Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Безопасность на воде!»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Задачи данного занятия: 1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности.
2. Обогатить впечатление детей о работе спасателей, капитанов, водолазов. Расширить знания о «водных» профессиях, их функциональных обязанностях.
3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
4. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.
Средства обучения: наглядные/демонстрационные: глобус, изображения капитана, аквалангиста, спасательных кругов, спасательных жилетов, водных аттракционов, карточки с правилами безопасного поведения на воде.
-электронные (презентация)
-аудиовизуальные (музыкальная композиция)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в тёплое время года. | 632.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
«Безопасность на воде»
образовательная область «Познание»
логопедическая группа №8
Подготовила и провела:
Воспитатель
Донченко Екатерина Сергеевна
Цель: Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в тёплое время года.
Задачи: 1. Расширять представления о причинах несчастных случаев на воде, дать представление о действиях в случае опасности.
2. Обогатить впечатление детей о работе спасателей, капитанов, водолазов. Расширить знания о «водных» профессиях, их функциональных обязанностях.
3. Развивать способность помогать и сочувствовать людям.
4. Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде.
Средства обучения: наглядные/демонстрационные: глобус, изображения капитана, аквалангиста, спасательных кругов, спасательных жилетов, водных аттракционов, карточки с правилами безопасного поведения на воде.
-электронные (презентация)
-аудиовизуальные (музыкальная композиция)
Ход занятия:
1. Оргмомент: Воспитатель: -Посмотрите на нашу планету. Как вы думаете, почему нашу планету называют «голубой»?
Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишённые воды, быстро погибают. Потеря воды для организма опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека.
Игровой приём «Отгадай загадку»:
Она бежит, струится, Он слегка затянут ряской,
Струйки не бегут. На солнце серебрится.
Склонились молчаливо Заколдован, будто в сказке,
Над ней густые ивы. (Река.) Старый, тихий … (пруд).
2. Беседа «Вода- Друг - Враг»
Воспитатель: - Но бывают ситуации, когда вода становится для человека врагом. Как вы думаете, в каких ситуациях это может случиться?
(ответы детей) - Если произошло наводнение.
– Когда нас заливают соседи сверху.
– Если мы купались и начали тонуть
Воспитатель: -Молодцы, всё верно! И сегодня мы познакомимся с правилами поведения на воде. Ведь сейчас у нас с вами какое время года? (ответы детей) Верно, лето. Почему летом нам так хочется искупаться ? (ответы детей: летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь, поехать на море с родителями в отпуск, на каникулы).
3. Беседа «Летом на море/водном просторе». Воспитатель: И сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Чтобы не испортить себе отдых, надо соблюдать определенные правила безопасного поведения.
-Какие правила вы можете сформулировать?(ответы детей)
Самое главное правило: когда мы купаемся, рядом должны быть взрослые!
– Нельзя нырять в незнакомых местах.
– Нельзя заплывать за буйки.
– Играя в воде, даже в шутку нельзя "топить" своих друзей.
-Нельзя кричать «спасите, тону!» просто так, в шутку.
Воспитатель: -Всё правильно! В ваших ответах прозвучало слово "буек". Что оно обозначает?
Буек – поплавок, выставляемый для обозначения места постановки сетей, указание чего-либо на воде. Но все мы знаем и видели в основном буйки на море. Это ограничители пляжных зон. То есть за ними купаться запрещено, по причине большей вероятности появления опасной ситуации - человек возможно не сможет справиться, а спасатели не успеют оказать помощь. За пределами буйков может ездить водный транспорт, который по неосторожности и не заметив задеть и навредить здоровью человека. И сами буйки сделаны так, чтобы они как поплавки были над водой и ясно давали понять что это предельная граница, которую просто нельзя пересекать.
Воспитатель: А скажите мне, с какими людьми вы можете встретиться, отдыхая у водоема?( Со спасателями, капитанами, матросами, водолазами).
- Что входит в обязанности капитана? (Управлять судном, не сбиваться с маршрута, следить за работой (действиями) своей команды).
Послушайте небольшое стихотворение о военных моряках
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает, что моря страны,
Границы океанов
И днем и ночью быть должны
Под бдительной охраной!
4. Физкультминутка
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам сыграть в игру "Экипаж, стройся". Мы же с вами теперь команда на корабле.Правила игры: Под веселую музыку (песня Исаака Дунаевского «Капитан, капитан, улыбнитесь!») моряки "гуляют по берегу". Но как только прозвучит команда "Экипаж, стройся", все должны построиться в одну линию.
Воспитатель: Занимайте ваши места. Продолжаем разговор! А кто такие спасатели? (Летом мы часто видим их у реки, у маря. Они наблюдают за поведением людей и оказывают помощь, если кому-то вдруг стало плохо, человек начал тонуть)
Воспитатель- Да! Это очень сложная и ответственная работа, поэтому постарайтесь вести себя так, чтобы спасателям не пришлось выручать из беды вас. И еще запомните, что нельзя кричать: "Тону!" – если не происходит ничего серьезного. Спасатели бросятся к вам на этот крик, а в данное время в воде может оказаться человек, которому на самом деле понадобится помощь. Выясняя, что вы пошутили, спасатели потеряют силы и время.
Воспитатель: Вы назвали еще одну профессию, связанную с водой, – водолаз.
Воспитатель: Подышим как водолазы: носом - вдох, ртом – выдох.(дети выполняют)
Воспитатель: Кто сможет что то рассказать про эту профессию, помните, мы с вами как то затрагивали эту тему на прошлых занятиях?
ребёнок: У водолаза тяжёлый шлем, ботинки, у него костюм такой – воду не пропускает, он в нём даже под лёд может опуститься и не замёрзнет. Водолаз помогает доставать из воды машины, самолёты, ну ещё что там может, найдут.
