Использование кейс-технологии для культуры безопасности дошкольников
материал по обж

Кукина Марина Викторовна

Кейс  – технология необыкновенно современная и актуальная технология интерактивного типа, в основе которой лежит системно - деятельностный и компетентностный подход, и которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keystehnologii_po_bezopasnosti.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Барвихинская СОШ дошкольное отделение детский сад № 31

                       

Открытый просмотр ООД

«Использование кейс-технологии

для формирования культуры безопасности дошкольников»

                                         

                               

          Подготовила воспитатель:

          Кукина М.В.

   

               

п. Барвиха

2022 г.

Формирование культуры безопасности  – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет недостаточное внимание. Этому есть ряд объективных причин, однако работать по направлению нужно, ведь это – залог здоровья и безопасности детей. В соответствии с современными тенденциями развития теории и практики дошкольного образования, необходимо уйти от дидактизма и формализма, вести работу на уровне формирования культуры, в диалоге и игре с ребенком и группой детей, с ориентацией на практику, деятельность и опыт самого ребенка. Именно поэтому кейс-технология была отобрана нами как ведущая в работе по формированию культуры безопасности дошкольников.

Кейс  – технология необыкновенно современная и актуальная технология интерактивного типа, в основе которой лежит системно - деятельностный и компетентностный подход, и которая в высшей степени способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, становлению субъектности, и которая, в итоге, формирует именно культуру – познания, применения правил, отношения, суждения в области той действительности, в которой и был разработан кейс.

В основе названия рассматриваемого метода лежит латинский термин «казус». Он переводится как необычный, запутанный случай. По другой версии, это название образовано от английского case - портфель, чемоданчик. Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в рамках учебных занятий. Кейсы - это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

В практике работы по формированию культуры безопасности мы рекомендуем использование практических кейсов, среди которых выделяем ряд форм. Приведём составленную нами классификацию и некоторые примеры кейсов на выделенные виды.

I. Кейсы-инциденты – это группа кейсов, представляющая ребенку уже свершившееся или готовящееся произойти событие (в нашем случае формирования культуры безопасности – ситуации опасности для жизни и здоровья детей). Это, наверное, самый простой вид кейсов, когда ребенок наглядно сталкивается с событием и вовлекается в познавательную и коммуникативную деятельность на основе воспринятого. Мы применяем следующие кейсы :

1) Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма, представляющая собой картинку (разного вида) с ситуацией, требующей анализа и разрешения.

2) Кейсы-драматизации - иллюстрирующие событие, когда дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают инцидент, останавливаясь на его пике;

3) Кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений – когда детям предъявляется начало произведения, содержащее все предпосылки для последующих событий (в нашем случае – для опасности жизни здоровью). Дети получают возможность увидеть развитие событий, приведших к инциденту. А то, что произведение имеет точное и однозначное продолжение помогает детям перепроверить собственные решения и выводы.

II. Кейсы – вариации и догадки – этот тип кейсов мы применяем для того, чтобы ребенок научился видеть только возможную возникающую проблему и работать с вариантами. Мы применяем следующие кейсы:

1) Серия опорных картинок, воспринимая которую ребенок осознает связи между предметами, строит варианты развития событий (например, мяч, машина, плачущий малыш);

2) Предметная картинка, демонстрирующая источник опасности – интересный вид работы, побуждающий детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его «опасные» стороны. Вот, например, простой мяч – ведь, сколько можно предположить вариантов – от выкатывания на дорогу до драки за мяч с другом.

3) Кейсы-наоборот – когда дети знакомятся с «наказанием», постигшим ребенка, со словами, которые были сказаны обеспокоенным взрослым, и на этой основе предполагают, какой же опасности подвергался малыш. Вид кейса необычный, позвольте привести пример его использования: «Ребята, сегодня я услышала, как папа – человек взрослый и умный, ругал своего сына. Послушайте, какие слова он говорил:

«Сын, ты меня сегодня очень расстроил. Ты поставил под угрозу свою жизнь и здоровье. Сейчас ты, как правильный и воспитанный ребенок, дойдешь до зебры, дождешься зелёного сигнала светофора, перепроверишь, что машины остановились. И только потом, не торопясь, лучше за руку со взрослым, перейдешь дорогу».

- Что произошло, какие неправильные действия совершил мальчик?

-Почему мальчик так повел себя на дороге? Что было этому причиной?

-К чему приводит такое поведение на дорогах?

-Как любой воспитанный человек переходит дорогу?

-Придумайте правило, которое можно назвать «Правило правильного перехода дороги».

4) Кейсы-варианты развития событий – педагог сам высказывает детям 2-3 возможных варианта развития событий, которые являются результатом наблюдаемого, или которые привели к наблюдаемому на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение. Приведем пример такого кейса.

«Ребята, сегодня я вам принесла фотографию. Я сделала её на дороге, когда увидела неправильное поведение ребенка. Давайте вместе посмотрим и расскажем – что же такого опасного я увидела.

(Дети описывают картинку, заявляют об опасности).

В. - Я расскажу вам, как мог бы поступить ребенок на велосипеде, чтобы его поездка стала безопасной и правильной. Я опишу вам несколько вариантов, а вы выберите самый лучший:

1-й вариант: для безопасности ребенок должен надеть каску и ехать по краю дороги

2-й вариант: ребенок должен был ехать только со взрослым. Взрослый обеспечит ребенку безопасность

3-й вариант: кататься можно только в специально отведенных местах, лучше в каске и защите.

А для того, чтобы вы сделали выбор, давайте ответим на вопросы:

- Как случилось, что ребенок оказался один на дороге на велосипеде?

- К чему могут привести такие опасные катания? А для окружающих?

-Обсудите каждый из вариантов, которые вам рассказала, и выберите лучший.

- Сформулируйте правило безопасного поведения ребенка-велосипедиста на дороге».

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют свою внутреннюю структуру, свою этапность в реализации.

1 этап – это этап предъявления стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т. д. в зависимости от типа кейса. Самое главное – это погружение ребенка в проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что не правильно делает ребенок?»«Что случилось с ребенком?»

2 этап – это этап выявления причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?»«Почему так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей на установление ответственных, на «перебор» причин.

3 этап – это этап поиска верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала безопасной и приятной для жизни.

4 этап – этап вербализации, этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать правило безопасного поведения, которым бы могли воспользоваться и другие дети, и даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

laquo;Использование кейс – технологий в ДОУ при обучениидошкольников правилам безопасного поведения на дороге»    Как показывает практика – систематическа...

Мастер-класс для воспитателей по ПДД: «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель: научить педагогов ДОУ применять   кейс-технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:-познакомить участников мастер-класса с методом кейсов с целью формирования у педагогов...

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-класс для педагогов по ПДД «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

Мастер-класс для педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Мастер-классдля педагогов «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»....

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов по ПДД: «Использование кейс – технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге».

Цель  мастер-класса: научить педагогов ДОУ применять кейс - технологии в образовательной деятельности с детьми.Задачи:познакомить участников мастер - класса с методом кейсов с целью формирования ...

Консультация «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»

Консультация для педагогов ДОУ  «Использование кейс-технологий в ДОУ при обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге»...