Консультация для педагогов «Организация работы с дошкольниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма»
консультация по обж (старшая группа)
Консультация: «Организация работы с дошкольниками
по профилактике дорожно-транспортного травматизма»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_profilaktika_dorozhno-transportnogo_travmatizma.docx | 771.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Организация работы с дошкольниками
по профилактике дорожно-транспортного травматизма»
Подготовила воспитатель:
Матюкина Ю.В.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.
Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Важно не забывать основные аспекты взаимодействия ребёнка с проезжей частью:
- Ребёнок – пешеход
- Ребёнок – пассажир
- Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)
Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. В нашей группе работа по данному вопросу проводится на регулярной основе и включена во все виды образовательной деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. К одним и тем же вопросам мы многократно возвращаемся, чтобы стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, специалистов, сотрудников ГИБДД.
Работу по формированию навыков безопасного поведения на проезжей части мы проводим, используя различные формы, методы и средства, такие как:
- Игровая деятельность:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры и тд.
- Познавательная деятельность.
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.
На занятиях по развитию речи мы включаем:
-рассматривание картин и иллюстраций;
-составление описательных рассказов по картине;
-составление рассказов из личного опыта;
-разучивание стихотворений
-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.
-решение проблемных задач и ситуаций
-слушание аудиозаписей песенок, сказок и тд.
На занятиях по продуктивным видам деятельности выполняем индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами.
В конструктивной деятельности предлагаем детям строительный материал, при помощи которого можно построить дорогу, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаем условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); учим пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решаем логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины, досуги.
Данные формы работы проводим с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение.
- Чтение художественной литературы.
Мы подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. Методика работы с художественным произведением предполагает:
· выразительное, эмоциональное чтение произведения;
· повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;
· беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;
· разучивание рифмованных правил или стихов.
В рамках художественно-изобразительной деятельности организовываются:
- конкурсы рисунков;
- выставки моделей, макетов;
- изготовление атрибутов к играм.
Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.
Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Мы считаем, что важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Для этого проводятся беседы с родителями, организуются уголки и консультации соответствующей тематики.
Необходимо помнить, что профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – является одной из важнейших проблема в современное время, когда в каждой семье есть автомобиль или их даже несколько. Поэтому обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Литература, рекомендуемая для чтения детям в детском саду и дома
- Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
- Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.
- Дорожная азбука: Альбом для раскрашивания. – Малыш, 1974.
- Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы / Составитель Т.Ф. Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
- Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука безопасности. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1966.
- Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1986.
- Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей старшего возраста. М.: Просвещение, 1981.
- Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. – М., 1988.
- Не зевай! Книжка – раскраска / Художник В.А. Травин. – Лениздат, 1989.
- Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.
- Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
- Сыроваткина И. Уроки безопасности. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. Серия «Знакомство с окружающим миром».
- Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для дошкольников, воспитателей дет.сада и родителей / Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. – М.: Просвещение, 1998.
- Трофимов В.М. азбука маленького пешехода. 6 – 8 лет. – 1998.
- Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
- Шалаева Г.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2004.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
- Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет. – Анселл – Пресс, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомление детей с ПДД"
Актуальность работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в ДОУ...
Статья "Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"
Именно на этом этапе важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации....
План работы ДОУ по профилактике дорожно –транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения
Основные задачи. Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Учить наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, ориентироваться в ближайшем пространственном окружении. ...
Презентация "Из опыта работы: Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с ПДД"
С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Поэтому обучение б...
«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Государственное бюджетное учреждение дополнительногопрофессионального образования Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования Кафедра профессионального образования...
«Система работы ДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей с правилами дорожного движения»
Цель: Создание в ДОУ условий оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, формирование у детей умений пользоваться знаниями и следить за своим поведением в...
Консультация для педагогов "Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"
Российская Федерация Министерство просвещенияУправление образования городского округа КрасногорскМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №4143408 Московская область, г. Крас...