Долгосрочный проект в старшей группе "Осторожно огонь!"
проект по обж (старшая группа)
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте охране жизни и здоровья ребёнка уделено особое внимание. Опираясь на ФГОС ДОО построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуется в различных видах деятельности и на любом материале. Мы развиваем ребёнка учитывая его индивидуальные способности, возможности и интересы.
Анализируя представленный материал, ребята учатся совершенствовать мыслительные операции, находить ответы, делать элементарные умозаключения, синтезировать материал опираясь на уже имеющийся жизненный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostorozhno_ogon.doc | 294 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надым»
Долгосрочный проект в старшей группе «В» - «Осторожно, огонь!!!»
Проект подготовили: А.Н. Филимонова – воспитатель
Н.А. Харчевникова - воспитатель
Участники проекта: дети 5-6 лет.
Вид проекта: долгосрочный
Актуальность проекта: Вчера, на утренней прогулке, ребята оживлённо играли и бегали, но тут раздался громкий и тревожный звук сирены пожарной машины. Когда я спросила у ребят, что же это за звук? Оказалось, что из 13 детей, знают только 5…
Мы продолжили беседу: откуда исходит звук и почему он вдруг появился, и куда потом исчез? Ребята активно включились в общение и наперебой стали рассказывать то, что им известно о пожарных машинах и зачем они нужны. На самом деле пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Огонь относится к одной из сильнейших стихий и может нанести страшнейшие разрушения и даже унести человеские жизни. Описываются ситуации, когда взрослые оказывались в полной растерянности и совершенно не контролировали свои действия и совершали страшные ошибки столкнувшись с огнём, а что уж говорить о маленьком человечке садишного возраста! В связи с этим мы и предложили ребятам присоединиться к месячнику гражданской обороны и принять участие в детском социальном проекте «Осторожно огонь!!!». В ходе проекта ребята приобретут дополнительный социальный опыт и знания, которые им могут пригодиться в жизни. Работа достаточно актуальна, так только в России за последний год возникло более 440 тыс. пожаров, а на территории Надымского района их зафиксировано 78, что на 39% больше чем в предыдущем году.
Участие в проекте направлено на формирование культуры безопасного поведения и социальной ответственности и профилактику пожароопасного поведения у воспитанников детского сада старшей группы «В».
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте охране жизни и здоровья ребёнка уделено особое внимание. Опираясь на ФГОС ДОО построение образовательной деятельности осуществляется на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка реализуется в различных видах деятельности и на любом материале. Мы развиваем ребёнка учитывая его индивидуальные способности, возможности и интересы.
Анализируя представленный материал, ребята учатся совершенствовать мыслительные операции, находить ответы, делать элементарные умозаключения, синтезировать материал опираясь на уже имеющийся жизненный опыт.
Цель проекта – формирование культуры безопасной жизнедеятельности у воспитанников детского сада в условиях реализации ФГОС.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- изучить литературу и определить важнейшие правила пожарной безопасности;
- закрепить важнейшие правила пожарной безопасности у воспитанников в игровой форме;
- организовать мероприятия, которые помогут ребятам приобрести дополнительный социальный опыт и знания по пожарной безопасности;
- привлечь внимание воспитанников и родителей к вопросу пожарной безопасности.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Реализация проекта осуществляется в рамках следующих направлений:
Организационные мероприятия;
Изучение литературы;
Просмотр и обсуждение видеоматериалов;
Просветительские мероприятия;
Творческие мероприятия;
Практические мероприятия по проигрыванию действий, которые необходимы в случае возникновения пожара.
Формы работы: фронтальный опрос, игра, выставка, конкурс, выставка практикум, работа в паре и группе, виртуальная экскурсия.
Методы работы: изучение и анализ литературы и видеоматериалов, беседа, наблюдение, задания в электронном приложении LearningApps, разработка памяток, буклета, кластера.
