Творческий отчет по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.
материал по обж (подготовительная группа) на тему

За последние 10 лет парк легковых автомобилей в России удвоился и продолжает расти. Средний рост количества легковых автомобилей в год составляет 8%, а в крупных городах количество легковых автомобилей увеличилось от 5 до 10 раз.

Однако автомобилизация страны имеет и свои отрицательные стороны, порождая множество проблем. Среди них – жертвы на дорогах, гибель материальных ценностей при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), загрязнение воздуха и придорожной полосы, обеспечение безопасности транспортных средств, водителей и пешеходов.

Ранения в ДТП создают серьезную проблему для здравоохранения, а гибель людей при этом среди всех причин смертности занимает в России третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребенка. Даже если ребенок остался жив, получив травмы пусть и легкие, но морально-психологическое потрясение, которое он испытал, при этом травмирует на всю жизнь.

Возрастной «пик» попадающих в ДТП приходится на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется тем, что в связи  с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами и как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, бывают слишком трудны для психофизиологического развития ребенка.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показал, что гибель несовершеннолетних увеличивается, (из них 29 % - это дети до 7 лет), а не снижается, что связано с увеличением числа дорожных происшествий.

Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений. Наблюдается и отсутствие осознанного поведения взрослых на дороге вместе с детьми.

Поэтому мы испытываем тревогу за маленьких граждан-дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Поэтому проблема безопасности дошкольника в дорожном движении является в настоящее время наиболее актуальной.

Для посещения детского сада многим детям необходимо пройти по перекресткам. А недостаточный опыт общения детей с дорогой, неумение использовать правила безопасности на дороге, ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улице.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет

по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Подготовила: Хасанова Г.С.

Введение

За последние 10 лет парк легковых автомобилей в России удвоился и продолжает расти. Средний рост количества легковых автомобилей в год составляет 8%, а в крупных городах количество легковых автомобилей увеличилось от 5 до 10 раз.

Однако автомобилизация страны имеет и свои отрицательные стороны, порождая множество проблем. Среди них – жертвы на дорогах, гибель материальных ценностей при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), загрязнение воздуха и придорожной полосы, обеспечение безопасности транспортных средств, водителей и пешеходов.

Ранения в ДТП создают серьезную проблему для здравоохранения, а гибель людей при этом среди всех причин смертности занимает в России третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану их жизни и здоровья.

Участие в ДТП – всегда большое несчастье для родственников и близких пострадавших, особенно ребенка. Даже если ребенок остался жив, получив травмы пусть и легкие, но морально-психологическое потрясение, которое он испытал, при этом травмирует на всю жизнь.

Возрастной «пик» попадающих в ДТП приходится на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется тем, что в связи  с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами и как показывают результаты исследований, требования, предъявляемые современным дорожным движением, бывают слишком трудны для психофизиологического развития ребенка.

Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показал, что гибель несовершеннолетних увеличивается, (из них 29 % - это дети до 7 лет), а не снижается, что связано с увеличением числа дорожных происшествий.

Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений. Наблюдается и отсутствие осознанного поведения взрослых на дороге вместе с детьми.

Поэтому мы испытываем тревогу за маленьких граждан-дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Поэтому проблема безопасности дошкольника в дорожном движении является в настоящее время наиболее актуальной.

Для посещения детского сада многим детям необходимо пройти по перекресткам. А недостаточный опыт общения детей с дорогой, неумение использовать правила безопасности на дороге, ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улице.

Цель работы по воспитанию навыков поведения у детей: дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенности поведения в них.

Для реализации цели поставила следующие задачи:

  1. Определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире.
  2. Разработать систему планирования.
  3. Разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами.
  4. Разработать и подготовить наглядно-дидактический материал.

I. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к безопасному поведению на дорогах

В условиях дошкольного учреждения дети должны достичь определенного уровня усвоения основных понятий и терминов, связанного с ПДД. Это обеспечит понимание ими содержания основных требований, предъявляемых правилами дорожного движения и осознанное их усвоение. При этом необходимо учитывать, что уровень овладения данными понятиями и терминами зависит от степени применения их детьми определенного возраста в процессе дорожного движения. Л.А. Артемьева, Ю.Д. Мисянин выделили пять уровней усвоения данных понятий и терминов: понимание, наглядное представление, воспроизведение практическая реализация и автоматическое реагирование.