ребёнок: Водолаз с корабля в воду погружается на толстой верёвке. Под водой он делает разную работу. Он прокладывает трубы, ремонтирует корабли.
ребёнок: А водолазы ещё убирают со дна мусор: трубы острые, старые лодки, даже колёса от машин могут найти, а ещё они могут спасать людей. Водолазы изучают рыб, осьминогов.
Воспитатель: Молодцы, всё верно! С развитием науки люди придумали легкий костюм для водолазов. В нем нет шланга для воздуха. Воздух человек берет с собой в баллонах, подвешенных за плечами. Это устройство называется аквалангом. С помощью одетых на ноги резиновых ласт аквалангист плывет, куда хочет.
Воспитатель: Кого из них чаще можно увидеть у водоема, водолаза или аквалангиста? (аквалангиста) Где вы видели людей с аквалангами? ( На море) В каких ситуациях? (Аквалангисты обучали отдыхающих пользоваться подводным снаряжением и нырять в нем).
Воспитатель: Сейчас сделаем упражнение для развитие дыхания
Чтоб овладеть грудным регистром
Я становлюсь Аквалангистом
Сейчас начну я опускаться.
Мой голос будет отражаться
Все ниже опускаюсь, ниже
А дно морское ближе, ближе
И вот уж в царстве я подводном
Хоть опустился глубоко
Но голосом грудным свободным
Распоряжаюсь я легко
5. игра «Будь внимателен»
- А теперь мы прочитаем рассказ водолаза и ответим на вопрос: какие правила безопасности нарушали дети?
РАССКАЗ ВОДОЛАЗА
Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз...
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
"Если кто-нибудь утонет –
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке –
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки...
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы
Должен я ловить ребят...
В общем, я скажу всем так,
Что купанье – не пустяк!"
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
Вопросы детям: – Что приходилось наблюдать водолазу (Дети воевали на плотах, ныряли в неположенных местах, заплывали за буйки и поэтому тонули).
-А какие животные умеют спасать людей на воде? (Собаки-водолазы)
На чем еще, кроме плотов, можно кататься и плавать по реке?( На лодках, надувных матрасах, кругах, камерах).
– Какая опасность подстерегает вас при катании на надувных предметах? (Они могут сдуться или перевернуться)
- Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Но и здесь существуют определенные правила безопасности.
Во-первых, кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.
Во-вторых, прежде чем сесть в лодку, надо проверить, исправна ли она, нет ли течи, в порядке ли весла.
В-третьих, на борту должны быть спасательные средства и черпак для вычерпывания воды.
Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать. Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.
Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.
Нельзя заплывать на лодке в места массового купания.
-Почему, как вы думаете? (Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.).
6. Физминутка «Море»
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
7. Рисование :«Нарисуй знак «Безопасность на воде!» (Предлагается изобразить знаки обозначающие: купание запрещено, не заплывать за буйки, место для купания и др.)
8. Игра «Что я возьму на пляж?»
Воспитатель: - Сейчас, ребята, мы проверим, как вы умеете собираться на пляж. Нужно выбрать карточки с названием предметов, необходимых для похода на пляж и объяснить свой выбор.
9. Закрепление. Правила. Итог занятия:
Как избавиться от судорог.
1) Позовите на помощь людей.
2) Постарайтесь глубоко вдохнуть воздух, расслабиться и свободно погрузиться в воду.
3) Возьмитесь двумя руками под водой за голень сведѐнной ноги, с силой согните колено, а затем выпрямите ногу с помощью рук, делая это несколько раз, пока хватает дыхания.
4) При продолжении судорог до боли щипайте голень ноги.
5) Захватите двумя руками большой палец ноги и потяните на себя.
6) После прекращения судорог смените стиль плавания, полежите некоторое время на спине, затем медленно плывите к берегу.
Если вы захлебнулись водой.
1) Не паникуйте, постарайтесь развернуться спиной к волне.
2) Прижмите согнутые в локтях руки к нижней части груди и сделайте несколько резких выдохов, помогая себе руками
3) Очистите рот и нос от воды, сделайте несколько глотательных движений.
4) Восстановите дыхание, ложитесь на живот, двигайтесь к берегу.
5) При необходимости позовите на помощь людей.
Если вы увидели тонущего человека.
1) Привлеките внимание окружающих громким криком «Человек тонет!»
2) Бросьте ближе к утопающему спасательный круг, резиновую камеру и т.д.
3) Вызовите скорую помощь.
4) Если утопающий рядом с вами - не дайте ему схватить вас за шею или руку, подплывите к нему сзади и схватите за волосы. Переверните на спину, приподнимите голову.
- Если мы все будем соблюдать правила безопасности поведения на воде, наш отдых пройдёт удачно и весело. Я думаю, ребята вы запомните правила поведения во время купания. И не забывайте самое главное правило: Чтобы не было беды – будь осторожен у воды!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Круговорот воды в природе" для детей 5-6 лет
Данное занятие является продолжением цикла "Путешествие Капельки" (см. публикации) и знакомит детей с круговоротом воды в...
План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Вода - водичка»
Цель: Формировать у детей представления о качественных изменениях воды и ее свойствах.Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Учить проводить опыты с водой, делать выводы. Развивать сенсорну...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды" в средней группе
Занятие-экспериментирование в средней группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Волшебница вода"
Конспект занятия...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»
Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Экспериментирование с водой «Это чудо - Вода»
Задачи:Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде. Продолжать выявлять свойства воды: прозрачная, без запаха, легко льется, меняет цвет, вкус, запах и т. д. Развивать мышление, познавательную ...