Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшео дошкольного возраста "Безопасная дорога"
рабочая программа по обж (подготовительная группа)
Формировать и развивать у детей представления о безопасном поведении в окружающей дорожно-транспортной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnaya_doroga.doc | 490.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Комплексно –тематический план.
3. Методическое обеспечение программы.
4. Список литературы.
Пояснительная записка.
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которой самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Одной из важнейших задач современного образования в век всеобщей автомобилизации, увеличения скорости движения, плотности транспортных потоков на улицах города, района, села является обеспечение безопасности дорожного движения.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка наших самых маленьких пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают самые серьезные трудности и опасности, и жить которым придется в еще более сложных условиях.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, если оно прочно связано со всеми направлениями образовательно-воспитательного процесса в детском саду. Так на занятиях по познавательному развитию, развитию речи, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физической культуре, музыкально-театрализованной деятельности, в повседневной жизни у детей формируются необходимые знания, умения и навыки, обеспечивающие правильное поведение детей на улицах города, общественном транспорте и т.д., культура поведения, выдержка и дисциплина.
Ознакомление с правилами дорожного движения должно происходить систематично, последовательно с усложнением программных требований от группы к группе, от занятия к занятию.
Наша задача не только дать ребенку определенную систему знаний, но самое главное – сформировать прочную привычку в применении полученных знаний и выполнении правил поведения в обыденной жизни.
Актуальность.
Проблема детского дорожно – транспортного травматизма диктует необходимость разработки и внедрения программ, профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. Выход ребенка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребенка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Наша задача – познакомить детей с основными правилами дорожного движения. В соответствии с этим была разработана программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель
Формировать и развивать у детей представления о безопасном поведении в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
- Развивать осторожность, внимательность на дороге;
- Закреплять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;
- Воспитывать навыки безопасности;
- Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице.
- Формировать представление у детей о понятиях: «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта»;
- Познакомить детей со значением некоторых (элементарных) дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Совершенствовать образовательный процесс по развитию, воспитанию и обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Систематизировать методы и приемы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
- Обеспечить консультативную работу с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
- Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Принципы Программы:
- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
- Принцип взаимодействия: «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: (дорожно-транспортное происшествие). Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
- Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в целенаправленной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
Формы взаимодействия с родителями являются:
Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников.
Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:
- сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение);
- выделение проблем (беседы, наблюдения, опросы, тесты);
- наглядная агитация (стенды, памятки, уголки для родителей);
- встреча со специалистами (сотрудниками ГИБДД, общественными инспекторами дорожного движения);
- участие в совместных мероприятиях по профилактике ПДД;
- совместное обсуждение проблем обучения детей ПДД и профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма;
- памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдать ПДД;
- консультативный материал «Дошкольник и дорога»;
- родительские собрания («Ребенок и дорога», «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов»).
Основные направления работы с детьми.
- мониторинг (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
- совместная деятельность взрослого и ребенка;
- экскурсии и наблюдения;
- ознакомление с окружающим;
- чтение художественной литературы;
- викторина, КВН по ПДД;
- конструирование;
- изобразительная деятельность;
- игра;
- индивидуальная работа вне занятий;
- спортивные развлечения;
- целевые прогулки;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- досуги и развлечения.
Условия реализации программы.
- картотека подвижных игр по ПДД;
- картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
- подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
- конспекты НОД, досугов и развлечений;
- наблюдения по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице;
- цикл консультаций для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД».
Ожидаемые результаты.
- снижение уровня дорожно-транспортного травматизма с участием детей дошкольного возраста;
- овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- расширение материально-технического и методического обеспечения;
- появится интерес у родителей к совместной деятельности воспитателей, детей и родителей;
- расширение представления детей об окружающей дорожно-транспортной среде;
Мониторинг уровня овладения необходимыми навыками и умениями по безопасности на дороге проводится два раза в год.
Комплексно –тематический план.
