Программа по правилам дорожной безопасности «Азбука безопасности»
рабочая программа по обж
В программе «Азбука безопасности» создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования навыков безопасного поведения на дорогах, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей.
Содержанием программы «Азбука безопасности» являются специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; развлечения, досуги, конкурсы, оформления уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd.doc | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно – эстетическому направлению развития детей
№10 «Кораблик» города Лесосибирска»
(МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»)
Программа
по правилам дорожной безопасности
«Азбука безопасности»
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Одно из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, является обеспечение безопасности дорожного движения.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности и жить которым придется в еще более сложных условиях.
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями дорожно- транспортного травматизма с участием детей. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей, которые не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Данная ситуация поставила наше учреждение перед необходимостью систематизации работы по трём направлениям «предвидеть, научить, уберечь».
Предвидеть – умение устанавливать причинно-следственные связи, как одно из жизненно-важных и необходимых условий сохранения жизни и здоровья, умение увидеть и осознать реальную опасность на дороге и найти возможность избежать её.
Научить – задача взрослых (педагогов, родителей (законных представителей), дать ребёнку необходимые знания, навыки безопасного поведения на дороге.
Уберечь – проведение профилактической работы, формирующей соответствующую модель поведения, положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на дороге
Программа «Азбука безопасности» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
• Устав учреждения.
Целью программы «Азбука безопасности» является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- Создавать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
- Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах
- Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
В программе «Азбука безопасности» создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования навыков безопасного поведения на дорогах, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей.
Содержанием программы «Азбука безопасности» являются специально организованные занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов, сканвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры-соревнования; развлечения, досуги, конкурсы, оформления уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т.д.
- Основные Принципы Программы
Для того чтобы обучение детей основам безопасности движения в дошкольном образовательном учреждении и семье было эффективным, необходимо соблюдение следующих принципов:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип доступности – новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом, педагог должен знать уровень развития познавательных психических процессов, те виды и операции мышления, которые сформированы у детей и которые формируются.
- Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 5 лет.
Участники программы:
- воспитанники дошкольного учреждения от 2-х до 7 лет ;
- педагогический коллектив образовательного учреждения;
- родители (законные представители) воспитанников;
- сотрудники Госавтоинспекции.
Отличительные особенности программы
Данная программа предусматривает подготовку детей к безопасному движению на улицах города, участие детей и их родителей в решении данной проблемы. Практическая ценность Программы заключается в том, что представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная с первой младшей группы.
При разработке программ мы руководствовались тремя важнейшими правилами:
1. Мы воспитываем пешехода, а не водителя, и поэтому особое внимание следует заострять на правилах для пешеходов.
2. Все знания ребенок дошкольного возраста усваивает в игре. Поэтому роль различного вида игр приобретает решающее значение.
3. Вся работа по обучению детей ПДД должна проводиться регулярно, круглый год и в определенной развивающей системе.
1.3 Планируемые результаты освоения Программы
1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.
2. Установление прочных связей в организации совместной работы МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик» с органами ГИБДД, общественными организациями по обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы «Азбука безопасности».
4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.
5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Система оценки результатов освоения Программы
Верно выстроенная работа с детьми не может быть без диагностики знаний по правилам дорожного движения, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье детей и их безопасности.
Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год, начиная со второй младшей группы (в начале года - в сентябре и в конце года – в мае) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития и индивидуализации педагогического процесса.
Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка. Диагностическое обследование проводится в ходе наблюдения, беседы, разрешения игровых проблемных ситуаций на дороге, улиц.
Результаты диагностики фиксируются по годам обучения и вносятся индивидуальные карты развития детей по Правилам дорожного движения.
(см. приложение 1).
На основе результатов диагностики педагоги планируется подгрупповая и индивидуальная работа с детьми.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа по формированию навыков безопасного поведения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Азбука безопасности» разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»», парциальной программой «Светофор» по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, автор Т.И. Данилова и требованиям ФГОС дошкольного образования.
Вся работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма в дошкольной организации осуществляется по четырем направлениям:
- работа с педагогами
- работа с детьми
- работа родителями.
- работа с организациями социума.
2.1 Содержание работы с педагогами
Для педагогов ДОУ составляется перспективный план работы на учебный год, который включает в себя следующие мероприятия:
- информационно - практические обучающие занятия,
- анкетирование,
- тестирование,
- консультации,
- выставки,
- мастер-классы по изготовлению методических игр и пособий,
- обзор литературы,
- встречи с сотрудниками ГИБДД,
- педагогические советы,
- семинары;
(См. приложение 2)
2.2 Содержание работы с детьми
Программа «Азбука безопасности» рассчитана на 5 лет обучения и предназначена для детей 2-7 лет. Работа по обучению Правилам дорожного движения может проводиться с группой детей.
Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
Программа состоит из трех разделов.
Задачи I раздела:
- учить детей различать легковые и грузовые автомобили
- знакомить детей с автобусом и грузовым автомобилем
- давать детям первоначальные представления о сигналах светофора. Закрепить знание цветов: желтый, красный, зеленый
- знакомить детей с профессиями водителя
- давать детям элементарные знания о проведении на улице, дороге, тротуаре.
- обучать детей правилам перехода через проезжую часть
Задачи II раздела:
- закреплять знания детей о пассажирском транспорте и правилах по поведения в автобусе.
- дополнять представления об улице новыми знаниями: дома бывают разными, машины движутся по проезжей части дороги, движения машин может быть односторонним, двусторонним, проезжая часть при двустороннем движении может разделять линией
- формировать представление детей о том, что разные машины имеют разно предназначение, познакомить с машинами специального назначения
- добиваться от детей четкого выполнения правил при переходе через проезжую часть
- знакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи», «Осторожно, дети!»
Задачи III раздела:
- углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные раннее
- расширять знания детей о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров о Правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движения на улице
- продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями
- закреплять правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, впереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив, и т.д.) дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.,
- углублять знания детей о движении транспорта, работе, водителя, сигналах светофора.
- учить применять правила в различных жизненных ситуациях
- в увлекательной игровой форме убеждать детей соблюдать элементарные правила безопасности
Этапы работы с детьми:
Первый этап работы - уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года. Диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детей и уровень их возможностей.
Второй этап работы - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о Правилах дорожного движения, наблюдение за движением транспорта по улице, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД.
Третий этап - формирование сознательного отношения к соблюдению Правил дорожного движения. Чем старше дети, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении.
Четвертый этап - это формирование у детей чувства ответственности. Разумеется, когда речь идет о дошкольном возрасте, нельзя говорить о нем в полной мере, однако отдельные его компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявленные к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придет позже. Задача педагога: сформировать в подрастающем человеке эту готовность, почву для нее.
