ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ
консультация по обж
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_detskoy_hudozhestvennoy.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, к чему может привести нарушение мер предосторожности, предлагается использовать специально подобранные произведения художественной литературы. Анализ исследований показал, что литература заставляет ребёнка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для него в повседневной жизни. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения на основе произведений художественной литературы должны использоваться такие приёмы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.
Один из эффективных приёмов – использование игр-драматизаций в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с незнакомцами. Как указывается в современных исследованиях по обучению детей безопасному поведению, «…большинство известных сказок содержат хотя бы один элемент грубого нарушения правил персональной безопасности». (Вспомните и назовите такие сказки).
Методические рекомендации по использованию игр-драматизаций.
Четыре этапа руководства деятельностью детей в игре-драматизации:
I. Подготовительный этап
Цель: познакомить детей с содержанием художественного произведения и подвести к пониманию поступков персонажей.
Содержание:
1. Чтение произведения (выразительно, художественно, эмоционально).
2. Повторное чтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, с помощью которого они смогут осознать мотивы поступков персонажей.
3. Беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации. Совместное с детьми разделение текста на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей.
II. Моделирующий этап.
Цель: уточнить знания детей о поведении персонажей, нарушающих правила безопасности, и помочь смоделировать главные эпизоды произведения.
Содержание:
1. Моделирование детьми содержания каждого эпизода с помощью вопросов педагога типа: что произошло с главным героем (героями)? Как (они) поступили? Почему такое с ними случилось? Вопросы помогают детям понять изменения, происшедшие в поведении и настроении героев.
- Расширение и углубление знаний детей по теме произведения в различных видах деятельности и на занятиях (лепка, рисование, аппликация, конструирование и т.д.).
- Изображение детьми отдельных эпизодов из произведения (игровые импровизации).
III. Основной этап
Цель: создать условия для игры-драматизации.
Содержание:
- Распределение ролей.
- Оформительская деятельность детей: участие в подготовке костюмов, декораций, пригласительных билетов и другого.
- Сама игра, представление.
IV. Заключительный этап
Цель: закрепить знания детей о безопасном поведении в общении с незнакомыми людьми.
Содержание:
- Беседа с детьми по изменению сюжета произведения таким образом, чтобы персонажи демонстрировали соблюдения правил безопасности с незнакомыми людьми.
- Игра-драматизация с измененным сюжетом.
Поэтапное руководство деятельностью детей в игре-драматизации с целью ознакомления с правилами безопасности жизнедеятельности
Русская народная сказка «Колобок»
I. Подготовительный этап
1. Чтение произведения.
- Повторное чтение произведения, рассматривание иллюстраций.
- Беседа с детьми с целью усвоения последовательности событий:
- Как появился Колобок?
- От кого ушел Колобок?
- Кого встретил Колобок в первый, второй, третий, четвертый раз?
- Что случилось с Колобком в конце сказки?
II. Моделирующий этап
1. Беседа с детьми:
- Что произошло с Колобком?
- Правильно ли он поступил, убежав от бабушки и дедушки?
- Почему?
- Что рассказывал Колобок, встретив зайца, волка, медведя, лису?
- Можно ли говорить о себе все не знакомым? Почему? Почему Колобок от зайца, волка и медведя смог уйти, а от лисы нет?
2. Расширение и углубление знаний детей по теме произведения в различных видах деятельности:
- рисование персонажей произведения;
- изготовление масок зайца, волка, медведя, лисы и Колобка;
- лепка Колобка;
- заучивание песенки Колобка.
3. Демонстрация эпизода встречи Колобка с одним из персонажей произведения.
III. Основной этап
1. Игра-драматизация.
IV. Заключительный этап
1. Беседа по изменению сюжета. Предварительно следует воспроизвести в памяти детей:
- Что нельзя было делать Колобку? Почему?
- Что нужно было ответить лисе, зайцу, медведю, волку?
2. Сочинение сказки на новый лад, в которой Колобок не был съеден лисой.
Варианты изменения сюжета:
а) Колобок не убежал из дома, а гулял вместе с бабушкой и дедушкой. Они встретили в лесу зайца, волка, медведя, лису и разговаривали с ними. Колобок пел другие песенки;
б) Колобок ушел из дома, однако, встретив в лесу зайца, волка, медведя и лису, вежливо отвечал: «Извините, мне нельзя разговаривать с незнакомыми». На уговоры лисы не согласился.
3. Игра-драматизация с измененным сюжетом.
Русская народная сказка
«Петушок — золотой гребешок»
(в обработке А.Н. Толстого)
I. Подготовительный этап:
1. Чтение произведения.
- Повторное чтение произведения, рассматривание иллюстраций.
- Беседа с детьми с целью усвоения последовательности событий:
- С кем жил Петушок – золотой гребешок?
- Где жили Петушок, Кот и Дрозд?
- Куда уходили Кот и Дрозд?
- Что делал в это время Петушок?
- Кто утащил Петушка?
- Кто пришел Петушку на помощь?
- Что произошло в сказке дальше?
II. Моделирующий этап
1. Беседа с детьми:
- Что Кот и Дрозд наказывали Петушку?
- Правильно ли поступил Петушок?
- Как нужно было поступить?
- Как вызывала Лиса Петушка? Что пела?
- Как узнавали Кот и Дрозд о том, что с Петушком случилась беда?
- Что кричал Петушок, когда его несла Лиса? Как он это кричал?
- Как Лисе удалось утащить Петушка? Почему?
- Как вызывали Кот и Дрозд из норы Лису? Как они спасли Петушка?
2. Расширение и углубление знаний детей по теме произведения в различных видах деятельности:
- рисование персонажей произведения;
- изготовление масок Лисы, Кота, Дрозда и Петушка.
3. Демонстрация эпизода, когда Лиса насильно тащит Петушка, а он кричит о помощи.
III. Основной этап
1. Игра-драматизация.
IV. Заключительный этап
1. Беседа по изменению сюжета. Предварительно следует воспроизвести в памяти детей:
- Когда Петушок оставался один, что ему разрешали делать, а что нет?
- Как поступил Петушок и как должен был поступить?
- Что он сделал неправильно? Что нужно было ответить Лисе?
2. Сочинение сказки на новый лад, в которой Петушок не попадает в лапы к Лисе.
Варианты изменения сюжета:
а) Петушок, разговаривая с Лисой, не выглянул в окошко, позвонил по сотовому телефону и позвал на помощь Кота и Дрозда;
б) Петушок вызвал милицию;
в) Петушок выглянул в окошко, и Лиса его утащила. Он кричал о помощи, Кот и Дрозд его спасли. В другой раз Петушок в окошко уже не выглядывал.
3. Игра-драматизация с измененным сюжетом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ
В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...
Учебно – методическое пособие для родителей по закреплению правил безопасного поведения ребенка в быту
Советы родителям для индивидуальных бесед-занятий с максимальной пользой....
Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»
Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...
Статья "Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД"
Работа по закреплению правил безопасного поведения в быту, на дороге,по закреплению ПДД. Рекомендуемые по данной теме игры для проведения с детьми....
Использование игровой технологии в процессе детского экспериментирования по обучению детей безопасному поведению на дороге
Для успешного освоения детьми дошкольного возраста правил безопасного поведения на дорогах соблюдаются дидактические принципы обучения, в первую очередь систематичность и последовательность в обучении...
Картотека конспектов по формированию и закреплению основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; п...
Закрепление правил безопасного поведения с детьми в домашних условиях
В представленном материале показаны формы работы с детьми старшего дошкольного возраста, по соблюдению различных правил безопасного поведенияп, согласно образовательным областям, совместно с род...