Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Осторожно огонь!»
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, здоровье.
Цели:
- с помощью экспериментов познакомить детей с некоторыми свойствами огня;
-развивать умение наблюдать, делать выводы; воспитывать чувство ответственности, осторожность;
- развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности.
Программное содержание:
-создать условия для формирования основного целостного миро-
ведения ребѐнка дошкольного возраста средствами экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать,
обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-создать предпосылки для формирования практических и умственных действий;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы:
Словесные: чтение стихотворений, ситуативный разговор, загадывание загадок.
Наглядные : сюжетные картинки, свечи, бумага, ткань, вата, монета, стакан с водой.
Практические: игровая ситуация, проблемная ситуация, подвижные игры, опыты.
Оборудование: металлический поднос, свечи, полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, пинцет, стакан с водой, пустой стакан, баночки с песком, с землей, с порошком.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассматривание альбомов, картинок.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, Сегодня мы с вами отправимся в настоящую лабораторию, «Интересных открытий» Скажите, ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (Чтобы узнать что-то новое и интересное).
Воспитатель:
Кротким пленником годами Я живу внутри печи. И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи. Я даю тепло для дома, Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома Кровожадный спрятан зверь.( Огонь )
Белый столб стоит на крыше. И растёт всё выше, выше. Вот дорос он до небес — И исчез.( Дым )
Пламя здесь стеной стоит Очень страшное на вид. А вокруг сильнейший жар - Старый дом объял...Пожар
Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня мы будем проводить опыты с огнем, но прежде чем присупить к работе давайте вспомним правила поведения в лаборатории.(Дети называют)
Воспитатель: Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека.
Ребенок 1:
Нам без доброго огня Обойтись нельзя и дня, Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя Поднимает будто флаг.
Всем огонь хороший нужен И за что ему почёт. Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт. (Е. Ильин)
Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где не осторожно и небрежно обращаться с огнем.
Ребенок 2:
Человеку друг огонь, Только зря его не тронь! Если будешь баловать,
То беды не миновать!
При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек)
Воспитатель: Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться ? (Нет).
Воспитатель: Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар).
Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
А теперь я подношу к пламени свечи полоску бумаги – она быстро загорается. Затем я подношу к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Теперь я подношу к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит).
Воспитатель: Итак ,ребята, давайте расскажем, какие предметы загораются быстро, а какие нет? (Быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).
Воспитатель: Если огонь становится опасен, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить).
Воспитатель: Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).
Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды)
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт . Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет).
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена.
Физкультминутка «Насос»
А теперь насос включаем, Воду из реки качаем. Влево-раз, вправо-два
Потекла ручьем вода Раз, два, три, четыре (2-3 раза)
Хорошо мы потрудились.
Воспитатель: Молодцы. Что же нужно делать, если случился пожар?
Ребенок 3:
Сам не справишься с пожаром. Этот труд не для детей.
Не теряя время даром, «01» звони скорей. Набирай умело, чтоб не всё сгорело!
Ребенок 4:
Знает каждый гражданин Этот номер – 01, Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда. А если нет телефона – Позови людей с балкона.
Ребенок 5:
В дверь к соседям барабаньте И на помощь призывайте Окружающих людей,
А не прячьтесь по углам – Дым с огнём догонят там! Из квартиры убегайте,
Но рассудка не теряйте: За собой закройте двери – И уменьшатся потери!
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Берегись огня»
Список литературы
- Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
- Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – С. - П. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 126 с.
- Шатокина, Е. К. Я – экспериментатор: Игры и забавы для светлой головы [Текст] / Е. К. Шатокина// Детский сад со всех сторон. - 2007. - №17. – С. 3 – 12; №18. – С. 2 – 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Три состояния воды" (старший дошкольный возраст)....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей возрастной группы на тему "Вода". На занятии закрепляются уже знакомые детям свойства воды, а также осуществляется знакомство...
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»
Программное содержание: ...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Развивать умение приобретать знания посредством практических опытов, делать выводы, обобщение. Развивать любознательность, интерес, интеллект внимания, самостоятельность....
Конспекты занятий по опытно-экспериментальной деятельности
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми...