«Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
«Методическая разработка по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма»
Тема: «Обучение детей правилам дорожного движения»
Тематическое занятие с использованием программно-дидактического комплекса «Безопасность: ПДД»
для детей подготовительной группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
«Методическая разработка по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма»
Тема: «Обучение детей правилам дорожного движения»
Тематическое занятие с использованием программно-дидактического комплекса «Безопасность: ПДД»
для детей подготовительной группы
Авторы:
Кравец Елена Александровна, старший воспитатель,
Садовничая Нина Васильевна, воспитатель
Санкт-Петербург
2022
ВВЕДЕНИЕ
Наше дошкольное образовательное учреждение стремится к осуществлению комплексного подхода, повышению качества дошкольного образования и созданию современных условий для обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах города. Педагоги обучают детей безопасному поведению на дорогах города уже с младшего дошкольного возраста, поскольку от этих знаний может зависеть их жизнь и здоровье. В круг представлений ребёнка и его жизненный опыт входят новые понятия: «улица», «тротуар», «светофор», «пешеходный переход», «проезжая часть», «дорожные знаки», «транспорт», «правила дорожного движения» и др. Считаем, что соблюдение правил безопасности на дорогах детьми нужно довести до уровня автоматизма. Это значит, что все действия на дороге ребенок должен выполнять как привычные, не задумываясь.
Для педагогов и родителей очень важным становится формирование образцов поведения детей в потенциально опасной среде, особенно, когда ребенок оказывается один на один с проезжей частью, когда идет в первый класс. Поэтому педагоги для детей подготовительной группы создают специальные условия, где ребенок не только приобретает теоретические знания, но и может их отработать на практике. Понимая всю значимость и важность этого момента, администрацией нашего ГБДОУ был приобретен программно-аппаратный комплекс «Безопасность: ПДД». Комплекс интерактивных игр «Безопасность: ПДД» позволит познакомить обучающихся с основными правилами дорожного движения для его участников, научит правильно реагировать и находить безопасные решения в различных дорожных ситуациях. Изюминкой программы является то, что игры здесь имеют возможность управления не только прикосновением к экрану, но и через движения тела с использованием датчика распознавания движений Kinect. Выполняя задания, дети чередуют формы усвоения материала: сначала они занимаются на интерактивном устройстве, осваивая теорию, далее – переходят к практике, погружаясь в реальные условия дорожной среды. Они прыгают, приседают, маршируют на месте и в режиме реального времени видят себя переходящими через дорогу, водителями автомобиля и даже инспекторами ГИБДД. Ребенок полностью вовлечен в процесс, но при этом находится в безопасной среде, тем самым он максимально эффективно усваивает столь важные для себя модели безопасного поведения
Цель: обучение и отработка практических навыков с использованием мультимедийных игр и информационно-коммуникативных технологий, направленных на стимулирование познавательной активности детей к изучению правил безопасного поведения на дорогах города.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать у детей знания о правилах безопасного поведения на улице;
- Систематизировать знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения;
- Продолжать знакомить детей с основными дорожными знаками «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Подземный пешеходный переход» и их назначением;
Развивающие:
- Развивать у детей речь-доказательство с помощью картинок с изображенными на них проблемными ситуациями;
- Развивать у детей умение проводить оценку своей деятельности и анализировать полученный результат.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
- Развивать умение устанавливать взаимоотношения в детском коллективе, играть в команде, помогать друг другу.
Адресат: дети подготовительной группы (6-7 лет)
Реализуемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие».
Необходимые материалы и оборудование: Интерактивная доска, ноутбук с программно-дидактическим комплексом «Безопасность: ПДД» и датчик распознавания движений Kinect, звуковой сигнал «Скрип колес машины, когда водитель резко нажимает на тормоз, чтобы избежать аварии».
Правила работы с программно-дидактическим комплексом «Безопасность: ПДД» и датчик распознавания движений Kinect:
Ребёнок управляет курсором, выбирая нужный объект с помощью движения руки и перемещения тела в пространстве. Управление осуществляется одной рукой, рука вытянута ладонью вперёд, кисть направлена вверх.
А также ребенок может перемещать объекты с помощью мышки, прикосновения к экрану пальцем или стилусом.
