.Рассматривание картины «Мы едем на автобусе» | Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте. |
2.Беседа «Автобус», сравнение его с другими видами транспорта. | Расширять представления детей о различных видах транспорта. | |
3.Целевая прогулка. «Знакомство с ближайшей улицей». | Дать представление об обстановке на улице; закрепить знания о поведении на улице и правилах перехода через улицу; воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения. | |
4.Занятие «Улицы нашего города». | Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т.д.; закрепить у детей знания о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. | |
апрель | 1.Загадывание загадок о транспорте. | Способствовать созданию положительного эмоционального настроения. |
2. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили». | Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя. | |
3.Беседа о правилах движения пешеходов по тротуару. | Сформировать у детей правила безопасного поведения при движении по тротуару, научить необходимым мерам безопасности. | |
4.Игры с конструктором «Дорога для машин». | Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге. | |
май | 1.Подвижная игра «Поезд». | Учить детей бегать и ходить друг за другом небольшими группами, учить начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя. |
2.Игры с макетом улицы. | Продолжать знакомить детей с городом (в нем много улиц, домов, парков, детских садов, школ); закрепить знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, такси; закрепить с детьми правила поведения в общественном транспорте. | |
3.Рисование кружочков красного, желтого, зеленого цвета различных размеров. | Закрепить знания о сигналах светофора. | |
4.Строительство машин из конструктора, обыгрывание. | Закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить моделировать различные ситуации на дороге. |
8. Взаимодействие с родителями:
- Консультации.
- Беседы.
- Буклеты, памятки ( размещение в социальных сетях интернет)
- Родительские собрания
- Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
- Просветительская работа в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов и «Школы родителей», разработки рекомендаций по организации занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в домашних условиях.
В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
- «Взрослые! Вам подражают!»
- «О значении обучения детей ПДД».
- «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода».
- «Как должны вести себя взрослые, находясь на улице с ребенком»:
Консультации
- «О значении обучения детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения».
- «О поведении в общественном транспорте».
- «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?»
- «Пешеходом быть - наука!»
- «Этого могло не случиться».
- «Что нужно знать детям и родителям о ПДД».
- «Улица требует к себе уважения».
- «Знаете ли вы особенности местоположения детского сада?» и др.
-« Что такое «Фликер»
8.1 Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Один из вопросов в повестке группового родительского собрания «Планирование работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Пути повышения её эффективности на 2021-2022 учебный год», с целью ознакомления родителей с планом работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма |
2. Привлечение родителей к оформлению индивидуального маршрута ребенка от дома до детского сада. | |
3.Выпуск информационных стендов для родителей по профилактике детского травматизма | |
4. Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре) макет дороги. | |
5. Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…» | |
Октябрь | 1. Встреча с работником ГИБДД: «Профилактика детского травматизма на дорогах города». |
2. Памятки по ПДДТТ «Ребенок в автомобиле». | |
3.Консультация для родителей «Разработка и использование маршрута «Дом - детский сад». | |
4. Конкурс рисунков детей и родителей в рамках ежегодного месячника безопасности «Опасность улиц города». | |
Ноябрь | 1. Консультация для родителей: «Безопасность в общественном транспорте», «Перевозка детей в личном и транспорте». |
2. Совместная работа ДОУ с родителями по разработке памятки по обучению детей безопасному поведению на дороге. | |
3. Конкурс на изготовление дорожных знаков из бросового материала. | |
Декабрь | 1.Встреча с работником ГИБДД: «Профилактика детского травматизма на дорогах города». |
2.Аналитические данные дорожно-транспортных происшествий с участием детей. | |
3.Реклама автомобильного кресла для детей. Консультация «Безопасность в автомобиле». | |
4.Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Гирлянда из дорожных знаков на елку». | |
Январь | 1.Практикум для родителей: «Подвижные игры по правилам дорожного движения». |
2.Совместное участие детей и родителей в конкурсе «Стихи про знаки ПДД все сочиняем, потом рисуем их и все запоминаем». | |
3.Консультация для родителей «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». | |
4. Памятка «Осторожно, на дороге дети». | |
Февраль | 1.Участие в подготовке и проведении праздничных развлечений, выставок по ПДД. |
2.Профилактические беседы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма. | |
3. Памятки на тему «Правила перехода улицы». | |
4. Совместное участие детей и родителей в развлечении ко дню Защитника Отечества: «Защитник Отечества ПДД должен знать, чтоб жизнь свою и других охранять». | |
Март | 1.День открытых дверей: «Профилактика ДДТТ среди детей». |
2.Совместное составление коллажа «Мой двор» в рамках Дня открытых дверей. | |
3. Издание буклета для родителей «Как научит ребенка безопасному поведению на улице?» (рекомендации родителям по обучению ребенка ПДД). | |
4.Конкурс детей и родителей на лучший плакат по дорожным знакам. | |
Апрель | 1.Участие родителей в проведении месячника по правилам дорожной безопасности: Конкурсы рисунков. Участие в детских праздниках. Экскурсия «Пешеходный переход». |
2.Круглый стол для родителей «Работа ДОУ и семьи по профилактике ДТП». | |
3.Консультация для родителей» Советы инспектора ГИБДД - маршрут выходного дня» | |
Май | 1. Памятки для родителей по обучению детей правилам дорожного движения в соответствии с возрастной категорией детей. |
2.Памятки для родителей «Правила катания на велосипеде». | |
3. Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать» |
9. Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.
