проект"Безопасный путь"
проект по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Мой безопасный путь: дом - детский сад»
Автор – составитель: ,
воспитатель первой квалификационной категории
Педагогический проект является моделью деятельности педагога по формированию уровня знаний воспитанников посредством разработки индивидуальных безопасных маршрутов, способствующих формированию безопасного поведения на дорогах города и рекомендован воспитателям, педагогам дополнительного образования, учителям – логопедам, педагогам - психологам, родителям.
В данной работе отражен опыт работы педагога с дошкольниками и родителями, ориентированный на повышение уровня безопасного поведения дошкольников в окружающей среде.
Паспорт проекта.
I. Актуальность проекта………………………………………………. 8
II. Цель, гипотеза, задачи проекта……………………………………….. 10
III. Описание реализации проекта…………………………………………………. 12
IV. Дальнейшее развитие проекта…………………………………………… 13
Литература……………………………………………………………………….... 14
Приложения
Наименование проекта | «Мой безопасный путь: дом - детский сад» |
Основные разработчики проекта | , воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 000» , Москалев Павел, воспитанник старшей группы МБ ДОУ «Детский сад № 000» |
Цель и задачи проекта | ЦЕЛЬ. Повышение уровня знаний воспитанников в вопросах безопасного поведения на дорогах города и формирование у них устойчивого навыка переключения на самоконтроль в окружающей дорожно – транспортной среде. ЗАДАЧИ. 1. Формировать у воспитанников знания о правилах безопасного поведения в процессе разработки индивидуальных маршрутов – дом – детский сад. Изучить наиболее безопасный путь, ознакомив с микрорайоном, в котором живут воспитанники. 2. Научить дошкольников, совместно с родителями, воспитателями проводить исследования, получать и анализировать информацию, делать выводы. 3. Дать представление о светофоре, как важнейшем атрибуте дорожно-транспортного движения, познакомить воспитанников со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентировке на улице и дороге. 4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортном процессе. |
Сроки и этапы реализации проекта | 2015- 2016 гг. I этап - подготовительный: сентябрь – октябрь 2015 года. 1. Сбор литературы, дидактического комплекса по данной теме, анализ проблемы, современных достижений педагогической науки, инновационных методик, технологий, программ. 2. Определение цели, задач исходя из интересов и потребностей детей, родителей, основных направлений реализаций проекта и ожидаемых результатов. 3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта: определение объема и содержание работ. II этап - основной: ноябрь 2015г. – апрель 2016г. 1. Система целостного воспитательно - образовательного пространства. 2. Формирование знаний, системных представлений о формировании безопасного поведения, привитие навыков правил дорожного движения у воспитанников, организация совместных мероприятий педагогов, дошкольников. 3. Обобщение опыта реализации проекта « Мой безопасный путь: дом - детский сад» III этап - заключительный: апрель - май 2016 года. 1. Диагностика эффективности реализации проекта: соотнесение результатов с целями и задачами. 2. Презентация проекта на разных уровнях, подготовка к печати. |
Перечень основных мероприятий | 1. Создание условий и предметно – развивающей среды, способствующих формированию безопасного поведения и знания правил дорожного движения детей дошкольного возраста; 2. Разработка системы организационных мероприятий с участниками воспитательно – образовательного процесса (воспитанники, педагоги), направленных на реализацию поэтапно – перспективного планирования. 3. Организация и проведение открытых мероприятий; 4. Выпуск газет, листовок, буклетов; 5. Разработка практических материалов для реализации 6. Осуществление постоянного мониторинга реализации проекта |
Исполнители проекта и основных мероприятий | , воспитатель, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитанники, родители МБ ДОУ «Детский сад № 000» |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто: Повышение уровня грамотного пешехода - дошкольника по результатам мониторинга на 12-15%, воспитанники смогут: - подобрать для себя наиболее безопасный маршрут дом –детский сад – дом, детский сад – библиотека - детский сад, детский сад- школа – детский сад; - правильно переходить улицу без светофора и со светофором; - не устраивать игры на проезжей части улицы; - уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного нахождения на улице, проезжей части дороги совместная работа с родителями: организация круглых столов, бесед, мастер - классов, анкетирования, разработка развлечений и досугов, совместных театрализованных представлений; формирование устойчивого навыка знаний ПДД у дошкольников; |
Целевые группы проекта | Дети дошкольного возраста 6 лет, педагоги, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, МБ ДОУ «Детский сад № 000». |
Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Безопасность жизни наших детей - является нашей важнейшей задачей. Всем нам хочется видеть детей счастливыми и здоровыми. Поэтому безопасность их жизнедеятельности занимает первостепенное значение. Каждому родителю хочется верить, что с его ребенком ничего страшного на дороге не случится. Однако в современном мире не приходится уповать на случай. С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожных происшествий: по статистике каждой десятой жертвой дорожно - транспортного происшествия становится ребенок, и особенно много случаев летом - в каникулы. Чаще это связано с невыполнением правил дорожного движения. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Все мы живем в обществе, в котором необходимо соблюдать ряд тех или иных правил. И, безусловно, правил поведения в дорожно-транспортной обстановке. Детский травматизм. Сколько боли и жалости в этом словосочетании. На ум приходят лишь слова: «Если бы…. перешел, где положено. Если бы…. не поспешил… ». Однако, дорога не терпит сослагательного наклонения. Малейшее несоблюдение тех или иных правил на дороге, влекут за собой ряд тяжелых последствий.
Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20 000 получают травмы.
Ежегодно каждый сотый ребёнок попадает в больницу в результате полученной травмы. Для детей старше 4-х лет транспортный травматизм находится на одном из первых мест среди причин смертности и инвалидности. С каждым годом эта угроза возрастает вместе с ростом автотранспорта и снижением культуры дорожного движения.
Дети дошкольного возраста представляют собой особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, особенностью психо-физического развития, дети иначе воспринимают окружающую действительность. Во многом окружающую действительность они воспринимают сквозь призму своего «детского мира». Они хуже ориентируются в пространстве, зачастую недооценивают возможную угрозу, они импульсивны и непредсказуемы. Поэтому на нас, на взрослых, лежит огромная ответственность за наших детей, за их становление как участников дорожного движения. Так как мы являемся эталоном поведения для детей. Дословная трактовка правил поведения на дороге им чужда, и редко усваивается в полном объеме.
Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является разработка индивидуального маршрута, который содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации.
Особенность данной работы заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации данной деятельности:
F использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;
F предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;
F работа с планом местности;
F «появление» препятствий или особых условий в процессе работы с маршрутом: дом – детский сад.
Инновационная идея проекта заключается в разработке индивидуальных маршрутов с участниками воспитательно – образовательного процесса (воспитанники, педагоги), направленной на реализацию поэтапно – перспективного планирования по вопросу формирования знаний дошкольников по ПДД, способствующая повышению качества воспитательно – образовательного процесса в едином образовательном пространстве.
Организация совместной работы строится на основе осуществления непрерывности и преемственности, аккумулирования и интегрирования программ, педагогических технологий в воспитательно - образовательном процессе.
Идея перестраивания воспитательно – образовательного процесса позволяет соблюсти систему, обеспечивающую полноценное и всестороннее развитие ребенка. Процесс аккумулирования программ опирается на модульный принцип и принципы развивающего обучения, которые обеспечивают учет психологических особенностей детей в педагогическом процессе.
Повышение уровня знаний воспитанников в вопросах безопасного поведения на дорогах города и формирование у них устойчивого навыка переключения на самоконтроль в окружающей дорожно – транспортной среде.
Мы предположили, что если ребенок нарисует свой маршрут из дома в детский сад и обратно, то можно помочь ему в определении наиболее безопасных зон движения.
Для реализации данного проекта определены
маршрут из дома в детский сад и обратно.
возможные опасные места, которые подстерегают меня на дороге.
Этапы | Виды деятельности |
1. Организационно – подготовительный (постановка цели, разработка планов, определение методов) 2. Основной 3. Заключительный | ™ Оборудование уголка безопасности в группе ™ Во время прогулок наблюдения: ™ «За движением транспорта и работой водителей»; ™ За работой светофора; ™ Беседа на тему: «Улица города» ™ Оформление стенда для родителей: Памятка для родителей «Составление маршрута: дом- детский сад. ™ Проблемная ситуация «Ты потерялся на улице». ™ Газета для родителей «Безопасные дороги - детям» ™ Проведение НОД: «Мы знакомимся с улицей», «Что мы знаем о дороге?» «Транспорт и опасные ситуации», «Мой безопасный путь к детскому саду» ™ Аппликация, конструирование: «В два ряда дома стоят», « На нашей улице», «Машины на улицах города» ™ Тематические выставки «Я и дорога», «Мой путь – опасный и безопасный» ™ Обучение правилам дорожного движения посредством моделирования игровых ситуаций ™ Сюжетно- ролевая игра «Водители и пешеходы» ™ Моделирование проблемных ситуации на коврике « Город» ™ Составление карты – схемы «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» ™ Работа на макете «Наши улицы» ™ Презентация «Мой безопасный путь» ™ Викторина «Умный пешеход». |
Таким образом, проведенная работа свидетельствует о положительной динамики использования индивидуальных маршрутов в повышении уровня знаний воспитанников в вопросах безопасного поведения на дорогах города и формирование у них устойчивого навыка переключения на самоконтроль в окружающей дорожно – транспортной среде.
