Безопасность дошкольника – обучение с увлечением.
консультация по обж (младшая группа)
Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. Об данной теме можно говорить много, и все будет главное. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Опыт показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_doshkolnika_-_obuchenie_s_uvlecheniem.docx | 12.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасность дошкольника – обучение с увлечением
(Из опыта работы)
«Надо видеть, предвидеть, учить.
По возможности все избежать,
А где надо на помощь позвать».
Т. Г. Хромцова.
Сегодня в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. Об данной теме можно говорить много, и все будет главное. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача нас, педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Опыт показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
Актуальность современной жизни доказывает, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму которые происходят с участием детей, которые не знают правила дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая последствий своего поведения. Все это диктует о необходимости начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.
Новизна работы заключается в разработке и совершенствовании форм. методов, приемов, проектных методов, проблемно – игровых ситуаций в образовательных процессах. Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Цель. Формирование у детей сознательного и ответственногоотношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи.
- Совершенствовать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.
- Закрепить правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
- Развивать инициативность и самостоятельность в играх.
- Создать условия для применения знаний в игровых ситуациях.
Свою работу начала с изучением методической литературы: Т.Н. Бабаева, О.В Акулова Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения -это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, разработала образовательные игровые ситуации поОБЖ «Советы Спасайкина», а также запланировала «Минутки безопасности» в календарном планировании.
Распределила работу по тематическим блокам:
- Опасности дома;
- Опасности на дороге и улице;
- Опасности в природе;
- Опасности в общении с незнакомыми людьми.
Для организации работы по обучению детей правилам безопасности в нашей группе создали …….. предметно- пространственную среду, которая является содержательно-насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной, обогатили ее макетами, сюжетно – ролевыми играми, плакатами, машинками, иллюстрациями для решения различных игровых ситуаций, схемами.
В блоке «Опасности дома» знакомили детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя беседы «Наши помощники-электроприборы!», «Острые, колючие!», «Запомните детки, таблетки - не конфетки!». Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности. Проводили целевые прогулки, экскурсии. В целевой прогулке к пожарному щитку, познакомили детей с инвентарем пожаротушения, правилами пользования ими при тушении пожара. Экскурсия в пожарную часть произвела на детей неизгладимое впечатление. Дети с интересом знакомились с работой пожарных, работой диспетчера, с оборудованием пожарной машины. Мини экскурсия в прачечную дала знанияо профессии -машиниста по стирке и ремонта одежды. Галина Гавриловна объяснила ребятам, чем опасно работа в прачечной, как нужно обращаться с электроприборами, стиральными машинами. В своей работе использовала Фото – кейс, когда воспитанники решали поставленную проблему и получали реакцию других детей на свои действия. При этом они находили, различные решения проблем. Я старалась не навязывать им свое мнение, а направляла дошкольников к рассуждению и спору. Например: дети рассматривали картинки:
1. Утюг включенный
2. Прожженная рубашка
3. Огонь.
- Ребята, объясните, что случилось? (загорание).
- Почему так произошло? (забыли выключить утюг).
- Что необходимо делать, чтобы такого не случилось? (не забывать выключать электрические приборы).
-Подумайте, обсудите с товарищами и придумайте правило, которое поможет другим деткам быть аккуратнее в такой ситуации (Никогда не трогать электрические приборы! Всегда выключать электрические приборы из розетки).Часто моделировали такие ситуации как: «Дым в группе, дым из соседнего дома, что ты будешь делать», «Подай ножницы правильно», «Нашел таблетку в группе, твои действия». Моделирование ситуаций постепенно помогло дошкольникам применить полученные знания на деле.Развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.
Раскрывая блок «Опасности в общении с незнакомыми людьми». Старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в различных ситуациях. В решении ситуации «Когда мамы нет дома» решали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка « Красная шапочка», Вол и семеро козлят помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,правильно реагировать в таких случаях.