План работы над проектом:
Этап | Содержание работы/ Основные мероприятия | Сроки | Ответственные |
Подготовительный этап | Данный этап включал в себя ознакомление ребят с проектом, его целями, задачами, сроками проведения и мероприятиями в рамках реализации проекта. | 06.10.2021 | Воспитатели |
Основной этап | Чтение литературы, выяснение основных правил пожарной безопасности, создание кластера | 07.10.2021 | Воспитатели |
Чтение художественной литературы и обсуждение сюжета произведений С.Я. Маршак «Кошкин дом», Б. Жидков «Пожар и море», К.И. Чуковский «Путаница», просмотр фрагментов мультфильмов формулировка выводов как избежать возгорания | 08-13.10.2021 | Воспитатели | |
Игра в настольные игры «Профессии», выяснение кто такой «Пожарный», какими качествами должен обладать пожарный и в чём заключается работа пожарного | 14.10.2021 | Воспитатели | |
Игра в настольные игры «Досуг», выяснение причин возгорания костра и составление алгоритма правильного тушения костра, оформление памятки | 15.10.2021 | Воспитатели | |
Работа в электронном приложении LearningApps, выполнение заданий «Источники возгорания», «Правила пожарной безопасности | 15.10.2021 | Воспитатели | |
Конкурс рисунков, выполненных в нетрадиционной технике дома совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность | 16-22. 10.2021 | Воспитатели, родители | |
Конкурс чтецов на тему «Пожарная безопасность | 16-22. 10.2021 | Воспитатели, родители | |
Разработка информационного буклет для родителей «Действия при пожаре» | 18.10.2021 | Воспитатели | |
Заключительный этап | Подведение итогов работы над проектом, обсуждение мероприятий, выставка рисунков | 29.10.2021 | Воспитатели |
Ожидаемые результаты:
- непосредственное участие детей и родителей в организации мероприятий, направленных на формирование культуры безопасной жизнедеятельности у детей;
- повышение уровня знаний у детей об основных правилах пожарной безопасности;
- повышение уровня знаний у детей об основных источниках возгорания;
- развитие творческих способностей посредствам участия в конкурсе рисунков;
- совершенствование навыков ораторского искусства посредствам участия в конкурсе чтецов;
- осознание детьми и взрослыми важности социальной ответственности у воспитанников и необходимости профилактики пожароопасного поведения у детей.
Предполагаемые продукты: детско-родительский проект «Осторожно огонь!!!», кластер «Основные правила пожарной безопасности», памятка «Алгоритм тушения костра», информационный буклет для родителей «Действия при пожаре», рисунки «Осторожно огонь!!!».
Освещение работы по направлению «Пожарная безопасность»:
Сайт детского сада «Аленький цветочек» г. Надыма» http://alenkiytsvetochek-nadym.ru/news_page/puteshestvie_po_pravilam_pozharnoj_bezopasnosti/
Реализация основных мероприятий.
1. Подготовительный этап.
ВЕДЕНИЕ
Вчера, когда мы были на утренней прогулке, все ребята оживлённо играли, бегали, занимались своими детскими делами и тут раздался пронзительный, громкий и тревожный звук и все дети сразу замерли. Это рёв сирены пожарной машины. Он вдруг появился, а затем исчез. Ребята активно включились в общение и наперебой стали рассказывать то, что им известно о пожарных машинах и зачем они нужны.
На самом деле пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. В связи с этим мы и предложили ребятам принять участие в месячнике гражданской обороны и принять участие в социальном проекте «Осторожно огонь!!!».
На подготовительном этапе мы ознакомили ребят с проектом, его целями, задачами, сроками проведения и основными мероприятиями.
2. Основной этап
2.1 Изучение литературы, выяснение основных правил пожарной безопасности
Для начала мы ознакомили ребят с самым главным документом в данном направлении - Федеральным законом «О пожарной безопасности» [1]. Из основных положений которого мы выделили основные понятия, такие как «Пожар», «Пожарная безопасность», «Профилактика пожаров». В ходе беседы выяснили различия этих понятий и их значение. Запомнили номер, по которому можно вызвать пожарную бригаду и играя потренировались набирать эти номера с игрушечных телефонов [2].
Возможности детей разные поэтому и ответы прозвучали тоже разные. Одни ребята смогли только назвать, что такое пожар и пожарная безопасность, другие ребята попытались предложить действия, которые необходимо совершать, для избежание возгорания дома, на улице, в лесу [3].
План беседы:
- Что такое пожар?
- Почему пожар опасен?
- Что такое пожарная безопасность?
- Безопасно ли в нашей группе и вашем доме?
- Что такое профилактика пожаров?
- Что ты можешь проверить сам дома чтобы избежать пожара?
На другой день мы с ребятами просмотрели видеоролик «Пожарная безопасность». В ходе беседы определили, какие основные правила пожарной безопасности должен соблюдать каждый человек и что запрещено делать ребёнку во избежание возгорания. Составили кластер «Основные правила пожарной безопасности» (Приложение 1).
2.2 Чтение художественной литературы и обсуждение сюжета произведений
Лучше всего дети откликаются на конкретные жизненные ситуации, в связи с чем и было решено прочитать и проанализировать сюжеты произведений С.Я. Маршак «Кошкин дом», Б. Жидков «Пожар и море», К.И. Чуковский «Путаница». В ходе бесед были выявлены какие же опасные ситуации возникли у героев и причины их возникновения. Ребята активно высказывали своё мнение. Важностью и нужностью общения в данной группе является ещё и то, что часть детей имеют слабое речевое развитие, трудности в звукопроизношении, поэтому задача педагога заключается не только в оказании помощи при построение логически грамотного предложения и законченной мысли, но ещё и регулярная звукокоррекция (при необходимости). Работа по формированию предпосылок по развитию читательской грамотности стала часть работы над проектом «Осторожно огонь!!!». Одним из приёмов помогающим развить воображение является остановка во время чтения и постановка вопросов, например, «А что бы ты сделал если бы оказался на месте кошки?», или «А что произойдёт дальше с полыхающим морем, как ты думаешь?». Далее выслушиваются ответы детей.