Полученные результаты дают нам возможность предполагать, что проведенный комплекс разнообразных мероприятий, методов, форм, тесная работа педагогического коллектива с воспитанниками, а так же систематичность и регулярность проводимой работы, имеют положительное воздействие на повышение уровня безопасного поведения дошкольников на улицах города.
И мы можем предполагать, что приобретенный опыт работы нами будет использоваться и в дальнейшем, с дополнительной проработкой, систематическим обновлением и поиском новых возможностей воздействия.
Дальнейшая реализация данного инновационного проекта позволит продолжать работу по формированию основ безопасного поведения через реализацию проекта «Мой безопасный путь: дом – детский сад».
1. Авдеева : Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство – пресс 2003.
2. , , Ульянова психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей - 2006. №4.
3. , , Мерзлякова СИ., Сахарова обеспечить безопасность дошкольников - М.: Просвещение, 2001.
4. чим правила безопасности // Дошкольное воспитание. 1980. №2. С. 65-66.
5. Гаткин ребенка. — М.: Лист, 1997.
6. пасные ситуации в жизни детей // Дошкольное воспитание. 1985. № 6; 1986. № 7.; 1987. № 7, 9.
7. Дети и дорога: Методические рекомендации для воспитателей детского сада. Ч. 1.-М., 1994.
8. , Ковригин предупредить детский травматизм // Особенности развития и гигиена дошкольника. — М.: Знание, 1987.
9. Майорова дорожную азбуку: перспективное планирование, занятия, досуг. — М.: Скрипторий, 2005.
10. Максиняева по ОБЖ с младшими школьниками. - М., 2002.
11. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения /для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических училищ/. — СПб., 1994.
Приложение 1
Перспективное планирование реализации проекта
месяц | Совместная деятельность детей и педагога | Работа с родителями |
Сентябрь - октябрь | Тема: «Что мы знаем о дороге?» - уточнение знаний детей, их представление о безопасном поведении на дороге, опираясь на личный опыт; - закрепить и расширить знания детей о дороге, ее частях, сформировать правильные представления о безопасном поведении на дороге. Д/и «Светофор», «Наша улица» Подвижные игры на прогулке: «Цветные автомобили», «Самый быстрый» Чтение художественной литературы: В. Клименко «Кто важнее всех на улице» Д/и «Запрещается – разрешается» | Предложить родителям заполнить анкету на знание правил дорожного движения. |
Ноябрь - декабрь | Тема: «Светофор и дорожные знаки» - познакомить детей с дорожными знаками. - упражнять различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Д/и «Собери знак», «Угадай какой это знак» Подвижные игры на прогулке: «Умелый пешеход» Вторая половина дня Сюжетно-ролевая игра: «Водитель и пешеходы» Чтение художественной литературы: «Тайны дорожных знаков» Изготовление макета светофора | Предложить родителям обратить внимание детей на дорожные знаки, установленные по маршруту «Детский сад – дом». Создание рисунков « Я иду в детский сад» |
Январь - февраль | Тема: «Транспорт и опасные ситуации» - дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном). - продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города. - познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. Д/и «Угадай-ка», «Наша улица» Подвижные игры на прогулке: «К своим знакам» Чтение художественной литературы: К. Малеванная «Приключения Бабы-Яги» Лепка: Транспорт | Оформление папки- передвижки для родителей «Советы родителям старших дошкольников» |
Март | Тема: «Влиятельная палочка» - дать начальное представление о работе регулировщика; - объяснить в каких случаях она нужна, а также значение жезла и жестов регулировщика; - разучить движения регулировщика. Д/и «Виды перекрестков», «Сигналы светофора» Вторая половина дня Чтение художественной литературы: стихотворение «Азбука безопасности» И. Лешкевич. Составление рассказа «Как я иду в детский сад» | Памятка для родителей по составлению маршрута «Дом - детский сад» |
Апрель - май | Тема: «Мой безопасный путь к детскому саду» - закрепить знания детей об улицах, дорожных знаках, находящихся на пути к детскому саду. Изготовление макета «Мой безопасный путь к детскому саду» Подвижные игры на прогулке: «Грузовики» Презентация макета: «Мой безопасный путь к детскому саду» Выставка рисунков: «Я иду в детский сад» | Оформление выставки рисунков «Я иду в детский сад» |
Приложение 2
Памятка для родителей и воспитанников
1. Маршрут движения «Дом — Детский сад — Дом» - это схема и описание рекомендуемого пути движения из дома в детский сад и обратно.
2. Маршрут «Дом — Детский сад — Дом» разрабатывается родителями с участием воспитанника.
3. Цель маршрута «Дом — Детский сад — Дом»:
а) повысить безопасность движения воспитанника в детский сад и обратно;
б) умение ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и из детского сада;
4. Маршрут в детский сад должен быть не обязательно самым коротким, не обязательно самым быстрым, но обязательно - самым безопасным для воспитанника.
