Конспект ООД «Следствие ведут знатоки… или история о том, кто похитил торт» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Сухова Светлана Евгеньевна

Проведение ООД поможет формированию у детей 5 – 6 лет представлений о профессии «полицейский», его роли в жизни людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 «Светлячок»

Конспект ООД

«Следствие ведут знатоки…

или история о том, кто похитил торт»

 для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Выполнила: воспитатель

 Сухова Светлана Евгеньевна,

высшая кв. категория,

Стаж работы 15 лет

г. Кулебаки, 2021 г.

   Приоритетная образовательная область ФГОС ДО - «Познавательное развитие».
        Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Коммуникация».
         Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

    Цель: формировать представление о профессии «полицейский» его роли в обществе у детей 5 - 6 лет.

    Образовательные задачи:

  • расширять представления у дошкольников о профессии «Полицейский», его роли в обществе;
  • закреплять знания об инструментах, предметах, элементах одежды, необходимых для профессиональной деятельности полицейского;
  • формировать основы безопасности.

    Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес, мышление, эмоциональную отзывчивость, умение слушать;
  • развивать у детей чувства контроля и самоконтроля, память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку;
  • активизировать в речи детей слова «следователь», «улика», «фоторобот», «криминалист», «свидетель»;
  • стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

    Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к людям этой профессии;
  • поддерживать доброжелательные отношения друг к другу умение работать в коллективе, общаться с взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Технологии:

  • игровые технологии;
  • технология интегрированного обучения;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • технология ТРИЗ (проблемная ситуация).

Методы и приемы:

  • Словесный метод: объяснение, пояснения, беседа – диалог, вопросы к детям, словесная инструкция, контроль и оценка работы, поощрение и похвала детей, обсуждение проблемы, поиск путей ее решения.
  • Наглядный метод: организационный момент- показ коробки в которой лежат вещи полицейского, показ презентации «Профессии полицейской службы», «Электронное письмо с места происшествия (фото комнаты до похищения и  после», показ презентации «Примеры фотороботов», база данных –  портреты сказочный героев.

Практический метод: выполнение практических заданий - найти похищенный предмет (принцип «найди отличие» , криминалистическая лаборатория (определение «Чей след»), составление фоторобота по словесному описанию, сравнение фоторобота с портретами из базы данных.

 Игровой метод:  приветствие «Передай улыбку по кругу», пальчиковая гимнастика  «Полицейским хочу стать», игра на развитие слухового внимания «Угадай по описанию», игровой момент - «Цветные палочки» (дети делятся на две команды), Сюрпризный момент – награждение.

Проблемная ситуация: Произошло преступление. В одну из квартир проник похититель и что-то там похитил. 

  • Перечень оборудования и используемых материалов: сюжетный рисунок с изображением комнаты (окно, шкаф, стол, на котором нарисованы разные продукты питания, в том числе торт); второй рисунок точно такой же, за исключением торта; листы бумаги с разными следами; краски, картинки с изображением сказочных героев: Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, Шапокляк; детали частей лица данных персонажей, конверт, в котором находится рисунок, где старуха Шапокляк с тортом; коробка, в которой лежат полицейские принадлежности: фуражка,  кобура и пр.

Ожидаемый результат: проведение ООД поможет формированию у детей 5 – 6 лет представлений о профессии «полицейский», его роли в жизни людей.

Перспектива: трансляция презентации на сайте ДОУ https://светлячок-29.рф/ на персональной страничке в педагогическом сообществе https://nsportal.ru/suhova-svetlana-evgenevna.

Ход:

  1. Организационный этап:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте с вами познакомимся. А поможет нам в этом вот этот озорной колокольчик. (показывает колокольчик).

Приветствие: «Передай улыбку по кругу» 

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Воспитатель: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам с помощью этого озорного колокольчика. Мы будем передавать колокольчик по кругу и друг другу дарить улыбку, и называть свое имя. Таким образом Колокольчик должен поприветствовать каждого из нас.

