Игра, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге.
статья по обж (старшая группа)

Долганова Наталья Владимировна

Выступление на КМО на тему "Социо - игорые технологии как, средство повышения качества образования в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Лэйсэн» г. Альметьевск»

Игра, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге.

(выступление на КМО на тему «Социо – игровые технологии как, средство повышения качества образования в ДОУ»)

Подготовила и провела:

воспитатель Долганова Н.В.

г. Альметьевск, 2021 год.

Игра, как ведущий метод обучения детей правилам безопасного

поведения на дорогах.

«Игра есть путь детей к познанию мира» М. Горький

Игра – это спутник детства, инструмент для творческого самовыражения и обогащения личного опыта ребенка, формирования силы воли.

«Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский

         Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Формирование у детей основ безопасного образа жизни – совместная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей и инспектора дорожно-транспортной службы. Знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее прочны. С каждым годом растет и хорошеет город. Огромен  поток транспорта на улицах. По этим же улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее.  

 Несомненно, безопасность пешехода зависит от знания и соблюдения им правил безопасного поведения на улице. И если в сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека может выручить инстинкт самосохранения, ловкость, быстрая реакция, то ребенок дошкольного возраста, к сожалению, такими качествами пока не обладает и, оказавшись в критической ситуации, не зная правил безопасного поведения на дорогах, не сумеет принять быстрое и правильное решении.

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются экскурсии. Экскурсии с дошкольниками, изучающими основы правил безопасного поведения на дороге, проводятся в разное время года. Для того чтобы экскурсии были интересными и эффективными, воспитателю необходимо предварительно определить экскурсионные маршруты (в пределах микрорайона дошкольного учреждения), выбрав варианты максимально безопасные для детей. Для  усвоения знаний о правилах безопасного поведения,  для изучения различных видов транспорта я  провела экскурсию с детьми по улицам нашего города. Мы посетили улицы расположенные вблизи нашего детского сада. Экскурсия детям очень понравилась, они были готовы  посещать экскурсии каждый день.

Работа по изучению правил безопасного поведения на дороге обязана проводиться в тесном контакте с родителями.  Необходимо объяснить родителям о том, насколько важно научить детей самостоятельности при передвижении по улице. Родителям старших дошкольников с этой целью можно дать поручение в игровой форме, но с конкретной, понятной ребенку целью. К примеру, «Давай, сегодня по дороге домой я буду твоей мамой, а ты моей дочкой», – говорит мама ребенку, «но для начала расскажи мне подробно, по какой стороне тротуара нужно идти, где мы будем переходить дорогу?» В этом случае ребенок будет действовать под контролем и в сопровождении взрослого. Выполнение подобных заданий ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знание правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно расчленить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге  осуществляется   на   основе   интегрированного   подхода, предполагающего   взаимосвязь   занятий   с   игровой деятельностью.

 Исходя из этого, были определены следующие задачи: (они на экране)

• усвоение детьми первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

• формирование у дошкольников качественно новых двигательных навыков и бдительного отношения к окружающей обстановке;

• развитие у воспитанников способности предвидеть возможную опасность в конкретной постоянно меняющейся ситуации и построению безопасного адекватного поведения.

Проводить обучение детей правилам безопасного поведения на дороге в игровой форме очень легко и в тоже время это получается совершенно ненавязчиво.

   Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

Игровые технологии в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на дороге.

При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры. Я расскажу о некоторых, которые использую в своей работе.

«Сюжетно-ролевая игра»

  Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах безопасного поведения на дороге.

 В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Прогулка с любимыми куклами», «Пешеходы и водители», «Дорога», «Авторемонт», «Водители», «Мы – пассажиры», «Школа пешеходных наук») в которых  показывают практические навыки и умения.  

          Сюжетно-ролевые игры можно проводить как на территории детского сада,   так   и   в   групповом  помещении   с использованием  макетов,  кавролинографии, магнитной      доски.  

«Настольно – печатные игры»

 Настольно - печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на дороге.

Настольно - печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы, игры – ходилки.  В нашей группе дети с большим удовольствием используют настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: лото «Дорожные  знаки»,  пазл «Собери транспорт», «Познаем мир». Развивающие игры «Транспорт», «Дорожные  знаки».  Обучающее  лото «Чудо-техника».  Детское домино «Дорога».  Игры-ходилки «Час пик»,  «Правила дорожного движения», «Большая прогулка», «Светофор», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу», «Дорожная Азбука» и другие.  

     Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.

«Дидактические игры»

Дидактические     игры     –     одно      из действенных  средств  воспитания  ума.    

    Особое   место в нашей группе   отводится     авторским играм:   «Подумай, выбери,   объясни»,  «Собери грузовую машину»,    «Сигналы   светофора»,   «Собери   дорожный   знак»,   Составь картинку  «Транспорт», «Разрезные картинки», «Транспорт», «Найди пару»,  «Найди  по  описанию»,  «Что изменилось», «Путаница», «Логические схемы».

Игры  с  макетами «Азбука дорог», «Четырехсторонний перекресток». 

 На макетах  дети  работают  в  течение  года: закрепляют  знания  сигналов  светофора,  расставляют  дорожные  знаки, моделируют   дорожные   ситуации   и   сами   их   разрешают.    Выполняют разные    задания:     помоги    пешеходу    перейти    перекрёсток,    найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту.

«Подвижные игры»

    Для безопасности детей на улице необходимо формирование у них специальных двигательных навыков.  

Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (что-то начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т.д.).  Ребята с удовольствием играют в такие  подвижные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Такси», «Сигналы регулировщика».  В процессе игры  формируются такие двигательные навыки, как:  определение расстояния (далеко - близко), скорости (быстрее - медленнее), размеров (больше - меньше), видимости (кого видно, а кого нет, заслонен ли транспорт).  

«Компьютерные игры»

То, что дети любят компьютерные игры - это известно всем.

  Можно предложить детям следующие игры:

- «Правила дорожного движения для детей».

- «Нескучные уроки».

- «Лунтик учит правила».

- «Маленький автомобильчик ищет друзей».

- «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

      Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером.

«Игровые тренинги»

И одним из самых важных моментов, без которых детям сложнее будет усвоить знания безопасного поведения на дорогах, это игровые тренинги.  Тренинг – не просто сюжетно-ролевая игра, а именно тренировка. Как перейти улицу правильно по пешеходному переходу, или на регулируемом перекрестке. Тренинги очень помогут в вашей работе.

          Дорога для маленького пешехода - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите ребёнка! Соблюдайте правила движения!  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

За последние 10 лет парк легковых автомобилей в России удвоился и продолжает расти. Средний рост количества легковых автомобилей в год составляет 8%, а в крупных городах количество легковых автомобиле...

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах села и города.

Перспективный план расписан по месяцам. Указаны цели, формы работы с детьми и родителями....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....

Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...