Программное содержание | Совместная деятельность |
«Прогулка по городу» Цель: закрепить понятия «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». Познакомить с понятиями «Бордюр», «Островок безопасности» и их назначением. Продолжать ориентироваться в ближайшем к детскому саду микрорайоне, разбираться в этой схеме. | 1. Д\и «Наша улица». 2. Дискуссия на тему: «Чем опасен стоящей на проезжей части транспорт». 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Упражнения на макете. 5. Закрепление с детьми их домашних адресов. 6. Работа со схемами маршрута детей от дома до детского сада. 7. Коллективная аппликация «Улица, на которой я живу». |
«Светофор» Цель: закрепить знания сигналов светофора: красный, красный и желтый одновременно, зеленый мигающий, зеленый, желтый. Познакомить с дополнительными секциями светофора: стрелки направо или налево, их назначением и правилами перехода проезжей части по их сигналам. Учить начинать движение на зеленый сигнал светофора только, убедившись, что все машины остановились. | 1. Дискуссии на темы: «Как перейти через проезжую часть у перекрестка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками», «В чем опасность движения пешехода по разрешенному сигналу светофора». 2. Изготовление макетов светофора. 3. П\и «Светофор». 4. Чтение худ. произведений. 5. Выставка детских рисунков «Дети, дорога, светофор». 6. Инсценировка по правилам дорожного движения. Игра-драматизация ДД. |
«Дорожные знаки» Цель: закрепить назначение дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещен», «Место стоянки», «Телефон», «Движение прямо, направо, налево», «Пункт питания». Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки и учитывать их назначение. | 1. Д\и «Угадай какой знак».Чтение худ. произведений. 2. Выполнение тематических заданий. 3. Рассматривание книг, иллюстраций, плакатов с дорожными знаками. 4. Соревнование среди детей «Кто больше знает дорожных знаков». 5. Предложить детям на макете улицы правильно расставить дорожные знаки. 6. Логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой». 7. Конкурс загадок по правилам дорожного движения. |
«Транспорт» Цель: учить ориентироваться в многообразии транспортных средств своей деревни. Познакомить с предупредительными сигналами, подаваемыми водителями, правилами езды на велосипеде. Уточнить знания о труде шофера. | 1. Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями. 2. Дискуссии на темы: «Чем опасен медленно идущий транспорт», «Чем опасен транспорт, проехавший мимо вас». 3. Наблюдение за трудом водителя. 4. Беседа о правилах езды на велосипеде. 5. Рассматривание транспортных средств, проезжающих мимо детского сада. 6. Чтение худ. произведений. |
«Путешествие по городу» Цель: расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении. | 1. Предложить детям нарисовать то, что видели на улице. 2.П / и «Поехали». Предложить детям на макете обыграть правила пешеходов и водителей. 3. Логическое упражнение «Определи безопасный путь». 4. Игры со строительным материалом «Строим город». 5. Беседа на тему «Как вести себя на улице». 6. Чтение худ. произведений. |
«Сигналы регулировщика» Цель: продолжать знакомить с работой регулировщика. Учить распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора. | 1. Д\и «Жесты регулировщика». 2. Предложить детям складывать разрезные дорожные знаки. 3. Рассматривание иллюстраций. 4. Упражнения на транспортной площадке. 5. Моделирование ситуаций. Показ театра по правилам дорожного движения. 6. Предложить детям ребусы, лабиринты по правилам дорожного движения. 7. Чтение худ. произведений. |
«Мы – пассажиры» Цель: привить детям правила пользования маршрутным транспортом: (где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе, обязанности пассажиров). | 1. Дискуссия на тему «На каких дорогах остановки общественного транспорта опаснее – на узких или широких?» . рассматривание иллюстраций, плакатов, книг. 2. Решение практических заданий («Как вы поступите, если на рельсы упадет ваша книжка?» и т.д.). 3. Обыгрывание игровых ситуаций. 4. Прогулка с родителями к остановке пассажирского транспорта. 5. Д\и «Найди пассажира – нарушителя». 6. Чтение худ. произведений. |
«Мы – пешеходы» Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице: (обязанности пешехода, правила движения пешехода по тротуару и перехода через проезжую часть). | 1. Дискуссии на темы «Какое из стоящих транспортных средств опаснее других?», «В чем опасность, если ребенок перебегает дорогу?». 2. С\р игра «Мы пешеходы». 3. Решение головоломок по правилам дорожного движения. 4. Чтение худ. произведений. |
«Перекресток» Цель: закрепить понятие «Перекресток», правила перехода перекрестка: (видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, многосторонние). Учить применять личный опыт в совместной игровой деятельности. | 1.Д \ и «Перекресток». 2. КВН по правилам дорожного движения. 3. Дискуссии на темы: «Чем опасны деревья, кусты, заборы, стоящие возле проезжей части?», «Как перейти через проезжую часть у перекрестка со светофором, имеющего дополнительную секцию со стрелкой?». 3. Чтение худ. произведений. 4. С/р игра «Автомобиль и пешеход» |
Методическое обеспечение программы.
1. Уголок «Безопасность».
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Транспорт»;
- дорожные знаки.
3. Лэпбук по ПДД.
4. На территории МБДОУ имеется соответствующая разметка с перекрестком, пешеходной дорожкой.
5. Подбор художественной литературы по ПДД.
Все это комплексно помогает решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Литература
1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». 2004.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников». 2000.
3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». 2000
4. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». 2009
5. Клименко В.Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». 2003
6. Козловская Е.А. «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма». 2008
7. Комарова Л.Г. «Строим из лего». 2001
8. Нестеренко А.А. «Страна загадок». 1991.
9. Рублях В.Э. «Правила дорожного движения». 1984
10.Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора». 1989
11.Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук». 2009
12. Черепанова С.Н. «Правила дорожного движения». 2008
13.Шурыгина Т.А. «Осторожные сказки». 2002 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вариативная программа по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасную дорогу подрастающему поколению"
Программа «Безопасную дорогу подрастающему поколению» - прекрасная возможность пройти курс первоначального обучения навыкам и основам...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка музыкально-игрового досуга по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста «Необыкновенные приключения на дороге»
В данной методической разработке представлен сценарий музыкально-игрового досуга «Необыкновенные приключения на дороге». Досуг разработан и предназначен для проведения с детьми подготовите...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ...
Отчёт о проведении профилактического мероприятия совместно с автоинспектором ГИБДД по профилактике дорожно-транспортного травматизма для детей средне-старшей группы общеразвивающей направленности по теме «Что такое фликеры или засветись на дороге».
Отчёт о проведении профилактического мероприятия...
Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ «Юные знатоки ПДД»
В программе представлена система образовательной деятельности с детьмидошкольного возраста от 5 до 7 лет по профилактике детского дорожно-тр...
Программа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Зеленый огонек"
Единственное, что может спасти ребенка на дороге, — это вера в запретные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, — взрослый человек....