К концу ученого года дети овладевают следующими знаниями :
-различать легковые грузовые автомобили;
-различать понятия «улица», «дорога», «светофор», «пещеходный переход»
-знать элементарные правила поведения на улице
-уметь ориентироваться в пространстве
-пользоваться детским транспортом
-различать сигналы светофора
-иметь навыки осторожности, безопасного движения для пешеходов, пассажира транспорта.
Перечень вопросов для усвоения Программы по ПДД по направлению: «Правила поведения в транспорте».
1.Где должен находиться пассажир, ожидающий транспортное средство? Пассажир должен находиться на автобусной остановке, посадочной площадке. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
2.Как должен вести себя пассажир на автобусной остановке, ожидая транспорт? Ожидая транспорт, пассажир должен вести себя спокойно, быть внимательным и осторожным.
3. Что может случиться с пассажиром, если на автобусной остановке он будет невнимательным и неосторожным?
4.Как пассажир должен вести себя в транспорте? Пассажир в транспорте должен вести себя спокойно: не толкаться, проходить вперед, уступать места пожилым людям и пассажирам с детьми.
5. Какие правила поведения в транспорте ты еще знаешь? Пассажир не должен заходить в транспорт с мороженым, можно запачкать других людей. Нельзя ничего выбрасывать в окно, мусор может попасть в прохожего и загрязнить улицу.
6.Что еще нельзя делать в автобусе? (зебра), подземные, надземные.
Перечень вопросов усвоения Программы по ПДД по направлению: «Опасные игры на дорогах и вблизи проезжей части».
1.Где ребенку можно играть, когда он выходи т из дома на прогулку? Можно играть на детской площадке, во дворе.
2. Должен ли ребенок быть внимательным, игра я во дворе? Нужно быть очень внимательным, потому, ч то во двор часто заезжают машины. Они могут ехать на большой скорости и сбить ребенка.
3. Почему нельзя играть на проезжей части? Потому что проезжая часть предназначена для движения транспорта. Играя на проезжей части, ребенок создает аварийную ситуацию.
4. Почему нельзя играть около проезжей части? Играя около проезжей части, ребенок может увлечься и выскочить на дорогу, попасть под проезжающую машину.
5. Почему нельзя играть с мячом около проезжей части? Когда играешь с мячом вблизи проезжей части, мяч может выскочить на дорогу, погнавшись за ним, можно попасть под машину.
6. Почему нельзя ездить на велосипеде по проезжей части? Ездить на велосипеде по проезжей части, разрешается детям после 14 лет. Маленькие дети должны ездить на велосипедах на детских площадках, во дворах, в специально отведенных местах. Катаясь нужно соблюдать осторожность и быть внимательным, чтобы не причинить вред себе и другим.
7. Почему нельзя кататься на санках около проезжей части? Можно не рассчитать скорость движения санок, не успеть затормозить и выехать на проезжую часть, попасть под машину.
8. Где ты играешь, когда выходишь из дома на прогулку? Во дворе, в специально отведенном месте. Безопасное место находится вдали от проезжей части и от проезжающих машин.
10. Литература.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: Для занятий с детьми 2-4 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2017.-64с.
- Лыкова И.А., Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «Мир без опасности» Издательский дом «Цветной мир», 2017.
- Саулиа Т.Ф. «Знакомим дошкольников правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2017.-112л..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД для детей старшей группы «В гости к Незнайке». Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: формирование основ компетентности у детей старшего дошкольного возраста по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.Программное содержание:1. Учить правилам дорожного движения; упражнять...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Раздел «Безопасность» в младшем дошкольном возрасте
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности...
Перспективный план по образовательной области "Социально - коммуникативное развитие" раздел "Безопасность", "Здоровье ребенка"
Подготовительная к школе группа...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область Социально-коммуникативное развитие. "Раздел Безопасность: ПДД"
Правила дорожного движения-свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д.), а также технические требования, предъявл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая Воспитатель: И. Н. Кобзарева 2023-2024 уче
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование основ безопасности у дошкольников» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Подготовительная группа № 26 К. Ю. Белая ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагогов средней группы «Василёк» (дети с 4 до 5 лет) по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» срок реализации 1 год
Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская школа-детский сад для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» РАССМОТ...