2.3 Игра в настольные игры «Профессии»
В ходе игры, собирая пазл, ненавязчиво обсуждается кто такой «Пожарный», какими качествами должен обладать пожарный и в чём заключается работа пожарного. Ребята строят ассоциативные ряды, опираясь на имеющиеся знания и социальный опыт. В случае недостаточности представлений воспитатель пополняет знания, помогает сформулировать ответ в случае появления затруднении у воспитанника (Приложение 2).
План беседы:
- Кто тушит пожары?
- Во что одет пожарный?
- Что у пожарного на голове?
- Чем пожарные тушат огонь?
- На чём пожарные спешат на пожар?
- Какого цвета пожарная машина? Почему?
- Какими качествами должен обладать пожарный?
2.4 Игра в настольные игры «Досуг»
Используется и приём ТРКМ дерево предсказаний ребятам предлагается поиграть в настольную игру «Досуг», в ходе которой воспитатель совместно с ребятами выясняет причины возгорания костра и составляет алгоритм правильного тушения костра в природе. Совместно с ребятами оформляется памятка «Тушение костра» (Приложение 3). Рассматриваются ситуации где и когда может понадобится костёр [4].
План беседы:
- Что такое костёр?
- Как развести костёр?
- Зачем может понадобиться костёр?
- Чем можно потушить костёр?
- как правильно потушить костёр?
2.5 Работа в электронном приложении LearningApps
Современные технологии ушли далеко вперёд и сейчас воспитателю доступень большой ассортимент ЦОР. Для того чтобы разнообразить нашу работу в проекте мы создали задания в электронном приложении LearningApps «Источники возгорания» и «Правила пожарной безопасности». Совершая несложные действие по перетаскиванию картинок на интерактивной доске, ребята успешно справились с заданием, расширили и закрепили знания (https://learningapps.org/display?v=pz37owenk21; https://learningapps.org/display?v=pg0nos3k521).
2.6 Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность»
Для того чтобы привлечь внимание родителей к вопросу пожарной безопасности было принято решение организовать творческий конкурс рисунков на соответствующую тематику. Для максимальной творческой реализации предложили выполнить рисунки в нетрадиционной технике. После завершения работы, была организована мини-выставка работ. Для продолжения формирования предпосылок для развития читательской грамотности детям было предложено придумать название рисунку, объяснить почему именно такое решение он принял. Презентация работ проходила под тихую, спокойную музыку, что создавало определённую творческую обстановку. Выступая каждый, ребёнок совершенствовался в ораторском искусстве и приобщался к миру прекрасного.
Подведены итоги конкурса, все участники соответственно получили дипломы участников или победителей конкурса (Приложение 4).
2.7 Конкурс чтецов на тему «Пожарная безопасность»
Для участия в конкурсе ребятам предлагалось совместно с родителями выбрать детское стихотворение на тему «Пожарная безопасность», выучить и рассказать в группе. Для продолжения формирования культуры речи после декларации стихотворения, ребёнку предлагалось объяснить, как он относится к этому стихотворению и почему был сделан выбор.
Творческие конкурсы всегда предполагают свободу выбора и творческую активность самого ребёнка, обеспечивающую его художественно-эстетическое развитие, что подразумевает ФГОС ДОО.
Учитывая особенности детей и возможную неготовность к выразительному чтению стихотворения некоторыми воспитанниками было запланировано 2 творческих конкурса: рисунок и стихотворение, для предоставления каждому возможности выбора и создания ситуации успеха для всех без исключения участников воспитательно-образовательного процесса (Приложение 5).
2.8 Разработка информационного буклет для родителей
«Действия при пожаре»
В течение двух недель ребята активно участвовали в разнообразных мероприятиях, направленных на формирование у них культуры безопасной жизнедеятельности. Дети узнали много новой и полезной информации. Для обобщения и максимального погружения в данную тему мы предложили ребятам разработать информационный буклет для родителей не тему «Пожарная безопасность». Идея все очень понравилась, и мы приступили к работе.
