Формирование у дошкольников безопасного поведения посредством сказкотерапии.
методическая разработка по обж
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnikov_bezopasnogo_povedeniya_posredstvom_skazkoterapii.docx | 107.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
Колпинского района Санкт-Петербурга
Формирование у дошкольников безопасного поведения посредством сказкотерапии.
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории-
Жаак Марина Геннадьевна
Пояснительная записка
Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Для сотрудничества меня побудил поиск точек соприкосновения ДОУ и семьи в плане преемственности в новых условиях реализации ФГОС по вопросам безопасности и ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и безопасного поведения через сказкотерапию.
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания дошкольников.
Актульность
В современных условиях проблема обеспечения безопасности по ПДД, ПБ в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательного учреждения, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности, обучение безопасному поведению на улицах города, в транспорте, на дорогах в ситуациях социального характера.
Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. Не зря прежние бабушки и дедушки занимаясь воспитанием внуков, не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали занимательные истории, из которых становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.
К сожалению, сегодня многие родители и педагоги считают сказки «пережитком прошлого». Они перегружают ребенка научными знаниями, не придавая большого значения развитию «практического интеллекта», передаче и накоплению жизненного опыта. Чрезмерно развитая интеллектуальность в ущерб элементарным житейским представлениям и навыкам может привести к проблемам и возникновению в жизни ребенка опасных ситуаций.
Сказкотерапия
– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет развиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с ситуациями реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность.
В настоящее время, сказка все чаще стала использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождения выхода из проблемной ситуации (отношение между сверстниками, родителями и детьми и т. д., коррекция психической и эмоционально-волевой сферы, развитие речи и др.
Новизна
Для закрепления пройденного материала в обучении с детьми я использую ЭОР. Мультимедийные презентации, это самый интерактивный способ представления информации по принципу «Рассказываю и показываю». Я провожу занятия с применением компьютера. Презентации выполняют функции демонстрационного материала, которые заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Материал (сказки), с которыми я знакомлю ребят доступен и родителям-на странице группы в соцсети ВК .
А также активно использую в своей работе книгоиздательство. Сказки, которые мы с детьми обсуждали могут быть изготовлены в совместной образовательной деятельности. Они могут быть доступны детям в любой отрезок времени пребывания в группе.
Цель: Формирование безопасного поведения у дошкольников через сказкотерапию.
Задачи
1. Установить единства воспитательного процесса между детским садом и семьей.
2. Развивать способность практически применять полученные знания в жизни.
3. Организовать работу по развитию словесного творчества.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение ПДД, ПБ и культуру поведения.
Направления
• Активность
• Самостоятельность
• Творчество
• Эмоциональность
• Произвольность
• Связная речь
Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.
Игровые методы и приемы сказкотерпии :
• Словесная режиссерская игра,
• ритмические упражнения
• словесное комментирование,
• фантазирование, словесное рисование
При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:
1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.
2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Результативность
У Детей
1. Обогатился внутренний мир ребенка,
2. Научились находить выход из проблемной ситации
3. Улучшилось социально-эмоциональное состояние детей
4. Повысилась самооценка
5. Расширился словарный запас и словесное фантазирование
6. Снизился уровень тревожности и агрессивности
7. Выработалась привычка правильно вести себя в окружающем мире.
8. Дети научатся придумывать собственные сказки
(в приоритете на старший возраст).
У родителей
1. Создание авторских иллюстрированных книжек-малышек по ПДД и ПБ.
Педагоги
1. Активизирована работа по организации общения детей- родителей- педагогов в процессе создания сказок по ПДД, ПБ
2. Изготовление авторских книжек-малышек
3. Создание мультимедийных презентаций по авторским сказкам.
Вывод
Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.
Сказкотерапия - это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного ...
«Формирование у дошкольников безопасного поведения на улице в процессе ознакомления с Правилами дорожного движения в игровой деятельности».
Актуальность темы:1. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна, так как скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорога...
игровые обучающие ситуации в формировании у дошкольников безопасного поведения на улицах.
статьи помогут воспитателям применять игровые ситуации в работе с дошкольниками по ПДД....
формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах-перспективный план подготовительная группа
перспективный план по ПДД-подготовительная группа....
Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге. Тема: «Я заметен!»
Методическая разработка для проведения занятия в подготовительной группе детского сада по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге.Тема: «Я заметен!»Цель:-по...
Перспективный план работы по формированию у дошкольников безопасного поведения вблизи дороги
В условиях роста интенсивности движения и плотности транспортных потоков одна из актуальных проблем современности связана с обеспечением безопасности на дорогах и соблюдением правил дорожного движения...
презентация "Формирование у дошкольников безопасного поведения на дороге посредством использования ИКТ"
Педагогическая идея – соединение современных технологий с традиционными формами работы. Новизна – разработка системы использования ИКТ в образовательной деятельности по формированию ...