Тематическое планирование по формированию основ безопасности
методическая разработка по обж (старшая группа)

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_planirovanie_starshaya_gruppa.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по формированию основ безопасности

в старшей группе

( разработано на основе Образовательной программы ДОУ, основной образовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой,  учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста  БЕЗОПАСНОСТЬ /Н.Н.Авдеева, Н.Л.Князева, Р.Б.Стеркина)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний , а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Дети всегда могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома. Поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В данном планировании указаны методические приемы, способствующие более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. Основной ориентир – учет жизненного опыта детей, особенности их поведения, учтены возрастные и индивидуальные особенности детей, своеобразие домашних и бытовых условий.

Для того, что бы понять, что именно воспитанники знают, чувствуют и думают,  в методических приемах указаны беседы, педагогические ситуации – это позволит выявить уровень имеющихся знаний,  и таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности  или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, педагоги  смогут выделить те направления, по которым ведется обучение и выбраны адекватные методические приемы ( занятие, игра, чтение литературных произведений, беседа, просмотр мультфильмов и видеофильмов и т.д.

В приложении  имеется перечень литературных произведений и сказок, которые целесообразно использовать для чтения.

Темы

Содержание

Методические приемы

Сентябрь

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Здоровье ребенка»

Лето прибавило нам здоровья

  • Рассматривание фотографий о летнем отдыхе.
  • Беседы: «Как вы отдыхали летом», «Как лето помогает нам быть здоровыми»
  • Продуктивная деятельность «Картинки о лете»
  • Оказание первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

2.Безопасность на дорогах

«Ребенок на улице»

Правила безопасного перехода через дорогу.                     Правила езды на велосипеде

  • Целевая прогулка к  пешеходному переходу
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседы: «Как мы переходим через улицу», «Мой друг - велосипед».
  • Чтение: Г. Георгиев «Светофор», Н. Кончаловская «Самокат»,
  • Л. Новогрудский «Движется - не движется»,
  • С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»,
  •  Я. Пишумов «Самый лучший переход»,
  • В. Суслов «Его сигнал - для всех закон»,
  •  О. Тарутин «Для чего нам светофор», загадки о правилах дорожного движения.
  • Дидактические игры: «Правила движения», «Если ты переходишь через улицу», «Можно - нельзя, правильно - неправильно», «Светофор», «Что я вижу в городе».
  • Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
  • Продуктивная деятельность: «Мы - пешеходы», «Я люблю кататься на велосипеде»

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Безопасность ребенка в быту»

В группе должен быть порядок

  • Осмотр групповой комнаты.
  • Беседа «Почему в группе должен быть порядок».
  • Дидактические игры: «Что где лежит», «Каждой вещи – свое место»

4.Безопасность собственной жизнедеятельности

 «Ребенок и другие люди»

Правила поведения с незнакомыми людьми

  • Беседа «Свои и чужие»
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)
  • Педагогические ситуации

Октябрь

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Здоровье ребенка»

Кто заботится о нашем здоровье

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
  • Опытно-исследовательская деятельность: измерение своего роста.
  • Беседы: «Что мы видели в медицинском кабинете»,

«Как работают врачи», «Если кто-то заболел».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница»

2.Безопасное поведение в природе

 «Ребенок н природа»

 В природе все взаимосвязано. Загрязнение окружающей среды

  • Целевая прогулка по улице.
  • Беседы: «
  • Рассматривание иллюстраций,
  • Чтение: Б. Житков, Б. Заходер
  • Дидактические игры: «Угадай вид дерева или кустарника  по описанию»,
  • Продуктивная деятельность «Разные машины едут по улице»

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок дома»

Запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами

  • Беседа «Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться и с которыми нужно научиться правильно общаться»
  • Буклеты для родителей «Безопасность – дома»
  • Игры – драматизации
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)

4.Безопасность собственной жизнедеятельности

 «Ребенок и другие люди»

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений

  • Беседа « Кто представляет опасность грязный дядя с бородой или красивая симпатичная девушка»
  •  Обыгрывание и обсуждение ситуаций
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов ( см. перечень произведений)  

Ноябрь

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

 «Здоровье ребенка»

Навыки личной гигиены

Инфекционные болезни

  • Рассказ воспитателя «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым».
  • Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»,
  •  Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких»,
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
  • К. Чуковский «Мойдодыр».
  • Дидактическая игра «Туалетные принадлежности»

2.Безопасность на дорогах

«Ребенок на улице»

Регулировщик. О работе ГИБДД

  • Рассматривание иллюстраций.
  •  Беседа « Транспорт – необходимое средство передвижения людей»
  • Экскурсия
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)
  •  Чтение: С. Михалков «Дядя Степа - милиционер».

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок дома»

Опасности вокруг нас: дома и в детском саду. Открытое окно, балкон как источник опасности

  • Рассматривание иллюстраций опасных предметов и ситуаций.
  • Беседа «Опасно - безопасно».
  • Дидактическая игра «Правильно ли это?»

