Формирование у дошкольников безопасного поведения посредством сказкотерапии.
методическая разработка по обж

В современных условиях проблема обеспечения безопасности по ПДД, ПБ в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению на улицах города, в транспорте, на дорогах в ситуациях социального характера.
Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Не зря прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад № 16

Колпинского района Санкт-Петербурга

Формирование у дошкольников безопасного поведения посредством сказкотерапии.

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории-

Жаак Марина Геннадьевна

Пояснительная записка

Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.

Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Для сотрудничества меня побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и семьи в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС по вопросам безопасности и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и безопасного поведения через сказкотерапию.

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания дошкольников.

Актульность

В современных условиях проблема обеспечения безопасности по ПДД, ПБ в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению на улицах города, в транспорте, на дорогах в ситуациях социального характера.

Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Не зря прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.

К сожалению, сегодня многие родители и педагоги считают сказки «пережитком прошлого». Они перегружают ребенка научными знаниями, не придавая большого значения развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам может привести к проблемам и возникновению в жизни ребенка опасных ситуаций.

Сказкотерапия

– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и др.

Новизна

Для закрепления пройденного материала в обучении с детьми я использую ЭОР. Мультимедийные презентации, это самый интерактивный способ представления информации по принципу «Рассказываю и показываю». Я провожу занятия с применением компьютера. Презентации   выполняют функции демонстрационного материала, которые заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Материал (сказки), с которыми я знакомлю ребят доступен и родителям-на странице группы в соцсети ВК .

А также активно использую в своей работе книгоиздательство. Сказки, которые мы с детьми обсуждали могут быть изготовлены в совместной образовательной деятельности. Они могут быть доступны детям в любой отрезок времени пребывания в группе.

Цель: Формирование безопасного поведения  у дошкольников через сказкотерапию.

Задачи

1. Установить единства воспитательного процесса между детским садом и семьей.

2. Развивать способность практически применять полученные знания в жизни.

3. Организовать работу по развитию словесного творчества.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, ПБ и культуру поведения.

Направления

• Активность

• Самостоятельность

• Творчество

• Эмоциональность

• Произвольность

• Связная речь

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Игровые методы и приемы сказкотерпии :

• Словесная режиссерская игра,

• ритмические упражнения

• словесное комментирование,

• фантазирование, словесное рисование

При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:

1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.

2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Результативность

У Детей

1. Обогатился внутренний мир ребенка,

2. Научились находить выход из проблемной ситации

3. Улучшилось социально-эмоциональное состояние детей

4. Повысилась самооценка

5. Расширился словарный запас и словесное фантазирование

6. Снизился уровень тревожности и агрессивности

7. Выработалась привычка правильно вести себя в окружающем мире.

8. Дети научатся придумывать собственные сказки

(в приоритете на старший возраст).

У родителей

1. Создание авторских иллюстрированных книжек-малышек по ПДД и ПБ.

Педагоги

1. Активизирована работа по организации общения детей- родителей- педагогов в процессе создания сказок по ПДД, ПБ

2. Изготовление авторских книжек-малышек

3. Создание мультимедийных презентаций по авторским сказкам. 

Вывод

Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.

Сказкотерапия - это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного ...

«Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице в процессе ознакомления с Правилами дорожного движения в игровой деятельности».

Актуальность темы: 1. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна, так как скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорога...

игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.

статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....

Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!»

Методическая разработка для проведения занятия  в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.Тема: «Я заметен!»Цель:-по...

Перспективный план работы по формированию у дошкольников безопасного поведения вблизи дороги

В условиях роста интенсивности движения и плотности транспортных потоков одна из актуальных проблем современности связана с обеспечением безопасности на дорогах и соблюдением правил дорожного движения...

презентация "Формирование у дошкольников безопасного поведения на дороге посредством использования ИКТ"

Педагогическая идея – соединение современных технологий с традиционными формами работы.  Новизна – разработка системы использования ИКТ в образовательной деятельности по формированию ...