Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»
консультация по обж
Консультация для педагогов на тему:
«Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_i_opyt_raboty1.docx | 24.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н. Хакимова
Консультация для педагогов на тему:
«Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»
Об актуальности данной темы можно говорить много и долго. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?..
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека: это и в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни, везде могут подстерегать опасности. В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.
Существует несколько подходов к классификации источников опасности. Большинство ученых условно делят их на три группы:
1) природные; 2) техногенные; 3) социальные.
Вторая часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:
1) Опасности дома (или бытовые).
2) Опасности в природе.
3) Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).
Анализируя данные классификации, мы видим, что, какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Но это вовсе не значит, что несчастье обязательно произойдет. Свойство опасностей проявляться только в определенных условиях позволяет говорить о них как скрытых, потенциальных.
В настоящее время существует такая образовательная область, «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: но, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой и сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Задача взрослых подготовить подрастающее поколение к встречам со сложными жизненными ситуациями, которые необязательно могут состояться.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Все взрослые, сначала родители и близкие люди, а потом воспитатели и педагоги, являются важными учителями для ребенка при формировании его системы ценностей и безопасной жизнедеятельности. В дошкольном возрасте важно создать условия в детском саду и семье, которые помогут накапливать опыт безопасного поведения. Вот почему внимание к вопросам по формированию ОБЖ остается приоритетным в любом образовательном учреждении.
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем современном мире и, с точки зрения ученых, включает в себя несколько направлений: идентификация опасностей (распознание опасностей и их источников), разработка профилактических мер, устранение возможных ситуаций.
Профилактические меры осуществляются с приходом малышей в учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ именно с младшего дошкольного возраста, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.
Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Дети дошкольного возраста любознательны, активно двигаются, стремятся к самостоятельности и это нередко приводит к травмоопасным ситуациям. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми. Тогда жизнь детей будет в безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»
Консультация для педагогов на тему:«Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения пространственных представлений как основы мыслительной деятельности»...
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по средствам ознакомления с ПДД»
Максимально защититьдетей от беды на дорге обязанностьродителей и воспитателей.Поэтому обучение безопасности в детском саду нужно проводить с младшего возроста. При этом педагоги должны знать все особ...
Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих."
Данная консультация даст представление о необходимости поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья . к вопросам л...
«Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»
В настоящее время существует такая образовательная область, «Безопасность жизнедеятельности», призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни ...
Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать....
Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к вопросам безопасности и безопасности окружающих
Как сформировать сознательное отношение к безопасности у детей дошкольного возраста...
Обобщение опыта работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих культуры здорового образа жизни»
Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни. Одной из задач современного стандарта дошкольного образования, является формирование общей к...