Работа была организована следующим образов: в результате беседы ребята вспомнили и ещё раз проговорили основные действие, которые необходимо совершить в случае возникновения пожара. Дети назвали 6 основных шагов, а мы помогли им сформулировать краткие заголовки к ним: позвони 01; не прячься, немедленно уходи; окна не открывай, дверь плотно за собой закрой; не пользуйся лифтом во время пожара; если сильное задымление, закрой нос мокрой тканью; выбирайся из задымлённого помещения ползком. Затем ребята выбрали подходящие к каждому заголовку картинки. Мы помогли графически оформить информационный буклет. Данный буклет был передан родителям на родительском собрании. Дома у родителей и детей появится дополнительная возможность пообщаться с ребёнком на тему безопасности жизнедеятельности, что возможно поможет избежать беды (Приложение 6).
Заключение
В результате проведённой работы, все воспитанники нашей группы и многие родители приняли активное участие в проекте и внесли ощутимый вклад в общее дело. Проведённая нами работа помогла обратить внимание на важность профилактических противопожарных мероприятий.
В результате проведённой работы мы выполнили поставленную цель, обогатили и систематизировали имеющуюся у ребят информацию на тему «Пожарная безопасность», отработали ситуацию вызова пожарной бригады по телефону «01», проиграли варианты действий во время пожара, ребята ответственно подошли к вопросу и в ходе проекта создали памятку, кластер и информационный буклет на тему «Пожарная безопасность».
Выводы сделанные в результате работы над проектом:
- изучили литературу по теме и выяснили 6 основных правил поведения во время пожара, которые разместили в информационном буклете;
- стали активными участниками настольных, сюжетно-ролевых игр и игр в электронных приложениях. Проиграли варианты действий во время пожара: отработали ситуацию вызова пожарной бригады по телефону «01»; учились мочить тряпку и дышать через мокрую ткань, учились ползать, прикрыв рот тканью, учились плотно закрывать дверь;
- приняли активное участие совместно с родителями в творческих конкурсах: конкурс чтецов и конкурс рисунков, выполненных в нетрадиционной технике на тему «Пожарная безопасность».
Пришли к единому выводу, что огонь – это не игрушка!!!
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Федеральный закон от 11.06.2021 № 168-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности";
2. МЧС России. Правила поведения при пожаре. Электрон. сайт. https://68.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendacii-naseleniyu/pamyatka-po-pozharnoy-bezopasnosti/pravila-povedeniya-pri-pozhare (Дата обращения: 05.10.2021);
3. МЧС России. Причины возникновения пожара. Электрон. сайт. https://68.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/rekomendacii-naseleniyu/pamyatka-po-pozharnoy-bezopasnosti/pravila-povedeniya-pri-pozhare (Дата обращения: 06.10.2021);
4. Сайт о путешествиях и путешественниках «Правила тушения костра». Электрон. сайт. https://traveler-forward.com/turistu-na-zametku/sovety-dlya-novichkov-kak-pravilno-tushit-koster.html (Дата обращения: 07.10.2021);
5. Памятка «Правила поведения во время пожара». Электрон. сайт.
https://yandex.ru/images/search?pos=5&img_url=https%3A%2F%2Fmain-cdn.goods.ru%2Fhlr-system%2F1577204414%2F100024291039b0.jpg&text=памятка%20правила%20поведения%20во%20время%20пожара&lr=11229&rpt=simage&source=wiz (Дата обращения: 07.10.2021).
Приложение 1
Кластер «Основные правила пожарной безопасности»
Приложение 2
Игра в настольные игры «Профессии»
Приложение 3
Памятка «Тушение костра»
Приложение 4
Конкурс рисунков на тему «Пожарная безопасность»
Приложение 5
Конкурс чтецов на тему «Пожарная безопасность»
Приложение 6
Информационный буклет для родителей
«Действия при пожаре»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект в старшей группе на тему: "Огород на окне" - "Зерновые"
Проект: долгосрочный.Вид проекта: познавательный, творческий.Продолжительность: 1 год.Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.Цель: формирование у детей интереса к опытниче...
Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы".
Долгосрочный проект в старшей группе "Маленькие садоводы"....
Долгосрочный проект в старшей группе «Этот удивительный космос»
Долгосрочный проект « Этот удивительный космос»Направление работы:Деятельность по познавательному развитию детей. Участники:Дети старшей группы, воспитатель, приглаш...
Долгосрочный проект в старшей группе на тему: «Хлеб-всему голова»
Тема: «Хлеб-всему голова».Вид проекта: познавательно-исследовательский.Состав участников: групповой и родители, воспитатели.Срок реализации: долгосрочный (с 2 февраля по 2 марта ).Актуальн...
Паспорт долгосрочного проекта для старших дошкольников «Средства массовой комуникации»
Содержание1.Технологическая карта педагогического проекта2.Этапы реализации проекта3.Схема осуществления проекта...
Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)
Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....
Долгосрочный проект в старшей группе - «Осторожно, огонь!!!»
В Федеральном Государственном Образовательном стандарте охране жизни и здоровья ребёнка уделено особое внимание. Опираясь на ФГОС ДОО построение образовательной деятельности осуществляется на основе и...