Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в обучении детей безопасному поведению на дороге"
консультация по обж
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Исследовательская деятельность в обучении детей безопасному поведению на дороге.
Среди возможных средств формирования у дошкольников знаний правил дорожного движения у дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новых знаний получает ребенок. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Большинство дошкольников (часть младших школьников) – «кинестетики», воспринимающие лучше невербальную информацию, поэтому вербальный (словесный) метод обучения Правилам дорожного движения будет мало эффективен. Большинство педагогов используют на занятиях вербальный язык как основной, причем сами они говорят до 80% всего отведенного времени, ориентируясь на детей- «аудиалов», тогда как большинству детей необходима активность и движение. Педагог должен отказаться от трансляции своих собственных знаний, от главенства над детьми и доверить детям самим искать, находить и ошибаться, самим оценивать свои достижения и просчеты, доверить им ответственность за себя.
Этапы исследовательской технологии:
1. Проблемная ситуация;
2.Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);
3. Выдвижение гипотез;
4. Подбор материала для проверки гипотез;
5. Проверка гипотез;
6. Формулирование и оформление вывода.
Для создания проблемных ситуаций в исследовательской деятельности используем следующие методические приёмы:
1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения.
2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.
4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.
5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.
6. Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).
В детском можно использовать такие формы организации исследовательской деятельности с целью ознакомления правил дорожного движения, как:
- эвристические беседы;
- наблюдения;
- «погружение» в звуки транспорта, города;
- использование художественного слова;
- дидактические и развивающие игры;
- игровые ситуации.
Примерный план-программа тематической недели по ПДД для детей от 3 до 7 лет (из опыта М. Б. Неганова, Е. А. Царегородцева)
Понедельник. «Мы - пассажиры».
Цель: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.
Утро: Занятие «Какие бывают машины?»
Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом»; подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Трамвай». Театрализованные игры: «Едем на автобусе (трамвае)».
Вечер: Конкурс художественного творчества «Создаем пассажирский транспорт».
Вторник. «В гостях у Светофора».
Цель: уточнять представления о сигналах светофора, о транспортном и пешеходном светофорах, закреплять знания правил перехода проезжей части. Утро. Изобразительная деятельность на тему «Светофор».
Целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора».
Подвижные и дидактические игры «Найди свой цвет», «Сломанный светофор», «Стоп», «Три сигнала светофора».
Театрализованные игры «Переходим улицу».
Вечер. Развлечение: эстафета «Страна Светофория».
Среда «День юного пешехода».
Цель: закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике.
Утро. Игра – сказка «Азбука пешехода».
Целевая прогулка «Правила юного пешехода».
Игра «Умелый пешеход».
Вечер. Конкурс «Лучший пешеход».
Четверг. «На улицах большого города».
Цель: уточнять и закреплять знание правил поведения на улице, проезжей части, тротуаре, выяснить готовность/ неготовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки и знания о родном городе.
Утро. Занятие «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»
Целевая прогулка «Знакомство с улицей».
Коллективное творчество: конструирование из строительного материала на тему «Улица города».
Дидактическая игра «Я шагаю по улице».
Вечер. Театрализованная игра «Дорога к теремку».
Пятница. «День дорожного знака».
Цель: закреплять знание названий и назначения дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов. Утро. Комплексное познавательно – речевое занятие и изобразительная деятельность на тему «Дорожная азбука».
Целевая прогулка «Дорожные знаки».
Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Угадай, какой знак», «Расставь дорожные знаки».
Вечер. Музыкально – игровой досуг «Правила дорожного движения».
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. От них зависит жизнь подрастающего поколения. Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и учителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге.
Рекомендации родителям, как в доступной форме познакомить детей с ПДД...
Выступление на тему «Обучение детей безопасному поведению на дорогах посредством театрализованной деятельности»
Сообщение из опыта работы по ПДД...
Консультация «Обучение детей безопасному поведению на дороге»
Родители должны быть примером для детей в соблюдении правил дорожного движения. ...
Консультация для родителей в рубрику "Школа ответственного родительства" на тему : "Памятка по обучению детей безопасному поведению на дороге"
Памятка для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге....
Консультация для родителей "Обучение детей безопасному поведению на дороге"
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение ...
Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге.
Консультация для родителей по безопасному поведению детей на дороге....