В блоке «Опасности в природе». Мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки« Где нельзя купаться». Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе игр закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В зимний период «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. В беседах «Кошки и собаки – наши друзья», развивали умение понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. В работе использовали художественную литературу. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним. А вместе с родителями дома дети составили творческий рассказ на тему «У меня дома есть животное».
В блоке «Опасности на дороге и на улице. Дети знакомились и закрепляли правила дорожного движения в образовательных ситуациях, на прогулках в экскурсиях, а также на территории детского сада, на котором обозначены перекрестки, пешеходные переходы, разделительные полосы. Полученные знания дети закрепляли в дидактических играх «Узнай знак», «Парные картинки», «Сложи знак», «Составь картинку» и др. В своей работе часто использовала словесные игры: «Слушай, запоминай», «Это я, это я, это все мои друзья», «Узнай знак по загадке». Для развития логического мышления использовала: кроссворды, ребусы, лабиринты которые способствовали формированию интеллектуальной активности детей.Прошла интересно встреча с инспектором ГИБДД. На протяжении всей встречи дети с большим вниманием слушали инспектора ГИБДД и задавали интересующие их вопросы. В конце встречи инспектор пожелал детям быть осторожными, внимательными и беречь себя на дороге. Такие встречи с работниками ГИБДД постепенно научат детей правильно действовать в сложных ситуациях, возникающих на дороге.В обучении детей я использовала проблемно – поисковую ситуацию. Этот метод помогал, детям находить ответ на поставленную задачу, например, «Где можно, а где нельзя…» (играть на дороге, переходить дорогу, кататься на велосипеде…) На фланеграфе дети использовали фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показывали, что может произойти, если нарушать ПДД. Объясняли, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показывали опасные повороты транспорта на перекрестках и т.д. Организовывала с детьми игры «Поле чудес», «Счастливый случай». В ходе игры дети закрепили разные виды транспорта, машины специального назначения, отгадывали загадки, названия дорожных знаков, выполняли проблемные задания которые требовали умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. В ходе игры за каждый правильный ответ дети получают фишку в виде транспорта. Развивали умение играть в команде. В изобразительной деятельности дети рисовали рисунки «Перекресток», «Мой любимый знак». Книжки малышки для малышей.
Свою работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Приняли участие Челлендже «Везу ребенка правильно!». Мною были подготовлены буклеты. Памятки, « Безопасность детей в ваших руках»,
«Безопасность на водоемах.», «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!» Видиоролики «Чем опасны самостоятельные игры детей вдали от дома».
Проведенная мною работа принесла свои результаты: у детей сформированы, имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте 80%, на стадии становления 20%, сформированы представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, 75% на стадии становления 15% сформированы навыки жизнесберегающего поведения 80% на стадии 20%. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение с увлечением
Данная презентация может быть использована на родительском собрании, при ознакомлении с играми для развития речи...
«Использование ИКТ в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста при реализации дополнительной муниципальной программы «Пермячок.ру. Обучение с увлечением»
В данной статье описано использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности при реализации дополнительной муниципальной программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением...
Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный».Модуль «Properm: «Прогулки по городу» программы дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением». Автор: Широкова М.В. воспитатель высшей квалификационной категории
Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный». Задачи:- Формировать представления детей о микрорайоне ПДК.- Расширять знания детей о городе Пермь, районах города.- Дать знания о досто...
мониторинговые карты к модулям программы "Пермячок.ru. Обучение с увлечением"
Мониторинговые карты к программе Пермячок.ru/ Обучение с увлечением. Программа состоит из трех модулей: «Веселый светофорик», «Азбука этикета», «Properm: Прогулки по городу» содержание кот...
Консультация для педагогов "Обучение с увлечением"
В публикации представлены дидактические игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Обучение с увлечением"
Игровые методы обучения...
Семинар – практикум для родителей «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
Цели: ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца»; демонстрация игровых,...