ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
рабочая программа по обж (старшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, и естественным способом – своим примером.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.
Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуациях «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно учить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз и здесь постригает опасность.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.
Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывают, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (например, сложно объяснить детям, что надо переходить дорогу в условленном месте, а самим не выполнять это правило.) а равные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность.
Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Работа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма будет наиболее эффективной, если ее вести в двух направлениях: работа с детьми, родителями.
Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования.
Эта совместная работа направлена, прежде всего, на организацию мероприятий, практических занятий, направленных на предупреждение детского травматизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_bezopasnost.docx | 779.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад комбинированного вида №198 «Белоснежка»
ПРОГРАММА
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
« ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Воспитатель: Ткаченко Светлана Алексеевна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек, и естественным способом – своим примером.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. По статистике, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий являются сами дети.
Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуациях «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно учить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз и здесь постригает опасность.
К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, что ребенка надо учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он пойдет в школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого раннего детства. В том числе и манера поведения.
Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывают, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки.
У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребёнок поставлен перед выбором, как поступить, но легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищённости. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (например, сложно объяснить детям, что надо переходить дорогу в условленном месте, а самим не выполнять это правило.) а равные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность.
Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только до детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Работа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма будет наиболее эффективной, если ее вести в двух направлениях: работа с детьми, родителями.
Проблема предупреждения проблемы детского дорожного травматизма стала объединяющей между представителями ГИБДД и работниками образования.
Эта совместная работа направлена, прежде всего, на организацию мероприятий, практических занятий, направленных на предупреждение детского травматизма.
Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД);
- отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и в конце учебного года;
- применить современные формы, методы обучения и воспитания направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дворах;
- формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми;
- использовать возможности ДОУ и материально – технический потенциал для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
- Развивать сотрудничество и взаимодействие педагогического коллектива с подразделениями ГИБДД.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Профилактическое:
Обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона.
Предупреждение попаданий воспитанников в «дорожные ловушки».
Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.
Обучающее:
Обучение воспитанников правилам дорожного движения.
Формирование у воспитанников практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога имеет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинирован и сосредоточен.
Организационное:
Организация предметно-развивающей среды.
Определение уровней сформированности умений и навыков по БДД.
Внедрение эффективных методик и технологий.
Пропаганда знаний о БДД с использованием разнообразных методов и приемов.
Ресурсное обеспечение программы
Материально - техническая база.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса: уголки по ПДД, информационно-просветительский стенд в групповом помещении, развивающие пособия, методическая и художественная литература, медиатека мультфильмов и мультимейдиных презентаций на тему «Правила дорожного движения».
Информационно-содержательное.
- Создание информационного банка данных:
- разработка занятий, целевых прогулок, вечеров развлечений, праздников, театрализованных постановок и т. д.;
- организация работы с родителями (консультации, собрания, распространение буклетов, наглядная информация, акции);
- Сбор текущей информации:
- о результатах диагностики детей (метод 3-х вопросов);
- взаимодействие с сотрудниками ГИБДД;
- систематическое оформление информационного стенда.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенные знания.
Принцип наглядности - воспитанники должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Принцип интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольной организации и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей (законных представителей).
ФОРМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы, используемые при реализации программы:
- Проведение образовательной деятельности по программе «Дорожная безопасность».
- Обучение родителей (законных представителей) теоретическим и правовым основам в ходе бесед, консультаций, блиц опросов, родительских собраний,
- Организация экскурсий, встреч с инспекторами ГИБДД.
Наглядный метод:
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведение дидактических игр;
- экскурсии по городу, целевые прогулки;
- моделирование проблемных ситуаций;
Словесный метод:
- чтение литературных произведений;
- чтение стихотворений, сказок;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- загадывание загадок;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
- проведение викторин, конкурсов;
- чтение литературных произведений родителями (законными представителями).
Практический метод:
- организация продуктивной деятельности;
- проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные,
инсценировки, сюжетно-ролевые);
- организация постановки сказок, литературных произведений, а также
конкурсы и викторины;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями (законными представителями), для родителей
(законных представителей) и сверстников;
- изготовление с воспитанниками наглядных пособий.
Метод сравнения:
- сравнения по сходству и по контрасту;
- проведение игр на группировку и классификацию предметов;
- анализ, обобщение;
- организация тематических выставок;
Метод моделирования ситуаций:
- моделирование опасных ситуаций;
- решение логических и практических задач;
- организация тематических выставок;
Метод повторения:
- самостоятельное формулирование выводов.
