Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
статья по обж
Формирование основ безопасного поведения у детей - это повседневная, трудная, но крайне важная работа. Данная статья раскрывает важность этой работы и знакомит с методами, которые можно использовать в своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_bezopasnoy_zhiznedeyatelnosti_u_doshkolnikov.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
Детство – самый уникальный период в жизни человека. Именно в это время происходит становление личности, закладываются основы мировоззрения, формируются основы здорового образа жизни и отношение к окружающему миру. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.
В тоже время, дети, являются самой незащищённой частью человечества. Познавая мир, который их окружает, они часто попадают в ситуации, которые вредят их жизни и здоровью. Дошкольники подвижны, чрезвычайно любознательны и эмоциональны. Физическая слабость по сравнению с взрослыми людьми, недостаток опыта взаимоотношений с окружающими, с природными явлениями, техникой, непонимание подстерегающих опасностей, вызывают множество проблем.
Наша современная жизнь доказала, что только культура безопасного поведения каждого ребенка, сформированная с раннего детства, может обеспечить безопасность жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни.
В работе с детьми дошкольного возраста основное содержание работы по формированию основ безопасного поведения строится на трансляции предупредительных правил. Большая часть этих правил отрабатывается в реальной жизни ребёнка, например, в рамках формирования культурно – гигиенических правил, речевого этикета и пр. Надо отметить, что вторая группа правил (правила поведения в опасной ситуации) более активно и эффективно отрабатывается в условиях семейного воспитания. Поэтому работа педагогов тесно связана с работой по взаимодействию с семьями воспитанников.
Каждый день мы сталкиваемся с тем, что люди нарушают правила безопасного поведения: кто из-за незнания объекта воздействия, а соответственно правил безопасного поведения и способов их выполнения; кто-то из-за нежелания выполнять правила и др. Именно причины нарушения правил безопасности определяют основные блоки системной работы по формированию основ безопасного поведения.
К ним относятся:
- Знания (опасностей, их особенностей, причины возникновения), которые необходимо давать детям
- Навыки (защиты от опасности и предотвращение опасных ситуаций), которые надо сформировать
- Культура безопасного образа жизни (отношение к безопасности с позиции себя, других людей или объектов природы), которую надо воспитывать.
Только так появляется система, и соответственно есть положительный результат в работе с детьми.
Методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников
Методы | Младший и средний дошкольный возраст (3-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Наглядные | Образец поведения взрослых и старших дошкольников | Образец поведения взрослых |
Рассматривание картин, предметных картинок, иллюстраций, наглядных пособий | Рассматривание картин, предметных картинок, буклетов, иллюстраций, наглядных и мультимедийных пособий | |
Просмотр мультфильмов | Просмотр обучающих мультфильмов, фильмов | |
Показ мультимедийных презентаций | Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий | |
Показ кукольных представлений по проблемным ситуациям | Показ кукольных и драматических спектаклей по проблемным ситуациям (дети смотрят) | |
Комментированный показ безопасных действий с предметами и объектами, показ простейших опытов | Демонстрация элементарных опытов, Показ приёмов самозащиты | |
Простейшие наблюдения | Сравнительные наблюдения, экскурсии | |
Словесные | Ситуационное индивидуальное общение | Ситуационное индивидуальное и групповое общение |
Объяснение, напоминание | Объяснение, напоминание, словесная инструкция | |
Чтение художественной литературы, загадывание загадок | Чтение художественной литературы, загадывание и сочинение загадок | |
Рассказ, рассказ - пояснение | Рассказ, составление рассказов из личного опыта детей | |
Беседы, обсуждение проблемных ситуаций | Беседы, решение проблемных ситуаций | |
Практические | Игры с правилами, игровые упражнения | Игровые упражнения, игры с правилами (в том числе и с использованием флэш-презентаций), компьютерные игры, игры - придумывания |
Ситуационно – имитационное моделирование действий с потенциально опасными предметами домашнего обихода | Игровые упражнения и моделирование ситуаций с использованием макетов группы, комнаты, транспортных средств, улицы города, игровые упражнения в авто городке | |
Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера | Выполнение творческих проектов, проведение викторин, конкурсов, командных игр | |
Совместное изготовление газет | Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов | |
Изготовление книжек - самоделок | Изготовление книжек – самоделок, электронных книг, съемка мультфильмов | |
Игры - инсценировки | Подготовка и показ спектаклей (дети готовят и показывают) | |
Изготовление классификационных таблиц | ||
Проведение тренингов | ||
Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны |
Используемая литература:
Формирование основ безопасного поведения у детей 3 -8 лет: методическое пособие для воспитателей / Т. И. Гризик, Г. В. Глушкова. – М. Просвещение 2015 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников"
в консультации представлены игры и игровые упражнения для дошкольников....
Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Основное содержание программы направлено на формирование у дошкольников 5-7 лет представлений о правилах безопасного поведения и воспитание культуры личной безопасности. В ней раскрываются организацио...
Приложения 1 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в старшей группе по ФОБЖ...
Приложение 2 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в подготовительной группе...
Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...
Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
Одно из важных условий при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю - формирован...