Познавательно – творческий проект по безопасности в средней группе «Колокольчик» «Азбука безопасности
проект по обж (средняя группа)

Нургалиева Зауреш Тлекабыловна

Воспитанниками средней группы «Колокольчик» был реализован игровой познавательно-творческий проект “Азбука безопасности” в рамке месячника по безопасности. В ходе осуществления проекта в игровой форме дети познакомились с опасными ситуациями в быту и в общении с незнакомыми людьми, закрепили навыки безопасного поведения в различных опасных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_-_tvorcheskiy_proekt_azbuka_bezopasnosti.docx183.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад «Аленушка» р.п. Дергачи

Познавательно – творческий проект по безопасности в средней группе «Колокольчик»

«Азбука безопасности»

C:\Users\Админ\Desktop\588864.jpg

                                                                          Подготовили и провели

воспитатели:

Исентаева А.К

Нургалиева З.Т

Сентябрь 2020год

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: игровой, познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, педагог-психолог, хореограф, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

 «Много правил есть на свете,

                Их должны запомнить дети!»        

Актуальность:

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на плечи родителей.

Проблема: 90% детей нарушают правила безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности, даже если им об этом говорили не раз.

Цель проекта:

 Формирование у детей навыков безопасного поведения, умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;

3. Познакомить со средствами пожаротушения;

4. Содействовать осознанию каждым ребёнком безопасной жизнедеятельности;

5. Развивать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, помощь;

6. Обучать детей применять свои знания в конкретных ситуациях;

7. Обогащать речь детей посредством произведений художественной литературы;

8. Развивать такие интегративные качества личности, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности;

Для педагогов:

1. Создать информационную базу: ознакомление с методическими разработками по данной теме.

2. Создать условия: для благополучного и комфортного состояния детей при реализации данного проекта.

Для родителей:

1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ

2. Активизировать родителей к совместной деятельности.

3. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения.

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей:

1. У детей сформированы навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе;

2. Имеются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

3. Дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения.

4. Каждый ребёнок осознанно стремится к безопасной жизнедеятельности.

5. Способны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Для воспитателя:

1. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

1. Активное участие родителей в жизни детского сада.

2. Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

3. Родители утверждаются в необходимости знакомства детей с правилами безопасного поведения

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Подбор материала педагогом для реализации проекта.

Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.

Создание центров  по «ПДД» и «Пожарной безопасности»; макета – ширмы «Наша безопасность».

Подбор интерактивных обучающих компьютерных и дидактических игр по ПДД и ОБЖ

 Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Познавательное развитие

Беседы:

  • «Безопасная дорога в детский сад»,
  • «Если случился пожар?» и практическое занятие по  предложенной ситуации (правильно набери номер и сообщи о случившемся),
  • «Знакомство с улицей»;
  • «Посмотри налево, посмотри направо»,
  • «Правила поведения в транспорте»,
  • «Железная дорога - не место для игр!», 
  • «Чем опасен дым?»,
  • «Ни ночью, ни днём не балуйся с огнём! »,
  • «Служба 01, 02, 03 всегда на страже», 
  • «А у нас в квартире газ», 
  • Беседа «Лесной пожар»,
  • Беседа  «Переходим через улицу».
  • знакомство со светофором;
  • формирование представлений об улице, ее основных частях, наземном транспорте;
  • загадывали загадки о правилах дорожного движения, о дорожных знаках.