4.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок и другие люди»

Ситуации насильственного поведения со стороны взрослого.

  • Рассказ воспитателя. «Опасность контактов с незнакомыми взрослыми, к кому можно обратиться за помощью при опасности».
  • Беседа «Кто нас защищает».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Декабрь

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Здоровье ребенка»

О профилактике заболеваний. Поговорим о болезнях.

  • Рассматривание иллюстраций и фотографий.
  • Беседа «Почему необходимо делать профилактические прививки»
  • Буклеты для родителей «Осторожно – грипп» и др.
  • Тренинг «Обучение самомассажу»

2.Безопасность на дорогах

«Ребенок на улице»

Дорожные знаки  для водителей и пешеходов.

«Зебра» и светофор.

  • Целевая прогулка по улице.
  • Беседа «Зачем нужны дорожные знаки».
  • Чтение: О. Бедарев «Азбука безопасности», В. Семернин
  • «Запрещается - разрешается», загадки о дорожных знаках.
  • Дидактические игры: «Покажи такой же знак», «Составь такой же знак», «Найди по описанию».
  • Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
  • Продуктивная деятельность «Рисуем дорожные знаки»,  аппликация «Светофор»

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок дома»

Экстремальные ситуации в быту. Елочные огоньки

  • Беседа « Экстренные звонки»
  • Беседа «Правила поведения во время пожара»
  • Рассматривание иллюстрационного материала
  •  Беседы: «Как правильно украшать елку», «Елочные гирлянды - красиво, но небезопасно».
  •  Продуктивная деятельность «Новогодняя красавица»
  • Памятка для родителей по теме
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)

4.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок и другие люди»

Если чужой приходит в дом

  • Беседа «Красивый или хороший».
  •  Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)
  • Педагогические ситуации

Январь

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

 «Здоровье ребенка»

Здоровье – главная ценность человеческой жизни

  • Беседа «Как стать Неболейкой».
  • Чтение: А. Анпилов «Зубки заболели», С. Михалков «Про мимозу».
  • Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
  • Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека»

2.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок дома»

Бытовые приборы - помощники человека

  • Рассматривание предметов и иллюстраций.
  • Беседа «Как работают домашние помощники».
  • Загадки про бытовую технику.
  • Дидактическая игра «Угадай электрический прибор».
  • Дидактическая игра «Что было до…»
  •  Сюжетно-ролевая игра «Семья»

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

 «Ребенок и другие люди»

Ребенок и другие дети, в том числе подростки

  • Рассказ воспитателя о поведении при агрессии со стороны других детей и подростков
  • Тренинг «Помогите!» (педагог-психолог)

Февраль

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Здоровье ребенка»

Изучаем свой организм

  • Рассматривание альбома «Безопасность».
  • Беседа «Как работает мой организм».
  • Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказкахи рассказах для самых маленьких»; С. Прокофьева и др.«Румяные щеки».
  • Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
  • Беседа «Анатомия и физиология человека» (мед.сестра)
  • Беседа «Сердце – главный орган человека?»

2.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок на улице »

Правила поведения в транспорте

  • Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы едем в автобусе».
  •  Обыгрывание и обсуждение ситуаций
  • Продуктивная деятельность «Транспорт»
  • Беседа «Правила поведения в транспорте»
  • Сюжетно-ролевая игра  «Поедем на автобусе»

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок дома»

Пожарная безопасность

  • Рассматривание иллюстрационного материала.
  • Опытно-исследовательская деятельность: тонет -плавает - горит.
  • Беседы: «Как работают пожарные», «Знай и соблюдай правила».
  • Практикум: эвакуация при опасности возникновения пожара.
  • Чтение: С. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Путаница».
  • Дидактические игры: «Опасные предметы»,«Горит - не горит», «С чем нельзя играть».
  • Продуктивная деятельность «Пожарная машина»

4.Безопасность собственной жизнедеятельности

 «Ребенок и другие люди»

Один дома

  • Беседа «Кто стучится в дверь мою».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
  • Чтение: Е. Тамбовцева-Широкова «Кто твой друг и кто твой враг?»

Март

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Здоровье ребенка»

О роли лекарств и витаминов

  • Рассматривание овощей и фруктов, составление описательных рассказов, загадок.
  • Беседа «Где живут витамины».
  • Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Где какой витамин»
  • Продуктивная деятельность: «Овощи и фрукты – полезные продукты»; посадка лука на перо и корней петрушки на зелень
  • Проект «Вкусные и полезные»

2.Безопасное поведение в природе

«Ребенок и природа»

Контакты с  животными

  • Рассматривание альбома «Безопасность».
  •  Беседа «Опасные незнакомые животные».
  •  Продуктивная деятельность «Мое любимое домашнее животное»

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Эмоциональное благополучие ребенка»

Детские страхи

Групповые  и индивидуальные занятия с психологом

4.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок и другие люди»

Ситуация «Опасное предложение»

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Рассказ воспитателя о предложениях незнакомых людей (пойти в зоопарк, кафе и т. д.).
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Апрель

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Здоровье ребенка»

Правила оказания первой помощи. Забота о здоровье окружающих.