Пятый этап работы - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля. При обучении Правилам дорожного движения эти качества помогают вовремя и правильно ориентироваться транспортной ситуации. Продуманная организация учебно-воспитательной работы, умелое руководство педагога подведут детей к пониманию, как следует вести себя на улице. Работа эта требует комплексного подхода.
Он включает:
- систему подготовки детей к правильному поведению на улице
- организацию игр и специальных практических занятий.
- специальную подготовку со стороны педагога.
Практическая ценность Программы заключается в том, что представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Все мероприятия проводятся в игровой форме в соответствии с тематическим планом работы. В процессе игровой деятельности осуществляется умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитание.
Длительность мероприятий:
1 год обучения - 10 минут,
2 год обучения – 15 минут,
3 год обучения – 20 минут,
4 год обучения – 25 минут.
5 год обучения – 30 минут
Все мероприятия проводятся с соблюдением гигиенических требований: освещение, температурный режим, осанка детей.
Основным механизмом формирования прочных знаний являются повторения и выполнение упражнений. На мероприятиях по обучению детей Правилам дорожного движения необходимо использовать принцип доступности и наглядности.
Структура мероприятий - психогимнастика, сюрпризный момент или проблемная ситуация, дидактические игры, загадки, стихи, пословицы и поговорки, художественное слово, физминутки, словесные игры, работа по перфокарте, пальчиковая гимнастика.
Образовательная деятельность по реализации программы
1 младшая группа
Задачи:
- Учить различать виды наземного транспорта (легковой, пассажирский - перевозит людей, грузовой - грузы).
- Формировать представления об улице, её основных частях (по дороге едут машины, по тротуару ходят люди).
- Дать первоначальные знания о сигнализации светофора (красный, зелёный)
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Форма проведения | Цель |
Сентябрь | Вводное | Беседа | Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожного движения |
Автомобиль | Подвижная игра | Дать малышам первоначальные знания о том, что автомобиль двигается только по дороге. | |
Дети на прогулке | Рассматривание картины | Дать первоначальные знания малышам о том, что дети должны играть во дворе, передвигаться по тротуару. | |
Воробушки и автомобиль | Подвижная игра | Развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя | |
Октябрь | Грузовая машина | Беседа | Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать интерес у детей к занятию |
Собери грузовик | Дидактическая игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания | |
Грузовая машина. | Рассматривание | Познакомить малышей с основными частями машины, названием каждой из них, продолжать давать знания о том, что машины двигаются по дороге. | |
Птицы и автомобиль | Подвижная игра | Развивать внимание, умение быстро бегать; учить понимать правила на дороге и выполнять их. | |
Ноябрь | Автобус | Рассматривание | Продолжать давать малышам знания о транспорте, который они могут наблюдать на улице, его назначение |
Люди и машины | Развивающая игра | Развивать представления об основных частях улицы | |
Едим в автобусе | Беседа | Знакомить детей с транспортным средством: автобус. Уточнять представления о некоторых транспортных средствах. | |
Мы едем на автобусе | Игровая ситуация | Дать первоначальные знания о легковом автомобиле, приучать детей к нормам поведения в транспорте. | |
Декабрь | По улицам города | Чтение книги М. Приходькина «По улицам города» | Закреплять у детей знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе |
Бегите ко мне | Подвижная игра | Приучать двигаться детей на красный и зелёный сигнал. | |
Дорожные ситуации | Беседа | Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице | |
На чём ездят люди | Беседа | Продолжать развивать представления о средствах передвижения, о соблюдении правил на улице и выполнять их. | |
Январь | Воробушки и автомобиль | Подвижная игра | Продолжать учить понимать правила поведения на улице и выполнять их. |
Как зайка дорогу перебегал
| Рассматривание картины | Побуждать малышей соблюдать правила перехода дороги | |
Дом для машины | Конструирование | Обучать детей умению создавать из строительного материала конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания | |
За рулём | Дидактическая игра | Продолжать знакомить малышей с наземным транспортом, с основными частями машин и их назначением: перевозить груз, людей. | |
Февраль | Дорога в детский сад | Наблюдение | Продолжать формировать представления об улице, её основных частях (дорога, тротуар). |
Светофор | Рассматривание | Дать первоначальные знания о сигналах светофора | |
Узкая дорожка, широкая дорожка | Конструирование | Формировать у детей представление о ширине дорог, по которым ездят машины. | |
Узнай и назови | Дидактическая игра | Закреплять знания у детей о различных видах транспорта | |
Март | Зайка велосипедист | Чтение | Формировать представления малышей, что кататься на велосипеде можно только во дворе. |
Дорога для автомобиля | Рисование | Учить детей умению регулировать силу нажима карандаша, развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзывчивость | |
Моя улица | Беседа | Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие | |
Угадай транспорт | Дидактическая игра | Учить узнавать и называть транспорт, изображённый на картинке и их назначение. | |
Апрель | Светофор | Рисование | Учить детей рисовать круги красного, желтого и зеленого цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. |
Улица | Наблюдение за улицей. | Продолжать формировать представление малышей об улице, воспитывать желание соблюдать правила перехода дороги. | |
Строим дорогу для машин | Конструирование | Продолжать подводить малышей к пониманию, что дорога предназначена для машин. | |
Мы – пассажиры автобуса | Игровая ситуация | Закреплять знания у детей о пассажирском транспорте | |
Май | Пешеходы | Наблюдение | Обратить внимание малышей, что пешеходы ходят, не наталкиваясь друг на друга, переходят дорогу только в определённых местах. |
Грузовик | Дидактическая игра | Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур | |
На машине | Дети старшей группы показывают инсценировку сказки Н. Павлова «На машине» | Создать у детей положительный эмоциональный настрой | |
Итоговое | Беседа | Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения |
Уровни освоения программы
Высокий. Ребёнок научился различать легковые и грузовые машины, называет части автомобиля: кабину, колёса, окна, двери. Различает цветовые сигналы светофора: красный и зелёный, действует соответственно его сигналу. Проявляет интерес к труду водителя. Отвечает на вопросы воспитателя: «Кто управляет автомобилем?», «Где едут машины?» и т.д.
Средний. В ответ на просьбу взрослого показывает и не всегда называет легковые и грузовые машины, называет некоторые более яркие части автомобиля. Совместно с педагогом называет цветовые сигналы светофора. Эпизодически проявляет интерес к труду водителя.
Низкий. По просьбе взрослого ребёнок показывает легковые и грузовые автомобили, части машины.
2 младшая группа
Задачи:
1. Формировать представления об элементарных правилах дорожного движения, навыках культурного поведения на дороге (знать место перехода для пешеходов, сигналы светофора (красный, зелёный), не спешить, быть внимательным.
2. Дать первоначальные знания о дорожных знаках (стоп, переход, стоянка, остановка, больница, телефон, пункт питания).