Речевое развитие

  • Практическое занятие «Не откроем волку дверь» Цель: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
  • Моделирование ситуации «Один дома». Цель: прививать чувство собственной безопасности находясь дома.
  • Чтение стихотворения В. Алексеева «Три друга – пешехода в любое время года». Цель: закреплять умение отвечать на вопросы в ходе обсуждения произведения. («Основы безопасности поведения дошкольников», О. В. Чермашенцева).
  • Загадки «Об опасных предметах в доме»«Бытовые приборы»«Дорога»«Пожарные загадки». Цели: уточнение и закрепление у детей представлений об опасных предметах в доме, бытовых предметах, о помощниках на дороге, о пожароопасных предметах ; развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт». Цели: закреплять правила дорожного движения; учить применять свои знания на практике; пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
  • Чтение сказки Т. Александровой «Трехцветик», чтение стихотворения С. Михалкова «Шагая осторожно» - чтение художественных произведений о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций; чтение произведений Лебедева - Кумача «Про умных зверюшек», «Моя улица» С. Михалкова, «Милиционер»«Мяч» С. Маршака, «Светофор» А. Северного; Т. А. Шорыгина «Безопасные сказки»; Б. Житков «Пожар на море», «Дым»; С.Я Маршак «Кошкин дом»;  К. Чуковский «Путаница» Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, с помощью художественного слова показать ответственность за правильное поведение людей на дороге; учить выделять из текста главный смысл, воспитывать чувство безопасности.
  • Чтение художественной литературы «Пир мышей». Цель: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя
  • Ситуация «Что делать если…». Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предложить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)
  • Стихи о безопасности для детей - автор Ирина Гурина.

Социально-коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры

«Пешеходы»

Информационная часть. Рассказать детям: об обязанностях пешеходов; о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах; о том, что запрещается пешеходам; о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Атрибуты: Набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды транспорта; иллюстрации по дорожным знакам

Создание проблемной ситуации: Дети отправились на экскурсию по поселку.

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

«Службы спасения»

Информационная часть. Рассказать детям о дорожно-транспортных происшествиях и их причинах: движение и переход дороги в неустановленных местах; погодные условия; неожиданный выход пешеходов на проезжую часть; переход на запрещающий знак светофора; игры в неустановленных местах. Познакомить, со специальным транспортом и его отличительными признаками (проблесковые маячки синего, красного или оранжевого цвета, специальные звуковые сигналы)

Атрибуты: набор дорожных знаков, пешеходных дорожек; накидки, обозначающие различные виды обычного и специального транспорта; иллюстрации специального транспорта.

Создание проблемной ситуации: На вызов едет пожарная машина

 «Мы — пожарные»

Задачи: закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру; развитие интереса к игре; формирование положительных взаимоотношений между детьми; воспитание у детей уважения к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим.

2. Игровой тренинг «Эвакуация при пожаре».

Цель: закрепить знания эвакуации при пожаре. Учить внимательно слушать указания педагога и исполнять их.

3. Хозяйственно – бытовой труд: уборка в гараже

Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к игрушкам (машинам).

4. Дидактические игры

«Знакомый, свой, чужой»

Цель: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал.

«Чем пожар я потушу»

Цель: пояснить, что для тушения пожара подходят не все предметы и способы. Учить называть детей называть средства пожаротушения: огнетушитель, песок, вода и т. д.

Лэпбук «Добрая дорога» 

Цель: совершенствование знаний детей о правилах дорожного движения через игровую деятельность.

Макет – ширма «Наша безопасность» Цель: совершенствование знаний детей  о правилах безопасного обращения с предметами дома и на улице.

5. Обучающий комплекс мультфильмов «Уроки осторожности» с тетушкой Совой.

Эта развлекательно-обучающая программа с мультфильмами в простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро расскажет и покажет детям об основах безопасности жизни и поможет избежать многих опасных ситуаций!

Физическое развитие

1. Подвижная игра: «Цветные автомобили» (бег в разных направлениях)

Цель: познакомить с новой игрой, закрепить умение различать цвета и действовать по сигналу воспитателя.

2. Подвижные игры: «С кочки на кочку»«Затуши пожар»«Кто быстрее подаст сигнал»«Построй укрытие». Спортивные игры «Стоп»«Юные спасатели»«Светофор». Игровые упражнения «Потуши огонь»«Незнакомец»«Попади в цель».

Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.

Художественно – эстетическое развитие

 Выполнение творческих работ  «Азбука безопасности»

Цель: создания условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.

