«Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»
консультация по обж (подготовительная группа)

Айбашева Альфия Сабирзяновна

   В настоящее время существует такая образовательная область, «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной. 

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_opyt_raboty.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 66»

Заводского района г. Саратова

Консультация для педагогов на тему:

«Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»

Подготовила воспитатель: Айбашева А.С.

Саратов, 2021г.

Об актуальности данной темы можно говорить много и долго. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?..

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы:

1) природные; 2) техногенные; 3) социальные.

Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:

          1) Опасности дома (или бытовые).

          2) Опасности в природе.

          3) Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

   Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.

   В настоящее время существует такая образовательная область, «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: но, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой и сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Задача взрослых подготовить подрастающее поколение к встречам со сложными жизненными ситуациями, которые необязательно могут состояться.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.      

Все взрослые, сначала родители и близкие люди, а потом воспитатели и педагоги, являются важными учителями для ребенка при формировании его системы ценностей и безопасной жизнедеятельности. В дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения. Вот почему внимание к вопросам по формированию ОБЖ остается приоритетным в любом образовательном учреждении.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем современном мире и, с точки зрения ученых, включает в себя несколько направлений: идентификация опасностей (распознание опасностей и их источников), разработка профилактических мер, устранение возможных ситуаций.

Профилактические меры осуществляются с приходом малышей в учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ именно с младшего дошкольного возраста, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.

Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.

Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми. Тогда жизнь детей будет в безопасности.


Из опыта работы

Опыт работы нас, специалистов, нашего дошкольного учреждения по формированию основ безопасности у воспитанников детского сада богат и разнообразен мероприятиями (дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр мультфильмов, досуги и развлечения, проектная деятельность, наблюдения, беседы, виртуальные экскурсии, конкурсы и выставки, тренинги и родительские собрания на актуальную тему). 

Ребенок может попадать в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Работая над системой воспитания безопасного поведения детей, мы попытались раскрыть вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» и, как следствие, поставили перед собой определенные задачи:

во-первых, надо детям дать необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

во-вторых, научить осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность, важно научить ребенка объяснить собственное поведение.

Задачи в работе с родителями:

        знакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста   основ   безопасности жизнедеятельности;

        повышать уровень знаний родителей по формированию у детей старшего дошкольного возраста   основ   безопасности жизнедеятельности;

        воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья и                                                 безопасность детей, их эмоциональное благополучие.

Содержание работы по ознакомлению дошкольников с правилами безопасности затрагивает все виды опасностей окружающего мира. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев. А каким образом об этом можно узнать?

К сожалению, пока не существует такого единого свода правил, в котором все они были бы собраны и популярно изложены. Мой опыт работы создан на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», методических пособий К.Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника», моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками. 

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я распределила по тематическим блокам:  

  • «Ребёнок и его здоровье»;
  • «Ребёнок и другие люди»;
  • «Ребёнок на улицах города»;
  • «Ребёнок дома»;
  • «Ребёнок и природа».

В разделе «Ребёнок и его здоровье», основой которого является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранение своего здоровья и здоровья окружающих, я проводила ознакомительные беседы по темам «Запомните, детки таблетки – не конфетки», «Скорая помощь», «Безопасность в доме», «Опасные предметы дома», «Осторожно микробы», «Сохрани своё здоровье сам», «Путешествие в страну здоровья» и др. Формировала умение у детей самостоятельно следить за своим здоровьем, за своим внешним видом, прививала любовь к физическим упражнениям. Формировала у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; о значении витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Ежедневно проводятся утренние гимнастики, гимнастика после сна…

Конечно, важное место в работе с детьми занимает обучение правилам личной безопасности в разделе «Ребёнок и другие люди». Дети должны иметь представление о возможной опасности общения с незнакомыми людьми.  В беседах рассматривались и обсуждались типичные ситуации «Если ты гуляешь один», «Если чужой приходит в дом» и др., обращала внимание детей на то, что может быть опасно оставаться наедине с незнакомым человеком. Старалась убедить их в том, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями

 Вспоминались и драматизировались русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка», на примере героев этих сказок я знакомила детей с правилами безопасности. Разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения дома, рассматривались плакаты, иллюстрации о правилах безопасности.

В разделе «Ребёнок на улицах города» закреплялись и углублялись знания о правила   дорожного движения, с детьми были проведены беседы «Знакомство с улицей», «Пора не пора – не ходи со двора», «Правила поведения в транспорте» и др.; закреплялись такие представление как: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Пешеходная зона». Рассматривались потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, ребята учились мерам предосторожности. В игровой форме формировались знания о дорожных знаках, их классификация, назначении.  

Расширила представления детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Ребята познакомились с транспортом специального назначения «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция» и др., их особыми правилами движения по улице.  Через сюжетно-ролевую игру «Транспорт» закрепила понятие о правилах поведения в общественном транспорте.

А дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Дорожные знаки», «Знак заблудился», «Домино. Дорожные знаки», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так» и многие другие помогают лучше усвоить правила дорожного движения.

Всем известно, что телевидение является мощнейшим информативным источником, как для взрослых, так и для детей. На телеэкранах наших телевизоров можно увидеть много негативного, но есть и познавательные программы, например, мультипликационные фильмы «Смешарики», «Уроки осторожности тетушки Совы», которые сразу полюбились детям, в этих сериях мультфильмов есть сюжеты о безопасности. Просмотрев мультфильмы, мы с детьми обсуждаем поведение героев и закрепляем правила.  Родителям советуем в выходные дни подключиться к просмотру этих важных телепередач.

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности    в разделе «Ребёнок дома», с детьми были проведены беседы «Пожарный - герой, он с огнём   вступает в бой», «Детские шалости с огнём», «Будь осторожен с огнём» «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт» и др. «Наши помощники-электроприборы!», «Острые, колючие!», «Окно – источник опасности!» - беседы о предметах домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Детей любого возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная реакция. Поэтому моя задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление о причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам, научить детей вызывать помощь по телефону, заучивать номера телефонов экстренных служб, знать свой домашний адрес и уметь описать место происшествия.

Для ознакомления детей с правилами поведения в природе    в разделе «Ребёнок и природа», мы беседовали с детьми на темы «Домашние и бездомные животные», «Съедобные и не съедобные грибы», «Лекарственные растения» и др.  

Закреплялись представления детей о правила поведения на воде, встрече с насекомыми.   Рассматривались потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх с бездомными животными, ребята учились мерам предосторожности с незнакомыми растениями и насекомыми и т.д.  Просматривая иллюстрации «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра самостоятельно смогли сделать выводы о том, что нельзя разорять птичьи гнёзда, муравейники, рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.  Ребята с огромным интересом высказывали предположения, свою точку зрения, рассуждали   в занятиях «Путешествие в лесу» закрепили правила поведения в лесу, знания о диких животных о том, что каждое животное приносит пользу. В беседе «Умеешь ли ты обращаться с животными?» ребята получили знания о правилах поведения с домашними животными; учились    понимать состояние и поведение животных, как с ними общаться.

Помогает формированию правил безопасности художественная литература: загадки, пословицы, поговорки сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер»; стихов Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я. Маршака «Пожар» и др.; рассказов В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне», Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; «Сказка о Спичке и добром огне»; рассматривания иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.; рассматривания плакатов, наборов открыток и др. Дети внутренне содействуют героям и переживают с ними все происходящие события.

Особый интерес и удовольствие дети получают во время выполнения трудовых поручений. Однако трудовая деятельность сопряжена с опасностью для здоровья детей, если используемый инвентарь и оборудование не соответствует росту, физическим возможностям и небрежным хранением, оборудование не должно быть тяжелым и травмоопасным. Поэтому мы тщательно осматриваем оборудование перед выполнением трудового процесса, объясняем правила работы с тем или иным инструментом.

В повседневное время дети часто используют ножницы, карандаши, поэтому большое внимание уделяется правилам обращения с опасными предметами. На занятии напоминаем правила безопасной работы с ножницами, клеем и подтверждаем это собственным примером.

Большое внимание уделяем работе с родителями. На собраниях и в беседах, с помощью наглядной пропаганды подчеркиваем ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Родители должны подавать пример детям, так, например, нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки безопасного поведения в быту и на улице.

Активную помощь мы получаем со стороны родителей, которые изготавливают пособия для игровой деятельности. Не забываем оформлять родительские уголки: выставляем папки – передвижки о правилах поведения на дорогах города., проводим консультации и беседы

«Личная безопасность детей» - частая тема для родительских собраний. Поэтому были подготовлены памятки «Воспитываем грамотного пешехода», которые были вручены на родительском собрании «Знает правила семья, значит, знаю их, и я!»

Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми. Тогда жизнь детей будет в безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а такжк эти вопросы решаютс...

Консультация "Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре".

Консультация для воспитателей " Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре"...

Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих."

Данная консультация даст представление о необходимости поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья . к вопросам л...

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать....

Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн

Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...

Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к вопросам безопасности и безопасности окружающих

Как сформировать сознательное отношение к безопасности у детей дошкольного возраста...