3. Дать первоначальные знания о движении на дорогах: двустороннее.
4. Продолжать учить различать виды наземного транспорта.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Форма проведения | Цель |
Сентябрь | Вводное | Беседа | Определить начальный уровень знания детьми Правил дорожного движения |
Легковой и грузовой транспорт | Наблюдение | Обучать детей умению различать грузовой и легковой транспорт | |
Грузовой и легковой транспорт | Беседа | Закреплять умения различать и называть виды транспорта | |
Воробушки И автомобиль | Подвижная игра | Развитие у детей умения ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу воспитателя | |
Октябрь | Грузовая машина | Беседа | Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях. Развивать речевую активность детей, воспитывать интерес у детей к занятию |
Собери грузовик | Дидактическая игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания | |
Транспорт | Чтение книги М. Пожарского «Машины» | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Закреплять знания о транспорте. Развивать слуховое и зрительное восприятие | |
Грузовик | Инсценировка по стихотворению А. Барто «Грузовик» | Развивать память. Воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к игре. | |
Ноябрь | Автобус | Наблюдение | Дать детям представление об автобусе, его функциональных назначениях. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающему. |
Красный, зеленый | Подвижная игра | Закреплять умения детей различать цвета (красный, зеленый). Развивать умение ориентироваться в пространстве | |
Едим в автобусе | Беседа | Знакомить детей с транспортным средством: автобус. Уточнять представления о некоторых транспортных средствах. Развивать мышление. Воспитывать умение слушать воспроизводить рассказ педагога | |
Автобус | Сюжетно - ролевая игра | Закреплять у детей знания об автобусе, его назначении. Развивать диалогическую речь. Воспитывать умение играть дружно | |
Декабрь | По улицам города | Чтение книги М. Приходькина «По улицам города» | Закреплять у детей знания о транспорте, его назначении. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать усидчивость, интерес к художественной литературе |
Наша улица | Экскурсия | Давать детям представление об улице, тротуаре. Формировать элементарные навыки поведения на улице. Развивать восприятие. Воспитывать устойчивое внимание. | |
Дорожные ситуации | Беседа | Закреплять у детей элементарные знания о поведении на улице | |
Собери автомобиль | Дидактическая игра | Обучать детей умению собирать из частей целое. Развивать умение доводит начатое до конца. Воспитывать усидчивость | |
Январь | Все работы хороши- выбирай на вкус | Беседа | Знакомить с профессией водителя. Развивать речь. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых |
Гараж | Целевая прогулка | Давать представления детям о гараже, его строении и функциональном назначении. Развивать наблюдательность | |
Гараж | Конструирование | Обучать детей умению создавать из строительного материала конструкции. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к выполнению задания | |
Труд водителя | Беседа | Знакомит детей с трудом водителя, показать его общественную значимость. Закреплять знания детей о грузовом транспорте. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых | |
Февраль | Светофор | Наблюдение | Дать представление о работе светофора, его значении. Закреплять у детей умения различать цвета (красный, желтый, зеленый) |
Светофор | Подвижная игра | Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание | |
Светофор | Аппликация | Учить детей умению правильно располагать и наклеивать круги разного цвета. Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей интерес к выполнению аппликации. Закреплять приемы работы с клейстером (индивидуальная и самостоятельная работа) | |
Узнай и назови | Дидактическая игра | Закреплять знания у детей о различных видах транспорта | |
Март | Покатаем на машине игрушки | Дидактическая игра | Уточнять у детей знания о названии частей грузовой машины |
Дорога для автомобиля | Рисование | Учить детей умению регулировать силу нажима карандаша, развивать умение штриховать в одном направлении. Воспитывать у детей отзывчивость | |
Моя улица | Беседа | Закреплять у детей знания об улице. Развивать зрительное восприятие | |
Зажги свой огонек | Дидактическая игра | Закреплять знания у детей о светофоре, сигналах, их значении | |
Апрель | Светофор | Рисование | Учить детей рисовать круги красного, желтого и зеленого цветов. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать интерес к выполнению работ. |
Вечер загадок | Развлечение | Обучать детей находить отгадку по описанию. Развивать слуховое восприятие | |
Троллейбус | Беседа | Давать детям представления о троллейбусе, об отличительных особенностях. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию | |
Мы - пассажиры | Сюжетно - ролевая игра | Закреплять знания у детей о пассажирском транспорте | |
Май | Мой город | Экскурсия | Расширять знания детей о городе, улицах, светофорах |
Сложи машину | Дидактическая игра | Обучать детей складывать предметы из геометрических фигур | |
На машине | Дети старшей группы показывают инсценировку сказки Н. Павлова «На машине» | Создать у детей положительный эмоциональный настрой | |
Итоговое | Беседа | Уточнять объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения |
Уровни освоения программы
Высокий. Ребёнок различает и называет транспортные средства: автобус, легковой и грузовой автомобиль, самостоятельно рассказывает об их назначении. Различают проезжую часть дороги и тротуар, пешеходный переход. Устанавливают простейшие причинно-следственные связи в окружающем (в светофоре загорелся зелёный свет - и лишь после этого люди стали переходить дорогу). Понимают назначение цветовых сигналов светофора. Узнают и называют элементарные дорожные знаки (стоп, переход, больница, пункт питания, стоянка, остановка, телефон) и объясняют их назначение. По примеру воспитателя отражать в игре знания правил дорожного движения.
Средний. Ребёнок различает и называет транспортные средства и рассказывает об их назначении. Под руководством взрослого называет и показывает проезжую часть дороги, тротуар, пешеходный переход. Понимает назначение цветовых сигналов светофора. Называет большинство дорожных знаков.
Низкий. В ответ на просьбу взрослого показывает и называет транспортные средства, части дороги, рассказывает о назначении цветовых сигналов светофора. Называет некоторые дорожные знаки.
Средняя группа
Задачи:
- Продолжать учить различать разные виды наземного транспорта. Познакомить с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный.
- Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.
- Расширять представления о движении на дороге новыми сведениями: одностороннее и двустороннее движение, перекрёсток.
- Уточнять знания о назначении светофора. Познакомить детей со значением жёлтого сигнала.
- Дополнить представления детей о дорожных знаках: автозаправочная станция, катание на велосипеде запрещено, дети.