На уровне понимания ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве (например, показать правую и левую стороны), различать их по цвету, выбирать из фигур различного цвета красные фигуры и т.п.), сравнивать предметы (показать предмет, который выше остальных и т.п.).

Уровень наглядного представления характеризуется умением ребенка по описанию воспитателя определить сущностные признаки термина, показать предмет (символ), соответствующий данному термину. Например, если воспитатель использовал в свой речи термин «водитель», то воспитанник должен воссоздать образ человека, управляющего каким-либо транспортным средством или показать на рисунке данного человека.

На уровне воспроизводства дошкольник не только образно представляет признаки предмета, обозначенного данным термином, но и дает его основные характеристики. Например, воспитатель использует термин «светофор». Воспитанник, овладевший термином на данном уровне, должен не просто суметь показать светофор на рисунке или макете, но и рассказать при этом, где он обычно устанавливается и для чего служит.

Уровень практической реализации определяется умением ребенка рассказать о том, как пользоваться изученными терминами, понятиями в практическом общении с дорожным движением, решать простые дорожные ситуации с использованием терминов и обозначаемых ими дорожных символов. Например, при использовании термина «светофор» воспитанник на данном уровне усвоения должен объяснить значение каждого сигнала светофора и свои действия при переходе улицы на участке регулирования движения светофором, быть способным решать ситуации, возникающие с пешеходом при движении через регулируемый светофором перекресток рассказать о том, какие опасности могут при этом ожидать пешехода.

 И, наконец, последний уровень – автоматического реагирования определяется теми же умениями, что и выше указанный уровень, с той лишь разницей, что многие операции уровня применения ребенок производит автоматически.

В методических пособиях «Дорога, ребенок, безопасность» Н.И. Клочанова представлена программа подготовки воспитателей и учителей по правилам безопасного поведения ребенка на дороге и методические рекомендации по воспитанию безопасного поведения ребенка на дороге. Н.Н. Авдеева в методическом пособии «Безопасность» и К.Ю. Белая в методическом пособии «Как обеспечить безопасность дошкольника» предлагают знакомить по основным разделам ПДД «Устройство проезжей части», «Дорожные знаки для водителей и пешеходов», «Правила езды на велосипеде», «О работе ГИБДД», «Милиционер-регулировщик», «Правила поведения в транспорте» через систему развивающих заданий, но только для детей старшего дошкольного возраста.

В программе М.А. Васильевой «Обучение и воспитание в детском саду» ознакомление детей с правилами безопасного поведения представлено в разделе «Ознакомление с окружающим миром».

В методическом пособии изучаем «дорожную азбуку». Ф.С. Майорова, где предлагается нам перспективное планирование работы по закреплению знаний о правилах  дорожного движения у детей разных возрастных групп и система работы по ОБЖ (безопасности на улице)  старшего дошкольного возраста.

О.А. Скорлупова в своей брошюре «Правила  и безопасность дорожного движения» предлагает тематическое планирование, где все формы работы с детьми (работа в книжном уголке, беседы, занятия, взаимодействия с семьей в  воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах города игра, чтение художественной литературы),  объединены общей темой. В качестве приложения к брошюре выпущено наглядное пособие – альбом «Правила и безопасность дорожного движения» состоящий из сюжетных картин, изображающих различные дорожные ситуации.

Для того чтобы обучение детей основам безопасности движения было эффективным, необходимо соблюдение следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности.

II. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста

2.1.  Психолого-физиологические особенности детей дошкольного возраста

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах должно проводиться с учетом их психофизиологических особенностей, важнейшей из которых является несложившаяся нервно-психологическая организация ребенка, что часто приводит к несчастным случаям в дорожно-транспортных происшествиях.

Воспитателю нужно знать, что каждый ребенок обладает врожденными и приобретенными возрастными и индивидуальными особенностями и свойствами характера. Своевременно развитые способности будут содействовать приобретению и совершенствованию поведенческих норм и установок не только на дорогах, но вообще в жизни ребенка.

В зависимости от возраста ребенка наблюдаются различия в его внимании и восприятии (сигналы, обстановка), в способности быстро и правильно реагировать в той или иной ситуации. Эти возрастные особенности неразрывно соединены с индивидуальными особенностями в личности ребенка, и которые проявляются в его поведении.

Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасности очень отличается от нашей. Ребенок до восьми лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые оценивая ситуацию на дороге слышат откуда доносится шум приближающейся машины. Детям значительно труднее определить это направление. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед в направлении бега, поэтому машины слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив. Реакция у ребенка, по сравнению с нами, замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность ему нужно значительно больше чем взрослому. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды, а взрослому ¼ секунды.

Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться. Поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает или видит. Например, догнать приятеля уже перешедшего на другую сторону дороги или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. Надежная ориентация налево направо приобретается не ранее чем в 7-8 летнем возрасте, а во многих случаях и позже. Дети убеждены в том, что реальное транспортное средство могут в действительности сразу остановиться на месте точно также, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Безопасность собственного поведения в условиях движения особенно на пешеходных переходах зачастую детьми недооценивается. Большинство детей на вопрос: «Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?» отвечают одинаково: «Может наехать, если перебегать очень близко», при этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Кроме того дети пропускают машины, приближающиеся слева и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, едущих в противоположном направлении. Необходимость переключать внимание на важнейшие источники детям не менее присуще, чем взрослым.

Психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Мы вместе с родителями можем многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми.

Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения своих последствий и поведения окружающих обуславливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которая с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.

В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает детей уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, неслучайно очень часто первыми игрушками являются автомобили. Поведение пешеходов на дороге в том числе и детей зависит от ряда факторов, включая личностно характерологические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека.

Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт. Это особенно касается детей с проблемами в развитии. Дети с нормой развития соответствуют психическим функциям взрослых, а у детей с проблемами в развитии нарушены или недостаточно развиты психические функции. Слаборазвита произвольная сфера (умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу и т.д.). Наглядно-действенное мышление преобладает над наглядно-образным мышлением. Поведение детей с проблемами в развитии отличается от поведения детей с нормой в развитии (такие дети либо очень возбудимы, импульсивны, раздражительны, агрессивны, постоянно конфликтуют с детьми, либо наоборот скованы, заторможены, пугливы).

Таким образом, изучать правила безопасного поведения на дороге нужно с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей. Поэтому роль воспитателя в обучении детей правилам дорожного движения приобретает особо важное значение. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге или вырастет неисправным нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий.

2.2. Познавательные особенности детей дошкольного возраста

Исследования доказывают, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Это дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.

Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. В 5-6 лет дошкольник обладает знаниями о взаимодействии, организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, определяет свои потребности и поведение. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают только в том случае, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Ребенок дошкольного возраста может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и, доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Опираясь на них, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружаю щей действительности. При этом он без особого труда не только пони мает схематические изображения, но и успешно пользуется ими (например, планом местности с изображением маршрута движения транспорта). Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».

Следует принимать во внимание выводы психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления специфически дошкольных форм мышления. Данные формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Важно подчеркнуть, они выполняют свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста.

Значительная часть трудностей в обучении детей старшего дошкольного возраста связана с проблемами в развитии, дети не могут долго слушать воспитателя, принимать и удерживать задачу, сосредотачиваться на отдельном действии; снижены интеллектуальные процессы (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, как правило, трудности дошкольника сопровождаются отклонением в поведении и общении со сверстниками и взрослыми. Однако причины подобных трудностей надо искать и в их отношениях со взрослыми. Е.О. Смирнова установила, что положительное значение здесь имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. Ребенок в общении со взрослыми ожидает от них не только внимания и сопереживания, но и активного участия.

Таким образом, в дошкольном возрасте у ребенка активно формируется волевая готовность, к шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

III. Основные формы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в детских дошкольных учреждениях

Под формой обучения в школьной педагогике принято понимать специально организованную деятельность обучающего (воспитателя) и детей, протекающую по установленному порядку в определенном режиме.

К основным формам организации учебно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях относятся: игра, занятие, экскурсия.

В дошкольном учреждении дети находятся под наблюдением воспитателей на протяжении целого дня. В этих условиях появляется возможность целенаправленного, непринужденного педагогического воздействия на ребенка в довольно длительный промежуток времени. Планомерная смена игровой деятельности детей в период пребывания в детском саду позволяет организовывать процесс их подготовки по безопасному поведению на улицах и дорогах в зависимости от места их проведения. В ходе бесед, чтения литературы, организации игр и др., повышаются возможности усвоения всеми детьми ПДД, что способствует закреплению материала, который был сообщен воспитателем ранее.

