Индивидуальная образовательная программа по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
рабочая программа по обж

Суханова Татьяна Валентиновна

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения "

Воспитатель: Суханова Татьяна Валентиновна

В рамках целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ребенок обладает начальными знаниями о себе, следует социальным нормам поведения и может соблюдать правила безопасного поведения.

            Обеспечение здоровья детей - основная цель, главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями  и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила усвоенные ребенком, в последствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.

В работу с дошкольниками по ознакомлению с правилами дорожного движения включены все специалисты ДОУ, родители и сотрудники ГИБДД.

             Проблема: Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения

             на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного

             движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительными.

            Актуальность данной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного

            возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную

            обстановку, которая свойственна взрослым.  Их жажда знаний, постоянно

            открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в

            частности, на улицах. Поэтому я считаю, что  уже в детском саду необходимо

            изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки

            осознанного безопасного поведения на улице большого города.

            Все вышеизложенное позволило мне определить тему, цель и задачи работы с

            воспитанниками:

             Цель:

             Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

         Задачи:

Обучающие:

1. Раскрыть значение выполнения правил дорожного движения в жизни людей.

2. Способствовать умению детей составлять рассказ о любом виде транспорта.

3. Закрепить знания некоторых дорожных знаков.

4. Учить детей составлять небольшие описательные рассказы о любом виде транспорта, используя план-схему.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о ПДД.

2. Развивать лексико-грамматические представления, диалогическую речь.

3. Развивать коммуникативные умения и навыки.

Воспитательные:

1. Формировать навык бережного отношения к своему здоровью.

2. Повысить культуру поведения детей на дороге.

   Реализация совместной деятельности в данном направлении  осуществляется через специально организованную деятельность (интегрированные занятия, тематические развлечения, комплексные занятия), а так же через совместную деятельность педагога с детьми (беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры -  викторины, сюжетно – ролевые игры),  а также в самостоятельной деятельности и работе с родителями (тематические родительские собрания, изготовление макетов, уголка по ПДД, тематических рисунков).

            Ожидаемый результат: 

            - закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках,

           значение сигналов светофора);

           - пополнить  активный словарь детей по теме;

           - совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, что

           позволит  повысить речевую активность детей;

          -  воспитать уважение к людям, работающим на транспорте и дороге.

                    Работу в данном направлении организовала в виде кружка «Школа

            пешеходов», используя игровые и информационные технологии.

 Почему выбрала именно кружковую деятельность? Потому что это  игра  с определенной целью, по определенному плану для решения задач и любому направлению содержания образования; она развивает  познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

        Для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения был составлен план работы кружка и сроки его реализации:

           - опрос детей по теме

           - наблюдение за играми и деятельностью детей

           - постановка целей и задач

           - подготовка условий для реализации поставленных задач

           - знакомство родителей с предстоящей работой и ее задачами

          - привлечение родителей принять активную помощь в осуществлении

             намеченных задач (предложить принять участие в выставке рисунков,

             изготовление пособий),

          - провести консультацию на тему «Безопасность детей – в наших руках»,

          - провести вечер встречи с интересными людьми ", с привлечением

            сотрудника ГИБДД.

           Взаимодействие с детьми:

            1. Беседы, составление рассказов по картине, по схеме: "Правилам движения

               - наше уважение", "Помощники дороги", "Машины такие разные ".

            2. Экскурсии к перекрестку: наблюдение за движением машин, пешеходами.

           3. Чтение художественной литературы: Н. Носов «Автомобиль», Е. Сегала

               "Машины на нашей улице",  С Михалков "Дядя Степа", Д. Родарри

                "Голубой светофор", А.Дорохов "Зеленый, желтый, красный", О.Тарутин

                "Для чего нам светофор".

          4.Подвижные игры на физкультурных занятиях "Цветные автомобили",

             "Зеленый, желтый красный", "Будь внимателен" и др.