  1. Основной этап:

Воспитатель: ребята, посмотрите я сегодня к вам шла и нашла вот эту коробку. Вам интересно посмотреть, что же там находится? Тогда давайте с вами займем свои места и посмотрим.

Воспитатель показывает детям коробку и достает оттуда предметы, принадлежащие профессии полицейского.

Воспитатель: Ребята, это случайно не ваши вещи?  А кому они принадлежат? Дети: Да, правильно. Полицейскому.

Воспитатель: Скажите пожалуйста, кто такой полицейский, что делает? Чем занимается?

Дети: он защищает, наводит порядок, оберегает, помогает, охраняет, ловит нарушителей.

Воспитатель: Да, вы правы! Ребята, в полиции служат очень много людей этой профессии: участковый, следователь, эксперт - криминалист, кинолог, и т. д. и с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

(показ презентации)

Мы уже сказали, что полицейские наводят порядок, ловят нарушителей. Но нарушители бывают очень хитрые и не всегда их можно сразу поймать. И здесь за работу берутся люди, которых называют следователями.  

 - Может быть вы уже знаете, чем занимаются следователи?

 - Следователи -  ищут следы, которые оставил нарушитель. Это могут быть любые мелочи: клочок бумаги, след от обуви, отпечаток пальца и другие предметы. Их называют – улики. Еще раз вспомним, что такое улики?

Дети: (Это следы, любые мелочи, которые оставил нарушитель).

 (фонограмма - звонок телефона)

Воспитатель: Да! Хорошо! Мы постараемся!

 - Ребята, мне только что сообщили, что совершено преступление!

 - В одну из квартир проник нарушитель и что-то похитил.

 -И нас просят помочь провести расследование. Вы хотите быть следователями и найти воришку?

 - Ребята, я волнуюсь, а мы справимся с такой сложной задачей?

Дети: Да.

Воспитатель: Итак, кем мы сейчас будем? Правильно, сейчас мы с вами будем следователями.

(показ презентации)

Воспитатель: На почту детского сада пришло электронное   письмо с места преступления.

Воспитатель: Внимание на экран! На экране фотографии преступления. Так выглядела комната до похищения, а так – выглядит после (показывает на второй). Наша задача найти похищенный предмет.

На экране два одинаковых слайда с изображением комнаты, но на одном из них отсутствует торт (принцип «найди отличие»). Ответы детей: Торт!

Воспитатель: Правильно, из квартиры похищен торт, но появились чьи –то следы, а чьи это следы мы не знаем. И тут за работу берутся криминалисты.

Криминалист - это человек, который изучает все найденные улики и помогает разгадать преступление.

Как называется человек, который изучает все найденные улики и помогает разгадать преступление?

Сейчас мы будем криминалистами. Кем мы сейчас будем?

Но прежде, чем приступить к такой ответственной работе, надо подготовить пальчики.

Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять               
загибание пальцев начиная с большого
Полицейским хочу стать                   сжимание и разжимание кулаков
Буду добрый, честный, сильный,        разгибание пальцев начиная с мизинца
Мужественный, справедливый.
Буду слабым помогать,                     
сжимание и разжимание кулаков
Их в обиду не давать                         
кисти рук «здороваются»

Воспитатель: с места преступления доставлены улики. 

И если вы правильно и четко сработаете, то увидите – улики. Я предлагаю вам пройти в криминалистическую лабораторию.

- Ребята, у каждого из вас лежит лист бумаги, на котором вероятнее всего есть следы нашего преступника. Ваша задача, с помощью красок и кисточки определить, чей же это след.

(Дети берут кисть и закрашивают свой лист красками, и там проявляется отпечаток следа: кошки, собаки, птицы, человека и др.).

Воспитатель: Ребята, а сейчас, возьмите пожалуйста лупу, рассмотрите поближе следы.

 - Артем, на чьи следы похожи твои? (ответы детей). Да, ты настоящий криминалист!