- Дать первоначальные представления о правилах езды на велосипедах.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Форма проведения | Цель |
Сентябрь | Вводное | Беседа | Выявлять у детей знания о светофоре, его назначении, о пассажирском транспорте, тротуаре |
Сложи машину из кубиков | Дидактическая игра | Обучать детей собирать из частей целое. Развивать мелкую моторику | |
История автомобиля | Рассказ педагога | Знакомить детей с историей создания автомобиля. Воспитывать интерес к окружающему миру | |
Грузовой транспорт | Беседа | Расширять у детей знания о грузовом транспорте. Развивать умение сравнивать. Закреплять навык употребления новых слов: фургон, цистерна, кузов | |
Октябрь | Машины | Выставка | Закреплять у детей знания о легковом, грузовом и пассажирском транспорте. Развивать умение находить сходства и различия |
Наша улица | Экскурсия | Формировать у детей представления об одностороннем движении. Расширять представления об улице. Закреплять знания о правилах для пешеходов. Воспитывать внимательность, умение ориентироваться а пространстве | |
Макет | Игра | Закреплять знания о двустороннем, одностороннем движении. | |
Воробушки, автомобиль, светофор | Подвижная игра | Закреплять у детей умения действовать в соответствии с правилами игры | |
Ноябрь | Мы по улице идем | Беседа | Закреплять у детей знания о тротуаре, проезжей части |
Пешеходный переход | Экскурсия | Давать детям представление о пешеходном переходе, знаке, как правильно переходить дорогу. Воспитывать у детей культуру поведения на улице | |
Проблемные ситуации | Беседа | Закреплять знания детей о правильном переходе улицы | |
Пешеходный переход» | Рисование | Закреплять умение детей рисовать прямые линии. Воспитывать желание доводить начатое до конца | |
Декабрь | Пассажирский транспорт | Экскурсия | Расширить у детей знания о пассажирском транспорте. Уточнить знания о знаке «Остановка». Воспитывать культуру поведения |
Трамвай | Беседа | Знакомить детей с трамваем. Расширять знания об особенностях движения троллейбуса, трамвая, автобуса. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте | |
В гости к Бабушке Загадушке | Развлечение | Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать смекалку, сообразительность | |
Автобус | Сюжетно - ролевая игра | Закреплять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать умение играть дружно. Воспитывать культуру поведения в автобусе | |
Январь | Будь внимателен | Подвижная игра | Знакомить детей с правилами игры. Развивать внимание. Воспитывать умение действовать по звуковому сигналу |
Назови правильно | Дидактическая игра | Закреплять у детей понятия «справа», «слева», «впереди», «Сзади», «вверху», ориентироваться в пространстве | |
Автобус | Аппликация | Учить детей создавать образ из отдельных частей. Воспитывать аккуратность в выполнении работы | |
Транспорт | Конструирование | Закреплять у детей умение строить транспорт из личного материала. Развивать воображение | |
Февраль | Правила дорожного движения | Чтение книги А. Тюняева «Правила дорожного движения» | Обучать детей умению внимательно слушать и понимать содержание прочитанного. Воспитывать желание соблюдать Правила дорожного движения |
Найди пешеходов - нарушителей | Беседа | Обучать детей Правилам дорожного движения. Развивать внимательность, наблюдательность | |
Станция технического обслуживания | Целевая прогулка | Давать детям представление о станции технического обслуживания, знаке, указывающем на нее. Расширять знания о Правилах дорожного движения | |
Цветные автомобили | Подвижная игра | Знакомить детей с новой игрой, ее правилами. Обучать детей ориентироваться в пространстве. Развивать слуховое восприятие | |
Март | Почини технику | Дидактическая игра | Закреплять у детей знание о транспорте, его составных частях. Развивать внимание, наблюдательность |
Автозаправочная станция | Целевая прогулка | Давать детям представление об автозаправочной станции, знаке, указывающем на нее. Расширять представления о транспорте, окружающем мире | |
Труд водителя | Беседа | Расширять знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его общественную значимость. Развивать внимание. Воспитывать уважение к труду взрослых | |
На машине | Инсценировка по сказке Н. Павлова «На машине» | Создавать у детей положительный эмоциональный настрой. Воспитывать умение играть дружно, помогать друг другу | |
Апрель | Дорожные происшествия | Беседа | Закреплять у детей знания Правил дорожного движения. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации |
Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении | |
В гостях у светофора | Беседа | Знакомить детей с желтым сигналом светофора. Развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Развивать внимание | |
Собери машину. Светофор. | Игротека | Закреплять у детей умения собирать транспорт из 4-х частей. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Побуждать детей к соблюдению правил игры | |
Май | Мой город | Экскурсия | Расширять знания о Правилах Дорожного движения |
Мы учимся соблюдать Правила дорожного движения | Игра | Закреплять у детей Правила дорожного движения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание | |
Бездельник светофор | Кукольный театр по произведению С. Михалкова «Бездельник светофор» | Создать положительный эмоциональный фон у детей | |
Итоговое | Беседа | Уточнить объем знаний и навыков, приобретенных детьми за год обучения |
Уровни освоения программы
Высокий. Ребёнок знает правила дорожного движения, рассказывает о назначении всех цветов светофора, объясняет правила поведения пешеходов, обязанности пассажиров. Ребёнок знает (различает и правильно называет) разные виды общественного транспорта. Свободно оперирует понятиями «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «тротуар», «перекрёсток». Различает, правильно называет и объясняет назначение ранее изученных дорожных знаков и новых: «катание на велосипеде запрещено», «автозаправочная станция», «дети». Отражает в сюжетно-ролевой игре разнообразные сюжеты.
Средний. Самостоятельно называет сигнализацию светофора, рассказывает о её назначении. Совместно с воспитателем называет правила дорожного движения, объясняет правила поведения пешеходов, обязанности пассажира. Называет большинство дорожных знаков. Называет некоторые виды общественного транспорта.
Низкий. Знает сигнализацию светофора, её назначение. Объём представлений о правилах дорожного движения незначителен. Называет некоторые дорожные знаки.
Старшая группа
Задачи:
- Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрёстков), о правилах перехода проезжей части (переходить дорогу шагом в местах, где имеются линии или указатели перехода; при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо).
- Дать более полные знания о правилах езды на велосипеде.
- Познакомить с назначением предупреждающих, указательных и запрещающих знаков.
- Уточнить навыки культурного поведения в общественном транспорте (пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке, пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки, в транспорте каждый должен вести себя спокойно) и на проезжей части (пешеходам ходить только по тротуара, идти следует по правой стороне тротуара).
- Познакомить с работой сотрудников ГИБДД: регулируют движение на улице.
