Безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
статья по обж

Гераськина Татьяна Владимировна

Безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающим миром. Жизнь нам регулярно доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности.

 Детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт, который мы получили в детстве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям.

Те, кто долго работает в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельное решение, не всегда знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в ситуациях, не знают правил безопасного поведения.

Главная цель по воспитанию безопасности у детей – дать ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто усвоенные знания, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Успех в данной работе, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации, скорость движения, интенсивность транспортных потоков на улицах города могут стать причиной несчастных случаев.

В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако, ему трудно представить степень их значимости. Любое правило безопасности становиться действенным только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполняться неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность - это не стиль жизни, а правильное поведение в неожиданных ситуациях.

Памятка поведения ребенка, если ему нужна помощь.

Ребенок должен знать, что если что-то произошло, то он должен обратиться за помощью к знакомым взрослым. Дома - это родители, в детском саду — воспитатель. Если опасная ситуация произошла на улице и знакомых взрослых нет, нужно обращаться за помощью к прохожим с детьми, продавцам в магазинах, полицейским. Не следует обращаться к мужчинам без детей или подозрительным людям. Ребенок должен знать, что: родители всегда помогут, и он может обратиться к ним в любой ситуации; важно помнить необходимую информацию о себе на случай, если потеряешься; ни при каких обстоятельствах нельзя разговаривать с незнакомыми людьми. Нельзя принимать от них подарки или куда-то с ними идти, рассказывать личную информацию (говорить, где живешь, когда родителей не бывает дома); нельзя играть с незнакомыми животными – они могут укусить или поцарапать; переходить дорогу можно только в положенных местах и на зеленый цвет светофора; при пожаре нельзя прятаться, а нужно выйти из комнаты и позвонить в пожарную службу. Необходимо проследить, чтобы ребенок мог набрать нужный номер телефона; важно уметь правильно пользоваться бытовыми приборами и лекарствами, бытовой химией и водой, газом и другими опасными благами цивилизации. Ребенку нужно объяснить, что в чрезвычайной ситуации недостаточно спрятаться от очага опасности – нужно предпринять правильные действия.
        Начинать обучение необходимо еще в дошкольном возрасте. Основная нагрузка по обучению безопасности жизнедеятельности ложится на воспитателей. В ДОУ для этой цели применяется комплекс мер. Проводятся: беседы; занятия; игры; выставки на тему безопасности. Обучение проводится систематически в течение года. Запланированные беседы проводят до обеда, а игры, занятия и развлечения для укрепления навыка могут проводиться в любое время.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – игра. Все занятия и все обучение, и изложение любой проблемы для детей проходит в игровой форме. Во время игры разыгрывается множество ситуаций, которые могут произойти в реальном мире, дети практически учатся выходить из трудных ситуаций. Детям нравятся сюжетно-ролевые игры на любую тематику: дорожную, в природе, дома; а также рассматривание и обсуждение плакатов с различными ситуациями.

         Также необходимо затрагивать тему о здоровом образе жизни. Здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Ежедневно и систематически с детьми необходимо формировать навыки личной гигиены. Рассказывать о строение и работе организма, обратить внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объяснить необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Необходимо уделять внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Рассматривание таких ситуаций «Как устроено тело человека?», «Красота и здоровье», Одежда и здоровье», Отношение к больному», Действия при кашле и чихании», «Чем ты огорчен?» и т.д. Но не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной игре серьезно.

В достижениях целей и задач по обучению детей правилам безопасному поведению в окружающем мире нам не обойтись без помощи родителей. 

Кто в ответе за безопасность ребенка дошкольного возраста?

Ответ однозначен – родители, что естественно не исключает перекладывание своих обязанностей няне, воспитателю в ДОУ и другим лицам. Родители должны всегда оценить вероятную опасность для ребенка в том или ином месте и приложить все усилия по её снижению. Возможно, это станет для кого-то откровением, но даже если ваш ребенок в детском саду, у любимой бабушки или подруги, это не снимает с вас ответственности за него. Задача родителей максимально обеспечить защиту своего ребенка дома и за его пределами, и быть готовыми оперативно отреагировать на любые возникшие проблемы.

Что должен знать о безопасности ребенок дошкольного возраста?

∙ Дошкольник должен понимать так понятия, как «опасно» и «безопасно» -понимать, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Уяснить суть здоровья и повреждения организма. Знать общую информацию о себе (фамилию, телефон и т.д.).

 ∙ Малыш должен знать основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами, телефон пожарной службы и т.д. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель), открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т.д.

∙ Ребенок дошкольного возраста должен знать основные правила безопасности при нахождении на улице - о том, что нельзя подымать с земли шприцы, острые предметы, например, осколки стекла, разговаривать и идти куда-то с незнакомцами, подходить к большим собакам, залазить высоко на заборы и деревья и т.д. Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.

∙ Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) - особенный акцент надо сделать на явлениях присущих данной местности.

         ∙ Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.

         ∙ Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.

∙ Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.

∙ Малыш должен иметь общее представление об охране окружающей среды и о том, как лучше оберегать природу.
        Родители являются для детей образцом поведения. Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам поведения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
        Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.
        Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К. Ф. Ушинский: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребенка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей. Берегите своих детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как проверить умение ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях.

Правила безопасного поведения дома и на улице....

Консультация для родителей о безопасном поведении на дороге "Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?"

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок овладел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге",...

Формирование у детей умения вести себя в чрезвычайной ситуации на природе

    Случаи пропажи детей происходят часто. В большинстве случаев ребенка находят в течении одного или нескольких часов, но иногда поиски затягиваются на много часов или суток. Для заб...

Как проверить умение ребенка правильно вести себя в опасных ситуациях

Ответы на вопросы подскажут, о чем следует еще раз поговорить с ним, чтобы предотвратить беду...

Консультация для родителей о безопасном поведении на дороге "Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?"

Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок овладел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дор...

Проблемная ситуация «Как правильно вести себя в театре»

Ситуация "Почему Ане не понравилось в театре? "...