Этапы и механизмы используемые в дошкольном учреждении по предотвращению и защите детей от насилия и жестокого обращения в семье.
материал по обж

Мельникова Ольга Васильевна

Материал для выступления на конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы и механизмы используемые в дошкольном учреждении по предотвращению и защите детей от насилия и жестокого обращения в семье.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие-это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие-это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие-это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психологической форме насилия относятся:

-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

-замечания, высказывания в оскорбительной форме унижающие достоинства ребенка;

-преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

-ложь и не выполнение взрослыми своих обещаний-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка-это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относится:

-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми;

-неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;

- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшихся из мест лишения свободы;

-безработица, постоянные финансовые трудности;

-постоянные супружеские конфликты;

-статус беженцев, вынужденных переселенцев;

-низкий уровень культуры и образования;

-негативные семейные традиции;

-нежеланный ребенок;

-умственные или физические недостатки ребенка;

-трудный ребенок.

Выявлением семей, где дети могут быть подвержены насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунального хозяйства и иные государственные органы и организации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

-состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый внешний вид ребенка и др.);

-особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых, замкнутость, черезмерная возбудимость и др.);

-низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка. В образовательном учреждении, уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы, употребление алкоголя или других наркотических средств);

-отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования, неявка на родительские собрания и др.);

-задолженность по оплате за детский сад;

-заявление в органы внутренних дел об уходе несовершеннолетнего из дома, розыске и др.

Этапы работы дошкольного учреждения в целях профилактики жестокого обращения с детьми в семьях.

1.Информационный.

Получение информации о семейном неблагополучии. На данном этапе используют следующие методы: индивидуальное собеседование, посещение на дому, ежедневный контроль за посещением ребенком дошкольного учреждения (оперативное принятие мер по выявлению причин пропуска), анкетирование родителей. Так же: обращение лиц по телефону доверия, обращение граждан, детей, информация из органов и учреждений ПДН, черезвычайные происшествия, судебные решения, информация из медицинских организаций, медосмотров, иные источники.

2.Диагностический.

Диагностика семей и несовершеннолетних на наличие проблем.

Наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, опросы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночные методики, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений. Беседа с родителями при первичном посещении семьи, в ходе которой определяется уровень эмоциональной поддержки и автономии членов семьи, особенности стиля воспитания, норм и правил семьи и т.д. Информация общего характера :адрес проживания, прописка, состав семьи: ФИО родителей, детей, возраст, национальность, сведения из учреждений свидетельствующих о неблагополучии семьи. Специализированная информация социального статуса семьи: полная, неполная, безработные, многодетные, малообеспеченные, состояние здоровья, уровень образования, нарушения функции семьи и т.д. Источники информации о семье: социальные работники, специалисты КДН и ЗП (зарегистрированные случаи жестокого обращения с ребенком со стороны родителей); специалисты органов опеки (оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в обстановке представляющей угрозу жизни и здоровью ребенка, нуждается в социальной реабилитации, социальных выплатах, льготах , пособиях, компенсации). Специалистов поликлиники: состояние здоровья, наличие льгот на лечение и приобретение медикаментов. Соседи, родственники и другие физические лица.

3.Коррекционный.

Коррекция детско-родительских отношений.

Используются следующие формы в рамках реализации данного этапа: социально-психологические тренинги, консультации, коррекционные занятия, индивидуальные профилактические беседы, клуб «Азбука родительской любви». Занятия в котором направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, формировании их эмоциональной связи с ребенком, развития конструктивных способов решения конфликтных ситуаций в семье, выявление и коррекция родительских установок и позиций.

4.Профилактический.

Профилактическая работа с семьями и несовершеннолетними по предотвращению насилия и жестокого обращения. Участие родителей и детей в совместных мероприятиях, различных акциях и праздниках для формирования эмоциональной близости и привязанности. Распространение брошюр, листовок, информационных буклетов.

5.Методический.

Методическое сопровождение деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения. Разработка алгоритма деятельности специалистов по профилактике необходимого программно-методического материала.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми по предшествующим этапам.

1.Получение информации о предполагаемом неблагополучии семьи. Проверка полученной информации, путем первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи, в ходе которой, составляется акт обследования жилищно-бытовых условий.

Срок выполнения-незамедлительный.