Необходимо навести курсор на нужный объект (автомобиль, велосипедист, мужчина, мальчик), удерживать до момента прикрепления объекта к курсору.
Далее – переместить курсор на область картинки, где должен находиться данный объект, и удерживать курсор до момента прикрепления объекта к картинке.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Технологическая карта тематического занятия
Этапы | Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей | Совместная деятельность детей и педагога | Необходимые материалы и атрибуты | Результат |
Мотивационно – ориентировочный этап. | Воспитатель включает звуковой сигнал «Скрип колес машины, когда водитель резко нажимает на тормоз, чтобы избежать аварии». Воспитатель интересуется у детей, слышали ли они когда-нибудь такой звук? Да, совершенно верно, этот звук мы можем услышать на улицах нашего города, когда кто-то из водителей резко нажимает на тормоза автомобиля, чтобы избежать аварии или дорожно-транспортное происшествие. А кто может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие? Кто может стать виновником трагедии? Да, конечно, например, водитель может отвлечься, а пешеход идти и разговаривать по телефону и не убедившись, что водитель останавливает транспортное средство, переходить дорогу. Именно в такие моменты очень часто случаются дорожно-транспортные происшествия. Но мы с вами знаем, что так поступать нельзя. Ребята, вот вы все совсем скоро, 1 сентября, пойдете в школу. Вас не всегда смогут родители сопровождать до школы, а это значит, что вы будете самостоятельно принимать решение в какой момент нужно переходить дорогу. Вы к этому готовы? Хотите проверить? Тогда я предлагаю вам воспользоваться нашей программой «Безопасность: ПДД» и проверить насколько вы готовы к самостоятельным прогулкам по улицам города. | Дети находятся в группе, заняты своими делами: кто-то рисует, кто-то играет и т.д. Воспитатель создает специальные условия для проведения занятия: устанавливает в необходимом месте специальное устройство «кинект» и включает программно-дидактический комплекс «Безопасность: ПДД». Дети обращают внимание на звуковой эффект, который включил воспитатель. Дети подходят к воспитателю, интересуются, что случилось. Происходит групповой сбор. Дети делятся своим жизненным опытом: кто-то из детей слышал этот звук, когда был на улице, кто-то слышал его в фильме и т.д. Дети высказывают предположения: виновником аварии может стать сам водитель, пешеход или животное Дети подтверждают, что уже готовы самостоятельно переходить проезжую часть и сумеют дойти до школы безопасно. Они уже знают значение дорожных знаков и необходимые правила безопасности дорожного движения. Дети соглашаются проверить свои знания на практике. | Интерактивная доска, ноутбук с программно-дидактическим комплексом «Безопасность: ПДД» и датчик распознавания движений Kinect. звуковой сигнал «Скрип колес машины, когда водитель резко нажимает на тормоз, чтобы избежать аварии». | Дети мотивированы на совместную деятельность, устанавливаются партнерские отношения |
Основной этап | Воспитатель подтверждает слова детей о том, что они очень много времени в детском саду уделяют занятиям по безопасности. И так как дети уверены в своих силах, они знакомы с дорожными знаками, с работой светофора, то предлагает им потренироваться на тему «Правила дорожного движения. Проезжая часть». Во время прохождения виртуальной проезжей части дети смогут продемонстрировать свои знания. Воспитатель включает первый комплекс заданий: «СВОЁ МЕСТО» На экране появляются картинки с изображением дорожной ситуации. Воспитатель озвучивает задание: «Ребята, вам сейчас необходимо расположить объекты (автомобиль, велосипедист, мужчина, мальчик) на соответствующие места. А затем объяснить свой выбор. УПРАВЛЕНИЕ Ребёнок управляет курсором, выбирая нужный объект с помощью движения руки и перемещения тела в пространстве. Управление осуществляется одной рукой, рука вытянута ладонью вперёд, кисть направлена вверх. А также ребенок может перемещать объекты с помощью мышки, прикосновения к экрану пальцем или стилусом. Необходимо навести курсор на нужный объект (автомобиль, велосипедист, мужчина, мальчик), удерживать до момента прикрепления объекта к курсору. Далее – переместить курсор на область картинки, где должен находиться данный объект, и удерживать курсор до момента прикрепления объекта к картинке. Воспитатель задает детям уточняющие вопросы. Вопросы-помощники: - Почему ты выбрал именно эту картинку? - Объясни свой выбор - Что может случится, если ты ошибся? | Дети внимательно слушают правила игры, задают уточняющие вопросы. | Дети увлечены тренажером и заданиям и готовы выполнять задания. | |
