Консультация: «Планирование работы по ознакомлению детей с ПДД»
консультация по обж
Педагог, осуществляя связь между всеми разделами программы, должен систематически обучать детей правилам дорожного движения, уделять внимание воспитанию культуры поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация: «Планирование работы по ознакомлению детей с ПДД» | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация:
«Планирование работы
по ознакомлению детей с ПДД».
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
Педагог, осуществляя связь между всеми разделами программы, должен систематически обучать детей правилам дорожного движения, уделять внимание воспитанию культуры поведения на дороге.
В нашей стране с каждым годом увеличивается автомобильный парк. На улицах городов, населенных пунктов и дорогах возрастает интенсивность и скорость движения легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, трамваев и троллейбусов. Во избежание несчастных случаев на дорогах и особенно дорожно-транспортного травматизма водители, пассажиры и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными и дисциплинированными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям.
Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:
1. незнание и нарушение правил дорожного движения;
2. неправильное поведение на улице;
3. неумелое пользование общественным транспортом;
4. детская безнадзорность.
В «Программе воспитания в детском саду» уделяется большое внимание формированию у детей способности ориентироваться в пространстве (на занятиях по родному языку, изобразительной деятельности, физической культуре и т.д.), воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей среды. Это в значительной степени способствует формированию у ребенка автоматизированного навыка поведения на улице и владению им правилами дорожного движения.
С первых дней пребывания ребенка в детском саду педагог, осуществляя связь между всеми разделами программы, должен систематически уделять внимание данному вопросу, последовательно усложняя программные требования к занятиям во всех возрастных группах. При этом важно, исходя из возможностей возраста, учитывать индивидуальные особенности детей. При ознакомлении их с правилами уличного движения необходимо воспитывать самостоятельность, умение применять в повседневной жизни знания, полученные на занятиях.
Ознакомление детей с правилами дорожного движения в целях воспитания у них организованного и дисциплинированного поведения на улицах и дрогах следует проводить, используя разнообразные формы педагогической работы: наблюдения, экскурсии, занятия по развитию речи (рассказ по картине, чтение художественной литературы и т.д.), занятия по рисованию на тему правил дорожного движения, подвижные и ролевые игры, радио-передачи, диафильмы, кино, телепередачи, моделирование проблемных ситуаций.
К сожалению год за годом актуальность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма диктует сама жизнь.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность нас взрослых: родителей и педагогов.
Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице.
Мой подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
1. развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
2. обучение детей дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
3. воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. обогащение представлений детей о здоровье. Формирование чётких представлений о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. Исходя из поставленных задач, работу следует проводить в течение года в тесной взаимосвязи между всеми занятиями и видами деятельности в соответствии с конкретными условиями жизни детей, начиная с младшей группы. Для того чтобы показать, как идет расширение знаний у детей о поведении на улице, о правилах дорожного движения, необходимо проследить усложнение программного материала от младшей до подготовительной группы.
При построении системы работы с детьми по изучению правил дорожного движения я учитываю три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.)
Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения является создание развивающей среды: в группе имеется уголок по обучению детей правилам дорожного движения, также в ДОУ есть комната с дидактическими материалами по ПДД.
Решение выше изложенных задач осуществляется: через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок и экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.; в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике; в игровых и практических ситуациях в комнате безопасности применяя макеты; посредством самостоятельной и организованной игровой деятельности; в процессе просмотра мультимедийной презентации «Школа пешеходных наук», «Мой друг – Светофорик», «Наши верные друзья на улицах и дорогах». Занятия, проводимые с детьми, имеют практическую педагогическую направленность на обеспечение безопасности, формирования у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения. Моя задача не столько обучить, сколько научить правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняются, уточняются, дополняются, для этого каждый год составляется тематический план работы, начиная со второй младшей группы.
Полученные детьми знания закрепляются во время проведения всевозможных мероприятий: проектной деятельности, игр, викторин, конкурсов рисунков и плакатов, создании карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, просмотров видеофильмов по безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится:
организации игровой деятельности, в которой формируются пространственная ориентация и умение применять эти знания на практике.