3.1. Игра как важнейшая организационная форма обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах

Характерной особенностью форм дошкольного воспитания и обучения детей является то, что в их организации и проведении преобладает игра.

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его cамовыражения, способ его совершенствования. Она выполняет ведущую роль в его развитии и несет в себе большой воспитательный и образовательный потенциал. Формирование личности в игре происходит через общение с окружающим ребенка миром. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведения и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе.

В психологии игра рассматривается как вид деятельности. Она наиболее полно отражает специфику теоретического подхода к использованию психологических процессов в усвоении теоретических знаний, практических умений и навыков. В условиях целенаправленного изучения (в нашем случае ПДД) воспитатель организует игру на основе такой предметной ситуации, в которой четко прогнозируется цель и связанные с ней действия, осуществляемые детьми и воспитателями в зависимости от конкретных условий. Это позволяет детям творчески подходить к решению поставленных воспитателем задач в игровой ситуации, проводить диагностику уровня владения детьми ПДД.

В этом случае игра, как моделирование реальных действий и ситуаций на дороге выступает мощным противодействием негативного влияния окружающей действительности.

В детском возрасте человек склонен создавать свой идеальный образ окружающего мира и поступать соответственно созданным им «иллюзиям».

А. С. Макаренко отмечал, что в игре ребенок приближается к какой-то ступеньке воображения, фантазии, он что-то из себя изображает и чувствует кем-то более высоким, приближаясь к своему идеалу. Игра напоминает жизнь, наполняет детство яркими эмоциональными впечатлениями, след от которых остается на всю жизнь.

Для эффективной организации и проведения игры, воспитатель создает:

  • эмоционально-психологический настрой, стимулирующий положительную инициативу воспитанников;
  • атмосферу «раскрепощенности», эмоционально-положительную установку на игровую деятельность;
  • условия формирования положительной оценки игровой деятельности и потребности в ней;
  • возможность снятия психологических барьеров, развития уверенности в своих силах.

Я считаю, что игра без побудительного мотива превращается в элемент навязывания воли организатора данного вида деятельности и теряет весь свой педагогический эффект. Мотивация участия детей в игре, построенной на основе изучения тех или иных правил безопасного поведения детей на дороге, связана с созданием потребности успешно выполнить поставленную воспитателем задачу, стремления добиться положительных результатов и проявить себя адекватно выполняемой роли.

Таким образом, игровые мотивы выступают в качестве побудительной силы игровых действий и усвоения учебных знаний, умений и навыков, придавая процессу обучения положительный эмоциональный тон.

3.2.  Занятия и экскурсии как формы обучения детей правилам безопасного поведения на дороге

Занятие – основная форма воспитательной работы в дошкольном заведении. Его эффективность зависит от многих факторов, основными из  которых являются  опыт и методическая подготовка преподавателя, материально-техническая база заведения, общий уровень развития контингента воспитанников.

Для занятий в группе (уголке ПДД), проводимых на игровой или специально оборудованной площадке характерен ряд признаков:

  1. На занятиях идет освоение детьми знаний и умений по всем
              разделам учебной программы.
  2. Занятия проводятся в соответствии с режимом дня со всеми
              детьми данной группы.
  3. Занятия организуются и проводятся под непосредственным руководством      взрослого, который определяет задачи и содержание занятий, выбирает методы и  приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков (А.П. Усова).

В дошкольном учреждении можно выделить следующие виды занятий:

  • занятие по расширению кругозора детей (предъявление новой
    информации);
  • занятие по совершенствованию умений и навыков;
  • диагностическое занятие.

Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач.

Содержание конкретного занятия отбирается и структурируется воспитателем на основе требований «Тематического плана и программы изучения правил безопасного поведения детей на дорогах» с учетом уровня сформированности у детей учебно-познавательных умений и освоенности ими предыдущих разделов программы, а также общих задач воспитания и развития данной возрастной группы детей.

Занятия по изучению дошкольниками ПДД, как правило, проводятся со всеми детьми фронтально. Обстановка, организуемая для каждого конкретного занятия (в игровой комнате или на игровой площадке) должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей: они могут сидеть за столами или полукругом (без столов) на стульчиках, стоять вокруг большого демонстрационного стола и т.д.