           5. Настольно-дидактические и сюжетно - ролевые игры: "Доскажи словечко",

             "Будь внимательным", "Мотокросс", "Какой нужен знак", "Вырасту

               большим", "О правилах поведения на дороге", "Дорожная азбука" ЛОТО

              "Дорожные знаки", "Транспорт", "Автомобили", "Транспортные

               состязания", "Внимание дорога", "Как избежать неприятностей",

              "Дорожные знаки", "Азбука безопасности", "Правила дороги".

          6. Разучивание песен и стихотворений по данной теме.

                В конце года  было организовано и проведено мероприятие, совместно со

          специалистами ДОУ и сотрудником ГИБДД  "Мы – друзья дороги»".

           В  результате:

  1. У детей повысился уровень знаний по данной теме (по результатам

диагностики на конец года: 98% детей – высокий уровень знаний)

  1. Речевая и продуктивная деятельность детей повысилась: дети с интересом

 изучали данную тему ( научились составлять рассказ о транспорте, используя план-схему, пополнился словарь детей по теме «Безопасность».

  1. У детей появился интерес к правилам дорожного движения, желание

больше узнавать о нём, использовать знания в самостоятельной деятельности.

  1. Развивающая среда группы пополнена новыми видами конструкторов для

постройки  улиц города с транспортом, материалами по теме.

          "Вакцина против травматизма - это воспитание"- так сказал один из известных ученых. Эта формула справедлива не только по отношению к детям, но еще в большей степени она адресована к взрослым, так как мы являемся примером для наших детей. А примеры, как хорошие, так и плохие, бывают заразительны.

          В рамках федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования это направление остается актуальным и я буду в дальнейшем углублять и расширять работу по данной теме  и находить новые формы воспитания и  обучения.

Список литературы

1.        Извекова Н.А.,Медведева А.Ф. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. –М.: ТЦ Сфера, 2015 г.

2.        Исакова Н.Б. Правила для водителей и пешеходов Журнал «Воспитатель», №1, 2010 г.

3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. - М.: Мозаика - синтез, 2015г.

4.        Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005г.

5.        Шурмелева О.В. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Журнал «Дошкольная педагогика», №2, 2009г.

Уровень знаний детей по ПДД начало уч. года

Ф.И.

Знания об устройстве улицы (дорога, тротуар)

Виды транспорта

Правила ДД

Сигналы светофора

Значение дорожных знаков

1

Ульяна

1

1

1

2

1

2

Руслан

2

2

2

2

1

3

Рома А.

1

1

1

2

1

4

Артемий

1

1

1

2

1

5

София

3

3

3

3

2

6

Никита

3

3

3

3

2

7

Сережа

1

2

2

2

1

8

Настя

2

2

2

2

1

9

Рома К.

1

1

1

1

1

10

Лиза

3

3

3

3

2

Низкий  уровень- 40 %

Средний уровень – 30%

Высокий уровень- 30%

Уровень знаний детей по ПДД конец уч. года

Ф.И.

Знания об устройстве улицы (дорога, тротуар)

Виды транспорта

Правила ДД

Сигналы светофора

Значение дорожных знаков

1

Ульяна

2

3

2

3

1

2

Руслан

3

3

3

3

3

3

Рома А.

3

3

3

3

2

4

Артемий

3

3

2

3

2

5

София

3

3

3

3

3

6

Никита

3

3

3

3

3

7

Сережа

3

3

3

3

3

8

Настя

3

3

3

3

3

9

Рома К.

2

2

2

2

1

10

Лиза

3

3

3

3

3

Средний уровень – 20%

Высокий уровень- 80%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

Самообразование на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. В статье раскрывается проблема связана с тем, что...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

laquo;Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомлениес правилами дорожного движения»...

Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, в общении с незнакомыми взрослыми и в природе».

Воспитание безопасного поведения у детей - одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию ст...

ПАПКА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Работа содержит:  актуальность, цель, задачи. формы работы, тематическое планирование деятельности по самообразованию и работу с детьми....