5. Работать с ребенком над выработкой навыков безопасности необходимо регулярно, для формирования у них устойчивых рефлексов в соблюдении основных правил дорожной безопасности.
Составление Маршрута «Дом – Детский сад - Дом»
1. Для снижения риска травматизма и предупреждения опасных ситуаций на улице и дорогах родителям (законным представителям) НУЖНО:
!!! Провести хотя бы один разговор с ребёнком по безопасному поведению на улице. Пусть ребёнок в начале разговора назовет те разновидности опасности, с которыми им приходится встречаться на улице. Если есть возможность, то предварительно уточните информацию об опасностях, с которыми, как они считают, могут столкнуться по дороге в детский сад, а потом сопоставьте со своими наблюдениями. Очень часто представление взрослых и детей об опасностях, подстерегающих их на улице, не совпадает. Стоит особенно подробно разобрать все возможные ситуации. Список опасностей может быть, например, следующим: движущиеся автомобили, оживленные дороги и все, что с ними связано; автомобили и другие транспортные средства, припаркованные во дворах и на обочинах дорог; постройки, деревья и прочие объекты, закрывающие обзор пешеходам; скользкие дороги и тротуары; канализационные люки; строительные леса, лестницы и т. п.; сосульки на крышах домов в зимне-весенний период; отсутствие освещения; животные (агрессивные уличные и домашние собаки; кошки и птицы как источник переноса инфекций и пр.); люди, склонные к агрессивному поведению (пьяные, неадекватные и т. п.); уличные грабители и хулиганы. Задача родителей - не запугать, а предупредить ребёнка о возможных опасностях. Для особо впечатлительных, пугающие истории могут стать источником страхов, нарушить нормальную адаптацию к внешнему миру, вызвать чрезмерную боязливость, тревожность, превратить в неврастеников. Поэтому при проведении бесед на данную тему родители должны быть внимательны и учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребёнка.
!!! Обойти с ребёнком все близлежащие улицы, отмечая потенциально опасные места. При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные. Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пешеходный переход без светофора. Улица и участки, где не затруднена видимость проезжей части (нет густых кустов, построек, сугробов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопасна, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т. д. Обозначьте «островки безопасности». Ими могут быть: расположенная рядом школа (там почти всегда есть охранник), продуктовый магазин и банк (по той же причине), отделение полиции, часть пожарной охраны, библиотека и т. п.
!!! Нарисуйте план разработанного маршрута, нанеся его на схему расположения улиц от дома до детского сада. При оформлении маршрута на листе сплошной линией со стрелкой и обозначается путь движения из дома в детский сад, путь из детского сада домой обозначается так же, возможно другим цветом. Укажите на плане время движения. Сделайте копию плана маршрута, укажите на нем имена, отчества номера телефонов обоих родителей, имя, фамилию и адрес ребёнка. В будущем план – маршрут пригодится ребёнку в школе.
!!! Заключите договор с ребёнком, согласно которому он будет двигаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, а также не будет оставаться во дворе, когда все ребята уже разошлись по домам. Этот договор - основа уличной безопасности. Но в первое время установите негласный контроль за передвижениями ребенка.
Уважаемые родители, Ваш ребёнок должен:
• Уметь принимать своевременное решение, когда бежать и звать на помощь, а когда просто быть начеку.
• Хорошо знать свой район.
• Не приближаться к густым кустам, насаждениям деревьев, заброшенным домам.
• Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.
• Знать, что, отделившись от группы, он становится более уязвимым.
• Не привлекать к себе внимание вызывающим поведением и ценными вещами.
• Быстро обращаться в полицию в случае инцидентов или преступления.
• Знать правила дорожного движения.
Приложение 3
Мой безопасный маршрут
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой безопасный путь к детскому саду"
Проектная деятельность в детском саду...
Безопасный путь ребенка от дома до детского сада.
Консультация для родителей "Безопасный путь ребенка от дома до детского сада."...
Дидактическая игра «Мой безопасный путь в детский сад» (Подготовительная группа)
Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города. Закреплять знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора; о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по ...
Родительское собрание «Безопасный путь к дому».
Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения;Добиться синхронности педагога и родителя в профилактике детского дорожно-транспортного травмати...
Индивидуальный информационно - творческий проект» Мой безопасный путь»
Трехлетний ребенок знает, что надо переходить на зеленый свет, знает и что же?? (мама бежит с ним на красный свет.) А ведь дети уже в детском саду изучают ПДД. Статистика ДТП свидетельствует, чт...
"безопасный путь из дома в детский сад"
Изучение и закрепление правил дорожного двидения....
ПРОЕКТ "МЫ ВЫБИРАЕМ БЕЗОПАСНЫЙ ПУТЬ" ПДД
Идеи проекта.В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям...