Консультация для родителей: "Взаимодействие с семьей по воспитанию безопасного поведения дошкольников"
консультация (старшая группа)
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, делают мама и папа правильно. И до определенного возраста родители являются для ребенка образцом. Поэтому в ДОО обязательно должна включать работу с родителями по воспитанию безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Так как мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные правила. Правила дорожного движения одинаковы как для детей и взрослых, но они написаны без всякого расчета на детей. И главная задача родителей и педагогов объяснить доступно ребенку правила дорожного движения, для этого выбрать нужные формы взаимодействия.
Взаимодействие должно учитывать современные формы работы. Учить родителей самостоятельному воспитанию и решению жизненных образовательных задач.
Один из принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОО с семьей, и ФГОС ДО является основой для организации помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучие.
В ФГОС ДО заложен принцип построения личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей.
Взаимодействия с родителями должна вестись системно, планомерно на постоянной основе. Так как родители (законные представители) должны быть участниками в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками отношений с учетом образовательных потребностей.
ДОО обязано в соответствии с ФГОС ДОО:
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
Для этого в каждом образовательной организации (группе) должны быть запланированы мероприятия с родителями. Лучше выделять в плане отдельный блок, посвященный воспитанию безопасного поведения на дороге.
Для работы необходимо использовать разнообразные формы.
Формы взаимодействия с родителями делятся:
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядно – информационные;
- информационно – коммуникативные.
Коллективные формы применяются для работы со всем или большой частью родителей (группы).
Индивидуальные формы направлены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно – информационные формы работы для опосредованного общения воспитателя и родителей.
Информационно – коммуникационные формы взаимодействия. Применения их обусловлена тем, что постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информации.
Так же выделяют традиционные формы работы, которые проверены временем и используются как внутри детского сада и за его приделами. И нетрадиционные формы работы пользуются большой популярностью у педагогов и родителей. Они помогают установлению неформального общения с родителями, позволяют лучше узнать своего ребенка, что сближает родителей и педагогов.
Рассмотрим наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями:
Коллективные:
- Общее родительские собрания. На них осуждаются проблемы воспитания детей; решаются вопросы образования, воспитания и развития детей. На собрание можно пригласить специалиста инспектора ГИБДД или педагог может выступить с докладом на тему «Профилактика дорожного - транспортного травматизма в семье».
- Родительские конференции «Роль сказок в изучении ПДД с детьми». Используются для повышения педагогической культуры родителей. Участники не только педагоги и родители, но и педагоги – психологи, представители медицинской службы, инспектор ГИБДД и т.д. Такая форма позволяет не только получать информацию от специалистов, но и моделировать различные ситуации и проигрывать их.
- Групповые консультации «Родители – пример поведения на улице и дороге». Организуются, если у родителей появились интересующие вопросы. Они могут проводиться педагогом или специалистом. Такая форма дает квалифицированный совет, что для родителей важно, что они могут получить в детском саду поддержку и совет.
- Групповые родительские собрания «Я и мой ребенок на улице». Проводятся в группе, где можно пригласить разных специалистов: инспектора ГИБДД, медика, психолога, специалиста по физкультуре. Так же на собрании можно привлечь родителей к участию в дорожных акциях «Внимание дети!», «Осторожно гололёд», «Родительский патруль»; выпуск листовок, буклетов, фото – газет; поделить опытом друг с другом.
- «Круглый стол». Где в необычной обстановке с приглашение специалистов и родительского комитета всех групп, решаются проблемы и находят общие решение. «Научи ребенка соблюдать правила дорожного движения».
- Деловые и ролевые игры «Дисциплина на дороге – залог безопасности!». Используются для повышения активности родителей по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.
- Квест – игры для профилактики дорожного травматизма и правил дорожного движения «Дорожные знаки», «Веселый регулировщик», «Мы пассажиры» и т.д.
- Акции «Внимание дети!» и т. д. Такая форма работы направленная на привлечение внимание родителей к проблемам безопасности на дороге.
- Совместные походы и экскурсии «По улицам поселка гуляем и ПДД изучаем». Такая форма помогает укрепить детско – родительские отношения, обеспечивает участие родителей в жизни детского сада. Дети изучают, закрепляют правила дорожного движения.
Индивидуальные:
- Индивидуальные беседы. Наиболее доступная форма установления связи с семьей и оказания своевременной помощи родителям по любому вопросу.
- Индивидуальные консультации. Это форма оказания помощи родителю на вопросы, где педагог стремится дать квалифицированный ответ.
- Анкетирование «Азбука безопасности». Форма работы используется для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей. Данные анкетирования помогают хорошо ориентироваться в потребностях семьи и в индивидуальных особенностях.
Наглядно – информационные:
- Родительские уголки, где размещается полезная информация. Одна из информаций уголок по дорожной безопасности в приемной группы, где предлагаются для родителей консультации по данной теме «Воспитание грамотного пешехода», «Ребенок на дороге – это опасно» и т. д.
- Выставки рисунков «По безопасным дорогам». Используются как демонстрация результатов индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
- Памятки для родителей «Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения». Памятка это небольшая инструкция выполнению, каких, то действий.
- Папки передвижки «Безопасность ребенка». Это информация размещается временно на папке в приемной группы для ознакомления родителям. У родителей могут возникнуть вопросы по данной информации или появиться предложения. Педагог должен выслушать и ответить на вопросы.
- Родительская газета «ПДДешечка». Выпускается родителями. В ней они делятся опытом или советами, успехами по отдельным вопросам воспитания.
- Видеосъёмка «День ПДД». Форма взаимодействия предполагает съёмку различных моментов жизни ДОО и просмотр с родителями.
- Буклеты «Осторожно дорога!». Содержат для родителей информацию по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте.
- Доска объявлений. Форма взаимодействия, где используется настенный экран, который информирует родителей об организации деятельности ДОО.
- Ящик идей и предложений. Это коробка (почтовый ящик), куда родители могут положить записки с вопросами, предложениями, что позволяет анонимно поделиться с группой для решения различных вопросов образовательного процесса.
Информационно – коммуникативные:
- Блог. Это интернет – журнал, в который постоянно добавляется информация, для публичного чтения, где читатели могут вступить в переписку.
- Форум «Покажи пример!». Используется для закрепления знаний родителей, и способствовать расширению кругозора, решения проблем. На форум приглашаются специалисты.
- Онлайн – семинар. Это проведение онлайн - встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени через веб - приложение.
- Вебинар. Это виртуальный семинар, организованный использованием интернет – технологий. Вебинар проходит на определенную тему и включает дискуссии «дошкольник и ПДД. Учим родителей знакомить детей с ПДД», «особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками».
- Чат, чаттер. Это общение по компьютерной сети в режиме реального времени. Общение может быть групповое или индивидуальное.
- Электронная почта. Это получение и отправление электронных сообщений по распределенной компьютерной сети. Каждая ДОО имеет свою почту электронную.
Очень много различных форм взаимодействия с родителями можно использовать. Так же можно выделить отдельно:
- Досуговые – совместные праздники, развлечения, концерты, игры, конкурсы, для установления доверительных отношений и эмоционального контакта между педагогами и родителями.
Наиболее распространенная форма взаимодействия всех участников образовательного процесса это проект. Проект может включать большую часть всех форм взаимодействия, и решать несколько задач. Проектная деятельность интересна не только детям, но и повысить взаимоотношения с родителями.
По мнению Е.С. Полат проект – совокупность учебно – познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов.
Н.А. Виноградова и Е.П. Панкова считают, что проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
В своих исследованиях Н.Е Веракса отмечал, что в основе создания проекта лежит процесс творчества педагога и ребенка.
Выделяют несколько видов проектов (Т.Г. Кобзева):
- Информационно – социальный проект. В ходе проекта идет изучение информации из газет, журналов, книг и т. д. Исследования оформляются в результате доклада, газеты и т. д.
- Практико – ориентированный или нормативные проекты. В ходе проекта создается правила, которые используются в жизни детского сада. Оформляются в виде альбома, модели, рисунков и т. д.
- Творческие проекты. В ходе проекта идет овладения творческой деятельностью. Оформляется в виде праздника, дизайна, альбома и т.д.
- Исследовательские проекты. В ходе реализации проекта дети отвечают на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения знаний. Результат оформляется в виде альбомов, схем, моделей и т. д.
- Игровые проекты. Дети входят в образ персонажа сказок и решают по – своему поставленные проблемы.
В ДОО могут быть организованы все проекты, кроме информационно – социального проекта, так как сбор информации из газет и журналов для детей дошкольного возраста не интересен и не по возрасту. Остальные виды проектов используют различные формы работы, которые вызывают интерес у детей и получения знаний.
Таким образом, используемые в ходе работы разнообразные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку овладеть приемами безопасного поведения на дорогах, предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать. Проект позволит сформировать у ребенка опыт безопасного поведения на дороге, он способствует привлечению родительского коллектива к осуществлению эффективного взаимодействия с дошкольными образовательными организациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystviya_doo_s_semyoy_po_vospitaniyu_bezopasnogo_povedeniya_na_doroge.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С точки зрения ребенка все, делают мама и папа правильно. И до определенного возраста родители являются для ребенка образцом. Поэтому в ДОО обязательно должна включать работу с родителями по воспитанию безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Так как мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные правила. Правила дорожного движения одинаковы как для детей и взрослых, но они написаны без всякого расчета на детей. И главная задача родителей и педагогов объяснить доступно ребенку правила дорожного движения, для этого выбрать нужные формы взаимодействия.
Взаимодействие должно учитывать современные формы работы. Учить родителей самостоятельному воспитанию и решению жизненных образовательных задач.
Один из принципов дошкольного образования является сотрудничество ДОО с семьей, и ФГОС ДО является основой для организации помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укрепления физического и психического здоровья, эмоционального благополучие.
В ФГОС ДО заложен принцип построения личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей.
Взаимодействия с родителями должна вестись системно, планомерно на постоянной основе. Так как родители (законные представители) должны быть участниками в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками отношений с учетом образовательных потребностей.
ДОО обязано в соответствии с ФГОС ДОО:
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
Для этого в каждом образовательной организации (группе) должны быть запланированы мероприятия с родителями. Лучше выделять в плане отдельный блок, посвященный воспитанию безопасного поведения на дороге.
Для работы необходимо использовать разнообразные формы.
Формы взаимодействия с родителями делятся:
- коллективные;
- индивидуальные;
- наглядно – информационные;
- информационно – коммуникативные.
Коллективные формы применяются для работы со всем или большой частью родителей (группы).
Индивидуальные формы направлены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно – информационные формы работы для опосредованного общения воспитателя и родителей.
Информационно – коммуникационные формы взаимодействия. Применения их обусловлена тем, что постоянная возможность виртуального взаимодействия с родителями и обмена информации.
Так же выделяют традиционные формы работы, которые проверены временем и используются как внутри детского сада и за его приделами. И нетрадиционные формы работы пользуются большой популярностью у педагогов и родителей. Они помогают установлению неформального общения с родителями, позволяют лучше узнать своего ребенка, что сближает родителей и педагогов.
Рассмотрим наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями:
Коллективные:
- Общее родительские собрания. На них осуждаются проблемы воспитания детей; решаются вопросы образования, воспитания и развития детей. На собрание можно пригласить специалиста инспектора ГИБДД или педагог может выступить с докладом на тему «Профилактика дорожного - транспортного травматизма в семье».
- Родительские конференции «Роль сказок в изучении ПДД с детьми». Используются для повышения педагогической культуры родителей. Участники не только педагоги и родители, но и педагоги – психологи, представители медицинской службы, инспектор ГИБДД и т.д. Такая форма позволяет не только получать информацию от специалистов, но и моделировать различные ситуации и проигрывать их.
- Групповые консультации «Родители – пример поведения на улице и дороге». Организуются, если у родителей появились интересующие вопросы. Они могут проводиться педагогом или специалистом. Такая форма дает квалифицированный совет, что для родителей важно, что они могут получить в детском саду поддержку и совет.
- Групповые родительские собрания «Я и мой ребенок на улице». Проводятся в группе, где можно пригласить разных специалистов: инспектора ГИБДД, медика, психолога, специалиста по физкультуре. Так же на собрании можно привлечь родителей к участию в дорожных акциях «Внимание дети!», «Осторожно гололёд», «Родительский патруль»; выпуск листовок, буклетов, фото – газет; поделить опытом друг с другом.
- «Круглый стол». Где в необычной обстановке с приглашение специалистов и родительского комитета всех групп, решаются проблемы и находят общие решение. «Научи ребенка соблюдать правила дорожного движения».
- Деловые и ролевые игры «Дисциплина на дороге – залог безопасности!». Используются для повышения активности родителей по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.
- Квест – игры для профилактики дорожного травматизма и правил дорожного движения «Дорожные знаки», «Веселый регулировщик», «Мы пассажиры» и т.д.
- Акции «Внимание дети!» и т. д. Такая форма работы направленная на привлечение внимание родителей к проблемам безопасности на дороге.
- Совместные походы и экскурсии «По улицам поселка гуляем и ПДД изучаем». Такая форма помогает укрепить детско – родительские отношения, обеспечивает участие родителей в жизни детского сада. Дети изучают, закрепляют правила дорожного движения.
Индивидуальные:
- Индивидуальные беседы. Наиболее доступная форма установления связи с семьей и оказания своевременной помощи родителям по любому вопросу.
- Индивидуальные консультации. Это форма оказания помощи родителю на вопросы, где педагог стремится дать квалифицированный ответ.
- Анкетирование «Азбука безопасности». Форма работы используется для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей. Данные анкетирования помогают хорошо ориентироваться в потребностях семьи и в индивидуальных особенностях.
Наглядно – информационные:
- Родительские уголки, где размещается полезная информация. Одна из информаций уголок по дорожной безопасности в приемной группы, где предлагаются для родителей консультации по данной теме «Воспитание грамотного пешехода», «Ребенок на дороге – это опасно» и т. д.