  • Показ приемов оказания первой помощи при ушибах и пореза)
  • Беседа «Чтобы не было беды».
  • Беседа « Ты можешь сам себе помочь» мед. сестра
  • Беседа «Как себя вести в обществе, если ты болеешь»
  • Сюжетно-ролевая игра «Травмпункт»

2.Безопасное поведение в природе

«Ребенок и природа»

Бережное отношение к живой природе

  • Рассматривание Красной книги
  • Беседы: «Какие бывают насекомые», «Этот разрешает ,а этот запрещает. Знаки «Береги природу»».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций на макетах.
  • Дидактические игры
  • Рассматривание гербария

3.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Эмоциональное благополучие ребенка»

Конфликты и ссоры между детьми

  • Игры на сплочение детского коллектива
  • Групповые занятия с педагогом – психологом
  • Тренинг с детьми « Не доводим ссору до драки»
  • Консультация для родителей «Почему ребенок дерется»

4. Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок и другие люди»

Гуляю один

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Рассказ воспитателя о. поведении ребенка при контакте с незнакомыми взрослыми.
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций
  • Закрепление пройденного материала
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)

Май

1.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Здоровье ребенка»

Здоровье – главная ценность человеческой жизни

  • Беседы: «Как стать здоровым», «Как нам делали прививки».
  • Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказкахи рассказах для самых маленьких», С. Михалков «Про девочку Юлю, которая плохо кушала», С. Прокофьева и др.
  • Дидактическая игра «Что полезно для здоровья»

2.Безопасность на дорогах

«Ребенок на улице»

Культура пешехода и юного велосипедиста

  • Беседы: «Мы - пешеходы», «Важные правила для пешехода».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций.
  •  Сюжетно-ролевая игра «Транспорт».
  •  Продуктивная деятельность: «Мы по улице идем», «Пешеходный переход»
  • Экскурсия на площадку ПДД

3. Безопасное поведение в природе

«Ребенок и природа»

Ядовитые растения и грибы

  • Рассматривание иллюстрационного материала
  • Беседы: «Какие бывают грибы», «Опасные растения».
  • Чтение: загадки о грибах.
  • Дидактические игры: «Собери грибы в корзинку»,
  • Д/и «Какие растения взять для букета».
  • Продуктивная деятельность «Нарисуем, чтобы запомнить и не трогать»

4.Безопасность собственной жизнедеятельности

«Ребенок и другие люди»

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Педагогические ситуации: «Мальчик, хочешь покататься на автомобиле?», «Покажи, где живет твоя бабушка» и т.п.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Рассказ воспитателя «Умей сказать „Нет"».
  • Обыгрывание и обсуждение ситуаций

Июнь – август (повторение и закрепление пройденного материала)

«Здоровье ребенка»

В здоровом теле - здоровый дух: обобщение знаний об охране и укреплении своего здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни

  • Беседы: «Что помогает быть здоровым», «Наш организм», «Витамины и здоровье», «Наша безопасность на улице и дома», «Физкультура и здоровье», «Мы - пешеходы».
  • Дидактические игры по закреплению знания правил дорожного движения.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Поликлиника», «Семья».
  • Продуктивная деятельность: «Мы занимаемся зарядкой», «Машины на нашей улице», «Опасные предметы»
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)

«Ребенок на улице»

Закрепление знания правил дорожного движения

  • Беседы: «Азбука безопасности», «Как по улице шагать». Дидактические игры по желанию детей Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)

«Безопасность ребенка в быту»

Опасности

и их предупреждение

  • Рассматривание альбома «Безопасность».
  • Беседы: «В мире опасных предметов», «Опасная неосторожность», «Животные и растения - друзья и враги».
  • Дидактические игры на закрепление правил безопасности в быту и при пожаре.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Пожарные на учениях», «Аптека лекарственных растений», «Магазин электробытовых приборов».
  • Продуктивная деятельность «Правила безопасности для малышей»
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)

«Ребенок и другие люди»

Я и другие люди - закрепление знания правил поведения с незнакомыми людьми

  • Беседы: «Один дома», «Гуляю один».
  •  Обыгрывание и обсуждение ситуаций
  • Чтение литературных произведений, просмотр мультфильмов и обучающих видеоматериалов ( см. перечень произведений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование . Раздел "Формирование основ безопасности".

Перспективно-тематическое планирование в средней группе.Область "Социально-коммуникативное развитие"Раздел"Формирование основ безопасности"...

Перспективное планирование по формированию основ безопасности «Детская безопасность» с детьми старшего дошкольного возраста

ДатаНеделяМир без опасностиСодержаниеИспользуемаялитератураСентябрь1 неделяПожарная БезопасностьРождение огняИ.А. ЛыковаОгонь – друг, огонь – враг. Стр.52 неделяПравила Дружелюбной Дороги ...

Календарно – тематическое планирование по формированию основ безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни в старшей группе

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь имен...

Перспективно- тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;во...

Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....