1. Раскрашивание раскрасок по теме безопасности.

2. Лепка «Светофор»

3. Аппликация «Пожарная машина»

4. Пение и слушание песен

«Уроки о дороге» - подборка песен по Правилам дорожного движения.

«Отважный пожарный»

5. Танец «Соблюдаем ПДД» совместно с хореографом.

Взаимодействие с родителями

  • Участие родителей в конкурсе рисунков « Я - пешеход».
  • Информационные консультирования: «Дорога не терпит шалости – без жалости!», «Это должен знать малыш!».
  •  Памятки для родителей «Дети и открытые окна»; «Воспитываем грамотного пешехода»; Безопасность на дорогах»; «Один дома»»
  • Конкурс поделок «Светофорик».
  • Совместно с родителями были сделаны и сшиты атрибуты по ПДД: полицейские жезлы для танца , жилеты «Дорожные знаки» для сюжетно – ролевых игр.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В ходе подготовки и реализации  проекта по безопасности «Азбука безопасности»  у детей сформировались навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на улице, в общественных местах, в природе; отмечаются устойчивые знания о правилах дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства; дети имеют представления о средствах и способах пожаротушения; каждый ребёнок стремится к безопасной жизнедеятельности; умеют и стремятся управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных, ценностных представлений о собственной безопасности.

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

   Завершили проект развлечением «Спички детям не игрушки»

Литература:

Подборка художественной литературы по теме «Безопасность».

2. Картотека дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности.

3. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей среднего дошкольного возраста. - Спб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009.-144с.

4. Баряева Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения/ Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загреба-ева. - М. : Дрофа, 2007.- 75 с. – (Дошкольник. Основы безопасности жизнедеятельности).

5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей. - АЙРИС-пресс Издательство, 2008. – 200с.

6. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М. : ТЦ Сфера, 2010.- 64с. - (Вместе с детьми) .

7. Средняя группа: Разработки занятий. Пожарная безопасность. / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.- 96с.

8. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. / Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД «Корифей».-96с.

9. ПДД. Занимательные материалы. Младшая и средняя группы/ Сост. Л. Б. Поддубная. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.- 96с

10. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет : «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт. -сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- творческий проект "Праздник Пасхи " в средней группе.

Познавательно- творческий проект "Праздник Пасхи " в средней группе....

Познавательно-творческий проект «Красная книга Калмыкии» (средняя группа) ПРОЕКТНАЯ КАРТА

Познавательно-творческий проект «Красная книга Калмыкии» Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда сумеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни!(В. Берестов)....

Познавательно-творческий проект «Волшебница Осень» в средней группе с учетом возможностей детей с ОВЗ.

Задачи проекта:Образовательные:познакомить детей с понятием «время года – осень», с сезонными изменениями в природе происходящими осенью;познакомить с овощами и фруктами;способствова...

Групповой познавательно – творческий проект «Космос» для детей средней группы.

Групповой познавательно – творческий проект «Космос»для детей средней группы.Тип проекта:По доминирующей деятельности – познавательно- творческий;По количеству участников &nda...

Познавательно- творческий проект с детьми подготовительной к школе группы «Азбука безопасности»

Познавательно- творческий проект с детьми  подготовительной к школе группы «Азбука безопасности».  Актуальность проекта:Дети, пытаются «потрогать» окружающий мир...

Познавательно – творческий проект по безопасности в средней группе «Колокольчик» «Азбука безопасности»

В сентябре с воспитанниками средней группы «Колокольчик» был реализован игровой познавательно-творческий проект “Азбука безопасности” в рамке месячника по безопасности. В ходе осуществления проекта в ...

Познавательно- творческий проект с детьми подготовительной к школе группы «Азбука безопасности»

Познавательно- творческий проект с детьми  подготовительной к школе группы «Азбука безопасности».  Актуальность проекта:Дети, пытаются «потрогать» окружающий мир...