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Форма проведения | Цель |
Сентябрь | Вводное | Беседа | Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов, пассажиров, дорожных знаках |
Правила поведения пешеходов | Беседа | Расширять знания о правилах поведения пешеходов. Воспитывать ответственность | |
Дорожная азбука | Экскурсия | Знакомить детей с дорожными знаками «Осторожно, дети!», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», культуру поведения в общественных местах. | |
Дорожный знак | Рисование | Закреплять у детей знания о дорожных знаках и их назначении | |
Октябрь | Доскажи словечко | Словесная игра | Закреплять у детей знания о сигналах светофора и их назначении. Развивать слуховое восприятие |
Школа пешеходных наук | Беседа | Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода | |
Три чудесных цвета | Инсценировка по стихотворению «Три чудесных цвета» | Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать выразительность речи | |
Дорожные нарушения | Беседа | Закреплять у детей знания о сигналах светофора. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации | |
Ноябрь | Мы идем через дорогу. Это должны знать дети | Практическая работа | Закреплять у детей знания ПДД |
Станция Технического обслуживания | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожном знаке «Станция технического обслуживания». Развивать умение складывать целое из частей | |
Машины специального назначения | Рассказ педагога | Давать детям представление о машинах специального назначения | |
Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Воспитывать внимание, терпение при отгадывании загадок | |
Декабрь | Машины на нашей улице | Беседа | Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление, память. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте |
Мы идем через дорогу | Практическая работа | Закреплять у детей знания правильного перехода через дорогу (как обходить автобус, троллейбус, трамвай) | |
Водители, на страт» | Игра - соревнование | Развивать ловкость смекалку, мелкую моторику рук | |
Собери автомобиль | Настольная игра | Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца | |
Январь | Умные машины | Настольная игра | Расширять у детей знания о водном воздушном, наземном транспорте развивать речь |
Труд водителя | Беседа | Расширять у детей знания о труде водителя и причинах дорожно - транспортных происшествий. Закреплять знания о сигналах светофора. Воспитывать уважение к труду взрослых | |
Считалка «Мы ехали на ралли, все машины обогнали…» | Заучивание | Развивать умение четко проговаривать каждое слово. Воспитывать умение использовать считалку в игре | |
Набери правильно номер | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания номеров телефонов экстренных служб: пожарная охрана, скорая помощь, милиция. Развивать умение правильного набора номера на телефоне | |
Февраль | Твой приятель - светофор! | КВН | Закрепить у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода |
Пословицы | Разучивание | Знакомить детей с пословицами. Развивать выразительность речи | |
Домино дорожные знаки. Учим дорожные знаки | Игротека | Закреплять у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожные знаки к дорожной ситуации. Воспитывать внимание | |
Грузовая машина | Аппликация | Развивать у детей умение правильно располагать на листе бумаги заготовки грузовика, рассказывая о последовательности их наклеивания. Воспитывать оценочное отношение к своим работам | |
Март | Твой приятель светофор | КВН | Закреплять у детей знания ПДД. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода |
Пословицы | Разучивание | Знакомить детей с пословицами. Развивать речь | |
Домино. Дорожные знаки. Учим дорожные знаки | Игротека | Закреплять у детей знание о дорожных знаках. Развивать умение у детей находить дорожный знак к дорожной ситуации. Воспитывать внимание | |
Моя улица | Конструирование | Развивать у детей воображение, фантазию, умение делать постройки домов, транспорта из разного строительного материала | |
Апрель | История транспорта | Беседа | Расширять знание детей об истории транспорта. Развивать умение сравнивать старинный транспорт с настоящим. Воспитывать чувство ответственности |
Умные зверюшки | Чтение | Обучать детей умению слушать и понимать содержание прочитанного. Развивать у детей слуховое и зрительное восприятие. Воспитывать в ребенке грамотного пешехода | |
Кто больше знает? | Загадки | Развивать у детей внимание, сообразительность, мышление | |
Дорожные ловушки | Беседа | Обучать детей соблюдать ПДД. Развивать умение ориентироваться в создавшейся ситуации | |
Май | Путешествие в страну дорожных знаков | Праздник | Создавать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и соблюдать ПДД |
Найди свою ошибку | Словесная игра по книга М. Дружинина «Моя улица» | Обучение детей умению находить в предложении ошибку и исправлять ее. Развивать слуховое внимание | |
Мы пешеходы. Мы - водители | Игры на площадке «Автогородок» | Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в игре, в окружающем мире детей | |
Итоговое | Беседа | Уточнить объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения |
Уровни освоения программы
Высокий. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах пешеходов и пассажиров. Правильно понимает и объясняет, где можно и нельзя играть на улице. Самостоятельно объясняют назначение указательных, предупреждающих и запрещающих знаков, знает виды перекрёстков, разметку проезжей части. Под руководством воспитателя хорошо ориентируется в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагирует на них. Самостоятельно рассказывает о работе сотрудников ГИБДД регулирующих движение на улице.
Средний. Знает правила пешеходов и пассажиров. Различает и называет большинство дорожных знаков и их группы. С помощью педагога ориентируется в окружающей обстановке, называет виды перекрёстков, разметку проезжей части.
Низкий. Имеет представление о правилах пешеходов и пассажиров. Нечёткое представление об указательных, предупреждающих, запрещающих знаках. Испытывает затруднения при назывании видов перекрёстков, разметке проезжей части.
Задачи:
- Уточнять и расширять представления детей о правилах перехода проезжей части (островок безопасности, прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности, запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту).
- Расширять знания детей о транспорте и его классификации.
- Уточнять знания о дорожных знаках и их назначении. Познакомить с предписывающими знаками.
- Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД: контролируют движение на улице.
- Уточнять навыки культурного поведения на улице и в общественном транспорте (пешеходы и пассажиры должны быть внимательны к окружающим, взаимно вежливыми, ожидать транспорт разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги)).
Перспективное планирование
Месяц | Тема | Форма проведения | Цель |
Сентябрь | Вводное | Беседа | Выявить у детей знания о транспорте, правилах поведения пешеходов и пассажиров, дорожных знаках |
Строим улицу | Беседа | Закреплять и расширять у детей знания о профессии строителя. Закреплять знания о Правилах дорожного движения. Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру | |
Выполни верно | Практическая работа | Закреплять у детей знание о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | |
Путешествие Колобка по улице | Беседа | Дать представление об «Остановке безопасности». Расширять у детей знания об улице, умение находить сходства и различия между улицей и дорогой. Воспитывать навыки правильного поведения на улице | |
Октябрь | Объясни | Дидактическая игра | Развивать у детей мышление, знания ПДД |
Островок безопасности | Рисование | Закреплять у детей знания об «Островке безопасности», через рисование. Развивать память, наблюдательность | |
Здравствуй улица | Экскурсия | Давать детям представление о перекрестке. Развивать мышление, зрительное внимание. Воспитывать чувство ответственности | |
Перекресток | Подвижная игра | Знакомить детей с правилами игры. Закреплять знания о перекрестке. воспитывать внимательность и честность | |
Ноябрь | Площадь | Экскурсия | Дать детям представление о площади. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать патриотические чувства |
Закончи предложение | Словесная игра | Развивать у детей фонематический слух, мышление | |
Мой дом - моя улица | Рисование | Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время прогулок, передавать свои впечатления | |
Учим дорожные знаки | Настольная игра | Закреплять у детей знание о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение подбирать правильно знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность | |
Декабрь | Моя улица | Чтение | Закреплять у детей знания об улице. Развивать речь, мышление, воспитывать внимательность |
Это должен каждый знать обязательно на «пять» | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закреплять у детей знание ПДД и умение соблюдать их в жизни. Развивать мышление речь, внимание | |
Перейди дорогу | Игра - соревнование | Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя | |
Найди ошибку | Словестная игра | Развивать у детей фонематический слух, внимание мышление | |
Январь | Чем накормить автомобиль | Дидактическая игра | Закреплять у детей знания о том, что помогает работать мотору автомобиля. Развивать память мышление |
О чем разговаривает улица | Беседа | Углублять у детей знания о дорожных знаках: предупреждающее, запрещающие, указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу | |
Дорожные знаки | Практическая работа | Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги | |
Загородные дороги | Беседа | Обучать детей движению по загородной дороге. Развивать наблюдательность и внимание, умение ориентироваться в создавшейся ситуации | |
Февраль | Световые сигналы автомобиля | Наблюдение | Дать детям представление о специальных световых сигналах: мигающие огни, фары. Воспитывать навык безопасного поведения на дорогах |
Угадай, какой машине принадлежит сигнал | Дидактическая игра | Развивать у детей слуховое внимание, умение по звуку определять автомобиль специального назначения | |
Ловкий пешеход | Настольная игра | Закреплять у детей знания ПДД, счета в пределах шести, умение соблюдать правила игры. Воспитывать честность. | |
Чистоговорка «Жа-жа-жа - едем мы из гаража…» | Разучивание | Знакомить детей с чистоговорками. Развивать умение четко произносить звук ж | |
Март | Работа сотрудника ГИБДД | Беседа | Знакомить детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение понимать сигналы регулировщика |
Сигналы регулирования дорожного движения | Практическая работа | Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты. Развивать память, внимание | |
Автомобиль | Чтение | Знакомит детей с произведением Н. Носова «Автомобиль». Обучать умению оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД | |
Ловкий пешеход | Подвижная игра | Развивать у детей меткость, ловкость, глазомер | |
Апрель | Твой приятель светофор | Беседа | Знакомить детей с историей изобретения уличного светофора. Закреплять знания о четырехстороннем светофоре. Воспитывать умение применять на практике полученные знания по ПДД |
Москвиченок | Инсценировка | Создать у детей эмоционально положительный настрой. Развивать умение сопоставлять движения со словами | |
Угадай ребус | Практическая работа | Развивать у детей мышление, память, внимание. Расширять у детей знания о ПДД. Закреплять умение находить нарушителей | |
Про правила дорожного движения | Чтение книги С. Волкова «Правила дорожного движения» | Развивать у детей умение полным предложением отвечать на поставленный вопрос. Закреплять знания ППД | |
Май | Правила движения достойны уважения! | Развлечение | Закреплять у детей знания ПДД, умение соблюдать их в окружающем мире. Совершенствовать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитывать эмоционально положительный настрой |
Игры на площадке «Автогородок» | Игры | Закреплять у детей знания правильного перехода дороги. Развивать внимательность, умение ориентироваться в пространстве | |
Велосипед | Беседа | Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать слуховое внимание соблюдать правила безопасности | |
Итоговое | Беседа | Уточняем объем знаний и навыков, полученных детьми за год обучения |
Уровни освоения программы
Высокий. Ребёнок имеет представление о работе сотрудников ГИБДД контролирующих и регулирующих движение на улице. Знает назначение и начертания дорожных знаков, самостоятельно группирует их: указательные, предупреждающие, предписывающие, запрещающие. Хорошо ориентируется в окружающей обстановке, её изменениях, правильно реагирует на них. Владеет понятиями в соответствии с программой. Употребляет пространственную терминологию: слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль. Хорошо ориентирован в правилах культурного поведения пешеходов и пассажиров.
Средний. Имеет представление о правилах культуры поведения на улице и в транспорте. Знает назначение и начертания большинства дорожных знаков, испытывает затруднения в их группировке. Недостаточно овладел понятиями и пространственной терминологией. Способен устанавливать наиболее существенные связи в окружающем. Под руководством взрослого ориентируется в окружающей обстановке, её изменениях.
Низкий. Имеет представление о правилах культурного поведения пешеходов и пассажиров. Называет некоторые дорожные знаки. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся пространственной терминологии и понятий.
2.3 Работа с родителями
Важно достичь эффективности в работе по данной программе «Азбука безопасности», которая складывается из объединения усилий педагогического коллектива МБДОУ, воспитанников, их родителей, органов ГИБДД и общественных организаций по освоению детьми определенной системы знаний, умений, навыков правильного поведения на улицах и дорогах города, в общественном транспорте и в обыденной жизни.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения тех или иных правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Достижение единых требований между педагогами детского сада и родителями в вопросах безопасного поведения. Именно поэтому мы определили следующие направления профилактической работы:
- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о положении дел по профилактике ДДТ и стимулировании их активного участия в ней,
- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе «Азбука безопасности» (собрания, открытые НОД, участие в совместных мероприятиях, выпуск наглядной агитации и т.д.),
- педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и культуры поведения детей и взрослых как потенциальных пешеходов,
- проведение совместных мероприятий с приглашением сотрудников ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики ДДТ,
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (День открытых дверей, информация в «уголках для родителей»),
- распространение лучшего опыта семейного воспитания по обучению и закреплению у детей знаний и навыков правил ДД среди населения города (родительские конференции, заседания «Клуба по интересам», через СМИ),
- оказание консультативной помощи на темы профилактики ДДТ (беседы с родителями, консультации, рекомендации по правилам дорожного движения).
(См. приложение 3)
2.4 Работа с учреждениями социумом
Наша совместная работа предусматривает:
- отделение ГИБДД – составление и утверждение планов совместной работы по профилактике ДДТТ, просветительская работа среди детей и их родителей, предоставление наглядной информации о состоянии ДДТТ среди детей дошкольного возраста; оказание помощи в организации и проведении смотров- конкурсов по предупреждению ДДТТ на уровне города;
- МБОУ «СОШ №9» - организация совместных мероприятий, оказание помощи в оформлении пособий для ДОУ по профилактике ДДТТ, взаимопосещения мероприятий;
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
На территории ДОУ имеется специально оборудованная площадка для изучения правил дорожного движения, так же имеется необходимое оборудование: макеты светофоров, переносные дорожные знаки, жезлы для регулировщика, костюмы регулировщиков, машины разных размеров, коляски, наглядные пособия, настольные игры, плакаты.
3.2 Программно - методическое обеспечение и средства обучения
Методические пособия:
- Т.И. Данилова Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД– СПб.: Детство-пресс, 2016 – 208с.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство-пресс, 2004 – 144с.
- Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 64с.