заполнению детских анкет, созданию карт безопасных маршрутов
моделированию (переносу знаний в жизненную ситуацию).
Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке, выполнение детьми отдельных поручений. Например: прежде чем пойти с детьми в библиотеку, я предлагаю им вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, затем назначаю двух ребят, которые ведут всю группу по назначенному маршруту. В этом случае, не смотря на то, что воспитатель идет рядом, дети чувствуют себя ответственными за порученное дело, они действуют сознательно.
Особо хочу отметить использование в своей работе приема «проговаривания », как птица-говорун в известном мультфильме, постоянно проговаривают свои действия, чтобы они становились частью их мышечной памяти и внутренней речи.
Работа воспитателя по усвоению детьми правил безопасного движения быть может эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями воспитанников.
При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Поэтому осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, я строю контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими в процессе ее усвоения. В одном случае более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с публикациями из местной и центральной прессы.
С этой целью я провожу беседы с родителями, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма: «Какие привычки детей, безобидные возле дома, опасны на проезжей части улицы? », «Роль родителей в профилактике дорожно-транспортного травматизма детей», «Скоро ваши дети пойдут в школу и станут самостоятельными». В «День открытых дверей» для родителей была проведена совместная деятельность по безопасности «Школа пешеходных наук», где родители могли обучаться методом формирования у детей правильного поведения и ознакомления с Правилами дорожного движения. Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители, они никогда раньше не задумывались над проблемой детской безопасности на дороге, считали, что их дети еще малы С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. В книжный уголок родители помогли подобрать необходимый литературный материал по дорожному движению.
Постоянно пропагандируется работа по ознакомлению с правилами дорожного движения в семье. В уголке для родителей обновляется материал. Проводятся индивидуальные беседы с родителями, совместные развлечения, заставляющие их серьезно взглянуть на приобретение их детьми прочных знаний и навыков поведения на улице.
Так же были организованы встречи с участием инспектора ГБДД. Он проводит обсуждение проблем детского дорожно-транспортного травматизма, беседы. С этой же целью в родительском уголке группы имеются рекомендации для родителей по обучению детей правилам безопасного поведения, по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Моя работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах кропотливая и не терпит суеты и спешки. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Только такая работа может принести желаемые результаты. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. чтобы дошкольник не только запомнил и осознал алгоритм поведения, но и действовал в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.
Этот год самый важный в решении задач подготовки моих воспитанников к безопасному поведению на дороге, ведь мои подготовишки– будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, налицо положительные результаты:
сформированность привычки сдерживать свои порывы и желания,
самоконтроля и самоорганизации, достаточно высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге: понимание того, что является правильным или неправильным, устойчивые знания правил безопасного поведения на улице.
Таким образом, проводя в группах целенаправленную систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения и поведения на улице, мы сможем уберечь наших детей от несчастных случаев на улице. Формирование навыков безопасности движения должно тесно увязываться с общими целями воспитания. Указывая на необходимость соблюдения норм поведения на улице, следует настойчиво разъяснять детям, что, игнорируя правила движения, они рискуют не только собственной жизнью, но жизнью других.
Формируя у детей навыки правильного поведения на улице, воспитатели уделяют внимание знакомству с трудом водителей грузового транспорта и автобусов. Объясняют, как трудно приходится им, если пешеходы не соблюдают правил уличного движения. В свободное время дети с интересом рассматривают иллюстрации, альбомы, рисунки, плакаты по правилам дорожного движения.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми подготовительной группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве. Это такие игры, как «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины -
Для взрослых пешеходов и ребят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ» ПО ТЕМЕ: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЕЙ ПОГРАНИЧНИК»
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ: «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
система работыпо приобщению детей раннего возраста к истокам отечественной народной культуры через использование фольклора в условиях реализации ФГОС ДО
Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использования фольклора. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить к народной поэзиии. Песенк...