Экспериментирование:
- возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Компьютерные технологии:
- мультимедийные презентации;
- логические игры;
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- воспитанники (6 - 7 года жизни), посещающие д/с;
- родители (законные представители).
- Сотрудники ГИБДД.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап – подготовительный
- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения
- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.
II этап – основной
- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
III этап – заключительный
- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.
- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.
- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРАВИЛДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«На наших улицах».
Основные задачи: дать детям представление об улице. Познакомить с различными видами домов. Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом, домашний адрес. Знать разметку улиц и дорог. Дать знания о правилах передвижения по улицам.
- город, в котором мы живем;
- улица;
- тротуар;
- проезжая часть улицы;
- перекрестки;
- пешеходный переход.
«Наши верные друзья».
Основные задачи: дать детям представление о работе светофора и его сигналов, познакомить с «островом безопасности» и его необходимости при интенсивном движении.
- сигналы светофора;
- «островок безопасности».
«Мчатся по улице автомобили».
Основные задачи: познакомить детей с различными видами транспорта, их назначением, опасностью для человека при неправильном соблюдении ПДД.
- виды транспорта, их назначение;
- опасность автомобиля для людей;
- наблюдение за работой водителей;
«Если ты – пешеход».
Основные задачи: познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешеходов, которые необходимо выполнять для безопасности жизни.
- понятие «пешеход»;
- правила для пешеходов;
- выбор наиболее безопасного пути для пешеходов.
«Дорожные знаки».
Основные задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках, их назначении, расширять представления о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.
- предупреждающие знаки;
- запрещающие знаки;
- информационно-указательные знаки;
- предписывающие знаки.
«Если ты – пассажир».
Основные задачи: рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до сведения детей правила безопасного поведения в общественном транспорте.
- виды общественного транспорта;
- остановка общественного транспорта;
- правила безопасного поведения в общественном транспорте.
«Где должны играть дети».
Основные задачи: объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь, учить осознанности понимания опасности игр на проезжей части.
- место для игр детей – запрет игр на проезжей части;
- места для игр и катания на самокатах, роликах, санках.
«Экскурсии и целевые прогулки по улицам города».
Основные задачи: закрепить практические знания детей, учить детей ориентироваться на улицах города.
- практическое закрепление знаний ПДД.
«Сигнализация машин».
Основные задачи: дать детям знания о световых и звуковых сигналах машины, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена».
- световые и звуковые сигналы машин, их назначение;
- реагирование на них;
- значение сигналов для пешеходов.
«Знакомимся с работой ГИБДД».
Основные задачи: способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГИБДД.
- формирование осознанного отношения к последствиям дорожных происшествий;
- ознакомление с работой сотрудников ГИБДД;
- приглашение сотрудников ГИБДД к участию в совместных мероприятиях.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО
ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
- Организация собраний с целью информирования родителей о положении дел по профилактике ДДТ и стимулировании их активного участия в ней;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и культуры поведения детей и взрослых как потенциальных пешеходов;
- проведение совместных мероприятий с приглашением сотрудников ГИБДД, общественностью по вопросам профилактики ДДТ;
- ознакомление родителей с результатами обучения детей (информация в «уголках для родителей»);
- оказание консультативной помощи на темы профилактики ДДТ (беседы с родителями, консультации, рекомендации по правилам дорожного движения).
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
С целью определения знаний по освоению правил дорожного движения проводится мониторинг по книге автора О. Ю. Старцевой. Который поможет выявить и оценить уровень знаний детей, даст возможность скорректировать деятельность педагога по обучению и ликвидировать пробелы в знаниях детей. Сбор информации основан на использовании множества методик: систематические наблюдения, организация специальной игровой деятельности, получение ответов
на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности.
Воспитателем проводится диагностика по основным разделам ПДД.
Мониторинг проводится два раза в год: 1 – вводная (сентябрь), 2 – итоговая.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста.
2. Установление прочных связей в организации совместной работы с органами ГИБДД, по обеспечению безопасности дорожного движения.
3. Расширение материально-технического и методического обеспечения программы «Планета дорожной безопасности».
4. Осознание взрослыми и детьми понятия «безопасность дорожного движения» и формирование прочных привычек в применении полученных знаний, умений, навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, общественном транспорте.
5. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004.
- Гарнышева Т. П., « Как научить детей ПДД?», ООО «Издательство « Детство – Пресс», 2009.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.
- Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста....
ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшео дошкольного возраста "Безопасная дорога"
Формировать и развивать у детей представления о безопасном поведении в окружающей дорожно-транспортной среде....
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...