Предположительные ответы детей: Я выбрал человека, потому что он пешеход и должен передвигаться по пешеходной дорожке. Я догадался, что это пешеходная дорожка, так как на картинке изображен знак «Пешеходная дорожка» | Дети закрепят представления о дорожном знаке «Пешеходная дорожка» и его назначении | |||
Я выбираю человека на велосипеде. Потому что рядом с дорожкой стоит знак «Велосипедная дорожка». Это значит, что эта дорога предназначена для велосипедистов. | Дети закрепят представления о дорожном знаке «Велосипедная дорожка» и его назначении | |||
Я выбрал картинку «Автомобиль, потому что он передвигаться должен только по проезжей части. | Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения | |||
Я снизу помещу ребёнка, а сверху автомобиль. Потому что ребенок должен играть на детской площадке, а автомобиль ездить по дороге (проезжей части). | Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения | |||
Я снизу помещу велосипедиста, потому что он должен двигаться по велосипедной дорожке, а с верху автомобиль, который будет двигаться по проезжей части | ||||
Я сверху поставлю автомобиль, а снизу на тротуар – ребёнка и пешехода. Потому что пешеход и ребенок должны передвигаться только по тротуару, а машина только по дороге. | Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения | |||
Я сверху поставлю автомобиль, а снизу на тротуар – ребёнка и пешехода. Потому что пешеход и ребенок должны передвигаться только по тротуару, а машина только по дороге. | Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения | |||
Я снизу поставлю пешехода, а сверху велосипедиста. Так как пешеход должен передвигаться по пешеходной дорожке, а велосипедист по велосипедной дорожке. | Дети закрепят представления о дорожных знаках «Пешеходная дорожка» и «Велосипедная дорожка» и их назначении | |||
Я сверху поставлю велосипедиста, а снизу пешехода и ребенка. Потому что велосипедист может двигаться по велосипедной дорожке, а пешеход переходит дорогу по подземному переходу. | Дети систематизировали знания об особенностях устройства улицы, специфике дорожного движения | |||
Рефлексивно-оценочный этап | Воспитатель: вот и подошли к концу задания на тему «Проезжая часть». Кто все задания выполнил верно? Кто нарушил правила дорожного движения? Почему это случилось? С какими трудностями столкнулись? Что было сложнее всего? Что получилось лучше всего? Чем поделишься с ребятами из группы? Как вы думаете, зачем мы сегодня с вами занимались с тренажером? Как это сможет вам в жизни при годится? | Дети отвечают на вопросы педагога, проводят оценку своей деятельности | Положительное эмоциональное состояние в результате совместной деятельности Готовность поделиться своими эмоциями и новой информацией с другими детьми и родителями |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ПАК "Колибри. ПДД" | Интерактивные системы. — Текст: электронный // Интерактивные системы: [сайт]. — URL: https://systemekb.ru/products/?products=pak-kolibri-pdd-2/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект по профилактике дорожно – транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено.»
Тема безопасности дорожного движения жизненно необходима для детей, воспитываемых в современном мире. Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. В Российской Феде...
Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...
Методическая разработка по предупреждению дорожно - транспортного травматизма «Безопасность детей на дорогах»
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё боле...
Методическая разработка по профилактике дорожно - транспортного происшествия "Приключения Буратино и его дорожная азбука"
Методическая разработка представляет собой технологическую карту – конспект совместной деятельности, сопровождаемую интерактивной игрой, созданной в программе Microsoft Offic PowerPoint, видеоро...
методическая разработка "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...
Методические рекомендации «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...
«Дорога и дети» Методическая разработка занятия, по предупреждению дорожного травматизма, в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи. (6-7 лет)
Для работы по профилактике детского дорожного травматизма с детьми 6-7 лет в ДОУ....