Статья Взаимодействия ДОО с семьей по воспитанию безопасного поведения на дороге
статья по обж
Статья позволит сформировать у ребёнка опыт безопасного поведения на дороге, он способствует к привлечению родительского коллектива к осуществлению эффективного взаимодействия с дошкольными образовательными организациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Составитель: воспитатель ГБДОУ № 33 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург Погосян Рипсиме Асканазовна.
Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, делают мама и папа правильно. И до определенного возраста родители являются для ребенка образцом. Поэтому в ДОО обязательно должна включать работу с родителями по воспитанию безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Так как мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные правила. Правила дорожного движения одинаковы как для детей и взрослых, но они написаны без всякого расчета на детей. И главная задача родителей и педагогов объяснить доступно ребенку правила дорожного движения, для этого выбрать нужные формы взаимодействия.
Взаимодействие должно учитывать современные формы работы. Учить родителей самостоятельному воспитанию и решению жизненных образовательных задач.
Один из принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОО с семьей, и ФГОС ДО является основой для организации помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучие.
В ФГОС ДО заложен принцип построения личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей.
Взаимодействия с родителями должна вестись системно, планомерно на постоянной основе. Так как родители (законные представители) должны быть участниками в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками отношений с учетом образовательных потребностей.
ДОО обязано в соответствии с ФГОС ДОО:
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
Для этого в каждом образовательной организации (группе) должны быть запланированы мероприятия с родителями. Лучше выделять в плане отдельный блок, посвященный воспитанию безопасного поведения на дороге.
Для работы необходимо использовать разнообразные формы.
Формы взаимодействия с родителями делятся:
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядно – информационные;
- информационно – коммуникативные.
Коллективные формы применяются для работы со всем или большой частью родителей (группы).
Индивидуальные формы направлены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно – информационные формы работы для опосредованного общения воспитателя и родителей.
Информационно – коммуникационные формы взаимодействия. Применения их обусловлена тем, что постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информации.
Так же выделяют традиционные формы работы, которые проверены временем и используются как внутри детского сада и за его приделами. И нетрадиционные формы работы пользуются большой популярностью у педагогов и родителей. Они помогают установлению неформального общения с родителями, позволяют лучше узнать своего ребенка, что сближает родителей и педагогов.
Рассмотрим наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями:
Коллективные:
- Общее родительские собрания. На них осуждаются проблемы воспитания детей; решаются вопросы образования, воспитания и развития детей. На собрание можно пригласить специалиста инспектора ГИБДД или педагог может выступить с докладом на тему «Профилактика дорожного - транспортного травматизма в семье».
- Родительские конференции «Роль сказок в изучении ПДД с детьми». Используются для повышения педагогической культуры родителей. Участники не только педагоги и родители, но и педагоги – психологи, представители медицинской службы, инспектор ГИБДД и т.д. Такая форма позволяет не только получать информацию от специалистов, но и моделировать различные ситуации и проигрывать их.
- Групповые консультации «Родители – пример поведения на улице и дороге». Организуются, если у родителей появились интересующие вопросы. Они могут проводиться педагогом или специалистом. Такая форма дает квалифицированный совет, что для родителей важно, что они могут получить в детском саду поддержку и совет.
- Групповые родительские собрания «Я и мой ребенок на улице». Проводятся в группе, где можно пригласить разных специалистов: инспектора ГИБДД, медика, психолога, специалиста по физкультуре. Так же на собрании можно привлечь родителей к участию в дорожных акциях «Внимание дети!», «Осторожно гололёд», «Родительский патруль»; выпуск листовок, буклетов, фото – газет; поделить опытом друг с другом.
- «Круглый стол». Где в необычной обстановке с приглашение специалистов и родительского комитета всех групп, решаются проблемы и находят общие решение. «Научи ребенка соблюдать правила дорожного движения».
- Деловые и ролевые игры «Дисциплина на дороге – залог безопасности!». Используются для повышения активности родителей по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.
- Квест – игры для профилактики дорожного травматизма и правил дорожного движения «Дорожные знаки», «Веселый регулировщик», «Мы пассажиры» и т.д.
- Акции «Внимание дети!» и т. д. Такая форма работы направленная на привлечение внимание родителей к проблемам безопасности на дороге.
- Совместные походы и экскурсии «По улицам поселка гуляем и ПДД изучаем». Такая форма помогает укрепить детско – родительские отношения, обеспечивает участие родителей в жизни детского сада. Дети изучают, закрепляют правила дорожного движения.
Индивидуальные:
- Индивидуальные беседы. Наиболее доступная форма установления связи с семьей и оказания своевременной помощи родителям по любому вопросу.
- Индивидуальные консультации. Это форма оказания помощи родителю на вопросы, где педагог стремится дать квалифицированный ответ.
- Анкетирование «Азбука безопасности». Форма работы используется для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей. Данные анкетирования помогают хорошо ориентироваться в потребностях семьи и в индивидуальных особенностях.
Наглядно – информационные:
- Родительские уголки, где размещается полезная информация. Одна из информаций уголок по дорожной безопасности в приемной группы, где предлагаются для родителей консультации по данной теме «Воспитание грамотного пешехода», «Ребенок на дороге – это опасно» и т. д.
- Выставки рисунков «По безопасным дорогам». Используются как демонстрация результатов индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
- Памятки для родителей «Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения». Памятка это небольшая инструкция выполнению, каких, то действий.
- Папки передвижки «Безопасность ребенка». Это информация размещается временно на папке в приемной группы для ознакомления родителям. У родителей могут возникнуть вопросы по данной информации или появиться предложения. Педагог должен выслушать и ответить на вопросы.
- Родительская газета «ПДДешечка». Выпускается родителями. В ней они делятся опытом или советами, успехами по отдельным вопросам воспитания.
- Видеосъёмка «День ПДД». Форма взаимодействия предполагает съёмку различных моментов жизни ДОО и просмотр с родителями.
- Буклеты «Осторожно дорога!». Содержат для родителей информацию по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте.
- Доска объявлений. Форма взаимодействия, где используется настенный экран, который информирует родителей об организации деятельности ДОО.
- Ящик идей и предложений. Это коробка (почтовый ящик), куда родители могут положить записки с вопросами, предложениями, что позволяет анонимно поделиться с группой для решения различных вопросов образовательного процесса.
Информационно – коммуникативные:
- Блог. Это интернет – журнал, в который постоянно добавляется информация, для публичного чтения, где читатели могут вступить в переписку.
- Форум «Покажи пример!». Используется для закрепления знаний родителей, и способствовать расширению кругозора, решения проблем. На форум приглашаются специалисты.
- Онлайн – семинар. Это проведение онлайн - встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени через веб - приложение.
- Вебинар. Это виртуальный семинар, организованный использованием интернет – технологий. Вебинар проходит на определенную тему и включает дискуссии «дошкольник и ПДД. Учим родителей знакомить детей с ПДД», «особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками».
- Чат, чаттер. Это общение по компьютерной сети в режиме реального времени. Общение может быть групповое или индивидуальное.
- Электронная почта. Это получение и отправление электронных сообщений по распределенной компьютерной сети. Каждая ДОО имеет свою почту электронную.
Очень много различных форм взаимодействия с родителями можно использовать. Так же можно выделить отдельно:
- Досуговые – совместные праздники, развлечения, концерты, игры, конкурсы, для установления доверительных отношений и эмоционального контакта между педагогами и родителями.
Наиболее распространенная форма взаимодействия всех участников образовательного процесса это проект. Проект может включать большую часть всех форм взаимодействия, и решать несколько задач. Проектная деятельность интересна не только детям, но и повысить взаимоотношения с родителями.
По мнению Е.С. Полат проект – совокупность учебно – познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов.
Н.А. Виноградова и Е.П. Панкова считают, что проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
В своих исследованиях Н.Е Веракса отмечал, что в основе создания проекта лежит процесс творчества педагога и ребенка.
Выделяют несколько видов проектов (Т.Г. Кобзева):
- Информационно – социальный проект. В ходе проекта идет изучение информации из газет, журналов, книг и т. д. Исследования оформляются в результате доклада, газеты и т. д.
- Практико – ориентированный или нормативные проекты. В ходе проекта создается правила, которые используются в жизни детского сада. Оформляются в виде альбома, модели, рисунков и т. д.
- Творческие проекты. В ходе проекта идет овладения творческой деятельностью. Оформляется в виде праздника, дизайна, альбома и т.д.
- Исследовательские проекты. В ходе реализации проекта дети отвечают на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения знаний. Результат оформляется в виде альбомов, схем, моделей и т. д.
- Игровые проекты. Дети входят в образ персонажа сказок и решают по – своему поставленные проблемы.
В ДОО могут быть организованы все проекты, кроме информационно – социального проекта, так как сбор информации из газет и журналов для детей дошкольного возраста не интересен и не по возрасту. Остальные виды проектов используют различные формы работы, которые вызывают интерес у детей и получения знаний.
Таким образом, используемые в ходе работы разнообразные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку овладеть приемами безопасного поведения на дорогах, предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать. Проект позволит сформировать у ребенка опыт безопасного поведения на дороге, он способствует привлечению родительского коллектива к осуществлению эффективного взаимодействия с дошкольными образовательными организациями.
Список использованной литературы.
- Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с. – ISBN 978-5-43150-505-8. – Текст: непосредственный.
- Виноградова, Н. Ф. Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Н. Ф. Виноградова. – Москва: Спутник, 2010. – С. 123. – Текст: непосредственный.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: [учебное пособие] / [Е. С. Полат и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. – 4-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2009. – 268, [1] с. : ил. – (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). – ISBN 978-5-7695-6156-6. – Текст: непосредственный.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : приложение : утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 // Гарант : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 18.01.2022). – Текст : электронный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: «ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ЖЕМЧУЖИНКИ» БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ»
Закрепления знаний детей о правилах поведения на дороге....
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения и воспитание безопасного поведения на дороге
Безопаность ребенка - это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обепечить сохранность ребенка, но и обучить его необход...
План самообразования ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОО И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Актуальность воспитания у детей дошкольного возраста начал безопасного поведения в быту и социуме содержит в необходимости подготовки детей к безопасной жизн...
Статья «Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий»
Статья«Система работы по формированию представлений о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий...
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С точки зрения ребенка всё, что делают мама с папой правильно.И до определенного возраста родители являются образцом. Поэтом...
Взаимодействия с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Взаимодействия с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дорогеРоль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, делают мама и папа пр...
Консультация для родителей: "Взаимодействие с семьей по воспитанию безопасного поведения дошкольников"
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дорогеРоль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, делают мама и папа прав...