Методическая разработка "Перспективное планирование по безопасности «Школа безопасности» во второй младшей группе"
методическая разработка по обж (младшая группа)
Цель – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_bezopasnoti_mlad.gr_._ddd.docx | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы
К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Наша система работы создана на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», О.А. Скоролуповой «Правила и безопасность дорожного движения», Т.Г. Хромцовой «Воспитание безопасного поведения в быту» и моих собственных наблюдений, нашего опыта работы с дошкольниками. Такая система работы рассчитана на решение этой проблемы.
Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, компьютером…, разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может. Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов, играют с ножом или острыми ножницами и получают травмы от неумелого и неосторожного обращения с ними.
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.
Так же необходимо рассказать детям о взаимосвязи и взаимодействии всех природных объектов. Познакомить их с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как экология оказывает влияние на здоровье человека и живую природу. Необходимо учить детей ответственному и бережному отношению к природе.
Пояснительная записка
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведения. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснять как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективны. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительности, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.
Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Цель – воспитание у воспитанников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи:
1) обучить воспитанников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
2) раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
3) привить воспитанникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
По разделу «Дорожная азбука»
Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
Формировать умение определять красный и желтый как запрещающие сигналы(стоять), зеленый цвет как разрешающий движение(идти)
Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть
Знакомить с детской литературой по дорожной тематике
По разделу «Мой дом»
Знакомить детей с пожароопасными предметами.
Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
Знакомить с детской литературой по теме
По разделу «Я и природа»
Учить бережно относиться к природе: не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
Знакомить с детской литературой о природе
По разделу «Азбука здоровья»
Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами.
По разделу «Я и другие люди»
Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
Знакомить с детской литературой по теме
Планируемые результаты:
-Сформировать представления об адекватном поведении в неожиданных ситуациях,
-Развивать навыки самостоятельного принятия решений, умение разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт, умение быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
-Сформировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
-Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-Закреплять и расширять представления о пожарной безопасности посредством чтения произведения, изобразительной и игровой деятельности;
-Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.
Используемые технологии
В работе с детьми используются следующие технологии: игровая, здоровье сберегающие, проектная деятельность, технологии развивающих игр.
Деятельность и виды деятельности
1. Игровая – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления, принятие ребенком условной позиции. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные, игры со строительным материалом.
Игры с правилами: дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные, компьютерные.
2. Познавательно-исследовательская - форма активности детей, направленная на познание свойств и связей, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира. Экспериментирование, исследование.
3. Коммуникативная – форма активности детей, направленная на взаимодействие с друг другом как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Конструктивное общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, устная речь, как основное средство общения.
4. Двигательная деятельность – форма активности детей, позволяющая им решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции. Гимнастика: основные движения, строевые упражнения, танцевальные упражнения, с элементами спортивных игр.
Игры: подвижные, с элементами спорта.
Катание на самокате, санках, велосипеде.
5. Самообслуживание и элементы бытового труда – форма активности детей, требующая приложений усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая результат, который можно увидеть, потрогать, почувствовать. Самообслуживание, элементы хозяйственно-бытового труда, труд в природе посильный.
6. Изобразительная деятельность – форма активности детей, в результате которой создается материальный или идеальный продукт. Рисование, лепка, аппликация.
7. Конструирование из различных материалов – форма активности детей, которая развивает у них пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь Конструирование: из строительного материала, бросового и природного материала.
8. Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности детей, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия и личного участия в событиях. Чтение, обсуждение, рассказывание, разучивание, ситуативный разговор.
Тематическое планирование работы
Месяц | Мероприятие | Цель |
Октябрь | Тема: «Какой бывает транспорт» Чтение «Машины на нашей улице». Рассматривание иллюстраций. Беседа на тему «Правила поведения в транспорте» | Цель: формирование у детей представления о транспорте автобусе, маршрутном такси, грузовых машин и легковых автомобилях). Знакомство с троллейбусом; дать знания о правилах поведения в транспорте |
Ноябрь | Тема: «Знакомство со светофором» Беседа «Знакомство с улицей» с показом иллюстраций. П/и «Воробушки и автомобиль» Консультация для родителей «Безопасность на дороге» Презентация на тему «Загадки про транспорт» | Цель: знакомство со светофором, его назначение, его цветах – красном и зеленом. |
Декабрь | Тему: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!» Беседа на тему: «Как вести себя возле наряженной ёлки, что бы ни случился пожар» с показом иллюстраций. Консультация для родителей «Правила поведения при пожароопасной ситуации». Чтение отрывков из стихотворения «Кошкин дом». Просмотр мультфильмов по тематике «Пожар»
| Цель: красота для глаз, а не для рук. Задачи 1познакомить с опасностью, происходящей от огня 2.дать детям первоначальные знания о том, как действовать во время пожара. 3.формировать элементарные знания об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.
