Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников
статья по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
С самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzhd_0.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»
Взаимодействие семьи и ДООпо формированию представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников
Выполнил:
воспитатель Жижина С.М.
Взаимодействие семьи и ДОО по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности у дошкольников
Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на улице, в природе. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. Правовой основой для работы по формированию навыков безопасного поведения дошкольников стали: Резолюции 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире», ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Закон РФ № 196 – ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения. Статья 3», «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы».
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и «подготовить его к встрече с различными сложными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях на дороге и в транспорте» [3]. «В условиях социального неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений» [2].
Модернизация российского образования ориентирует педагогов на взаимодействие и тесное сотрудничество с родителями как с социальными партнёрами. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Основное внимание в работе с родителями должно уделяться содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по формированию представлений о БЖД, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Значимость семейного воспитания состоит в том, что «оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми».
В.А Сухомлинский говорил: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Воспитываем мы, старшие, — родители, учителя, все взрослые — каждым шагом своим, каждым поступком». Поэтому педагогам детского сада необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребёнка сознательного безопасного поведения на улицах города.
Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей. Они должны участвовать в реализации программы, направленной на профилактику ДТП, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Работа воспитателя детского сада по усвоению детьми правил безопасного поведения может быть эффективной только при условии сотрудничества с родителями. Педагог должен активизировать их участие в практическом обучении своих детей.
Родители совместно с воспитателем должны дать ребенку «знания и навыки, как сохранить жизнь, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, полной скрытых опасностей». С этой целью в дошкольных учреждениях используются:
- наглядная информация на стендах, в папках-передвижках;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход, обязанности пешеходов);
- деловые игры и тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми;
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- устные журналы и дискуссии, где заслушиваются опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, инспектора ОГИБДД и других заинтересованных лиц;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск памяток для родителей и др.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Положительные результаты в процессе формирования представлений о БЖД, будут достигнуты только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Список использованных источников и интернет – ресурсов
1.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М., Просвещение, 2010. - 94с.
2.Ищенко С.Е. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с Правилами дорожного движения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/585999/
3.Козловская Е.А. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов дошкольных образовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2006.— 48 с.
4.Комиссарова Г.В. Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513413/
5.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.- 96с.
6.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. — М.: ТЦ Сфера, 2010, 2-е изд. — 64 с. (Детский сад с любовью).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для педагогов «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
Анкета создана для того, чтобы оценить актуальность проблемы формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников и целесообразность проведения специально организованной ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(политических, социальных, экологических и др.) все острее становится вопрос повышения безопасностикак страны, так и отдельного ее гражданина. Важное значение при этом приобретает формирование в челов...
«Формирование представлений о безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников через художественную литературу»
Цель: Познакомить детей в игровой форме с элементарными правилами пожарной безопасности в домашних условиях.Закрепить и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и ...
Педагогическая технология формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей, расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, совершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жиз...
«Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой....
Мастер-класс: «Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в ДОУ»
Актуальность, цели и задачи работы,формы работы с детьми, приемы проблемного обучения....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ» ТЕМА: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
По теме «Взаимодействие семьи и ДОУ по формированию представлений о безопасности жизнедеятельностиу дошкольников» представлена презентация....