- А теперь поверните листок на другую сторону и проверьте, правильно ли вы догадались.

- Вы догадались, кто же это мог быть? 

Воспитатель: Действительно, следов много, и какой из них принадлежит похитителю, трудно определить.

Дети: И вот тут на помощь могут прийти свидетели.

Воспитатель: свидетели - это те люди, которые случайно оказались на месте преступления и видели преступника.

По словам одного из свидетелей, был составлен фоторобот. Какое интересное слово.

Ребята, посмотрите на экран. Вот примеры фотороботов. Они составлены со слов следователей.

 (показ презентации)

Воспитатель: Давайте я сейчас попробую описать кого - нибудь из вас, и вы попробуете отгадать, про кого я говорю.

 (дети, с помощью палочек концы которых окрашены в два цвета, делятся на две команды).

- Ребята, перед вами лежат конверты для каждой команды. Откройте конверты, достаньте всё содержимое.

  - Ваша задача составить фоторобот предполагаемого похитителя по описанию, которое я сейчас вам буду зачитывать. Слушаем внимательно!

Воспитатель: лицо худое с вытянутым подбородком, круглые маленькие глаза, длинный острый нос, узкие губы, на голове чёрная шляпка.

(дети выполняют задание по словесной инструкции дети подбирают детали и составляют «фоторобот)

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть в базе данных.  Внимание!  На экране фотографии. Нам надо посмотреть, нет ли там того, кого мы
ищем и сравним с нашим фотороботом.

(на экране появляются портреты Карлсона, Красной Шапочки, Буратино, Винни-Пуха, Шапокляк. В заключении у всех должен получиться фоторобот Шапокляк. Дети сравнивают, делают выводы, называют похитителя.)

Воспитатель: Так кто же у нас похититель торта?

Дети: Шапокляк. 

Воспитатель: Ура! Мы справились, я вас поздравляю! Ребята, надо срочно сообщить в полицию. Алло мы раскрыли преступление, всю информацию мы отправим вам по почте. Дело можно считать раскрытым! Вы настоящие сыщики. Поздравляю вас с успешным расследованием! За активную и хорошую работу вы награждаетесь медалями «Юного полицейского».

  1. Заключительный этап:

Рефлексия «Хорошие новости»

Воспитатель: А теперь вспомним, о ком мы говорили, с помощью нашего озорного колокольчика. Дети отвечают на вопросы: Кто такой следователь? Криминалист? Что такое улика? Чем вы сегодня занимались?

Литература:

  1. Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 г.;
  3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М: Москва – 2009г.;
  4. Буре Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: Мозаика-Синтез, 2014г.;
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов ДОУ.-М.: Мозаика-Синтез, 2014г.;
  6. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. М.: Мозаика-Синтез, 2014г.;
  7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. –М., 1988г.;
  8. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов.-Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.;
  9. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство «Совершенство», 2007г.;
  10. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. - М.: Сфера, 2005г.;
  11. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина., Издательство ГНОМ 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого педагогического мероприятия по рисованию на тему "В гостях у Феи Разноцветье" в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Конспект открытого педагогического мероприятия по рисованию на тему "В гостях у Феи Разноцветьи" разработан с целью ознакомления старших дошкольников с приёмом нетрадиционного рисования - тампон...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие в зимний лес»

1.Закрепить представления о сезонных изменениях в природе, о свойствах и качествах льда.2. Уточнить и расширить представления детей о жизни в природных условиях диких животных: как приспосаблива...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие» (развитие математических представлений) для детей группы  общеразвивающе...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (А. А. Вахрушева «Здравствуй мир» ) для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (А. А. Вахрушева «Здравствуй мир» ) для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет Дикие и...

Конспект итогового занятия по развитию речи для детей группы общеразвивающей направленности второй группы раннего возраста на тему «Кошка с котенком в гостях у ребят»

Формировать способность детей к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом и предложением, состоящим из двух слов....