|
Январь Февраль | Тема: «Помоги Мишке стать здоровым» Беседа на тему «Наш режим дня» с показом иллюстраций Консультация для родителей «Режим дня дома» Показ мультфильма по теме «Режим дня» Тема: «В мире опасных предметов» Беседа по теме «Опасные предметы». Д/и «Найди опасные предметы» Показ презентации по теме «Опасные предметы среди нас» Консультация для родителей «Безопасность дома» | Цель: формирование представления у детей о правильном режиме дня и о пользе его соблюдения для здоровья. Задачи: 1.воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости заниматься утренней гимнастикой, физическими упражнениями и т.д. 2.создавать привычку к режиму 3.помочь осознать, что с помощью сна восстанавливаются силы. Цель: знакомить детей с опасными для жизни и здоровья предметами 2.познакомить с правилами пользования бытовыми предметами, разъяснить правило «нельзя». |
Март Апрель | Тема: «Знакомство с дорожным знаком “Пешеходный переход”» и «Дети» Беседа по теме «Знакомимся со знаком «Пешеходный переход» Д/и «Дорожные знаки» Беседа по теме «Знакомимся со знаком «Дети» Показ презентации «Дорожные знаки» Тема: «Беседа о добром и злом огне» Беседа на тему: «Спичка не игрушка» с показом иллюстраций. Чтение отрывок сказки «О спичке и добром огне». Консультация для родителей «Огонь друг – огонь враг». Чтение стихотворения «Спички». | Цель: знакомство детей с дорожным знаком «Пешеходный переход» и «Дети» Цель: формировать элементарные знания об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме. Задачи: 1.познакомить детей с пожароопасными предметами «Спичка». Формировать чувство опасности огня. Дать понять: нельзя пользоваться самостоятельно. 2.дать детям первоначальные знания о том, как действовать во время пожара. 3.предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов испуга и других проблем, связанных с огнем, с помощью иллюстрации |
Май | Тема: «Насекомые» Беседа по теме «Внимание насекомые» Д/и «Расскажи, что видишь на картинке» Показ презентации «Опасные насекомые» Рисование «Божья коровка» | Цель: формирование представлений о разнообразных насекомых 3.развивать умение отражать насекомых в своем творчестве |
Создание развивающей предметно- пространственной среды для ДДД
Уголок ОБЖ, ЛЭПБУК «Уроки светофора», папки «загадки про транспорт», «специальный транспорт», «Дорожные знаки», «Азбука безопасности», дидактические игры «Умный светофор», «Какой бывает транспорт», «Домино транспорт», «Дорожные знаки», книги по безопасности, стенд для информации, интерактивная стена.
Технические средства: ноутбук, магнитофон
Работа с родителями
Задачи взаимодействия педагога с родителями
1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, замечать и радоваться его успехам.
3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка ко взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
-Консультация для родителей «Правила безопасного поведения, если ты потерялся»
-Создание альбома совместно с детьми на тему «Опасности на природе»
-Консультации: «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми», «Безопасность детей на дорогах в зимний период», «Опасные ситуации контактов с животными», «Осторожно-огонь».
Список используемой литературы
Баринова Е.В. «Безопасность малышей» Пособие для детских садов .- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013.
Вдовиченко Л. Ребенок на улице: [дошкольнику о ПДД] // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7. – С. 107 – 119. Занятия, игры. Анкета для родителей.
Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников» Планирование работы, конспекты занятий, игры. –СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016.
Денисенкова, Н. Ваш ребёнок познаёт мир /Дошкольное воспитание 2000 №1. –С 91.
Мельникова Н., Захарова П., Шакурова Р. Один дома // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. – С. 44-52.
Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения» Занимательные материалы младшая группа. Волгоград «Корифей» 2010.
Полыванова В.К. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Планирование работы, беседы, игры. –СПб ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2010.
Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Москва- «Мозаика-Синтез», 2016.
Черепанова С. Жизнь и здоровье детей: Спецкурс «Методика обучения правилам безопасного поведения на улице» // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6.- С. 111 – 113.
Шаламова Е.И. «Правила и безопасность дорожного движения»-Москва «Скрипторий» 2013.
С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по пожарной безопасности для второй младшей группы на год
Последнее время очень много внимания уделяется безопасности. но для младшего возраста материала очень мало Я предлагаю материал для малышей по пожарной безопасности....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ по программе Н.Е.Вераксы "От рождения до школы"...
Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность" во второй младшей группе.
Это перспективное планирование было мною опубликовано в "Педогагическом журнале" 24 июля 2016 года....
Перспективное планирование работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице (вторая младшая группа)
Перспективное планирование на учебный год по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице (вторая младшая группа)...
Перспективное планирование по формированию основ безопасности во второй младшей группе №2.
Дать представление детям об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о поведении на улице: Дать представление о грузовом и легковом транспорте., ...
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности на год Вторая младшая группа Программа «От рождения до школы»
Перспективное планирование во второй младшей группе на год по ФГОС...
Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность во второй младшей группе"
Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность во второй младшей группе"...