Экскурсия — одна из важных форм организации обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Экскурсия рассматривается в дошкольной педагогике как особый вид занятия. Так же как и на занятии, на экскурсии решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, изучается (в ходе непосредственного наблюдения дороги, движения автотранспорта и пешеходов) программное содержание одновременно всеми детьми конкретной возрастной группы. Основное отличие экскурсии от занятия, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей — непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдении за поведением пешеходов.

Экскурсии с дошкольниками, изучающими ПДД, проводятся в разное время года. Для того, чтобы экскурсии были интересными и эффективными, воспитателю необходимо предварительно определить экскурсионные маршруты (в пределах микрорайона дошкольного заведения), выбрав варианты максимально безопасные для детей.

Основными методами, применяемыми воспитателем на экскурсии, являются фронтальное наблюдение детей и их беседа с воспитателем, инспектором ГАИ и т.п., их сочетание. В зависимости от цели экскурсии и конкретного содержания в ходе экскурсии обязательно предусматривается время для:

а)        самостоятельного наблюдения детьми дороги, движения автотранспорта и пешеходов и т. п.;

б)        движения к месту наблюдения и обратно;

в)        игровых упражнений, способствующих выявлению и закреплению представлений о наблюдаемых объектах (если место наблюдения
позволяет их выполнять).

Основная сложность в овладении детьми целенаправленным наблюдением заключается в том, что дети на экскурсии сталкиваются с самыми разнообразными объектами и явлениями, в том числе и незапланированными для ознакомления. Например, детям предстоит наблюдение за многополосным движением автотранспорта, а их внимание привлек светофор. В этом случае надо поставить детей так, чтобы светофор (по зависимости) не попадал в их поле зрения. Кроме того, необходимо непосредственно перед экскурсией провести короткую беседу, на которой четко обозначить объекты предстоящего наблюдения, уточнить цель наблюдения.

Воспитателю перед проведением экскурсии необходимо подготовить все необходимое оборудование (красные флажки и пр.), получить согласие сопровождающих экскурсантов родителей, инспектора ГАИ или других взрослых, а также продумать план экскурсии. Обязательными пунктами плана экскурсии являются: маршрут экскурсии, последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту; перечень основных наблюдаемых объектов и вопросы воспитателя.

Перед проведением экскурсии воспитатель получает разрешение у заведующего дошкольным учреждением.

В ходе проведения экскурсии обязательно проводится отработка практических умений дошкольников, например, таких, как движение колонной по тротуару, по обочине (навстречу транспорту).


 

 


3.3.  Выбор методов и приемов обучения

Практика проведения занятий по изучению ПДД дошкольниками показывает, что однозначные рекомендации воспитателям по применению конкретных, определенных даже для самых творчески работающих воспитателей методов обучения, лишены здравых оснований.

В процессе обучения дошкольников включается много динамичных факторов, которые постоянно развиваются или изменяются. Поэтому при выборе методов обучения, для проведения конкретного занятия с дошкольниками воспитателю необходимо помнить, что:

  1. Каждый из методов (наглядных, словесных или практических)
    ориентирован на преимущественное решение определенного круга дидактических и методических задач.
  2. Воспитателю в своей работе необходимо использовать оптимальные сочетания методов, желательно всех трех групп.
  3. Эффективность проведения занятий по изучению ПДД дошкольниками будет максимальной, если воспитатель выбирает сочетание методов или метод обучения исходя из:

а) целей занятий (образовательная, воспитательная, развивающая);

б) структуры содержания учебного материала (количества и структуры новых знаний (понятий), уровня их усвоения и т. д.);

в) характеристики группы на основе диагностики уровня сформированности у дошкольников общеучебных умений;

г) знания воспитателем сравнительных характеристик, возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;

д) своих возможностей: уровня овладения приемами и способами
реализации каждого применяемого метода.

Целенаправленно выбирая и сочетая методы на занятиях изучения детьми правил безопасного поведения на дорогах, воспитатель обеспечит более высокое качество усвоения ими знаний, умений и навыков.

IV. Система работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

       Улица полна неожиданностей  и для того, чтобы успешно  ориентироваться в условиях дороги необходим высокий уровень самоконцентрации воли и внимательности, способность координировать свое внимание на второстепенных деталях дорожного движения. У детей недостаточный опыт общения с дорогой, слабая обучаемость  дорожной азбуке,  неумение использовать правила безопасности  на дорогах. Поэтому одной из актуальных тем в вопросах обеспечения безопасности  детей является формирование у детей безопасного поведения на улице, дороге. В связи с этим возникла необходимость систематически вести работу с детьми по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

В нашей группе созданы необходимые условия по обучению и формированию детей безопасного поведения на дорогах. Организован уголок  необходимым материалом  по правилам дорожного движения.