2.Проведение социально-психологической диагностики ситуации семьи, с целью выявления родителей склонных к насилию в отношении детей: экспресс-диагностика «Внутрисемейные отношения», диагностическая беседа на выявление фактов жестокого обращения и насилия. Наблюдение, проводится при первичном патронаже семьи. Подготовка предварительной оценки наличия или отсутствия случая жестокого обращения с ребенком в семье. Проводится не позднее трех дней после патронажа. Анкетирование детей для выявления жестокого обращения к ним со стороны ближайшего и отдаленного окружения. «Выявление  и предупреждение домашнего насилия, жестокого обращения и насилия среди сверстников, в образовательном учреждении, на улице». Проводится при первичном патронаже. Анализ результатов анкетирования не позднее десяти дней после патронажа. Анкетирование родителей «Проблемы с которыми сталкивается семья». При первичном патронаже. Проведение диагностических процедур (проективные техники, тесты-опросники: детско-родительских отношений; уровня тревожности; стратегий (моделей) поведения. В течении всего периода. Мониторинг динамики семейной ситуации. В течении всего периода. Разработка плана индивидуальной работы с семьей с учетом результатов психологической диагностики, составления социальной карты семьи.

Срок выполнения-по истечении десяти дней с момента выявления проблемы.

3.Оказание консультативной помощи семьям имеющим несовершеннолетних детей, состоящих на учете, по вопросам воспитания, обучения, содержания. По мере необходимости. Проведение тренингов для детей и родителей направленных на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества, выработку навыков адекватного и равноправного общения. Срок проведения-один раз в квартал. Проведение коррекционных занятий с детьми направленных на устранение дезадаптивных форм поведения, адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях. Один раз в квартал. Проведение индивидуальных профилактических бесед с детьми с целью выяснения причин отклонения в поведении. По мере необходимости. Проведение индивидуальных бесед с родителями с целью поиска выхода из сложной ситуации. По мере необходимости. Работа клуба «Азбука родительской любви». Один раз в квартал. Оказание социальной помощи посредством благотворительной акции «Вторые руки». По мере необходимости. Привлечение представителей органов системы профилактики и других заинтересованных организаций к проведению работы по коррекции детско-родительских отношений. По мере необходимости.

4.Участие в республиканских акциях «Телефон доверия». В соответствии с графиком проведения. Проведение бесед с детьми с приглашением представителей системы профилактики, направленных на воспитание безопасного поведения у детей. Знакомство с правилами поведения в различных ситуациях: «Права и обязанности детей», «Если в семье конфликт, как разрешить его мирным путем?», «Уважительное отношение друг к другу», «Поведение с незнакомыми людьми». Один раз в квартал. Проведение занятий с детьми об основных признаках жестокого обращения с детьми или пренебрежением их нуждами, порядок действия в случае обнаружения таких признаков. Один раз в полугодие. Родительский лекторий с приглашением представителей органов системы профилактики «Мудрость родительской любви», «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей», «Жестокое обращение с детьми как социально-психологическое явление», «Ошибки семейного воспитания и их влияние на формирование у ребенка системы ценностей», «Непослушный ребенок. Поиск понимания в общении». Один раз в квартал. Распространение информационных, методических материалов для родителей и детей (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) Ежемесячно при патронаже. Размещение на стенде  телефона доверия и информации о нем , а так же других профилактических служб. Контроль за занятостью детей в свободное от посещений ДОУ время.

5.Изучение и внедрение инновационных методик по профилактике жестокого обращения с детьми. Постоянно. Промежуточный и итоговый анализ эффективности реализации программы. Один раз в полугодие. Разработка сценариев проведения мероприятий, социально-значимых акций. По мере необходимости. Разработка информационных, методических материалов для родителей и детей о построении взаимоотношений, профилактике конфликтных ситуаций, противодействии жестокому обращению с детьми, защите прав детей оказание помощи в трудных жизненных ситуациях. Ежемесячно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

Выступление на родительском собрании Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Выступление на родительском собранииКто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?...

«Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми»

Сегодня о насилии и жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не только не исчезла, но и приобрела еще большую актуаль...

Тренинг для родителей в детском саду «Предупреждение насилия и жестокого обращения с детьми».

Данный тренинг посвящен проблемам по предупреждению насилия и жестокости в семье и детском коллективе....

Этапы и механизмы используемые в дошкольном учреждении по предотвращению и защите детей от насилия и жестокого обращения в семье.

Этапы и механизмы используемые в дошкольном учреждении по предотвращению и защите детей от насилия и жестокого обращения в семье....

Буклет для родителей "Дети – право на жизнь без насилия и жестокого обращения"

Дети – будущее нашей земли,нашего мира.Нарушение прав детей –это нарушение прав человека....

Буклет для родителей "Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения"

В буклете рассказывается о том, как нужно правильно и грамотно защищать детей от грубого отношения взрослых...