- Гаврина С.Е. Безопасность вашего малыша/ популярное пособие для детей и родителей. – Яросл: «Академия развития», 1997
- Гостюшин А.В. Безопасное поведение. Часть 1 –М: Открытый мир,1996
- Гостюхин А.В. Безопасное поведение. Часть 2 –М: Открытый мир, 1996
- Извекова Н.А. Правила дорожного движения – М.: Просвещение, 1985. -47с.
- МакееваА.Г., Лысенко И.А. Долго ли до беды? – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2000.- 160с.
- Подвижные игры для детей по правилам дорожного движения. – Красноярск – 1987.- 16с.
- Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности. – Д.: Сталкер, 1997. – 432с.
- Рейн Е.Б. Этот страшный случай с Петей пусть узнают все на свете.- М.: Изд-во «Малыш», 1990
- Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3 - 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 112с.
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80с.
- Травин В.А. Не зевай. – Лениздат, 1988
- Учителю о правилах дорожного движения/ сост. Н.А. Извекова. – М.: Просвещение, 1982. – 160с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2003. – 80с.
Наглядно – дидактические пособия:
- Бордачева И.Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.
- Бордачева И.Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4 – 7 лет.
- Вохринцева С. Серия «Окружающий мир»: «Дорожная безопасность». Методическое пособие с дидактическим материалом – Екатеринбург: Изд-во «Страна Фантазий», 2003.
- Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка. – Серия «Я – человек». – М.: Школьная пресса, 2007
- Мой светофор. – М.: ЮНИОН, 2008.
- Плакат «Дорожная азбука»
- Плакат «Уроки безопасности»
- Серия «Уроки для самых маленьких»: Уроки безопасности. 16 обучающих карточек. – Аксай: ПРОФ – ПРЕСС, 2014
- Уроки безопасности. Наглядно – дидактическое пособие. – Аксай: ООО «Рыжий кот», 2012. – 12шт.
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: дорожные знаки на стойках, тканевое полотно с дорожной разметкой, форменные фуражки, накидки, жезл регулировщика, рули.
Настольно-печатные игры: «Красный, желтый, зеленый», «Собери автомобиль», «Лото», «Правила дорожного движения», «Определи дорожный знак», «Дорожные знаки».
Электронные образовательные ресурсы: «Игра по правилам дорожного движения», «Уроки осторожности», ПДД для малышей «Маленький автомобильчик ищет друзей», «Лунтик учит правила».
Литература, рекомендуемая для чтения детям в детском саду и дома
- Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
- Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.
- Дорожная азбука: Альбом для раскрашивания. – Малыш, 1974.
- Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
- Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1966.
- Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.
- Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего возраста. М.: Просвещение, 1981.
- Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. – М., 1988.
- Не зевай! Книжка – раскраска / Художник В.А. Травин. – Лениздат, 1989.
Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.
- Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
- Сыроваткина И. Уроки безопасности. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. Серия «Знакомство с окружающим миром».
- Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для дошкольников, воспитателей дет.сада и родителей / Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1998.
- Трофимов В.М. азбука маленького пешехода. 6 – 8 лет. – 1998.
- Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
- Шалаева Г.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2004.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
- Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет. – Анселл – Пресс, 1998.
Приложение 1
Индивидуальная карта развития
Вторая младшая группа
Ф.И. ребенка___________________________
Дата обследования ______________________
Вопросы | Начало учебного года | Конец учебного года |
Назови цвета светофора | ||
Покажи грузовой и легковой автомобиль | ||
Назови части автомобиля | ||
Кто управляет автомобилем | ||
Что делает водитель? | ||
Г де едут машины? | ||
Кого перевозит автобус? | ||
Где останавливается автобус? | ||
Где ходят люди? | ||
Где играют дети на улице? |
Индивидуальная карта развития
Средняя группа
Ф.И. ребенка___________________________
Дата обследования ______________________
Вопросы | Начало учебного года | Конец учебного года |
Какие ты знаешь автомобили? | ||
Какие автомобили называют грузовым? | ||
Назови части автомобиля? | ||
Что такое светофор? | ||
На какой сигнал можно переходить улицу? | ||
Как называется место где ходят люди? | ||
Что ты знаешь о работе водителя? | ||
Что ты знаешь о пассажирском транспорте? | ||
Г де можно играть? | ||
Почему нельзя играть на проезжей части? |
Индивидуальная карта развития
Старшая группа
Ф.И. ребенка___________________________
Дата обследования ______________________
Вопросы | Начало учебного года | Конец учебного года |
Какой транспорт перевозит грузы и какие? | ||
Какой транспорт перевозит пассажиров? | ||
Чем отличается автобус от троллейбуса? | ||
Назови правила поведения в автобусе? | ||
Что помогает работать мотору автомобиля? | ||
Назови машины специального назначения | ||
Чем отличаются сигналы светофора? | ||
Что такое улица? | ||
Кто является пешеходом? | ||
Назови правила поведения пешеходов? | ||
Что такое переход? | ||
Что такое проезжая часть? | ||
Двустороннее, одностороннее движение? | ||
Покажи дорожный знак «Осторожно дети»? | ||
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» | ||
Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка» |
Индивидуальная карта развития
Подготовительная группа
Ф.И. ребенка___________________________
Дата обследования ______________________
Вопросы | Начало учебного года | Конец учебного года |
Какой вид транспорта ты знаешь? | ||
Для чего нужен пассажирский транспорт? | ||
Г де его ожидают люди? | ||
Как назвать людей едущих на пассажирском транспорте? | ||
Правила поведения в автобусе | ||
Что такое перекресток? | ||
Что такое «зебра»? | ||
Для чего нужен «Островок безопасности»? | ||
Кто контролирует движение? | ||
Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД | ||
На какие две части делится дорога? | ||
Правила перехода улицы | ||
Как узнать, куда поворачивает автомобиль? | ||
Правила поведения на дороге | ||
Г де разрешается ездить на велосипеде? | ||
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети» | ||
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход» | ||
Покажи знак «Пешеходная дорожка» | ||
Покажи дорожный знак « Велосипедное движение» |
Каждый ответ оценивается по трем уровням:
- высокий уровень - 3 балла
- средний уровень – 2 балла
- низкий уровень – 1 балл
Приложение 2
Перспективный план работы с педагогами МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2016-2017 учебный год
Мероприятие | Срок | Ответственный |
| Сентябрь | Старший воспитатель |
1. Диагностика уровня компетентности педагогов по «Дорожной грамоте». 2. Консультация «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения» | Октябрь | Старший воспитатель |
| Ноябрь | Старший воспитатель воспитатели |
| Декабрь | Заведующий ДОУ, |
«Пусть горит зеленый свет». | Январь | Заведующий ДОУ, |
| Февраль | Старший воспитатель, |
1. Выставка в ДОУ «Красный , желтый, зеленый» (продуктивные виды деятельности)
2. Семинар-практикум «Ознакомление дошкольников с дорожной грамотой». | Март | Старший воспитатель, воспитатели Ответственный за обучение ПДД |
по обучению дошкольников безопасному поведению на улице» | Апрель | Заведующий ДОУ, инспектор ГИБДД |
| Май | Старший воспитатель |
Перспективный план работы с педагогами МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2017-2018 учебный год