- Выставки рисунков «По безопасным дорогам». Используются как демонстрация результатов индивидуальной и совместной деятельности детей, родителей и педагогов.
- Памятки для родителей «Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения». Памятка это небольшая инструкция выполнению, каких, то действий.
- Папки передвижки «Безопасность ребенка». Это информация размещается временно на папке в приемной группы для ознакомления родителям. У родителей могут возникнуть вопросы по данной информации или появиться предложения. Педагог должен выслушать и ответить на вопросы.
- Родительская газета «ПДДешечка». Выпускается родителями. В ней они делятся опытом или советами, успехами по отдельным вопросам воспитания.
- Видеосъёмка «День ПДД». Форма взаимодействия предполагает съёмку различных моментов жизни ДОО и просмотр с родителями.
- Буклеты «Осторожно дорога!». Содержат для родителей информацию по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте.
- Доска объявлений. Форма взаимодействия, где используется настенный экран, который информирует родителей об организации деятельности ДОО.
- Ящик идей и предложений. Это коробка (почтовый ящик), куда родители могут положить записки с вопросами, предложениями, что позволяет анонимно поделиться с группой для решения различных вопросов образовательного процесса.
Информационно – коммуникативные:
- Блог. Это интернет – журнал, в который постоянно добавляется информация, для публичного чтения, где читатели могут вступить в переписку.
- Форум «Покажи пример!». Используется для закрепления знаний родителей, и способствовать расширению кругозора, решения проблем. На форум приглашаются специалисты.
- Онлайн – семинар. Это проведение онлайн - встреч или презентаций через интернет в режиме реального времени через веб - приложение.
- Вебинар. Это виртуальный семинар, организованный использованием интернет – технологий. Вебинар проходит на определенную тему и включает дискуссии «дошкольник и ПДД. Учим родителей знакомить детей с ПДД», «особенности изучения правил дорожного движения старшими дошкольниками».
- Чат, чаттер. Это общение по компьютерной сети в режиме реального времени. Общение может быть групповое или индивидуальное.
- Электронная почта. Это получение и отправление электронных сообщений по распределенной компьютерной сети. Каждая ДОО имеет свою почту электронную.
Очень много различных форм взаимодействия с родителями можно использовать. Так же можно выделить отдельно:
- Досуговые – совместные праздники, развлечения, концерты, игры, конкурсы, для установления доверительных отношений и эмоционального контакта между педагогами и родителями.
Наиболее распространенная форма взаимодействия всех участников образовательного процесса это проект. Проект может включать большую часть всех форм взаимодействия, и решать несколько задач. Проектная деятельность интересна не только детям, но и повысить взаимоотношения с родителями.
По мнению Е.С. Полат проект – совокупность учебно – познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов.
Н.А. Виноградова и Е.П. Панкова считают, что проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
В своих исследованиях Н.Е Веракса отмечал, что в основе создания проекта лежит процесс творчества педагога и ребенка.
Выделяют несколько видов проектов (Т.Г. Кобзева):
- Информационно – социальный проект. В ходе проекта идет изучение информации из газет, журналов, книг и т. д. Исследования оформляются в результате доклада, газеты и т. д.
- Практико – ориентированный или нормативные проекты. В ходе проекта создается правила, которые используются в жизни детского сада. Оформляются в виде альбома, модели, рисунков и т. д.
- Творческие проекты. В ходе проекта идет овладения творческой деятельностью. Оформляется в виде праздника, дизайна, альбома и т.д.
- Исследовательские проекты. В ходе реализации проекта дети отвечают на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения знаний. Результат оформляется в виде альбомов, схем, моделей и т. д.
- Игровые проекты. Дети входят в образ персонажа сказок и решают по – своему поставленные проблемы.
В ДОО могут быть организованы все проекты, кроме информационно – социального проекта, так как сбор информации из газет и журналов для детей дошкольного возраста не интересен и не по возрасту. Остальные виды проектов используют различные формы работы, которые вызывают интерес у детей и получения знаний.
Таким образом, используемые в ходе работы разнообразные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку овладеть приемами безопасного поведения на дорогах, предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать. Проект позволит сформировать у ребенка опыт безопасного поведения на дороге, он способствует привлечению родительского коллектива к осуществлению эффективного взаимодействия с дошкольными образовательными организациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей.«Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице
Консультация для родителей "Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице"...
Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни».
Консультация для родителей«Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни». Одному древнем...
Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»
Консультация для родителей "Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице"...
Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»
Консультация для родителей «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице»...
Консультация для родителей « Взаимодействие МБДОУ и семьи в вопросах воспитания духовно нравственных качеств личности дошкольников.»
Ориентировать семью на духовно нравственное воспитание детей, формировать представления о формах семейного уклада....