В поисках путей и средств по обучению детей ПДД, прежде всего, изготовила  модели светофоров, панно-схемы, разные дидактические игры и т.д. Изготовленные схемы дорог, перекрестков (отразив в них наиболее опасные участки дорожного движения в районе расположения  дошкольного  отделения «Сорочата»),  способствуют повышению знаний детей по ПДД, формированию адекватного поведения на улицах городах.

Применяю в своей работе разработанную мной и утвержденную педагогическим советом ДО программу по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Она включает в себя цели и задачи по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах, ожидаемые результаты, перечень основных мероприятий, методику работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге, примерные планирования занятий по месяцам в старших, подготовительных группах, примерный перспективно-тематический план в старшем дошкольном возрасте, план работы по ПДД который включает работу с детьми, родителями, воспитателями. Программа подкреплена дидактическим  учебным материалом, которая помогает снизить дорожно - транспортный травматизм среди детей старшего дошкольного возраста посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения; формировать культуру общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей на улице я начала с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени  сформированности, практических умений и навыков, которая проводилась в форме бесед, наблюдений, игр, занятий.

Использование разных форм работы по обучению детей правилам дорожного движения помогает добиться лучших результатов в усвоении знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах.

У детей диагностируемые результаты значительно улучшились. Увеличилось число детей с высокими, средними показателями. Отмечена положительная динамика в усвоении знаний, навыков и умений детей за прошлый учебный год.  

Начало года:                Конец года:

Высокий уровень                                         0%                        59%      

Средний уровень                                        63,3%                            41%        

Низкий уровень                                        36,7%                         0 %

 Результаты исследования позволили определить дальнейшую цель и задачи по данному направлению:

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, которую  реализую путем решения нескольких задач:    

  • дать детям необходимые знания правил безопасности на дороге;    
  • выработать практические умения и навыки безопасного поведения на дороге;
  • закреплять умения детей ориентироваться в пространстве. Применяя знания о правилах поведения на улице в игровой деятельности;
  • учить адекватно реагировать на не предвиденные ситуации на улице;
  • развивать ответственность за свои действия и поступки.

Воспитание навыков безопасного поведения детей на улице я осуществляю на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно – действенное, наглядно – образное мышление и непосредственность восприятия. В своей деятельности использую индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данную работу веду через:

  • специально-организованную деятельность детей: занятия, занятия - проекты, экскурсии;
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы с детьми, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
  • свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД выделила три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:

  • Ребенок- пешеход  
  • Ребенок – пассажир городского транспорта
  • Ребенок - водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики, санки и др.)

В старшей группе знакомила детей с работой регулировщика. В нашем городе на всех основных перекрестках установлены светофоры, поэтому видеть работу регулировщика невозможно. Я обратилась к сотруднику ГИБДД Сергееву В.И. с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят моей группы, рассказать, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какое движение жезлом он делает,  чтобы закрепить и разрешить знания детей о работе регулировщика показала детям диафильмы: «А ты знаешь?» и «О профессии регулировщика», читали главы из книги Б. Житкова «Что я видел?» и С. Михалкова «Дядя Степа милиционер».  

Дети получили четкое представление о том, что привила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их: ходить только по правой стороне; переходить дорогу только там, где имеется пешеходный переход, при двухстороннем движении транспорта переходить дорогу, посмотрев сначала налево, а  потом направо, ожидать транспорт только на специальной остановке.

Свои знания дети отражали в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу они рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр дети не только закрепляли правила дорожного движения, но учились культуре поведения в общественном транспорте. Для закрепления знания детей о правилах дорожного движения проводила викторины, в которых использовала логические задачи, проблемные ситуации. Например: «Петя и Коля бегут по тротуару, навстречу им идет  женщина с сумкой, ребята не заметили женщину, столкнулись с ней, женщина выронила сумку. Петя и Коля подняли ее и отдали женщине. Почему дети столкнулись с женщиной. Что они сделали неправильно? Что правильно? Что должны были сделать еще?».