Мероприятие | Срок | Ответственный |
| Сентябрь | Старший воспитатель |
1. Самоанализ педагогов «Что я знаю о ПДД» 2. Волшебная шкатулка - обмен опытом работы (выставка атрибутов, игр и др. по ПДД). | Октябрь | Старший воспитатель Воспитатели |
| Ноябрь | Старший воспитатель Воспитатели |
| Декабрь | Заведующий ДОУ, |
«Грамотный пешеход» - праздник для детей и родителей. | Январь | Заведующий ДОУ, Инспектор ГИБДД |
| Февраль | Заведующий ДОУ, |
1. Выставка в ДОУ «Зеленый огонек» (продуктивные виды деятельности)
2.Консультация для воспитателей «Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» | Март | Старший воспитатель, воспитатели Ответственный за обучение ПДД |
1. Круглый стол - анализ состояния работы по организации обучения детей ПДД | Апрель | Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели |
1.Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма в летний оздоровительный период. 2. Консультация «Организация изучения правил дорожного движения с детьми в летний оздоровительный период». | Май | Заведующий ДОУ, |
Перспективный план работы с педагогами МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2018-2019 учебный год
Мероприятие | Срок | Ответственный |
1.Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма на начало учебного года: 2.Оформление выставки в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД» | Сентябрь | Старший воспитатель |
1. Анкетирование воспитателей по теме: «Правила движенья, как таблица умноженья!». 2. Консультация «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах». | Октябрь | Старший воспитатель Воспитатели |
1.Семинар «Основы безопасности детей дошкольного возраста. Ребенок на улицах поселка» 2.Оформление уголка безопасности в группе «Пусть горит зеленый свет!» | Ноябрь | Старший воспитатель |
1.Встреча с сотрудниками ГИБДД. | Декабрь | Заведующий ДОУ, |
1.День открытых дверей в ДОУ «Школа светофорных наук» - праздник для детей и родителей. | Январь | Заведующий ДОУ, |
1.Семинар-практикум «Первые шаги на пути к безопасности на дороге» | Февраль | Заведующий ДОУ, |
1. Выставка в ДОУ «Уважайте светофор» (продуктивные виды деятельности)
2.Консультация для воспитателей «Ребенок и дорога» | Март | Старший воспитатель, воспитатели Ответственный за обучение ПДД |
1.Всероссийская неделя безопасного движения. | Апрель | Заведующий ДОУ, |
1.Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, предупреждению детского травматизма в летний оздоровительный период. 2. Консультация «Организация изучения правил дорожного движения с детьми в летний оздоровительный период». | Май | Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД |
Приложение 3
Перспективный план работы с родителями МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2019-2020 учебный год
Мероприятие | Срок | Ответственный |
Общая родительская встреча «Как знакомить детей с ПДД» | Сентябрь | Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД |
Выпуск информационных листов «Родители - пример для детей» | Октябрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» (совместно с детьми). | Ноябрь | Воспитатели старших, подготовительных групп |
Папка передвижка «Знать каждому положено правила дорожные». | Декабрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Листовка обращение «Выполняем правила дорожного движения» | Январь | Воспитатели всех возрастных групп |
Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы за безопасное движение» | Февраль | Воспитатели всех возрастных групп |
Выставка детских работ «Все машины хороши, выбирай на вкус». | Март | Воспитатели всех возрастных групп |
Совместное развлечение с детьми «Светофория встречает гостей» | Апрель | Воспитатели старших, подготовительных групп |
Родительское собрание: «Соблюдение ПДД в летний период». | Май | Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД |
Перспективный план работы с родителями МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2020-2021 учебный год
Мероприятие | Срок | Ответственный |
Общая родительская встреча «Ребенок и дорога» | Сентябрь | Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД |
Консультация «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в ДОУ и семье» | Октябрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Буклет «Как переходить улицу с детьми» | Ноябрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Информация для родителей «Будьте внимательны на дороге, гололед» | Декабрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Буклет «Воспитываем грамотного пешехода» | Январь | Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД |
Встреча с работниками ГИБДД (отдел пропаганды) «Безопасность на дороге» | Февраль | Заведующий ДОУ Старший воспитатель |
Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Улицы нашего города» | Март | Воспитатели всех возрастных групп |
Совместное развлечение с детьми «Знатоки дорожных правил» | Апрель | Воспитатели старших, подготовительных групп |
Родительское собрание: «Соблюдение ПДД в летний период». | Май | Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД |
Перспективный план работы с родителями МБДОУ «Детски й сад №10 «Кораблик» на 2021-2022 учебный год
Мероприятие | Срок | Ответственный |
Общая родительская встреча «Я и мой ребенок на улице». | Сентябрь | Старший воспитатель, Ответственный за обучение ПДД , инспектор ГИБДД |
Консультация «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье». | Октябрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Консультация «Родители, будьте осмотрительнее!» | Ноябрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Папка-передвижка «Поведение детей в общественном транспорте» | Декабрь | Воспитатели всех возрастных групп |
Буклет «Счастливая дорога от детского сада до домашнего порога» | Январь | Воспитатели всех возрастных групп |
Выставка семейных рисунков по безопасности дорожного движения «Мы за безопасное движение» | Февраль | Воспитатели всех возрастных групп |
Встреча с работниками ГИБДД (отдел пропаганды) «Безопасное детство». | Март | Заведующий ДОУ, старший воспитатель |
Совместное развлечение с детьми «Азбука дорожного движения» | Апрель | Воспитатели старших, подготовительных групп |
Родительское собрание: «Соблюдение ПДД в летний период». | Май | Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп, инспектор ГИБДД |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» Программа обучения правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах городов и сел....
Проект-презентация по правилам дорожного движения "Азбука дорожной безопасности"
Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного об...
Конспект физкультурного досуга по правилам дорожного движения "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ" (для детей старших и подготовительных групп )
Цель: способствовать закреплению знаний детей о правилах дорожного движения путем организации познавательно - игровой деятельности в специально созданных условиях дошкольного учреждения. Подготовили и...
Рабочая программа кружка дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная Азбука»
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качест...
программа образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная азбука"
Этой программой я оптимально обеспечиваю процесс обучения дошкольников правилам дорожного давижения....
программа образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге "Дорожная азбука"
Этой программой я оптимально обеспечиваю процесс обучения дошкольников правилам дорожного давижения....
Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Азбука безопасности»
Сокращение детского дорожно-транспортного травматизма не только актуальность, но и жизненная необходимость. Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети их опасное повед...