В подготовительной к школе группе провожу итоговую работу по закреплению полученных знаний детьми о правилах безопасного дорожного движения (дети решают логические задачи, выполняют игры - упражнения). Разъясняю дошкольникам как важно не только знать, но и выполнять правила дорожного движения им, будущим школьникам. Скоро они самостоятельно, без родителей, должны уметь ходить по улицам города в школу, провожу практическое занятие по разработке маршрута «Мой дом – детский сад», а  после проведения бесед провожу обучающую игру «Мы идем в школу». Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «островки безопасности». Данную работу, проводимую по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения, связываю с развитием речи, планирую придумывание детьми рассказов на тему: «Светофор», «Алешина  дорога в школу  и др.». рассказы детей построены на знание правил дорожного движения.  Организовываю  с детьми сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Путешествие по России», «Поездка на автобусе» и т.д., путешествуя на различном транспорте, дети побывали на разных улицах города, для каждой из них отведено определенное место на участке детского сада соответствующими атрибутами. По дороге дети заезжают в магазин, в аптеку, на заправку, на рынок, ходят в театр, но куда бы дети не ехали, везде на дорогах были знаки. Я рассказала детям, что люди России договорились иметь на всех дорогах одинаковые знаки, чтобы в другом городе и другой республике, куда приедут, могли соблюдать правила дорожного движения.

Для реализации намеченных задач разработала серию конспектов занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, которые способствовали формированию основ безопасного поведения на дороге. Наметила и реализовала ряд дидактических игр «Можно - нельзя», «Будь внимателен», «Светофор» и т.д..

Данная система работы охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал в играх  и в повседневной жизни за пределами детского сада. Целесообразнее всего каждый учебный год посвящать этой работе 1-2 недели целиком,  так сказать полностью «погружать» детей в эту проблему. Затем полученные знания закрепляются у детей в течение всего года благодаря организации игр, досугов, прогулок и наблюдений, участии их в конкурсах рисунков.    

Частым гостем является сотрудник Госавтоинспекции Сергеев В.И. он принимал участие на родительском собрании, беседовал с детьми, давал частные рекомендации, подчеркивая необходимость обучения детей правилам дорожного движения, а также ответственность родителей за сохранность жизни и здоровья детей.

Работа по приобщению детей к правилам безопасного поведения детей эффективнее реализовывается при активном участии родителей. Для родителей разработала комплекс мероприятий, включающий консультации для родителей, памятки, рекомендации и подборку художественной литературы.  

На консультациях знакомлю родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках-передвижках помещаю практические материалы: стихи, рекомендации, памятки и т.д. С помощью родителей изготовлены и многие атрибуты: дорожные знаки, плоскостные фигуры, костюмы и др.

  Реализация работы по данному направлению способствовала тесному сотрудничеству с родителями, которые оказывают помощь в оснащении среды в группах по обогащению и закреплению знаний и умений по профилактике дорожно - транспортного травматизма. Семьей, Кругловой Саши, изготовлен макет нашего микрорайона, где размещены все знаки, пешеходные дорожки, перекрестки и т.д.

На основании итогов работы по приобщению детей безопасному поведению на дороге, можно отметить позитивные результаты в развитии игровой среды, и в развитии у детей умений и навыков адекватного поведения на улицах города.

 Мною принято решение: совершенствовать работу по ознакомлению и обучению детей  правилам дорожного движения в новом учебном году.

Заключение

Проведенная мною работа по формированию у детей безопасного поведения на дорогах, дала положительные результаты:

  • у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире  связи и отношения.
  • появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения на улицах города в определенных ситуациях.  
  • дети приобрели навыки безопасного поведения на дорогах, расширили представления о проблемах безопасности дорожного движения в целом

Дальнейшая работа предполагает обобщение и систематизацию эффективных и интересных приемов в работе с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах:

  • разработка интегрированных занятий, игр;
  • использование театрализованной деятельности;
  • пополнение наглядными пособиями педпроцесс;  
  • поиск и использование нетрадиционных форм работы с детьми, родителями, педагогами.

Сегодня я продолжаю искать новые пути и средства в работе с нашими воспитанниками для повышения качества работы по данному направлению.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улицах села и города.

Перспективный план расписан по месяцам. Указаны цели, формы работы с детьми и родителями....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....

Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Игра, как средство обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге.

Выступление на КМО на тему "Социо - игорые технологии как, средство повышения качества образования в ДОУ"...